«Реформатор» Чубайс, став в 1996 году главой президентской администрации, на вопрос, чего ему в возглавляемой им структуре не хватает, ответил: системы подбора кадров, как в ЦК КПСС. А Дмитрий Медведев, только-только приступив к исполнению обязанностей главы государства, вынужден был сразу поставить вопрос о кадровой реформе.
По сути, за неимением лучшего в стране восстановлена, даже и с номенклатурными привилегиями, советская кадровая система. Фундаментальных изъянов у этой системы оказалось два. Лояльность (прежде всего идеологическая) стала важнее компетентности. А постепенно воцарившаяся несменяемость высших партработников и чиновников (так как система номенклатуры открыта только снизу) в конце концов закупорила кадровую мобильность. Новация нынешней кадровой системы только одна - появление узкого канала вливания в госаппарат представителей частного бизнеса и гораздо более широкого канала «сброса» старых или провинившихся новых номенклатурных работников в государственные и окологосударственные бизнес-структуры и фонды.
Предполагалось, что приток свежей крови поможет усовершенствовать качество госуправления. Так списки наиболее перспективных управленцев начали формироваться в регионах в прошлом году по совету Дмитрия Медведева и по подобию федерального кадрового резерва. Всего в них вошли 30 308 человек, на долю молодежи (в возрасте до 35 лет) пришлось в среднем 30%.
В Кремле подсчитали, что каждый третий замгубернатора назначается из резерва управленческих кадров - списка наиболее эффективных государ¬ственных менеджеров, сформированного в регионах по совету президента России Дмитрия Медведева. Приток свежей крови задумывался как катализатор для обновления системы управления. Но, несмотря на перевыполненный план с менеджерами нового формата, качество управления регионами не меняется, утверждают эксперты. Чиновничьи элиты продолжают воспроизводить сами себя - конкурсная система отбора на скамейки запасных фактически отсутствует. Профессиональная состоятельность, вера в свое дело и безупречная репутация в сегодняшней России не являются конкурентными преимуществами.
Переместиться со скамейки запасных на государственную должность удалось 704 резервистам регионального уровня. По сравнению с первым кварталом этого года количество назначенцев выросло более чем в три раза, подсчитали в Кремле. Рекордсменами стали Красноярский край (39 человек), Санкт-Петербург (34) и Москва (32). В целом по России треть назначений на управленческие должности производится из кадрового резерва. В шестнадцати регионах это правило работает и вовсе без исключений.
По данным РБК daily, в большинство региональных списков попали чиновники, которые и до того находились во власти, только с пометкой на повышение: на должность замгубернаторов рекомендовались министры, а на должность министров - их замы, начальники профильных управлений или отделов. Бизнесмены или люди со стороны рекомендовались в основном для замещения должностей в организациях приоритетных сфер экономики и соцразвития. Эксперты полагают, что у этой медали две стороны: управленцу нужен опыт, но системе, чтобы она обновлялась, необходимы свежие кадры.
«Никакой кадровой революции или сдвига в управлении регионом не произошло», - уверяет волгоградский политолог Андрей Серенко (Волгоградская область вошла в число регионов, где все назначения в органы госвласти производятся из кадрового резерва). С одной стороны, это позволяет региону сохранить позицию середняка, с другой - вряд ли можно рассчитывать на прорыв, говорит Андрей Серенко. «В кризис ориентация местной элиты на застой еще оправдана, но через пару лет регион может переместиться в число отстающих, - считает г-н Серенко. - А поскольку каста чиновников остается замкнутой, новаторам взяться неоткуда».
По сути, региональные элиты продолжают воспроизводить сами себя, считает эксперт Общественной палаты, руководитель комиссии по вопросам регионального развития Вячеслав Глазычев. «Списки составляются не на конкурсной основе, а прямым назначением, - говорит он. - Если губернатор толковый, то и резервисты будут приличные, в противном случае получится все наоборот». Конкурсный отбор не проводится еще и из-за утомительности процедуры, убежден г-н Глазычев. «Девять лет назад конкурс на замещение государ¬ственных должностей проводился в Приволжском федеральном округе. На 20 мест в исходнике было 5 тыс. заявлений, выбрать победителей из 50 финалистов было крайне сложно, зато все потом сделали успешную карьеру, - вспоминает Вячеслав Глазычев. - В общем, конкурс вещь хоть и эффективная, но трудоемкая».
Сергей Мухин