Из загазованной суетной нервной столицы люди бегут в Подмосковье – глотнуть свежего воздуха, тишины, покоя. И за тридевять земель загонять себя нет надобности: Одинцово – в двух шагах от Москвы, вот они западные ворота из столицы в подмосковные леса и просторы. Цвести бы городу да цвести, купаться в благополучии, да что-то неладно в Одинцовском хозяйстве. На Старой Смоленской дороге обещанный рай как-то не процветает.
ГЛЯНЕЦ СО РЖАВОЙ ВОДОЙ
Уже на подступах к Одинцово проблемы начинают душить искателя подмосковного счастья. Ну да, дурные дороги – кто ж их на Руси не клянёт? Ладно бы одни ухабы да колдобины, привычная дорожная тряска. Это, так сказать, стихия, унаследованная чуть ли не от Рюриковичей, а то и от царя Гороха. Беда в том, что она помножена на рукотворное головотяпство наших дней.
Вода в городе вообще давно стала притчей во языцех. Коммунальные службы с поставкой воды явно не справляются. Мало того, и в квартирах обычных одинцовцев из тех, кому не посчастливилось вселиться в элитную высотку, с водой происходят малоприятные чудеса. Коммунальщики на свои нужды плату повышают из месяца в месяц – что делать: мировой кризис на дворе! Кому в радость раскошеливаться, но уж коли деваться некуда, то хотелось бы увидеть воочию, как вынутые из кармана денежки работают. Да куда там! Как текла до кризиса из кранов в неэлитных домах ржавая вода, так и ныне течёт того же цвета. По отчётным ведомостям расплачиваются жильцы за горячую воду, а из собственного житейского опыта знают, что температура её ниже нормы: вместо положенных 62 градусов по Цельсию водичка струится, нагретая ниже температуры человеческого тела – градусов 35, не больше.
Говорят, из римских фонтанов воду можно пить не боясь – до того чиста. Жители дома № 8 на улице Комсомольской в Одинцово о такой воде могут только грезить.
А пока они мечтают, предприимчивые коммунальщики научились делать деньги буквально из воздуха. Сказка – скажете вы? Реальность – ответят вам жильцы верхних этажей.
С ноября 2008 года коммунальщики подают в вечернее время в квартиры, что расположены с 9 по 16 этажи, вместо воды шипящий воздух. Пришёл человек с работы вечером, захотел почаёвничать и… либо обречённо слушай до утра, как шипит кран на кухне, потчуя жильца воздухом, либо спускайся с чайником на первый этаж к доброму соседу на водопой. Вот и получается, что платим мы не за воду, а за воздух.
Правда и жители первых этажей, куда вода доходит, не особенно радуются. Пить её нельзя. Цветом похожа на конскую ... Помнится, в романе Ярослава Гашека про бравого солдата Швейка такой водичкой поили зловредного подпоручика Дуба: так, то ж во время войны, да и то раз, а тут в мирное время изо дня в день. Что же за наказание такое?
С 2008 года был проведен ряд лабораторных исследований качества питьевой воды из системы холодного водоснабжения по домам нашего микрорайона: ул. Комсомольская, ул. Сосновая, ул. Маковского. Чудные «открытия» были совершены: оказывается, что эту ржавую водичку нельзя называть питьевой. В ней выявлено повышенное содержание фтора (аж 2,1 миллиграмм на литр при норме не более 1,5), да и уровень наличия железа явно зашкаливает, достигая 1,2 миллиграмм на литр при норме не более 0,3. Почти сказочная «мёртвая» вода – её не пить, ею только травиться. В официальном документе за подписью главного санитарного врача города Н. Ю. Мозгалиной такую воду признали недоброкачественной. Признать-то признали, а выводы какие? Никаких. Только объяснительная отписка от генерального директора ОАО «Одинцовский водоканал» В. В. Иванова: водопроводчики, мол, работают слажено, в поте лица, вины на них нет, а повышенное содержание железа и фтора в питьевой воде, делающей её недоброкачественной, объясняется, дескать, природной особенностью самой воды, которая подаётся из артезианских скважин. Иначе говоря, здесь вам не Рим, против природы не попрёшь, кройте природу по матушке и пейте ржавую фтористую воду, не подлежащую питьевому использованию.
Сколько можно платить за техническую воду, как за питьевую? А за воздух по вечерам вместо воды? Но увы решения нет. Хотя его можно реализовать, начав с приказа Администрации по установке фильтров на каждый дом за счет средств водоканала. А средства абоненты накопили своими платежами за «воду-мираж».
МУТИТЬ ВОДУ
Вода и вправду стала в Одинцове темой для злых шуток. Чего стоит «чудо» с тремя отстойниками воды по Союзной улице! Название «отстойник» коробит ухо, но было это место по дороге на железнодорожную станцию некогда отрадой для глаз. Красота такая, будто на берегах озёр игрой солнечных бликов на водяной ряби любуешься. Романтика. Но в 2006 году городские власти решили эти рукотворные «озёра» почистить. Дело благое, только ведь у нас действует роковой административный «закон» - хочешь, как лучше, а получается, как всегда. Пруды почистили, но тогда же один из них отдали ретивым застройщикам, а те на его месте воздвигли торговый комплекс, да так, что остальные пруды действительно превратились в отстойники, загадив их до состояния мусорного болота. Теперь на все просьбы инициативных горожан почистить загубленные пруды у администрации есть веская отписка – чистка проводилась в 2006 году, совсем недавно, на новую денег нет. Вот такая бумажная правда, не придерёшься.
СТРОИТЕЛЬСТВО С УГРОЗОЙ ДЛЯ ЖИЗНИ
Одна из самых наболевших проблем Одинцово – отсутствие генерального плана строительства. Сколько копий сломано в боях с точечной застройкой, которая по своей разрушительности сродни пагубным коммунальным уплотнениям «буржуазного» жилья поры военного коммунизма. Кто выигрывает от такого непродуманного хаотичного строительства, когда новые дома башенного типа втискиваются в жилые дворы, где и без того тесно?
Страдают все: и старожилы, и те, кто вселится в новостройку, поскольку возможности для перспективного развития городского квартала, изуродованного точечной застройкой, крайне ограничены. Чем дышать, когда кругом понатыканы, как каменные грибы, одни дома, а парки и рощи вырублены? Куда пристроить детей, если застройщики в погоне за крупной прибылью не обременяют себя «разорительными» социальными постройками? Зачем им тратиться на строительство убыточных детских садов, школ, спортивных площадок, поликлиник и прочих социальных объектов, без которых жилой дом выглядит как авиалайнер без крыльев?
Жажда быстрой наживы прокладывает окольные пути в обход всех градостроительных законов. Как вразумить районную администрацию и освободить от алчных застройщиков из «Ланеги-строя» внутренний жилой двор, образованный домами № 16 и № 22 по улице Маковского и домом № 16 по Верхне-Пролетарской улице? Вопреки мнению экологических экспертов, в нарушении законодательства, невзирая на протесты жильцов, там должна вырасти, хоть тресни, двадцатичетырёхэтажная башня с обширной подземной парковкой. Вдумчивого обсуждения этого проекта на стадии разработки не было, всё было решено кулуарно, жильцов поставили перед фактом. Теперь протесты против строительства звучат, словно пальба по воробьям. Разве застройщики из «Ланеги-строя» вкупе с районной администрацией не знали, что все три дома, между которыми они намерены втиснуть коммерческую башню в 24 этажа высотой, расположены в тектонически-опасном месте плывуна и заболоченности? Разве они задумались о том, что тень от строящейся башни лишит солнечного освещения множество квартир?
А как быть со школой № 3 на Верхне-Пролетарской улице? Ведь она – в двух шагах от намеченной стройки. На школьных уроках грохот строительной техники перекроет голос самого стойкого учителя, рассказы о Куликовской битве или законах Ньютона потонут в утробных «трелях» отбойных молотков. Стройка станет угрозой жизни детишкам, проживающих в соседних домах, поскольку дорога в школу и детский сад пересекается подъездными путями к стройплощадке. Это уже не полоса препятствий, а каждодневный риск попасть под колёса тяжёлых грузовиков.
Роза ветров на этом пятачке городского квартала такова, что выхлопные газы от автомобилей гарантированно будет сносить к окнам здания школы. Загазованность в этом районе и без того высокая, а после строительства жилой 24-х этажной башни с подземной парковкой здесь вообще будет нечем дышать. Жертвой нерадивых застройщиков уже стала большая детская площадка возле дома № 16, которая по кадастровым планам находилась за чертой арендованного под строительство участка земли, но, тем не менее, была ликвидирована..
А вековые сосны? Для строителей срубить их – раз плюнуть. Срубить-то срубили, а никто не подумал о компенсационном озеленении. Может, спохватившись и убоявшись гнева жильцов, и рады бы посадить молодые сосенки взамен вырубленным, но где? На крышах домов?
А как втиснуть в этот жилой массив новую школу и детский сад, старый-то и до строительства был переполнен? Или предполагаемые новосёлы из строящейся башни будут возить своих обожаемых чад на учёбу в Москву? А где молодёжи футбольный мяч погонять? Опять-таки на крыше дома? А поликлиника? В планах коммерсантов из «Ланега-строя» она не значится. Следовательно, жильцы из башни-новодела в случае болезни будут либо заниматься самолечением на дому, либо умирать в бесконечных очередях к врачам старой лечебницы. Вот что порождает хаос, непродуманность и погоня за наживой, спровоцированные точечной застройкой. А ведь ничто не мешает извлекать уроки из прошлых ошибок: в 2007 году «Ланега-строй» уже воздвигла на улице Маковского «1000-квартирный» жилой дом без социальной инфраструктуры – ни парковок, ни больниц, ни спорткомплекса в ближайшей окрестности. Такова участь района и здесь, если не остановить этот беспредел. И основными действующими лицами в этой истории является троица: Заказчик – Застройщик – Покровитель он же Главный дирижер. Скоро из нашего родного Одинцово надо будет уезжать на выходные в какую-то забытую цивилизацией деревню за глотком свежего воздуха, но куда деться от постоянных житейских проблем в остальное время?
НЕУПРАВЛЯЕМЫЕ УПРАВЛЯЮЩИЕ КОМПАНИИ
Вопрос о том, многих ли в Одинцово устраивает качество услуг в жилищно-коммунальной сфере, вызовет скорее саркастическую улыбку. Ведь ответ очевиден: для большинства жителей нашего города коммунальные услуги и коммунальные проблемы - синонимы.
За примерами далеко ходить не надо. Достаточно пройти на Комсомольскую улицу к тому же дому номер 8, сданному в эксплуатацию в 2005 году. Дата, которая должна была стать для жильцов нового дома одной из самых счастливых в жизни, обернулась годами хождений по мукам. Дело в том, что Застройщик сдал дом в эксплуатацию с множеством недоделок, исправить которые обязалась управляющая компания ЗАО УК «Дом Сервис». Собственники квартир не один раз обращались к УК с просьбой выполнить это условие договора. Однако управляющая компания на деле оказалась неуправляемой.
Основная задача управляющих компаний - предоставление качественных жилищно-коммунальных услуг, в том числе - проведение ремонтов, благоустройство придомовых территорий. Именно за это мы ежемесячно платим им немалые деньги. Однако, как выясняется, эти деньги уходят на что угодно, только не на содержание домов. Свидетельство тому - горы мусора во дворах, разрушающаяся кирпичная кладка домов, загаженные подъезды. Мимо некоторых домов ходить опасно для жизни.
Согласно п.11 ст. 162 Жилищного Кодекса РФ управляющая организация обязана ежегодно в течение первого квартала текущего года представлять собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год. Конечно, каждому жителю города было бы небезынтересно узнать, как его деньги работают на его же благо. Однако практически все управляющие компании это условие игнорируют. Учитывая то, что тарифы на услуги коммунальщиков в Одинцово не самые низкие в Подмосковье, жильцам есть, о чем задуматься. Например, почему не проводится текущий ремонт, на что расходуются деньги, предназначенные для уборки придомовых территорий?
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ИЗ ОБЕЩАНИЙ
8-й микрорайон не случайно называют островом. Ведь мы отрезаны от центра железнодорожными путями, через которые до сих пор не построен мост. На бумагах чиновников из городской администрации он давным-давно существует, только ходить по бумажному мосту так же трудно, как по водам Галилейского моря. Вот и приходится из 8-го микрорайона добираться до поликлиники, что лежит за железнодорожной станцией, будто за морем-океаном, объездными дорогами.
Несколько лет администрация города обещает построить мост. Однако дальше обещаний, завезенного песка и щебня дело с мертвой точки так и не сдвинулось. Вот и получился мост из надежд и обещаний.
Не спешат чиновники решать и проблему обеспечения маленьких жителей города местами в детских садах. Еще не родившись, малыш становится в очередь, чтобы попасть в дошкольное учреждение. И гарантии, что он туда попадет, нет. Правда, есть гарантия устроить ребенка в детский садик за немалые деньги. Только вот воспользоваться этой «услугой» молодым родителям не по карману. И попадают они в замкнутый круг. Чтобы воспитывать ребенка, родители должны работать, чтобы работать, ребенка нужно устроить в детский сад, но мест в детских садах нет. Как выйти из этого замкнутого круга, избиратели не раз спрашивали депутатов. Но ответа нет. И приходится бороться за места в детском саду, стоять в очередях в поликлинике, наспех пристроенной к жилому дому, и поминать власть не добрым словом, а злыми шутками. Когда же мы научимся свою жизнь строить по-людски, чтобы она становилась лучше и радостней, чтобы на примере наших дел учились жить следующие поколения, а не надеяться на мосты обещаний.
ДОРОЖНЫЕ ИСТЕРИИ
Говорить о том, что власть ничего не делает, нельзя. В частности, недавно народные избранники «озаботились» ремонтом дорог и тротуаров. Но почему-то ремонт этот вылился в сокращение площади тротуара. И теперь пешеходы прилагают большие усилия, чтобы разойтись друг с другом на этом небольшом островке безопасности.
На проезжей части ситуация не лучше. Вокруг железнодорожной станции застарелые проблемы сплелись в тугой узел. Хоть Александра Македонского выписывай из тьмы веков для их решения. Местные чиновники пока явно не справляются. Движение у станции предусмотрено в одну сторону, место бойкое, кого-то нужно подвезти к электричкам, кого-то, дождавшись, отвезти домой. Правила парковки толком не прописаны, места не обозначены, каждый автомобилист паркуется не по правилам, а как Бог на душу положит. Хаос порождает постоянные заторы на дороге. Городская администрация подступаться к этой проблеме не желает, по-пилатовски умывая руки: на то, мол, ГИБДД создано, пусть оно и лютует со штрафами, разруливает ситуацию. Дорожная милиция и разруливает, но лишь когда начальство к станции на служебных машинах подъезжает. В другие дни она мирно дремлет на посту, отчего пробки на дорогах не рассасываются.
Несанкционированная парковка громоздких фур на Союзной улице в час пик так блокирует движение на «Т-образном» перекрестке напротив железнодорожной станции, что впору не только в милицейский свисток свистеть, а в городской набат бить. А может быть лучше не бить, а вдумчиво разработать систему штрафов, нанести разметки для пешеходного перехода, поставить регулировщика или повесить светофор. Иначе, какие мы хозяева собственной жизни, что элементарного порядка на дорогах навести не можем. Конечно, лучше не создавать такую ситуацию, но коль так случилось, надо ее сразу «разруливать», а не ждать коллапса.
НЕВОЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЕННОГО ГОРОДКА
Военный городок Одинцово – 1 когда-то сравнивали с «цветущим садом». И это не случайно. Ведь основные жители городка – защитники Отечества, люди, которые все делали лучше других. Почти половина из них – ветераны Великой Отечественной войны, Вооруженных сил.
Однако сегодня цветущий сад практически превратился в мусорную свалку, не удалось сберечь достигнутое, а уж тем более сделать краше сад. Постоянно растущие коммунальные тарифы, грязные и разбитые дороги, отсутствие элементарных условий жизни – вот основные отличительные черты Военного городка. Городок не имеет ни школы, ни детских садов, ни сберкассы, а в скором времени лишится и почтового отделения.
Сами жители городка часто сравнивают его с «островом свободы». Только вот в понятие «свобода» вкладывают иной смысл, чем кубинские революционеры. Обитатели военного городка ощущают себя свободными от получения гарантированных Конституцией РФ нормальных условий жизни. Некогда прекрасно благоустроенный городок, в настоящее время, является городом проблем. Причина тому – многочисленные реорганизации.
Зачем и почему понадобилось чиновникам реорганизовывать город, непонятно. Видимо, принцип, хотели как лучше, а получилось, как всегда, действительно стал для некоторых руководством к действию. Реорганизация привела к дезорганизации. Число рабочих мест в городе резко сократилось. Люди были вынуждены искать новую работу.
Бывший очаг культуры - Гарнизонный Дом офицеров, расположенный в центре городка, находится в жутком, полуразваленном состоянии, срочно требует капитального ремонта. Когда-то любимое место отдыха жителей – территория с двумя озерами, превращена в мусорную свалку и стала рассадником инфекционных заболеваний. Да и сами дома в городке могут конкурировать со свалками по уровню угрозы здоровью. Очистные сооружения не справляются с нагрузками. В результате подвалы многих многоэтажных домов наполовину заполнены отходами. Из-за этого воздух на нижних этажах зданий просто вреден и опасен для жизни.
Если добавить к этому «бесхозные», а правильнее сказать, брошенные здания - КПП №№1,2,4, недостроенный 2х-этажный детский сад, Дом бытового обслуживания, офицерскую столовую - то картина получится совсем не радостная.
До начала отопительного сезона осталось всего три недели, а половина котельных городка не готовы к работе в осеннее-зимний период. В городке нет ни одного штатного электрика и, в случае аварийной ситуации, возможны самые страшные последствия. Таким образом, нам снова придется запасаться электрическими обогревателями. Но не только на обогреватели придется тратить деньги жителям военного городка. Еще одна неизбежная статья расходов – очистители для воды. Водоснабжение городка осуществляется с массой нарушений. Использовать поступающую в квартиры воду без дополнительной очистки категорически нельзя.
Ситуация на дорогах не лучше. Несмотря на установленные запрещающие знаки, грузовые машины перемещаются по территории городка круглосуточно, разбивая дороги. Когда терпение заканчивается, жители ставят самодельные препятствия, но их хватает ненадолго.