2009-11-13 10:40
«Правда»
Олег Смолин выступил на чтениях, организованных российским общественным движением "Родительская забота". Воспитание детей – одна из главных задач полноценного общества.
Смолин Олег Николаевич |
В Москве прошли третьи международные родительские чтения, организованные российским общественным движением "Родительская забота". Их девизом стали слова педагога Яна Каменского: "Человечество развивает и улучшает себя через воспитание детей. Это самое великое из всех дел человеческих". Перед собравшимися выступил член фракции КПРФ, заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию, председатель общественного движения "Образование - для всех" Олег Смолин.
Я солидарен с формулой, которая избрана в качестве заголовка наших общественных родительских чтений. В каком-то смысле она мне напоминает высказывание Карла Маркса о том, что дети должны воспитывать своих родителей. И действительно, рожая, растя, развивая, воспитывая детей, старшее поколение прикасается, быть может, к самой главной в жизни науке - науке любви.
Я как человек, имеющий прямое отношение к законодательству, хочу задаться другим вопросом. Да, воспитание - прежде всего дело общественное, дело родительское, дело педагогическое, но государство с помощью своей политики может или активно помогать детям воспитывать своих родителей, или, наоборот, им активно мешать. Задаемся вопросом: в какой мере российская государственная политика способствует решению этой величайшей человеческой задачи?
Первое. Для того чтобы воспитывать своих родителей, дети просто должны быть. Недавно с большой гордостью мы объявили о том, что в России впервые за последние годы, начиная с 1992 года, рождаемость превысила смертность. Но, увы, радость наша кратковременна. Только что опубликован доклад ООН О развитии человеческого потенциала, в котором говорится, что к 2025 году нас станет на 11 миллионов меньше. А согласно прогнозу Фонда народонаселения ООН, к 2050 году из современных 140 миллионов граждан России останется 108 миллионов. Значит, тех действий, которые были предприняты после памятного заявления президента Владимира Путина, явно недостаточно.
Второе. Для того чтобы воспитывать своих родителей и облагораживать общество, дети должны иметь хотя бы минимальный уровень доходов. Мы уже привыкли говорить о том, что в России нищие пенсионеры. Увы, это справедливо. Но это не вся правда. На самом деле в гораздо более трудном положении находятся семьи с детьми. И по официальным оценкам, число детей за чертой бедности примерно вдвое выше, чем число людей за чертой бедности в России в целом. Если сейчас в России порядка 17 процентов бедных, то среди детей каждый третий оказывается бедным. Это значит, что надо подумать в очередной раз о детском пособии, которое должно обеспечивать нормальную жизнь ребенка.
Третье. Для того чтобы облагораживать общество, дети, естественно, должны учиться. Мы до сих пор не знаем, сколько же детей в Российской Федерации оказалось вне школы. Я, кстати, не смог получить на этот вопрос точного ответа ни от одного министра образования Российской Федерации за последние годы.
Если Министерство образования, принимая закон об обязательном полном среднем образовании, говорило, что он коснется менее 50 тысяч детей, то представитель Генеральной прокуратуры, выступая перед нами несколько лет назад, говорил, что в стране вне школы порядка 1 миллиона 900 тысяч детей. А правозащитные организации, в частности, организация прав ребенка, сравнивая официальные данные российского Минздравсоцразвития о числе детей и данные Минобрнауки о числе детей, которые учатся в российской школе, выявила, что они не сходятся примерно на 2,3 миллиона человек.
Далее. Для того чтобы облагораживать общество, дети должны полноценно питаться. Я имею на руках официальный ответ из Министерства образования и науки Российской Федерации, в котором написано, что примерно 30 процентов всех школьных болезней - это болезни, связанные с недостаточным или плохим питанием. И понятно, почему наши военкоматы мучаются по поводу нехватки призывников. По данным ответа из Минобрнауки, у нас 90 тысяч парней не могут пойти в армию, поскольку имеют дефицит массы тела.
Для того чтобы облагораживать общество, наши дети должны учиться творчеству, это мое глубочайшее убеждение. Я говорил министру образования и науки 8 мая этого года, что не разделяю его заявления на форуме Селигер о том, что советская школа была плохая, поскольку она ориентировала педагогов на творческое развитие личности ребенка. Сейчас, мол, это безнадежно устарело, а новые веяния состоят, оказывается, в том, чтобы воспитывать квалифицированных потребителей, умеющих пользоваться плодами труда других. Оставляю это заявление министра без комментариев.
Отдельная важная тема разговора: как сказывается на воспитании наших детей новая система оценки качества работы школы. Я имею в виду Единый государственный экзамен. Мы на эту тему много раз уже говорили, и я позволю себе прокомментировать только последние результаты прошедшего лета. С моей точки зрения, мы имеем наряду с массой плохих новостей две хорошие.
Первая хорошая новость заключается в том, что ЕГЭ не стал большой национальной трагедией. Он стал национальной драмой умеренного масштаба, поскольку не получили аттестатов и не могут продолжать образование порядка 29 тысяч наших ребят, а могли бы не получить образование 150, 200 и более тысяч юношей и девушек. Почему? Я напомню, что даже организаторы ЕГЭ признавали, что примерно 15 процентов детей могут не получить аттестат. Больше того, я запросил Рособрнадзор и узнал из его ответа, что если бы минимальный балл ЕГЭ был установлен на уровне 40 баллов, а это более или менее соответствует прежней тройке, то у нас провалили бы ЕГЭ по математике 40 процентов детей, по истории - 40 процентов, по литературе - 23 процента, по русскому языку - 9 процентов. Две последние цифры более или менее соответствуют результатам ЕГЭ прошлого года. А по математике и по истории даже их значительно превосходят. Вторая новость, с моей точки зрения, тоже хорошая. Полностью опровергнут миф о том, что результаты ЕГЭ - это объективные результаты работы и детей, и школы. Я не могу доверять результатам ЕГЭ этого года по четырем причинам. Во-первых, не результаты экзаменов были определены под заранее установленную планку, а планка задним числом подгонялась под них.
Во-вторых, региональный разрез. Я пять раз избирался в российский парламент от города Омска, причем каждый раз по одномандатному округу, и очень высоко ценю педагогическую работу в наших регионах. Но я не могу поверить, что Москва по итогам ЕГЭ оказалась на 11-м месте, а многие наши республики - значительно впереди Москвы, и не потому, я думаю, что там плохие учителя. Просто этим ребятам труднее сдавать русский язык. Это же понятно. Кто сомневается, может сам попробовать сдать ЕГЭ на аварском, чувашском или каком-нибудь другом языке. Позиция третья заключается в том, что зарплата в городе Москве намного выше средней заработной платы в Российской Федерации и составляет 66 процентов от среднего заработка по стране. Мы по-прежнему мало платим педагогу.
Позиция четвертая заключается в том, что ЕГЭ требует репетиторов. В Москве денег на них требуется намного больше, и родители-москвичи, которые приходили ко мне в Государственную думу, дружно утверждали, что затраты на ЕГЭ намного больше прежних. Это к вопросу о победе над коррупцией. Поэтому не верю!, как сказал бы Станиславский. Но и это еще не все. Даже руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Любовь Глебова признала, что 25 процентов 100-балльных оценок не соответствуют своему 100-балльному статусу.
Когда в двух московских вузах с высоким статусом провели контрольные срезы по тем же заданиям, что и в ЕГЭ, выяснилось, что в МГУ 60 процентов первокурсников не подтвердили свои оценки, а в финансовой академии при правительстве знания только 30 процентов учащихся соответствовали высоким оценкам по ЕГЭ.
У меня на руках результаты голосования Государственной думы по многим вопросам за предыдущие годы. Каждый год мы требуем увеличить расходы на питание детей в школах. Цена вопроса - 25 миллиардов рублей. По бюджету 2009 года за это голосовали от КПРФ 95 процентов, от Справедливой России - 52, от ЛДПР - три человека (7,5 процента), от Единой России ни одного голоса не было отдано за увеличение средств на питание детей. Каждый год мы требуем увеличить основное детское пособие, чтобы демографическая ситуация начала выправляться, а рождение превзошло смертность. И каждый год результаты голосования за это примерно одни и те же. Вот результаты по бюджету 2009 года: КПРФ - 88 процентов, Справедливая Россия - 55 процентов, ЛДПР - ни одного человека, Единая Россия - ни одного человека за увеличение детских пособий.
Результаты голосования по закону о ЕГЭ таковы: 99,5 процента от Единой России проголосовали за и 100 процентов от КПРФ - против. На увеличение зарплаты интеллигенции в 2009 году мы просили 500 миллиардов рублей - вновь отказ. Однако недавно выяснилось, что 85 процентов всех денег из 16 триллионов рублей (российских антикризисных денег) достались банкам и крупным бизнес-структурам и только 15 процентов - рядовым гражданам.
А вот как отреагировали депутаты на повышение зарплаты учителю во всех регионах, и, кстати, не только учителю, но и врачу, и работнику культуры.
КПРФ - 93 процента голосов, Справедливая Россия - 29, ЛДПР и Единая Россия - ноль процентов.
Все статьи раздела "Коммунисты и российское общество"