2010-01-15 18:34
Пресс-служба фракции КПРФ – kprf.ru
Выступление депутата фракции КПРФ Б.С. Кашина на пленарном заседании Госдумы 15 января 2010 года при обсуждении законопроекта «Об актуарной деятельности».
Кашин Борис Сергеевич |
Несколько дней назад журнал "FORBES" опубликовал результаты исследования американских экспертов по теме: "Лучшая и худшая работы для 2010 года". Интересно, что в десятку лучших профессий попал историк, а в десятку худших - журналист. А вот возглавляет список самых привлекательных профессий актуарий, то есть специалист по анализу и управлению рисками и их финансовыми последствиями. Это наиболее престижная и востребованная профессия в США, особенно в кризисное время. Большинство из актуариев получает зарплату более 85000 долларов в год. Мне, как коммунисту, не стоило бы, наверное, "рекламировать" публикации журнала "FORBES", если бы не очевидная истина, состоящая в том, что в настоящее время неспособность использовать передовые научные методы при расчете рисков, возникающих в финансовой сфере, означает удвоенную силу удара по нашей экономике неизбежных кризисов капитализма. В связи с этим вопрос о постановке актуарной деятельности в Российской Федерации имеет принципиально важное значение. Анализ этого вопроса, решение которого до сих пор не обеспечено исполнительной властью, как капля воды, отражает две проблемы нашего Правительства - безответственность и слабая компетентность. В соответствии с Федеральным законом "Об организации страхового дела в РФ" в редакции декабря 2003 года, Правительство было обязано еще с 1 июля 2006 года обеспечить аттестацию всех актуариев, работающих в страховании. Конкретная ответственность за организацию этой работы была возложена на Министерство финансов. Шесть лет Министерство финансов ничего не делало, чтобы выполнить требование закона, и Правительство никакой проблемы в этом не находит. И это при том, что ведущие ВУЗы проделали большую работу при подготовке кадров актуариев и были готовы вместе с саморегулируемыми организациями, по поручению власти, участвовать в аттестации. Немногим лучше правовое положение актуариев в пенсионных фондах, за что несет ответственность Федеральная служба по финансовым рынкам.
Министерство финансов, которое является уполномоченным органом исполнительной власти по выработке государственной политики в области страхования, со своей задачей, очевидно, не справляется. Достаточно вспомнить массовые протесты граждан в связи с некачественным законом об ОСАГО и посмотреть, как проходят в Государственной Думе другие законы, связанные со страхованием, и как они реализуются. При рассмотрении законов касающихся страховой сферы, мы никогда не видим представителей Министерства финансов, которые предпочитают отсиживаться за спинами депутатов, что мы наблюдаем и сегодня. Законопроекты лежат по полтора-два года и, к счастью, многие из них, благодаря принципиальной позиции отельных должностных лиц, не принимаются, хотя имеют поддержку Министерства финансов.
К сожалению, Государственная Дума, даже того, что она могла бы сделать, для исправления ситуации не делает. Недавно Комитет по финансовому рынку внес проект повторного обращения в Правительство в связи с невыполнением им требований закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Речь идет о том, что не разработаны методики оценки ущерба при выплате страхового возмещения, без которых реализация закона затруднена. Не разработаны правила проведения независимой технической экспертизы транспортного средства, не утверждены требования к экспертам-техникам и так далее. Однако, руководство Государственной Думы боится тревожить Правительство даже в случае, когда давно пора ставить вопрос об ответственности чиновников.
Сказанное выше поясняет, почему мы рассматриваем сегодня законопроект депутата Плескачевского. Нет смысла подробно анализировать его содержание, потому что, я надеюсь, самому автору законопроекта ясно, что он нуждается в коренной переработке. Законопроект был внесен три с половиной года назад и, конечно, был поддержан Министерством финансов. Но не был вынесен на пленарное заседание в связи с тем, что получил отрицательный отзыв Государственного правового управления Президента и Экспертного управления Президента. Против этого законопроекта однозначно высказался Экспертный совет по финансовым рискам, который работает при Комитете Государственной Думы по финансовому рынку, в состав которого входят руководители российских саморегулируемых организаций актуариев. Критический анализ законопроекта дан в отзыве одного из крупнейших европейских актуариев, Президента Европейской Актуарной академии Мартина Балера. Все эти материалы хорошо известны в Комитете по финансовому рынку, автору законопроекта и в Министерстве финансов.
Почему же сегодня "Единая Россия" и, соответственно, профильный комитет, предлагают принять законопроект? Дело в том, что нет ничего лучшего, и возникла идея переработать рассматриваемый законопроект и сдвинуть с мертвой точки проблему постановки актуарной деятельности в нашей стране. Теперь уже Государственное правовое управление Президента, отмечая в своем отзыве, что не учтены замечания, данные два года назад и перечисляя на пяти страницах недостатки законопроекта, завершает свой отзыв предложением: "Законопроект может быть поддержан при условии его доработки с учетом изложенных замечаний при подготовке ко второму чтению". Скорректировало свою позицию и Экспертное управление Президента.
Надо отметить один положительный итог дискуссии по данной теме за прошедшие два года. Речь идет о том, что укрепилось понимание необходимости регулирования актуарной деятельности, представители которой работают и в страховании, и в пенсионном обеспечении и во всех других областях, связанных с финансовыми рисками. Это полностью соответствует общемировой тенденции. Осознание и реализация этой идеи в законодательной сфере дает России преимущество по сравнению с развитыми странами, законодательство которых загромождено профессиональными и ведомственными барьерами. Понимание необходимости единого закона, регулирующего актуарную деятельность во всех секторах финансового рынка, четко сформулировано в позиции Экспертного управления Президента России. Признает это теперь и автор законопроекта депутат Плескачевский, хотя в самом тексте законопроекта предмет актуарной деятельности недопустимым образом сужен.
Однако сказанного абсолютно недостаточно, чтобы закрывать глаза на те проблемы, которые возникнут в связи с принятием данного законопроекта в первом чтении. Одна из проблем - это "зацикленность" Комитета по собственности и автора законопроекта депутата Плескачевского на вопросах функционирования саморегулируемых организаций. В предложенном тексте первично не определение актуарной деятельности, а определение субъектов актуарной деятельности, которыми признаются физические лица, являющиеся членами саморегулируемой организации, застраховавшие, при этом, свою ответственность. Этот своеобразный идеализм, когда первичным является не предмет, а какие-то производные от него, может в данном случае сыграть злую шутку с законопроектом.
Но главное не в этом. Главное в том, с чего я начал, - в позиции Правительства Российской Федерации, министров его финансового блока. Без изменения позиции Правительства мы не сможем обеспечить внедрения актуарной науки в нашу финансовую сферу и будем постоянно сталкиваться с необоснованными решениями, волюнтаризмом. Дело, в частности, в том, что единый закон, регламентирующий актуарную деятельность, предполагает наличие единого государственного регулятора и, соответственно, предполагает назревшие изменения в административной системе. Если мы посмотрим итоги административной реформы на примере страховой сферы, то вывод будет однозначным: административная реформа провалилась. Министерство финансов должно вырабатывать нормативные акты, Росстрахнадзор - контролировать их исполнение страховыми кампаниями, но реально первую скрипку играют сами страховщики, в частности, потому что Министерство финансов первичной информацией о положении дел не располагает. Надзор за пенсионными фондами также не является "профильным активом" для Федеральной службы по финансовым рынкам. Логично было бы иметь единый регулятор и по страховым, и по пенсионным вопросам.
Но, мы упираемся в проблему отсутствия политической воли для необходимых преобразований и отсутствие в Правительстве, Министерстве финансов людей, способных выработать и внести адекватные предложения. Заместитель Министра финансов Шаталов с функциями куратора страховой отрасли не справился. Появление нового заместителя Министра Саватюгина не добавляет оптимизма, потому что он долгое время возглавлял Департамент финансовой политики Минфина, который как раз и отвечает за разработку государственной политики в области страхования. Поэтому самым реальным образом встает перспектива, что также, как сейчас, уговорят Администрацию Президента и продавят слегка подлакированный законопроект. В итоге интересам нашего государства будет нанесен значительный ущерб.
Учитывая вышеизложенное, фракция КПРФ будет голосовать против предложенного законопроекта.
Все статьи раздела "Депутатская вертикаль партии"