2010-01-19 18:34
kprf.ru
19 января фракция КПРФ в Госдуме провела «круглый стол» на тему: «Современные реформы и проблемы законодательного обеспечения достойной жизни граждан РФ». На нем выступила депутат-коммунист Саратовской областной думы Ольга Алимова.
Уважаемые участники круглого стола!
Предложенная тема для обсуждения не просто интересна, злободневна- она кричащая. Было бы очень хорошо, если проблемные вопросы, прозвучавшие здесь, были бы услышаны, изучены, а главное нашли бы отражение в принимаемых законодательных актах. Я не случайно об этом говорю, ибо крылатая фраза спикера ГД: «Парламент не место для дискуссий» вызывает в лучшем случае недоумение, а в худшем- нежелание даже выслушать иную точку зрения, чем ту которую предлагает правительство.
Итак, перехожу к теме сегодняшнего обсуждения. Принятая, но не эффективно действующая Конституция РФ провозглашает о том, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Вторая часть статьи 7 формально выполняется, однако принятые на федеральном уровне нормативные акты в её развитие совершенно не создают условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, продекларированных в части первой.
Поддержка семьи, материнства:
Социальной ценностью любого государства является семья. Гибель семьи неминуемо влечет гибель нравственности, культуры, личности, наконец, самой нации. Семья — это лучшее, что придумало человечество. Именно она помогает удержать некую общность людей вместе, воспроизводит и само общество, и людей, и его нравственные ценности, и культуру. Полноценная семья — это то, что позволяет человеку с наибольшей степенью раскрыть свои таланты и возможности.
Для возвращения к традиционным ценностям государству кроме политической воли и широкой поддержки народа необходима четкая и внятная программа семейно-демографической политики.
А у нас, к сожалению, нет не только социальной стратегии, но и стандартов. И как результат Правительство не несет ответственности за проводимую социальную политику. (В Госдуме в июне 2003 года в первом чтении был принят проект ФЗ «О минимальных государственных социальных стандартах» и похоронен). А значит, каждому субъекту РФ предоставлено право самостоятельно решать: проживающий на его территории гражданин РФ является просто биологическим существом или это Человек со всеми его проблемами и требованиями.
Стандарты качества жизни россиян должны гарантировать качество и безопасность жизни, здоровья, социальную безопасность стариков, детей, инвалидов, предсказуемость и устойчивость развития нашего общества.
Демографическая проблема разовыми мероприятиями решена быть не может. Потому что одна из базовых причин, ее вызвавших, — бедность. И это клеймо нищего ставится даже на тех кто трудится. Это чисто российская специфика: 66 процентов из числа малоимущих — работающие люди. Ведь в результате реформ произошло грандиозное обнищание населения, оно стало не только беднее, но и больнее, смертность стала опережать рождаемость. Для большинства семей в России рождение следующего ребенка — еще один шаг семьи на социальную ступеньку ниже, а возможно, даже за черту бедности. Поэтому решить проблему с помощью материнского капитала или дополнительных пособий лицам, награжденным орденом «Материнская слава» не получится (У нас в области 2 человека в год по 30000 рублей. Нужно создавать эффективную систему социального сопровождения семей.
Такие стандарты существовали во времена Советского Союза, причем советские нормы здравоохранения и обслуживания материнства и детства воспринимались Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) как ориентир для всего мира.
С проблемой социальных стандартов связана, кстати говоря, и сверхвысокая смертность трудоспособного населения. Из тех, кто умирает молодым, мужчины составляют 90 процентов. Уверена: получай работающий человек свою зарплату по труду, он не стал бы лезть в петлю, в криминал, не стал бы заливать бедность “паленой” водкой. Во всяком случае, процент таких кормильцев семей был бы меньшим.
К сожалению, в Государственной Думе РФ с 2003 года пылится принятый в первом чтении проект закона о минимальных государственных социальных стандартах. Пора вернуться к его обсуждению.
О размере наших ежемесячных пособий на детей говорить просто стыдно. В стране, где демографическая катастрофа является реальностью, они должны быть выше в двадцать-тридцать раз. По крайней мере, сумма детских пособий должна быть не ниже прожиточного минимума, официально устанавливаемого для различных категорий населения, в том числе и детей, в каждом субъекте Федерации. Получается, что в каждом регионе сумма пособий разная от 100 рублей и выше. Это что же- ребенок, имеющих родителей совершенно разных по своему социальному статусу, должен меньше есть, в худшей одежде ходить и т.д (например, в неблагополучных семьях родители порой вообще не оформляют даже такие пособия, а социальная служба на это смотрит сквозь пальцы)? Однако для детей, находящихся под опекой, в приемных семьях размер пособия значительно выше (5-8 тыс. руб). Можно мне возразить и объяснить, что большая сумма – это компенсация за отсутствие родительской ласки. Но это в корне неверно. И не надо удивляться, что учащаются случаи, что детей забирают в семьи только из-за денег, при этом не обеспечивая им должного внимание и ухода. Нельзя детей делить на тех , кто хочет есть и будет, и на тех кто хочет есть, но не должен. Это безнравственно и бесчеловечно.
У нас даже единовременное пособие по рождению ребенка в 8 тысяч рублей крайне мало. Это всего лишь на хорошую коляску. Для сравнения: размер единовременного пособия на Украине — 8 тысяч гривен, это почти 50 тысяч рублей. Они что, богаче?
Я внесла в Саратовскую областную Думу законопроект, повышающий детское пособие хотя бы с 225 до 500 рублей. Получила ответ – денег нет.
Не менее значимым вопросом в глобальной поддержке семьи является
Заработная плата. Да, законодательно установлена минимальная заработная плата, но её размер – это сверхнищета (с 1.01.2009 4330 руб.,т.е 145 долларов США или 100 евро), а по данным Федерации независимых профсоюзов России сейчас в России более 31 млн. человек (22 процента всего населения страны) получают зарплату на уровне прожиточного минимума или ниже. Для сравнения в США он составляет почти 800 долларов на человека ( и 1550 на семью), в Германии 1300 евро, во Франции - около 1200 евро, в Испании-450 евро…Минимальный уровень зарплаты всегда превышает прожиточный минимум: во Франции на 58 процента, в Великобритании- на 53, а в Нидерландах он почти в два раза выше. Минимальную зарплату здесь получают не более 9 - 10 процентов работников.
Ещё в 2003 году профессор Николай Гриценко, ректор Академии труда и социальных отношений, заявил, что реальный, а не официальный прожиточный минимум в нашей стране составляет 8 тысяч рублей. По данным мировых аналитиков и экспертов, заработная плата должна быть в 2 – 3 раза больше реального прожиточного минимума.
При ценах на основные продукты питания таких же, как в либеральной Америке (а бензин даже дороже) рабочий люд у нас получает зарплаты в 20—30 раз меньше, чем американские трудяги.
Нашему государству посильно изменить эту ситуацию так же, как и сократить разрыв в величине зарплаты между 10 процентами наиболее хорошо оплачиваемых работников и 10 процентами наименее хорошо оплачиваемых, который по данным Российской газеты увеличился до 25,3 раза. Просто нужна, как принято говорить, соответствующая политическая воля.
Население давно ждет этого, как и замены “плоской” 13-процентной шкалы подоходного налога на прогрессивную и принятия закона , связанным с государственным регулированием цен на предметы первой необходимости и лекарства. К сожалению, государство раз за разом демонстрирует, что нужды населения его почти не волнуют. Яркий пример – принятие в конце прошлого года ФЗ «О торговле», который не рискнул пойти на ограничение торговой наценки.
Стыдно говорить и признаваться в том, что многие молодые семьи, особенно студенческие (про их пособия язык не поворачивается назвать их деньгами) существуют на пенсии бабушек и дедушек.
Выплата пенсий - это конституционная обязанность государства, ведь это
законная компенсация человеку за его прошлый труд. Российская власть традиционно исповедует иной подход: пенсия- это государственное подаяние, своего рода пособие по нетрудоспособности для стариков. В СССР пенсии составляли 9,5 процента ВВП, сейчас — 6 процентов российского, а это как говорят в Одессе –две большие разницы. В европейских странах доля пенсий — 11—14 процентов ВВП. Это решающий показатель социально-экономической политики страны...
Широко разрекламированное повышение пенсий в декабре 2009-январе 2010 годов является не кардинальным решением пенсионной проблемы, а косметическая операция. Есть такой показатель – коэффициент замещения. Он говорит, какой процент составляет в стране средняя пенсия к средней зарплате. Этот показатель в России всё время падает. Если в 2000 году мы имели 38 процентов, то сейчас – уже только 25 процентов. То есть пенсионер может рассчитывать только на четверть заработка. И дальше нет просвета: не видно, когда он придет в норму. А норма – как минимум 40 – 45 процентов. Кстати, в Европе средняя пенсия составляет 60 – 70 процентов от среднего заработка.
Вполне объяснимо, почему правительство так не любит пенсионеров. Их накопления и последующая их пенсия, когда они станут совсем взрослыми, несоизмерима с теми подачками, которые выплачивает государство гражданам, построившим великую державу. Многие чиновники, да и депутаты не могут даже теоретически представить как можно прожить на 2 тысячи рублей в месяц, да даже и на 4тыс.руб (после прибавки), если за квартиру и услуги ЖКХ нужно заплатить ровно половину.
Под политическую трескотню о сохранении социальных гарантий наступление на права самых социально незащищенных слоёв общества продолжается и в регионах. В частности, в Саратовской области накануне нового года законодательно приостановлена индексация выплат по 22 областным законам, предусматривающим материальное обеспечение приемных семей; единовременное пособие при усыновлении (удочерении) детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей; ежемесячные денежные выплаты на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку; социальную поддержку многодетных семей; дополнительные меры социальной поддержки беременных женщин, кормящих матерей и детей в возрасте до трех лет; ежемесячное пособие по уходу за ребенком в возрасте от полутора до трех лет; предоставление компенсации части расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома отдельным категориям граждан; доплату к пенсии гражданам, имеющим особые заслуги перед Саратовской областью; дополнительные меры социальной поддержки лиц, награжденных орденом "Родительская слава" и т.д. Я образно это назвала- для пополнения бюджета начали у нищих по карманам тырить, при этом свои зарплаты не тронули..
Восстановление сбережений граждан:
Хотелось бы сказать и ещё об одной проблеме, которая поднимается всё реже, замалчивается, но характеризует порядочность взаимоотношений государства и гражданина – это огромный неурегулированный долг перед своим населением. Речь идет об обесценившихся в результате “шоковых” реформ сбережениях граждан. Существующий долг государства по обесценивающимся вкладам юридически признан Федеральным законом от 10 мая 1995 г. № 73-ФЗ “О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации”. За 10 лет государство выплатило вкладчикам в качестве компенсации около 146 млрд руб. из расчета 1—2 современных рубля (по отдельным категориям вкладчиков) за 1 руб. советских вкладов. По планам Минфина все вкладчики Сбербанка СССР, являющиеся гражданами России, получат, в конце концов, по 2 руб. за 1 руб. дореформенных вкладов, а сумма выплат составит 315 млрд. руб. В то же время рубль обесценился по меньшей мере в 60 раз (с учетом деноминации). Вдвойне безнравственно то, что речь идет, в основном, о пожилых и малоимущих гражданах.
Завершая свое выступление, хочу сказать, что только приличный уровень жизни делает человека свободным. Демократические ценности становятся для граждан ценностями, начиная с определенного уровня благосостояния общества. Обездоленному народу некогда думать о демократии. Это удел благополучных обществ. В государстве, где народ беден, не может быть социальной устойчивости, политической стабильности и доброжелательной атмосферы в обществе.
Но мне кажется изменить ситуацию можно. Если люди, наделенные властью, выразят желание сделать лучше жизнь граждан, а не только свою личную, то представится тысяча возможностей, если желания такого нет, то для обоснования найдется тысяча причин.
Все статьи раздела "Депутатская вертикаль партии"