2010-02-15 12:43
Kprf.ru
Газета «Советская Россия» 13 февраля публикует материал парламентского корреспондента Галины Платовой.
В 8 раз больше гибнет людей на дорогах России, чем в любой из европейских стран. В 2009 году в РФ зафиксировано 203603 дорожно-транспортных происшествий (ДТП), из них 12326 – произошло по вине водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения. Погибло в ДТП 26084 человека, в том числе 846 детей, получили ранения и увечья 257034 человека, в том числе 20869 детей. Каждый 13-й пострадавший в ДТП – ребенок или подросток. И это в стране, где демографический провал последних 20 лет ставит нацию на грань выживания! Совокупные потери экономики страны от ДТП за последние 5 лет составили 5,5 трлн руб., что сопоставимо с расходами на здравоохранение за тот же период.
Гибельная статистика была озвучена в Госдуме на «правительственном часе», посвященном положению на дорогах, состоянию безопасности дорожного движения в РФ. Главный государственный инспектор безопасности движения РФ Виктор Кирьянов пытался привнести оптимизм в свой отчет цифрами «положительной динамики»: в прошлом году на 12,9% снизилось число погибших по сравнению с 2008 г. и число ДТП, произошедших по вине пьяных водителей, тоже снизилось на 9,4%. «Результаты свидетельствуют о правильности выбранных подходов при формировании комплекса программ, мероприятий по безопасности движения», – поспешил с выводом Кирьянов. Потому как минутой позже сам же и усомнился в достаточной эффективности «форм и методов».
Если бы количество ДТП со смертельным исходом снизилось в два раза, или хотя бы на 50%, тогда можно было бы говорить о положительной динамике. А 12% – результат, скорее, статистический, чем реальный. «Особенность» российских подсчетов весьма хитра. У нас погибшими в ДТП считаются только те, которые умерли не позже 7 дней после аварии. Если же пострадавший умер хоть на день позже, то он уже не входит в число погибших от ДТП. В Европе, если пострадавший умирает через месяц, он причисляется к погибшим в автоаварии. Так что наши цифры и проценты – слабое утешение относительно безопасности. Кирьянов об этом отлично знает.
Знает и то, что у нас многие водители упорно не замечают «зебру». В минувшем году в РФ совершено 72 тыс. наездов на пешеходов, это 35,2% от всех ДТП, из них 16,5 тыс. наездов совершено на пешеходных переходах. Нередко приходится слышать, как лихач сбил старика, ребенка, наехал на коляску с младенцем прямо на пешеходном переходе. А ведь обязан тормозить.
«Низкая культура поведения у нас на дорогах», – соглашается главный госинспектор. И рассказывает, что водители должны не только уметь управлять автомобилем, но еще и обладать чувством ответственности. А в последние годы «весь комплекс профилактической работы с водительским составом не контролируется». Не только частники, но и водители общественного автотранспорта не охвачены необходимой профилактикой – воспитательной, подготовительной. На городские маршруты выезжают гастарбайтеры, «конкурентоспособность» которых состоит в том, что они соглашаются работать за гроши, не гарантируя при этом никакой безопасности пассажирам. Наемники сами «контролируют» и техническое состояние транспорта, которым рулят, и свой режим труда-отдыха, и свою квалификационную способность. Только на линии их может проверить инспектор, если остановит. А в основном на дорогах России правит бал пресловутое «авось».
Минувшее лето потрясло страну рядом жутких автокатастроф. Одна из самых трагических произошла в августе на подъезде к Ростову-на-Дону. Автобус и грузовик столкнулись на полном ходу, 21 человек погиб. Причина толком не установлена. Начали даже поговаривать о необычно мощном солнечном излучении. Но ближе к правде был президент Медведев, обвинивший «человеческий фактор» в расхлябанности и разболтанности. Имелись в виду, конечно, водители.
Виноват ли «дальнобойщик», что наматывает километры вне всяких стандартов? Ему и в дороге негде отдохнуть, как положено, и после рейса у него нет достаточного времени на восстановление сил после перегрузки. Работать приходится, как выражаются водилы, «пока не лопнут спички в глазах». Почему так? Да потому что везде капиталистическая оптимизация с монетизацией: штаты сокращают, чтобы меньше тратиться на зарплату. Каждый водитель работает как минимум за двоих, чтобы больше заработать. Такое же творится и в авиации. Но виноват ли «человеческий фактор», оказавшийся в безнадежной жизненной ситуации? Или дело в «руководящем факторе», который одобряет такое положение вещей и ни за что не отвечает?
Есть автодорожный евростандарт: перед рейсом – сутки отдыха, после 4–4,5 часа езды – отдых не менее 45 минут, после следующих 4,5 часа езды – отдых 9 часов. Наши «дальнобойщики», а иногда и водители пассажирских междугородных автобусов сутками не встают из-за руля. Инспектора обязаны по тахографам следить, сколько водитель находится за рулем. Но помнят ли об этой обязанности инспектора ГИБДД? Редко, очень редко. Вспоминают обычно, когда начинается расследование очередного ДТП, и выясняется, что «человеческий фактор» более суток рулил. Зарабатывал, чтобы выжить…
А инспектора больше склоняются к карательным мерам, подчеркивали депутаты. Вводят штрафы, карательные меры. В 2009 году в 1,5 раза расширена практика применения скоростемеров, алкотестеров, камер фото- и видеофиксации. Сейчас законопослушные водители добиваются, чтобы гаишники не скрывались в засаде, а предупреждали о вводимых запретах. Услышат ли их автоинспектора, – неизвестно. Карательный инстинкт сильно врос в сознание ГИБДД, что не способствует безопасности на до-рогах.
«А как в ГИБДД с честью и совестью у сотрудников? На днях в Астрахани целая смена автоинспекторов была взята с поличным, за получением взяток с водителей. Три года они орудовали, о чем сигнализировали местному руководству, но реакции не было… Что происходит в автоинспекции?» – спросила А.Апарина (КПРФ) Кирьянова.
«Это позор, позор и службы Госавтоинспекции, милиции в целом. Пускай им по закону дают оценку, чтобы неповадно было и другим этим вопросом заниматься», – каялся с думской трибуны глава ГИБДД. Но недолго. Взыграла корпоративная солидарность. И Кирьянов заговорил «о другом».
«Сегодня на дорогах постоянно гибнут инспектора, которые то оформляют дорожные происшествия – и тут пьяный врезается, то, как случилось в Южном федеральном округе, инспектора расстреляли, как мишень». Социальное положение госавтоинспекторов тоже хуже некуда: детских садов нет, жилья нет, даже общежитий нет. Зарплата маленькая. Есть указ президента о социально-правовой защите сотрудников ГИБДД. Но его никто и не думает выполнять. И как сделать, чтобы в милицию шли достойные, чтобы была очередь? Нет очереди. «Берем по остаточному принципу, отсюда и результат… Беды на дорогах – лакмусовая бумажка нашего общего состояния…» – считает Кирьянов. И это трезвая мысль.
Но ни один из высокопоставленных любителей «быстрой езды» не занимался и не занимается изучением состояния дорог, кроме как на словах, и безопасностью дорожного движения. Всенародной проблемой стал резкий рост транспортных средств на дорогах. В 2004-м было 30 млн авто, в 2009-м – 42 млн, почти в 2 раза больше, чем в начале 90-х. А дорог нормальных не прибавилось. Дисбаланс колоссальный! Но вместо срочного строительства дорог власть упразднила дорожный фонд. Планируемые в бюджете средства на дорожное строительство ни разу не были в полном объеме выделены. Не хватает их даже на латание старых дыр и колдобин. Принята Федеральная целевая программа по безопасности движения, высчитали, сколько на ее исполнение потребуется. Но вместо финансирования началась «оптимизация». Пришлось, по словам Кирьянова, отказаться от строительства пешеходных переходов, модернизации светофорных объектов, установки дорожных ограждений, организации оперативной медпомощи, отсутствие которой нередко оборачивается гибелью пострадавшего в ДТП. О новых дорогах или оборудовании для передвижения инвалидов – и речи нет. Более 30% российских дорог работает в режиме перегрузок.
Пока «совки» протискиваются в дорожных заторах, высокие мудрецы изобретают удобства для себя. Активно обсуждается, а, возможно, уже и внедряется идея неприкосновенности на дорогах для прокуроров, следователей и особо важных юристов: в каком бы они состоянии ни были, как бы себя ни вели, у них нельзя забирать водительские права. В эту категорию попадает еще ряд влиятельных чиновников. И никто не поясняет, чем они лучше других?
«Добивает» как водителей, так и инспекторов уличная реклама, считают депутаты. «Дорожная сеть крупных городов России перенасыщена наружной рекламой… восприятие дорожного движения крайне затруднено, что создает аварийные ситуации», – пишут автоинспектора во все инстанции. Но безрезультатно. Рекламщики неукротимы. В европейских странах такого не увидишь, это стиль Бомбея, Кабула, африканских государств. Хотя 70% наружной рекламы контролируется западными компаниями.
А тут правительство грозит реформами, которые могут вообще ликвидировать госавтоинспекцию, что не добавит безопасности. У коммунистов есть дельное предложение. Его высказал Кирьянову депутат Сергей Гаврилов (КПРФ): создать самостоятельную федеральную службу с широкими полномочиями по типу Госнаркоконтроля или Роскосмоса, со 100-процентным федеральным финансированием, поскольку проблема безопасности на дорогах имеет общегосударственное значение.
Эксперты Всемирной организации здравоохранения предрекают, что к 2020 г. гибель в ДТП станет одной из лидирующих причин смертности людей на планете. Суждено ли России войти в первые ряды самых неблагополучных стран? Президент Медведев сообщает, что в России утверждена Национальная стратегия повышения безопасности дорожного движения, «с 2006 года работает Федеральная целевая программа, цель которой к 2012 году сократить число жертв автоаварий». Жертв меньше не становится, но интенсивно сокращается финансирование безопасности дорожного движения.
Все статьи раздела "Коммунисты и российское общество"