2010-02-17 09:48
Пресс-служба Татарстанского Республиканского комитета КПРФ
«Круглый стол» фракции КПРФ
в Госсовете Республики Татарстан
Х.Г.Миргалимов, руководитель фракции КПРФ.
Тема нашего заседания: проблематика и анализ роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги в Республике Татарстан.
В своих заявлениях и на заседании Госсовета Республики Татарстан в декабре наша фракция выступила с заявлением по данной проблематике. В повестку дня была включена информация председателя тарифного Комитета Республики Татарстан Марии Анатольевны Файрушиной. Мы ее внимательно слушали, весь депутатский корпус. Я бы сказал, вся республика, но, забегая вперед, скажу, о том, что эта информация не удовлетворила ни нас, ни наших избирателей. Вот, у меня есть письмо ветерана. 4 тыс. у него пенсия, почти 3200 уплачивает различные платы – коммунальные, телефонные и т.д. Что же у него остается на жизнь?
Особенное возмущение наших граждан вызвало известие о том, что оплата за лифт теперь будет взиматься с квадратного метра квартиры. Нам могут возразить, что эта норма приведена в соответствие с Жилищным Кодексом. Но, например, город Зеленодольск изыскал внутренние резервы, и повышения на лифт и на вывоз отходов в наступившем году не произошло. Почему такого нет в Казани, других города Татарстана? И в то же время в Чистополе плата за воду стала вообще самой высокой в республике. Почему? В интересах кого проводится подобная тарифная политика?
Нурутдинов Р.Ф., член фракции КПРФ, г.Набережные Челны.
Наши граждане говорят примерно так: реформирование ЖКХ – это афера на общегосударственном уровне, сопоставимая с чубайсовской ваучеризацией. Это перекладывание экономических проблем на плечи простых людей, которые возникли в течение последних двух десятилетий
Начиная с 1999 года, рост средней пенсии составил 1015 %. А рост платежей по коммунальным услугам 1787 %, а рост платежей по коммунальным услугам в 1,7 раза. .При этом, рост платежей за электроснабжение составил более 3 000 %, рост тарифов (это с учетом МОП) составил 1275%, услуги за пользование лифтом 1580 % и т.д.
Что получается по отдельно взятой двухкомнатной квартире в 60 кв.м, где проживает 2 человека? Капитальный ремонт вырос на 100 %. Техническое содержание и ремонт - рост 41 % , управление жилищным фондом - 40 %, и т.д. Итого, рост без учета газа, горячего водоснабжения и холодного водоснабжения, отопления и электричества составляет 44 %, а по сумме это составляет 425 рублей. На двухкомнатную квартиру. Затраты по ЖКХ составляют от 15 до 40%, в зависимости от того, какая у человека квартира, сколько живет там людей и какая ситуация с тарифами в отдельных районах нашей республики.
Мы понимаем, что рост тарифов провоцируется тем, что Правительство РФ приняло решение довести цену газа до мировых цен. Зачем, когда есть опыт стран, которые сами добывают и продают газ и нефть, но у них этой проблемы нет. В частности, я приведу такой пример, может быть, он не совсем по теме, тем не менее… Если у нас бензин стоит более 20 рублей, то в Арабских Эмиратах он стоит … 4,5 – 5 рублей. То есть, можно решать эти вопросы, не доводя цены энергоносителей, в частности газа, до уровня мировых цен.
Файрушина М.А., председатель Комитета по тарифам Республики Татарстан.
Что такое плата за жилищно-коммунальные услуги по счёт-фактуре, которую мы с вами ежемесячно как граждане получаем? Она разделена на жилищные услуги и коммунальные услуги. Вот, коммунальные услуги, там четко фиксируется все тарифы, то есть это 100% государственное регулирование. Не больше, не меньше тариф ни организацией, ни ТСЖ, ни управляющей компанией применяться не могут. И соответственно, этот тариф должен умножаться на объем услуги. Когда речь идет об объемах услуги, если есть приборы учета, то все это измеряется по приборам учета, если отсутствуют приборы учета, то это устанавливается на основании нормативов, которые определяются по газоэлектроснабжению на уровне субъекта Российской Федерации по всем остальным услугам муниципальными образованиями, то есть местным самоуправлением.
Что же касается жилищных услуг, то эта сфера деятельности больше относится к конкурентной сфере, и, в данном случае, комитет в рамках своих полномочий устанавливает стоимость, предельную стоимость набора жилищно-коммунальных у слуг. Что это означает? Это означает, что выше стоимость быть не может. Она может быть только меньше. Мы, затем органы местного самоуправления, то есть исполнительный комитет, либо советы народных депутатов муниципальных образований конкретно утверждают жилищные услуги для муниципального фонда и для тех граждан, которые не выбрали способ управления жилым фондом. Для всех остальных - это ТСЖ и управляющие компании, это рекомендуемые величины, в рамках которых товарищи собственников жилья, то есть сами граждане, должны определить какой у них тариф должен быть. Это первый момент.
Второй момент: для чего и как формируется и утверждается предельный набор стоимости за жилищно-коммунальные услуги?
Я еще раз сказала это для того, чтобы выше не было, и мы это контролируем. И дальше уже идет мера административного воздействия. Но, кроме того, для чего нам нужен этот пакет? На основании этого пакета мы утверждаем региональные стандарты для расчета субсидий. И в принципе, вот как раз все, что мы говорим, и все те проценты, которые вы называли, они у нас легли в основу формирования величины субсидий, которые включены в бюджет Республики Татарстан. Поэтому здесь идет процесс именно гарантирования государством тех социальных выплат, которые положены гражданам. У нас есть все субсидии, которые полагаются федеральным законодательством и плюс еще семь дополнительных субсидий, которые существуют в Республике Татарстан. Я еще раз хочу акцентировать внимание уважаемых коллег на том, что Жилищный кодекс четко говорит как это должно быть соответственно с законодательством. Это не значит, что кто то взял и увеличил тарифы. Просто применение указанных тарифов в 2010 году приведено в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации. Величина же этих тарифов может меняться по решению собственников жилья, но либо в рамках инфляции, либо, если будут приведены соответствующие конкурсы. У нас есть примеры по некоторым ТСЖ, где они добиваются снижения таких расходов.
У нас очень много вопросов возникает по деятельности управляющих компаний, ТСЖ, но для них Правительство Российской Федерации стандарты такие определить не может. Поэтому я поддерживаю инициативу Общественной палаты о том, чтобы разработать такие стандарты именно для управляющих компаний, чтобы граждане знали, за что они платят. Мы точно и правильно не устанавливали нормативы и тарифы, всегда бывают вещи связанные с недобросовестным применением этих величин, поэтому мы считаем, что это хорошая инициатива Общественной палаты. Кроме того, там было еще одно предложение, которое говорило том, что управляющая компания, ТСЖ должны расписать, что входит в каждую конкретную услугу, и, соответственно, разработать типовую калькуляцию. Мы должны знать, за что конкретно в каждом случае мы платим.
Хочу сказать, мы все живем в разных городах и сельских поселениях, у нас разные дома, разного года строительства, разных конструктивных особенностей. Тарифы у нас всех разные, поэтому граждане должны знать: за что, когда и в каком объеме платить. Это в рамках повышения прозрачности информации.
У нас ведется ежеквартальный мониторинг за соблюдением региональных стандартов, чтобы ни в коей мере граждане не платили больше чем 21% за жилищно-коммунальные услуги. В Российской Федерации эта цифра составляет 22%. Поэтому в случае, если у нас будут изменения, должен быть решен вопрос с субсидиями. Мониторинг мы проводили, и то, что цифру мы назвали 5,7 % по факту 9-ти месяцев - это доля в доходах всех граждан в целом по Республике Татарстан на оплату за жилищно-коммунальные услуги.
Миргалимов Х.Г., руководитель фракции КПРФ. Мы изучили тарифы других регионов. В Уфе, Ульяновске, в Нижнем Новгороде электроэнергия стоит дешевле, чем в г. Казани. Холодная вода - 11 рублей за куб. в Самаре, плата за водоотведения всего 5 рублей за куб. метр.
В том же в Петербурге введена плата за лифт с квадратного метра, но расчеты этой стоимости производится по установленной формуле с учетом базовой стоимости обслуживания каждого лифта. При этом, живущие на 1-ом этаже, освобождены от этой платы. Что у нас Петербург - другое государство, другая страна?
Отдельная проблема: плата за лифт. По словам чиновников от ЖКХ, рост тарифов на это не превышает в среднем 20-25%. Однако для проживающего в однокомнатной квартире услуга по вывозу ТБО подскочила на 140 %. Вместо 25 рублей, он вынужден будет платить 60,5 руб., а за лифт он или она будут вынуждены платить 124 рублей, практически два раза больше.
Когда у нас в Казане между «Татэнерго» «Казэнерго» будут выверены тарифы? Люди живут рядом, в одном городе, но МУП «Казэнерго» отпускает в Казани потребителю тепло по 999.29 рублей за Гкал, а ОАО «Татэнергосбыт» по 480 руб. Если чьи-то интересы заложены в «Казэнерго», надо сказать, кто получает оттуда прибыль.
Кострин В.И., член фракции КПРФ, г.Зеленодольск.
Когда формируются тарифы, составляющую этих тарифов составляют энергоносители. Надо менять тариф, потому что коммунальщики не смогут платить за счет тех средств, которые они получают по утвержденному тарифу.
Совхоз «Майский» продукцию выпускает, электроэнергию увеличили с нового года в 2,2 раза для этого предприятия. Платил он 20 млн. в месяц за электроэнергию. Сегодня он 42 миллиона должен заплатить, то есть я хотел бы обратить внимание всех на то, что пока действующие тарифы или установка тарифов на электроэнергию, энергоносители: газ, нефть и прочие будет нерегулируемая, то виток за витком будет продолжаться их рост.
Как нам рассказывали открытым текстом, всех жителей Российской Федерации, обманывали, собирая с нас повышенные тарифы на то, чтобы содержать в порядке энергопредприятия: гидростанции, электростанции. Собирали деньги и не вкладывали их в содержание этих энергоподающих производств. Повышали только себе заработную плату. Открытым текстом ученые сказали, что на сегодняшний день себестоимость электроэнергии, которая вырабатывается - в два раза ниже, чем она продается населению. Регионы на своем уровне не могут управлять тарифом, стоимостью электроэнергии. Ему задает цену чубайсовская команда, которая расчленила нашу энергосистему, создала частные предприятия, где каждый творит, что хочет. Пока Медведев и Правительство РФ не опомнятся и не решат объединить и монополизировать государственную собственность эти источники электроэнергии, мы с тарифами ничего мы не решим.
Теперь о лифтах. Дифференцировать оплату за лифт можно с 1 по 10. На законодательном уровне решить эту проблему. По квадратным метрам я считаю разумнее решение, когда люди не проживают в квартире, а пускают туда чужих людей, не пользуются и не платят. Имеют большую площадь, тут вопросов не должно быть, но вот, чтобы 1-е этажи дифференцированно платили меньше, потому что они не пользуются эксплуатацией лифта, а за его техническое содержание по-новому Жилищному кодексу, они должны нести субсидированную ответственность.
Ко мне, как к директору предприятия, уже несколько обращений. Муниципалитет, приняв решение о тарифе, стоит насмерть, против его уменьшения тарифов для организаций, ТСЖ, ЖСК.
Тариф на электроэнергию и газ можно уменьшить в 1,5 раза безболезненно. Значит, тогда тарифы и повышение пенсии как бы совместятся.
Петров Ю.Н., кандидат в депутаты Госсовета Республики Татарстан по Чистопольскому одномандатному избирательному округу № 34.
У нас самая дорогая вода в Республике Татарстан. Мы платим и платим, и у нас 40% невыплаты за использованную воду. Если сейчас в этом году будет повышение, это будет более 50% неоплаты. Кто получает субвенции, они будут платить, им интересно получить эту субвенцию. Значит, это бюджет приплачивает, мы все с вами платим за чистопольскую воду. Кто на этом наживается? Для чего это нужно? Очковтирательство на уровне государства. Что такое, например, ОДН по воде? Этот ОДН превышает расходы отдельной квартиры. У дома, что свой бассейн есть, или море какое? Что это такое ОДН по воде? По электроэнергии - платеж в Чистополе превышает показания электросчетчика в разы.
Ланцов В.М., профессор. Я вижу в основе всех абсолютно проблем, связанных с ЖКХ, к сожалению, нарушения прав граждан на жилище. Именно с этой проблемы мы должны начинать. Ни в коем случае не надо связывать проблемы ЖКХ с проблемами тарифов, потому что тарифы являются лишь частью, связанные с обременением собственников жилья или пользователя. И решить эту проблему будет нетрудно, потому что вся плата по тарифам сегодня противоречит действующему законодательству. Но я бы не хотел, чтобы развивалось именно это сторона вопроса. Я готов помощь в решение следующих вопросов. Во-первых, провести экспертизу и дать заключение по действующему законодательству, в том числе, показать противоречие Жилищного Кодекса к Конституции Российской Федерации прямо по пунктам. Больше того, показать противоречие этих норм вообще здравому смыслу и объективным законам правового общества. Это не для того, чтобы ругать федерального законодателя. Сделан этот закон профессионально и вне России. Хотя писала группа Крашенинникова, но дело в другом, после такого анализа, я готов по вашему заказу подготовить экспертное заключение о коррупциогенности этого закона. Сегодня вопрос коррупции Президент РФ ставит. Третье. Я готов предложить вам в качестве варианта новый законопроект, основы жилищного законодательства, потому что без изменения законодательства, к сожалению, никакие проблемы ЖКХ, тарификации мы не устраним.
Дормидонтов А.И., зам. председателя Союза домовых комитетов г.Казани. Я из поселка Дербышки. Живу там и пользуюсь тепловой энергией. Вот, «Казэнерго». Я могу сказать по отоплению. Всего навсего взять и сделать расчеты так, чтобы среднесуточная температура наружного воздуха участвовала в этом непосредственно, ежегодно, согласно 36 Постановления.
Так вот, я посидел два дня, вот, у меня расчеты, данные по управлению по гидрометериологии мониторинга и окружающей среды Республики Татарстан по среднесуточной температуре. И, соответственно, фактическая стоимость гигаколории. Она тоже завышена как минимум на 20-25%. Так вот, представьте себе, за 2007 год после перерасчета, а он не проводится ни разу. За пять лет не проводился, хотя ежегодно должен проводиться перерасчет по отоплению. Это тоже записано в 36 и 37 постановлениях. Соответствующие пункты есть. Работайте, уважаемые!
Согласно моим расчетам за три года за каждый квадратный метр мы переплачивали 5,5 рублей. В Казани 27 млн. квадратных метров. Это расчет – по «Казэнерго», для, грубо говоря, 400 тысяч населения. Посчитайте, более чем на 1,5 млрд. рублей население обсчитано только по отоплению! Вот, они у меня все расчеты, и все данные и по температуре, и среднесуточные, и т.д. и при том ведь очень четко ясно сказано, что при планировании норма потребления тепловой энергии берется за пять прошедших лет отопительных периодов. Но перерасчет ежегодный должен делаться за финансовый год. И по ЖКХ, если уж так грубо говорить, под 10 млрд. за эти 3 года перебрано с населения города Казани.
С населения собирали за 2009 год и должно было быть собрано 480 млн.рублей. А когда сбор будет уже с квадратных метров, то в конце 2010 года будет собрано порядка 520 млн.рублей! Помножьте, какой процент получится? Для чего существуют эти управляющие компании или управления ТСЖ, которые мы оплачиваем и содержим за свой счет? Для того, чтобы они четко знали, в какой квартире и сколько проживает людей и на основании этих данных формировали счета.
Гильмутдинов Г.З., г. Нижнекамск. Представитель дома, собственники которого выбрали непосредственно способ управления МКД, заключив прямые договоры с поставщиками услуг.
Мы заключаем договоры напрямую, как положено. Ресурсы должна поставить снабжающая организация, это «Татэнерго» или «Водоканал», то есть договоры, должны быть коммерчески заключены с управляющими организациями и тогда управляющая организация будет нести ответственность. По вывозу мусора. Если привести этот платеж на квадратные метры, то у нас услуга увеличивается не на 27 %, как у нас по Нижнекамску говорится, а в 650 %! Если уж рассчитывать, то надо это делать по каждому дому, по количеству людей, индивидуальный расчет должен быть.
Я единственный в Татарстане, кто подал в Страсбург по ОДН по электричеству. Почему? Откройте Постановление №307, там нет правил предоставления, там есть правила расчета. Мы обязаны платить или по тарифу, или по нормативу услуги по 306 Постановлению. И это все в рамках закона. Если что-то сверху, то это уже грабеж. И они это прекрасно понимают: «Татэнерго», и «Казэнерго», когда берут больше.
Сомов Г.М., зам. председателя Союза домовых комитетов г.Казани.
Я могу так предложить сразу этому совещанию и комитету по тарифам следующие вопросы.
1. У нас исполнят Постановление №306, о котором только сейчас говорили? В 306 Постановлении установлено, что норматив берется по расчету через площадь, однако все наши энергетические организации, особенно управляющие компании и законные созданные ТСЖ ведут расчеты через объем по … нормативным актам. Смотрите, что получается, когда расчет по теплу по старейшим нормативным актам. В месяц нас разувают на 30 миллионов рублей, за год на 420 миллионов рублей! Это не исполнение Постановление №306. Там ведь четко сказано, что расчет должен вестись через площадь, так, как в реестре Российской Федерации на ЖКХ принятые квадратные метры. А не объем. И соответственно скорректированы коэффициенты. Вот этот вопрос очень серьезный. У меня большая просьба ко всем сидящим и, в том числе, к Марине Анатольевне, чтобы это Постановление исполнялось.
Второй вопрос. Почему у нас в г. Казани и в Республике Татарстан не исполняется постановление Кабинета Министров Республики Татарстан о перерасчете платы за отопление по показаниям температурного воздуха по данным Гидрометиостата. Раньше ежегодно выпускалось постановление Кабине Министров. В Казани в этом году принять Постановление №1410, но ни одна организация или управляющая компания не выполнили этот перерасчет. А ведь эта температура воздуха, особенно в прошлые три зимы, я не говорю об этой зиме, была выше средней. 3 зимы были очень теплыми. И, вот, расчеты: за один год я сэкономил 2000 рублей. Вы представляете, за один год! Я пересчитал за три года, у меня получилась экономия около 7 тыс. рублей. Надо обязать все эти организации, чтобы они исполняли это постановление и выполняли свою работу добросовестно. Когда я обращаюсь в управляющую компанию по перерасчету, они четко говорят, а мы это Постановление Кабинета Министров не признаем. Мы признаем Постановление №307.
Третий вопрос. Хочу сказать еще раз, что без установки счетчиков общедомовых, поквартирных мы долго будем топтаться на одном месте. И так будем говорить, но эффекта никакого. Вот пример. Установка общедомового счетчика отопления горячего водоснабжения дает экономию по отоплению в 30%.
Второе – квартирный счетчик холодной и горячей воды. Экономия в 40 % а по холодной воде 300 %. Вы понимаете, что значат счетчики!
Обязательно устанавливайте в домах и на воду в дом - общедомовые двухтарифные электросчетчики. Экономия 30 %. Это наши живые деньги, которые любой из нас не будет уплачивать или выбрасывать управляющая компания, которая не известно, куда их девает, я по сей день не знаю. Мы говорим о жилищных тарифах, ведь постановление Исполнительного комитета по тарифам носит рекомендательный характер, давайте собирать общие собрания в доме. Собрать людей, обговорить вопрос и решить: или принять в соответствии с исполкомом города Казани, или посмотреть и решить этот вопрос в меньшую сторону. И это снова наши с вами деньги. Вот, все о чем я хочу сказать и плюс еще об ОДН. Действительно, этот вопрос очень серьезный. Кто должен считать эти утечки? Если у меня в доме счетчик холодной воды, горячей воды и на электроэнергию. А управляющая компания занимается эксплуатацией и обслуживанием моего дома, значит, это она должна обслуживать, она должна эти утечки устранять. И почему эти утечки нам всем вписывают, как по электроэнергии, холодной, так и по горячей воде? Ведь посмотрите, что сейчас творится во всех районах ТСЖ и управлениях, ведь счёт-фактуры мне загнали за горячую воду. Тариф 48 рублей с кв. метра. Почему мне за электроэнергию прислали цифру в 1,5 тысячи рублей, когда есть общий счетчик Это перерасчет по дому за год. Откуда они взяли?! И еще хочу сказать, чтобы этого безобразия не было, я прошу помочь в этом вопросе. Нужно, чтобы управляющие компании, районные ТСЖ в этой счёт-фактуре вставили данные общего домового счетчика и раскладку, кто имеет, кто не имеет счетчик, кто проживает в доме, и всякие незаконно подключенные. Тогда будет ясно, почему и за что мы переплачиваем.
Усманова Н.Х., профессор. Я очень внимательно слушала выступающих и в дополнение хочу провести научно-обоснованные подходы удорожания наших услуг. Это присутствует в стратегии развития Российской Федерации до 2020 года, до 2030 года, до 2050 года. Все заложено. Ежегодное подорожание заложено вот в этих таблицах. Я сейчас в их в Президиум передам. Здесь закладывается инфляция, курс доллара такой же до 44, естественно, умноженный курс евро 1 на 29. При этом, регулярное подорожание ЖКХ. Выработка газа, электроэнергии, добыча нефти все на том же уровне, как сейчас. Это явный соковыжимальный аппарат для России. Действующее законодательство подготовлено таким образом, чтобы теперь с нас только деньги собирать.
Политики говорят: для вас подготовлена вся нормативная база. Бюджетный кодекс, принятый 31.07.98, Налоговый кодекс, принятый 31.07.98, и все остальные сопутствующие документы, в том числе, и Жилищный кодекс, приняты для того, чтобы соответствовать этой стратегии.
Я согласна с нашими коллегами в том, что существует множество перегибов действующего законодательства. Бывшая РАО ЕЭС, и Газпром - это две глобальные структуры, которые имеют миллиардные прибыли. У них есть очень красивый показатель: прибыль на акцию. И если Герхард Шрёдер, будучи членом совета директоров Газпрома, не получит свою миллиардную прибыль, он будет недоволен. И поэтому, когда мы с вами рассматриваем тарифы на электроэнергию, на газ мы с вами должны подумать о том, что это вовсе не себестоимость, там большая часть суперприбыли наших монополистов! И бороться с этим можно только тогда, когда мы сделаем на уровне органов местного самоуправления консолидированный отчет.
Следующий момент. Мы с вами прекрасно знаем, какой у нас минимальный размер оплаты труда. Это 100 евро, а точнее, 4330 рублей. Это для всех для нас. А в Европе средний минимальный размер оплаты труда 1200 евро. Мы производим газ, производим тепло, электроэнергию, мы добываем нефть и всё отправляем по трубе. Жилищные услуги постоянно дорожают, и мы с вами можем усомниться в качестве действующего законодательства! Я считаю, что Республике Татарстан по плечу выйти с соответствующими предложениями и в Госдуму РФ и в Совет Федерации.
ОБРАЩЕНИЕ
депутатов фракции КПРФ в Государственном Совете Республики Татарстан по итогам проведения «круглого стола» на тему: «Проблематика и анализ роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги в Республике Татарстан», прошедшего 26.01.2010 г.
(с учетом предложений, поступивших от участников)
Депутаты фракции КПРФ в Государственном Совете Республики Татарстан 26.01.2010 г. провели «круглый стол» на тему: «Проблематика и анализ роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги в Республике Татарстан».
В работе «круглого стола» наряду с депутатами фракции КПРФ приняли участие депутаты Казанской городской думы, представители органов исполнительной власти, заинтересованных министерств и ведомств, общественных организаций и движений.
В ходе работы «круглого стола» мы пришли к выводу, что на уровне «круглого стола» все проблемы не решить, необходимо провести парламентские слушания и создать специальную комиссию по контролю за реализацией Стратегии реформирования ЖКХ в целом и за тарифами жилищно-коммунального комплекса в частности, в состав которой включить наряду с депутатами Государственного Совета Республики Татарстан, представителей заинтересованных министерств и ведомств, общественных движений и организаций.
Фракция КПРФ Государственного Совета Республики Татарстан по результатам проведения «круглого стола» приняла решения: подготовить обращения по результатам работы «круглого стола» в органы исполнительной и законодательной власти, провести анализ полученной информации и в феврале-марте провести еще один «круглый стол» для более детального обсуждения поднятых проблем.
По результатам работы «круглого стола», мы, его организаторы – депутаты фракции КПРФ в Государственном Совете Республики Татарстан отметили следующее:
1. Государственному регулированию подвергаются лишь основные коммунальные услуги – электроэнергия, газ, водоснабжение, отопление.
2. Услуги, связанные с содержанием дома регулированию не подлежат и вопрос тарификации указанных услуг в отношении собственников должен решаться на договорных условиях, в отношении нанимателей – на основании соответствующего нормативно-правового акта.
3. По факту все организации, выполняющие функции управления при установлении платы на жилищно-коммунальные услуги руководствуются нормативно-правовыми актами органов государственной власти и местного самоуправления.
4. Тарифы устанавливаются без экономического обоснования, едиными для всех, хотя затратная составляющая существенно колеблется в зависимости от этажности дома и количества подъездов. В частности в одноподъездном десятиэтажном доме коридорного типа 140 квартир, те же 140 квартир и в четырехподъездном десятиэтажном доме. Только в первом случае 140 квартир оплачивают содержание одного лифта, а во втором случае – 4-х лифтов; в первом случае убирается один подъезд (коридоры жильцы моют сами), во втором случае убирается четыре подъезда. Однако, и на обслуживание лифтов, и за уборку подъездов и в том и другом случае с жильцов будет взиматься в совокупности одна и та же сумма. Аналогично и с мусоропроводом.
5. Плата за лифт и вывоз ТБО с квадратного метра квартиры нарушает основной принцип оказания услуг – оплата по факту оказания услуг. Жильцы первых этажей лифтом не пользуются, но вынуждены будут платить за совершенно не нужное им имущество наравне с теми, кто лифтом пользуется. Аналогично с мусором: введение платы с квадратного метра квартиры за вывоз ТБО приводит к тому, что при установлении платы совершенно не учитываются объемы его накопления. А любая услуга имеет свою стоимость, которая существенно различается в зависимости от объема. Очевидно, что управляющая организация прекрасно знает объемы накопления мусора тем или иным МКД, а потому при установлении тарифов на последующий год, должны учитываться объемы, вывезенные в предыдущий год.
6. В соответствии со ст. 210 Гражданского Кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества несет собственник. В соответствии со ст. 219 Гражданского Кодекса Российской Федерации право собственности возникает с момента государственной регистрации. Однако, собственники жилых помещений в многоквартирном доме (МКД) имеет свидетельство о праве собственности лишь на свою квартиру без указания в документе права собственности на общее имущество в МКД (подъезды, лифты и т.д.). Таким образом, на граждан незаконно возлагается обязанности по содержанию имущества, в отношении которого у них не возникло права собственности.
7. Уборка двора также осуществляется не от объема работы (а ведь у всех дворы разные и соответственно объем работы разный), а с квадратного метра квартиры. Причем дворники получают стабильно небольшую зарплату, которая составляет от 30-70% от суммы, собранной за уборку двора.
8. Отсутствует информации о структуре тарифов. Невозможность получить данную информацию даже на уровне депутата Государственного Совета Республики Татарстан. Чиновники, работающие в сфере жилищно-коммунального хозяйства, ежегодно пытаются найти какие-то обоснования для неудержного роста тарифов. Однако, открытых и доступных обоснований дать не могут. Если зарплата не выросла, нефть не подорожала, а электроэнергия (основная затратная составляющая всех услуг)повысилась лишь на 10%, почему остальные услуги выросли на 20-40%?
9. Незаконное создаются крупные ТСЖ-монополисты на базе бывших ЖЭУ, что лишает собственников конкретного дома права принять решение непосредственно касающееся жильцов именно данного дома.
10. Структура каждого тарифа состоит из множества составляющих. В связи с этим за одну и ту же услугу потребитель платит дважды, а иногда и трижды. Так, потребители оплачивают содержание МОП (места общего пользования) или ОДН (общедомовые нужды) из расчете 7 кВт на одного человека ежемесячно, если квартиры оборудованы приборами учета, а общедомовых приборов учета нет и как пропорционально разделенная разница между показаниями общедомовых приборов учета и суммарным показаниям индивидуальных приборов учета. Что такое МОП или ОДН? Это лампочки в подъездах, система дымоудаления и противопожарная система, автоматическая система учета электроэнергии, усилители антенн, автоматические запирающие устройства, лифт. Однако, за антенну плата взимается отдельно и в структуру платы за антенну входит электроэнергия, за лифт платим отдельно и в структуру тарифа также уже включена электроэнергия, за домофон мы платим отдельно и там тоже уже сидит электроэнергия, аналогично и с автоматической системой учета электроэнергии. Отсюда МОП или ОДН применительно к электроэнергии – это ничто иное, как освещение подъездов. И если следовать принятым нормативно-правовым актам, то на МОП (или ОДН) – а это, как правило, две лампочки на этаж, граждане отстегивают значительно больше, чем на те же две лампочки плюс бытовые приборы в собственной квартире. Если рассматривать ОДН по воде, то расход воды на полив придомовой территории и уборку подъезда уже заложен в уборку двора и уборку подъезда.
11. В соответствии с п. 25 Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" «Расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, определяется исходя из следующих величин: в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь - 7 кВт·ч в месяц на 1 человека; в отношении лифтового оборудования - 7 кВт·ч в месяц на 1 человека». В соответствии с п/п. «б» п. 1 Постановление КМ РТ от 16.02.2009 N 87 "Об утверждении расчета расхода электрической энергии, потребленной внутри многоквартирного дома" потребители оплачивают содержание МОП (места общего пользования) или ОДН (общедомовое имущество) из расчете 7 кВт на одного человека ежемесячно, если квартиры оборудованы приборами учета, а общедомовых приборов учета нет и как пропорционально разделенная между жильцами разница между показаниями общедомовых приборов учета и суммарным показаниям индивидуальных приборов учета. Таким образом, безалаберность управляющих компаний, которые не хотят или не могут установить места потерь и своевременно устранить неисправность, возводится в ранг дозволенного, т.к. все потери ложатся бременем затрат не на управляющую компанию, которая не справляется с управлением, а на потребителей, которые «доверили» бразды управления данной управляющей компании. Данные Постановления не стимулируют тщательный учет потребления, т.к. разницу между фактическим потреблением и потерями всегда будет оплачивать потребитель.
12. Отсутствует связующее звено между потребителями слуг – собственниками жилых помещений и управляющей организацией. Проблему можно решить путем возрождения института старшего по дому, домовых комитетов.
Организаторы «круглого стола», проанализировав всю информацию, полученную в ходе работы «круглого стола» и поступившую впоследствии в качестве предложений участников считают необходимым принять следующие меры:
1. Комитету Республики Татарстан по тарифам, Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан и Исполнительным Комитетам муниципальных образований подготовить информацию о структуре тарифов на жилищно-коммунальные услуги (расшифровку того, что именно (какие работы и затраты) включено в ту или иную услугу).
2. Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан и Исполнительным Комитетам муниципальных образований решить вопрос с усреднением тарифов на тепловую энергию в пределах одного муниципального образования, в частности разброс тарифов в зависимости от поставщика даже по г. Казани двухкратный (Татэнерго 480 рублей за Гкал и Казэнерго 999,29 рублей за Гкал), не говоря уж о малорентабельных ведомственных котельных.
3. Исполнительным Комитетам муниципальных образований, домовым комитетам и общественным приемным депутатов и партийных лидеров усилить разъяснительную работу среди населения в отношении прав собственников самостоятельно устанавливать тарифы на жилищные услуги, исходя из положений ст. 421 Гражданского Кодекса Российской Федерации (свобода заключения договоров).
4. Исполнительным Комитетам муниципальных образований обеспечить в установленном законом порядке проведение перерасчетов за тепловую энергию по итогам года с учетом среднесуточной температуры.
5. Комитету Республики Татарстан по тарифам совместно с Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан и Министерством информатизации и связи Республики Татарстан подготовить и направить в Кабинет Министров Республики Татарстан и Государственный Совет Республики Татарстан предложения по обеспечению прозрачности распределения средств, полученных управляющими компаниями (в том числе и ТСЖ, ЖСК) от населения за жилищно-коммунальные услуги, предусмотрев информирование населения в том числе посредством сети Интернет. Как один из вариантов, разработка информационного проекта «Прозрачный дом».
6. Комитету Республики Татарстан по тарифам совместно с Общественной палатой Республики Татарстан и Союзом домовых комитетов г. Казани подготовить и направить Исполнительным Комитетам муниципальных образований рекомендации по расчету тарифа за пользование лифтами с возможностью его дифференцирования.
7. Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан провести разъяснительную работу среди населения по вопросам проведения капитального ремонта многоквартирных домов, формирования источника финансирования ремонтов с участием средств граждан (в виде платежа за жилищную услугу «капитальный ремонт) и порядка расходования средств, предназначенных на капитальный ремонт.
8. Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан предусмотреть на своем сайте размещение информации о домах, подлежащих капитальному ремонту в текущем году с указанием организации-исполнителя, объема планируемых работ и сметы, а по окончании работы отчета выполненных работ.
9. Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан с учетом предложений банков разработать и внести на рассмотрение рекомендации об открытии индивидуальных накопительных счетов на каждый МКД для накопления денежных средств на капитальный ремонт, предусмотрев возможность начисления процентов по таким счетам.
10. Союзу домовых комитетов г. Казани разработать рекомендации по проблемам ЖКХ.
11. Исполнительному Комитету г. Казани совместно с Общественным Советом по развитию городского хозяйства при ИКМО г. Казани и Союзом домовых комитетов г. Казани доработать Положение о старшем по дому и домовых комитетах и представить на обсуждение.
12. Депутатам фракции КПРФ в Государственном Совете Республики Татарстан обратиться к Председателю Государственного Совета Республики Татарстан Ф.Х. Мухаметшину с предложением о проведении парламентских слушаний по проблемам ЖКХ, по результатам которых предложить Государственному Совету Республики Татарстан создать специальную комиссию по контролю за реализацией Стратегии реформирования ЖКХ в целом и за тарифами жилищно-коммунального комплекса в частности.
Все статьи раздела "Депутатская вертикаль партии"