Жизнь и здоровье людей во многом зависят от количества и качества воды. В СССР эта проблема объединялась с энергетикой и комплексно решалась государством как важнейшая система жизнеобеспечения на протяжении более 50 лет. В современной России преемственности в регулировании воды как ресурса не произошло. С принятием закона о местном самоуправлении государство ушло из сферы управления этим ресурсом, оставив за собой только функции «беззубого» санитарно-эпидемиологического контроля за качеством воды со стороны природоохранной прокуратуры, некомпетентной в вопросах комплексного устройства систем водообеспечения, указания которой сегодня мало кто выполняет. Вся созданная за это время водопроводная система и система водоотведения (канализация) перешли к коррумпированным местным чиновникам, не имеющим необходимых знаний, ответственности и возможностей для масштабного поддержания и развития этих систем, но имеющим возможность использовать свои права в корыстных целях.
Кроме того, в условиях глобального развития производства и научно-технического прогресса в разы возросли масштабы потребности в воде и степень загрязнения сточных и подземных вод. Одновременно появились и новые, весьма эффективные, но очень дорогие средства очистки сточных вод, которые масштабно для нужд населения практически не применяются. Чиновники экономят даже на применении старых технологий очистки водопроводной воды, а на новые у них нет денег.
Полагаю, что в настоящее время в России относительно чистую воду потребляет население сел и городов, расположенных на берегах чистых сибирских рек, у озера Байкал, а также жители г. Москвы, благодаря созданию в эпоху СССР в границах трех областей (Смоленской, Тверской и Московской) многоуровневой гидротехнической системы - «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы» (ЗСО).
Основной целью ЗСО является охрана от загрязнения и истощения источников питьевого водоснабжения, а также водопроводных сооружений и окружающих территорий. Система ЗСО включает несколько специально построенных плотин и гидроузлов, протяженных каналов (например, «Беломоро-Балтийский канал»), водоводов большого диаметра, ориентированную систему головных очистных сооружений и водопроводных насосных станций.
Федеральный закон № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» принят 30 марта 1990 года. Положение о санитарно-эпидемиологическом нормировании утверждено постановлением Правительства РФ 24 июля 2000 года (№ 554). Санитарные нормы и правила (СанПин 2.1.4. 1075-01) утверждены главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 11.10.2001и введены в действие с 1 апреля 2002 года. Этими правоустанавливающими документами содержания и охраны ЗСО предусмотрено:
- ограничение хозяйственного и градостроительного освоения территории ЗСО, на которой не допускается размещение и развитие промышленного и крупного сельскохозяйственного производства, а также развитие населенных мест и размещение новых объектов гражданского строительства ограничивается ассимиляционной способностью почв и водных объектов (их способностью к самоочищению);
- не допускается размещение объектов, обуславливающих опасность химического и микробного загрязнения почвы, грунтовых вод и воды источника водоснабжения, а именно полей ассенизации, полей фильтрации, складов ГСМ и удобрений, животноводческих комплексов и ферм, а также дачных и частных домов на расстоянии менее 150 м от уреза воды и при крутизне склона более 3 градусов;
- не допускается рубка леса;
- плотность отдыхающих не должна превышать 15-20 человек на 1 га.
При этом указывается, что внешняя граница ЗСО включает всю территорию водосбора источника водоснабжения, второй пояс охраны простирается по берегам водохранилищ и основных водотоков, а отвод под строительство во втором поясе осуществляется только на основании технических условий, выдаваемых МГУП «Мосводоканал».
Кажется, с правовой точки зрения сделано все необходимое и требуется только исполнять действующее законодательство. Однако разрушение этой уникальной и жизненно важной для более чем 10 млн жителей Москвы системы водоснабжения началось и продолжается уже более 5 лет. Оказалось, что усилий федеральных властей, правительства города Москвы и председателя Совета Федерации С.М. Миронова недостаточно, чтобы остановить этот процесс и восстановить торжество Закона. Алчность и коррумпированность наших чиновников победить трудно.
Население России и всего мира на протяжении 3 лет наблюдало с телеэкранов за тщетными попытками Олега Митволя убрать незаконные постройки с берегов Истринского водохранилища. Кончилось дело тем, что убрали со своего поста честного борца за сохранение природы. Но захват санитарно-охранной зоны на берегу Истринского водохранилища продолжается.
Богатые, власть имущие представители российской элиты хотят иметь собственные «хоромы» в объеме целого города со всеми удобствами на берегу водохранилища, а их канализационные и хозяйственные стоки потекут в воду водохранилища. Как следует из письма Истринской прокуратуры (№ 184-ж от 10.03.2009) с 29 декабря 2006 года НП «Большая вода» является собственником земельных участков площадью 395 481 и 320 027 кв. м на берегу Истринского водохранилища вблизи д. Верхуртово и на 360 участках собирается строить дачи, против чего Истринская прокуратура не возражает и нарушений не усматривает. Прокуратуру не волнует, что в соответствии со статьей 21 Градостроительного кодекса (ФЗ-190 от 29.12.2004) согласованию с уполномоченным Правительством РФ органом исполнительной власти подлежат вопросы размещения объектов строительства, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду, что целиком относится к строительству в водоохраной зоне Истринского водохранилища. Кроме того, согласно части 14 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ (ФЗ № 136), ограничиваются в обороте земельные участки, находящиеся «в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения», а постановлением главного санитарного врача РФ от 14.03.2002 № 10 этот запрет распространен и на третий пояс зоны санитарной охраны, земли в которой, по заключению Комитета по аграрной политике, землепользованию, природным ресурсам и экологии Московской областной Думы, в частную собственность не предоставляются, строительство и сброс сточных вод на этих территориях запрещаются. Ссылка прокуратуры на санитарно-эпидемиологическую экспертизу Роспотребнадзора ничтожна, а заключение государственной экологической экспертизы, согласно письму городской прокуратуры № 201ж-08 от 27.05.2008, не получено. Более того, прокуратура Истринского района не принимает меры прокурорского реагирования на противоправные действия администрации района, пренебрегает и не отвечает на заявления и жалобы граждан д. Верхуртово, не хочет замечать законодательно обоснованных возражений МГУП «Мосводоканал», который отказывает в выдаче технических условий на освоение участка, поскольку:
- Указанные участки частично размещены на землях Мосводоканала (акт № А-1 № 047523 от 18.02.1987).
- Отсутствует отметка подпорного уровня, в соответствии с которой определяется «красная линия» (150-метровая защитная полоса - ст. 5 Водного кодекса РФ).
- Канализационная насосная станция по проекту размещается в 60 м от уреза воды, что недопустимо, а очистные сооружения - в 250 м, и сбрасывают сточные воды в источник водоснабжения г. Москвы, что нарушает СП-2.1.4. «Зона санитарной охраны источников водоснабжения г. Москвы» и противоречит ст. 44 Водного кодекса РФ.
Без согласования с заинтересованными владельцами смежных участков 27.08.2008 главой района был утвержден проект планировки территории для дачного строительства и проведено межевание указанных участков с последующей их передачей в собственность физическим лицам, членам ДНП «Большая вода», которых в 2006 и в 2007 годах вообще не было.
Прокурором Межрайонной природоохранной прокуратуры 14.10.2008 было вынесено предостережение о недопустимости ведения строительства зданий, сооружений, строений без разрешения нае строительство. Истринская городская прокуратура 16.01.2009 (№ 101ж-2009) также вынесла предостережение о недопустимости строительства объектов в водоохранной зоне водохранилища. Однако 03.02.2009 районным архитектором и уполномоченными лицами района было выдано разрешение на строительство за № RU505043012006001-5. При этом глава района в ответе депутатам Московской областной Думы от 26.03.2009 № 60-10 утверждает, что «…до настоящего времени разрешение на строительство не выдавалось».
Удивляться правонарушениям в наш «бесправный» век не приходится. Определенную надежду вселяет обращение Совета Федерации на имя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования В.В. Кирилова с просьбой о проведении государственной экологической экспертизы проекта строительства НП «Большая вода» на берегу Истринского водохранилища.
На основании этого обращения Межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области в мае 2009 года была проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства со стороны НП «Большая вода» при строительстве вблизи д. Лыщево и д. Верхуртово Истринского района Московской области (письмо № 215ж-08 от 02.06.2009).
Было установлено, что некоммерческому партнерству «Большая вода» на праве собственности принадлежат земельные участки площадью 395 481 кв. м и 320 027 кв. м, категория «земли сельскохозяйственного назначения», с видом разрешенного использования «для дачного строительства».
Главой Истринского муниципального района 27.08.2008 вынесено постановление № 2928/8 «Об утверждении проекта планировки территории для дачного строительства НП «Большая вода», расположенного вблизи д. Лыщево и д. Верхуртово сельского поселения «Бужаровское».
Заместителем главного государственного санитарного врача по Московской области А.Ю. Поповой 03.07.2008 выдано санитарно-эпидемиологическое заключение, которым удостоверяется, что требования, установленные в проектной документации материалы обоснования размещения данного строительства ДНП «Большая вода» на земельном участке площадью 32,0027 га по адресу: Московская область, Истринский район, вблизи деревни Верхуртово, соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
Однако природоохранный прокурор П.С. Седойкин считает, что вышеуказанное постановление главы Истринского муниципального района и санитарно-эпидемиологическое заключение выданы в нарушение ст. 12, 42, 52 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.10, 1.14, 3.2.1 Санитарных правил СП 2.1.4.1075-01 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы», утвержденных главным государственным санитарным врачом РФ 11.10.2001. Значит, главой района и заместителем главного государственного врача по Московской области нарушены законы. И что? А ничего, у нас так бывает. У нас сегодня никто ни перед кем не отвечает. Вот доказательства:
В связи с выявленным в ходе прокурорской проверки фактом несоответствия проектной документации Государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам межрайонным природоохранным прокурором Московской области внесено представление руководителю Управления Роспотребнадзора по Московской области с требованием об устранении выявленных нарушений законодательства.
Прошло уже полгода, а нарушения закона никто не устраняет.
Кроме того, проверкой было установлено, что подготовка документации по планировке территории НП «Большая вода» была осуществлена без учета границ зон с особыми условиями использования территории, в том числе зон санитарной охраны. Таким образом, постановление главы администрации Истринского муниципального района от 27.08.2008 № 2928/8 вынесено без учета требований норм санитарно-эпидемиологического законодательства и с нарушением градостроительного законодательства.
Также проверкой установлено, что обществу с ограниченной ответственностью «Большая вода» 03.02.2009 главой и главным архитектором района утверждено и выдано разрешение № RU505043012006001-5 на строительство ограждения территории, дороги и площадки, административного здания в границах собственной территории (общая площадь - 715 508 кв. м). Однако ООО «Большая вода» не является собственником территории с общей площадью 715 508 кв. м. Следовательно, разрешение на строительство выдано ООО «Большая вода» незаконно и также не может быть использовано иными хозяйствующими субъектами, в том числе НП «Большая вода» или ДНП «Большая вода».
Кроме того, в ходе проверки было установлено, что главой района была направлена недостоверная информация в адрес депутата Московской областной Думы С.А. Кравченко (письмо № 60-10 от 26.03.2009), из которой следует, что Управлением архитектуры и градостроительства района на момент направления информации разрешения на строительство ДНП «Большая вода» не выдавалось.
По вышеуказанным нарушениям действующего законодательства межрайонным природоохранным прокурором Московской области (младшим советником юстиции П.С. Седойкиным) на имя председателя правления ДНП «Большая вода» и главы администрации Истринского муниципального района Московской области внесены представления об устранении нарушений градостроительного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Одновременно в письме прокурора П.С. Седойкина ошибочно сообщалось, что в «настоящее время территория планируемой застройки не огорожена, строительные работы не осуществляются». Это, как минимум, заблуждение.
Согласно акту обследования, проведенного комиссией «Мосводоканала» 23.07.2009, на участке площадью 71,55 га ведутся работы по засыпке ключей и болот (питающих водохранилище), прокладываются дороги, проложены трассы водопровода и канализации, при этом канализационные колодцы установлены выше водопроводных и расстояние между ними - 1 метр. Произведена вырубка леса, возводится ограждение. Все как в басне А. Крылова: «А Васька слушает да ест».
В настоящее время администрацией Истринского района обсуждается очередной проект застройки берега водохранилища. Так обстоят дела и творится беззаконие на одном из объектов водопользования государственного масштаба и значения.
Вода - самый важный ресурс обеспечения жизни и здоровья людей - перешла из сферы государства в разряд местных проблем и стала мерилом социального неравенства и моральной импотенции власти. Население оказалось в полной зависимости от алчности чиновников, которых не интересует ничего, кроме денег. И вряд ли получится продавать чистую воду, поскольку через 5-10 лет ее в России просто не будет.