В последнее время представители власти постоянно говорят о модернизации и инновационном развитии как основе светлого будущего. Модернизация должна не только вытащить страну из кризиса, но и обеспечить ее устойчивое развитие в долгосрочной перспективе. Наукограды (в их числе, естественно, наш родной Пущино) должны стать локомотивами прогресса для всей России. То, что развитие экономики на основе новых технологических достижений является единственной разумной стратегией в эпоху глобализации, не вызывает никаких сомнений. Если этого не произойдет, Россия неминуемо превратится в сырьевой придаток Европы, Китая и других стремительно развивающихся стран. Весь вопрос только в том, как осуществить эту модернизацию, в каких областях экономики Россия еще может быть конкурентоспособна помимо поставки нефти и газа?
Необходимость поддержки космической, ядерной и оборонной отраслей очевидна, благо еще остались заделы, сделанные в советское время. Но технологическое развитие не стоит на месте. В конце 20 века основой мирового развития стали информационные технологии, кардинально изменившие не только экономику и системы управления, но и быт людей. Этот огромный рынок мы уже практически упустили за исключением, может быть, программного продукта, где наши специалисты до сих пор востребованы во всем мире. Сможет ли решить эту проблему «проект Сколково», покажет время. При существующей практике государства отталкиваются при решении любой задачи не от четко поставленной конечной цели, как это было, например, при реализации ядерного проекта в Советском Союзе, а от процедуры распределения денег, шансов на успех здесь крайне мало. Если достижения и будут, то, скорее всего, это будут нано-достижения.
Современные биотехнологии кардинально меняют как экономику, так и социальную сферу. Это и биотопливо, и новые материалы, и плантационное лесоводство, и растительные «фабрики» по производству лекарств, и огромные возможности для продления здоровой жизни человека. Но это одновременно и возможности создания нового биологического оружия. Не случайно США рассматривают угрозу биотерроризма как наиболее опасную в 21 веке.
Очевидно, что биотехнология является одним из важнейших прорывных направлений стратегического развития в новом тысячелетии. Весь вопрос в том, как обеспечить достойное место России в стремительно развивающемся мире? Ведь и Китай, и Индия, и многие другие страны, не говоря уже о США и Европе, рассматривают биотехнологию как одно из самых приоритетных направлений. Мировой рынок биотехнологической продукции, не считая сельского хозяйства, сейчас составляет около 2 триллионов евро. Пока что роль России на этом рынке ничтожна, но это не означает, что мы «отстали навсегда». Особенности биотехнологии заключаются в гигантском разнообразии полезных продуктов, которые могут быть получены биотехнологическими методами. Это могут быть новые лекарства, методы диагностики, растения с новыми свойствами, новые протезы, перевязочные материалы и масса других продуктов, которые обязательно будут востребованы. Количество таких продуктов будет расти по мере расширения наших знаний о такой сложнейшей структуре как живая клетка. Ведь в клетке человека содержится информация почти о 50000 различных белков, каждый из которых может быть мишенью для лекарства.
Главный вопрос о том, как осуществить «инновационное развитие» в этой области, на какие силы в стране еще можно опереться? Если программистов еще можно собрать в «Силиконовой долине», то это невозможно сделать с биологами. Ведь биология требует охвата всего фронта исследований, анализа огромного объема информации. Количество биохимических и инструментальных методов исследования огромно, а количество различных биологических объектов, которые нужно изучать, просто не представимо для обычного человека. Ведь только организм человека содержит целый набор различных клеток, объединенных в сложнейшие системы. Например, мозг содержит около 10 миллиардов нейронов и 100 миллиардов вспомогательных (глиальных) клеток. Поэтому во всем мире существует традиционная система организации институтов, объединяющих различные лаборатории, где используется огромный набор методов. В США, например, это национальные институты здоровья; в последние годы к биологической проблематике подключились и национальные лаборатории Министерства энергетики, которые, по сути, являются целыми институтами.
В России основная часть фундаментальной биологической науки была сосредоточена в институтах Российской академии наук. Восемь таких институтов объединяет Пущинский научный центр, построенный в 60-ые годы на юге Московской области. Пущино изначально строился как наукоград, хотя это название появилось гораздо позднее. Это был Академгородок, объединяющий институты, социальную сферу, строительный комплекс. Город постоянно развивался: строились новые институты, опытные производства и мастерские, объекты социальной и технической инфраструктуры. Каждый год сдавалось несколько жилых домов. К 1991 году в Пущинском научном центре работало около 4700 сотрудников, почти столько же обеспечивало нормальную жизнь города. Именно согласованная работа всех служб: строителей, коммунальщиков, торговли, пожарников, милиции позволила создать в городе комфортную творческую среду, где талант ученого мог реализоваться в полной мере. Больницы и школы, Дом ученых и библиотеки, прекрасные столовые и гостиница – все способствовало созданию неповторимой атмосферы сопричастности великому делу: развитию российской (тогда советской) науки.
Перестройка больно ударила по наукограду. Произошел раздел научной и муниципальной сферы, почти полностью прекратилось жилищное строительство, значительная часть молодых, и немолодых, ученых уехала за рубеж. Однако несмотря ни на что Пущино удалось сохранить свой уникальный научный потенциал и даже создать в 1992 г. Пущинский государственный университет, где несколько сотен магистрантов обучается на базе лабораторий Пущинских институтов. И хотя сейчас численность сотрудников уменьшилась вдвое по сравнению с 1991 годом, большинство лабораторий успешно работают. Число докторов и кандидатов наук превышает 800 человек, научные лидеры остались в Пущино, а некоторые, поработав за рубежом, вернулись на родную землю.
Сейчас Пущинские ученые публикуются в ведущих международных журналах, многие лаборатории оснащены самым современным оборудованием, Пущинский университет готовит молодых специалистов. В этом году удалось даже купить 59 квартир по программе обеспечения жильем молодых ученых. Конечно, ситуация в городе не простая. Стареют научные кадры, нужно общежитие для университета, рыночная экономика никак не способствует внедрению научных разработок. Такие разработки есть, и их немало. Это новые методы диагностики, и новые лекарства, «искусственная кожа» и «голубая кровь», новые сорта растений, удобрения и средства защиты, методы очистки от нефтяных загрязнений и много чего еще, чьё внедрение могло бы дать экономический и социальный эффект.
Пущино - готовая площадка для биотехнологического и биофармацевтического центра инновационной России. Есть и опытные производства, и Центр испытаний лекарственных препаратов с питомником экспериментальных животных. Пущинский университет готов выпускать кадры для биотехнологии, в городе есть площадки для размещения производств с готовой инфраструктурой. Есть только две вполне разрешимые проблемы: это городская власть, ориентированная на сотрудничество с Научным центром, и государственная поддержка. В течение ряда лет, вплоть до отставки последнего мэра, явно не хватало взаимопонимания в использовании земли и объектов собственности. Только сейчас начаты работы по землеотводу для Пущинского университета, что не позволяло ему участвовать в федеральных программах по строительству университетских комплексов.
И если эта проблема разрешима на местном уровне в процессе грядущих выборов, то проблемы государственной поддержки является ключевой, понимая возможную роль Пущино для стратегического развития страны. Ведь выйти с лекарственным препаратом на рынок не может никакое малое предприятие, даже если оно будет поддержано Академией наук. Во всем мире путь от опытного образца до выхода на рынок берут на себя или фармацевтические гиганты, типа Мерк или Байер, каких нет в России, или государство. Именно государство является главным заказчиком значительной части медицинской продукции: вакцин, антибиотиков, факторов крови, противораковых препаратов. Их выход на рынок стоит от 200 до 700 млн долларов, из которых стоимость научных разработок составляет 1-2%. Есть даже специальное понятие «долина смерти» для разработок лекарств на стадии доклинических, клинических испытаний и внедрения в медицинскую практику.
Правда, и доходы от реализации составляют миллиарды долларов, но кто из наших нефтяных и газовых магнатов будет рисковать, да еще и ждать несколько лет, пока эти риски окупятся. Но если государство не возьмет на себя поддержку биофармацевтики Россия вскоре окажется полностью зависимой от иностранных поставщиков. При этом надо учесть, что при умелой организации расходы государства на разработку новых лекарств могут оказаться не столь большими, как у фирм, а рынок сбыта может далеко выходить за пределы России. Так как фронт новых препаратов огромен, а востребованность в них гарантирована, так как люди, увы, болеют достаточно часто, то вклад государства в это направление необходим уже сейчас. Кроме того, наличие потенциала в этой сфере позволит чувствовать себя гораздо более уверенно перед биологическими угрозами завтрашнего дня.
Любой наукоград – очень чуткий организм. Нужно, чтобы соединение науки и городского хозяйства было тесным и естественным. Энергичные люди из науки смотрятся в городском хозяйстве весьма органично. Оптимальным вариантом развития Пущино была бы реализация схемы инновационного руководства города с привлечением всего научного потенциала. Модернизация страны начинается с модернизации каждого города. А Пущино вполне подходит на роль зачинателя этого важного процесса!