(Выступление заместителя Председателя ЦК КПРФ, заместителя председателя Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Государственной Думы РФ, академика РАСХН В.И.Кашина 22 февраля 2011 года на пленарном заседании Государственной Думы РФ при обсуждении проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и признании утратившим силу федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе)
«...в отличие от капиталистических стран,
которые пускают в ход такие вещи,
как водку и прочий дурман, мы этого
не допустим, потому что, как бы они
ни были выгодны для торговли,
но они поведут нас назад к капитализму,
а не вперёд к коммунизму...»
В.И.Ленин (ПСС, т. 43, с. 326.)
Проблема государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, в равной степени, как и алкогольной и спиртосодержащей продукции, действительно является не просто актуальной, а кричащей. Наша фракция неоднократно обращалась к этой теме и в этом зале, предлагая свои законодательные инициативы, и организуя по данной теме парламентские слушания или общественное обсуждение в форме круглых столов.
Одна из основных причин такого пристального внимания к теме производства и обращения алкоголя является то обстоятельство, что нынешние очень тревожные изменения в здоровье нации, нарастании преступности в значительной мере связано именно с потреблением алкогольных напитков. Можно без преувеличения сказать, что алкогольная ситуация в стране стала чрезвычайной. И мы в этом отношении согласны с авторами рассматриваемого законопроекта.
Обоснованную тревогу вызывает дальнейшая алкоголизация населения Российской Федерации, что, естественно, ведет к деградации определенной его части. В сравнении с советским периодом потребление алкоголя выросло более чем в 2 раза. По оценке ряда экспертов в настоящее время в России годовой показатель потребления алкогольных напитков в пересчете на содержание чистого алкоголя на душу населения в год давно превысил критическую отметку в 8 литров, и составляет около 19 литров. По заключению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), что, как я надеюсь, известно присутствующим в этом зале, при достижении уровня среднедушевого потребления 8 литров чистого алкоголя в год начинается процесс необратимого изменения генофонда нации. Но употребление алкоголя в таких количествах ведет не только к деградации личности человека, но и к вымиранию населения. Число алкоголиков перевали за 6 млн. человек. Сегодня только от отравления алкоголем ежегодно умирает до 40 тысяч человек, а с учетом болезней, связанных со злоупотреблением алкогольной продукцией, - более 75 тысяч человек в год. Начиная с 1991 года, чрезмерное употребление алкоголя стало причиной смерти более 840 тысяч наших граждан. Образно говоря, за эти годы по численности жертв фактически без единого выстрела уничтожена нынешняя российская армия.
Не может не вызывать тревоги алкоголизация коренных народов Севера и Дальнего Востока. Физиология этих народов такова, что их организм особенно быстро подвергается разрушительному воздействию алкоголя. Организовав на этих территориях торговлю не только вином, водкой, но и чистым спиртом, власть фактически поставили коренные народы северных районов нашей страны на грань полного вымирания. Сокращение народов Севера идет ускоренными темпами. За годы реформ их численность уменьшилась почти в 2 раза. Без коренного населения эти земли превратятся фактически в пустыню и обиталище диких зверей.
С алкоголизацией связан и рост преступности. Около четверти, из более чем 3 миллионов преступлений в год, совершается в состоянии алкогольного опьянения.
Особую озабоченность вызывает алкоголизация подрастающего поколения, в том числе и так называемая пивная алкоголизация, что также создает условия для роста преступности.
Руководство Российской Федерации и общество неадекватно оценивает складывающуюся ситуацию. Молча хоронят сотни тысяч молодых людей, погибших от алкоголя в пьяных разборках. А ситуация сравнима с эпидемией чумы или тифа в конце XIX - начале ХХ веков, налицо смертельная опасность для России. Через 10-15 лет все это может закончиться самой страшной национальной катастрофой - потерей России. Мы должны не допустить этого, не имеем права.
В последнее время некоторые представители власти, в том числе президент страны Д.Медведев, начали высказывать здравые мысли, особенно что касается положения дел с молодежью. Президент дал несколько поручений правительству по наведению порядка в сфере обращения алкоголя, чтобы оградить молодежь от этого зелья. Но, произнося правильные слова, во-первых, за ними пока нет никаких реальных дел, а, во-вторых, напрашивается вопрос: разве к происходящему власть не имеете отношения, разве это не с молчаливого согласия власти уничтожались пионерские лагеря, дворцы пионеров, разогнали комсомол, а вместо этого создали отряды "нашистов" и оголтелых "молодогвардейцев", обанкротили предприятия, на которых трудились миллионы людей, спустили с цепи СМИ с их порнухой и чернухой и т.д.? Только на одном, например, автомобильном заводе Ленинского комсомола в Москве работали десятки тысяч молодых людей.
Серьезную тревогу распространением среди молодежи употребления алкоголя и наркотиков высказала и РПЦ на XIII Всемирном Русском народном соборе "Экология души и молодежь" словами ее Предстоятеля Кирилла перед представителями молодежи. Собор принял несколько резолюций, в том числе и по проблеме криминализации, алкогольной и наркотической зависимости молодого поколения. Нас не может не радовать, что на проблемы, о которых постоянно говорят коммунисты, обратила внимание Церковь. Нельзя не согласиться со Святейшим Патриархом, когда он говорит, что «молодежь - это потенциал будущего, что молодежи трудно отобрать нужную и полезную информацию, сваливающуюся на нее, что надобно иметь внутренний критерий, используя который, человек мог бы разумно воспринимать поступающую информацию и использовать ее во благо, отсеивая все то, что может разрушать человеческую личность и т.д. Нравственная основа человека является критерием истины. Нравственность - это способность отличать добро от зла посредством внутренней сигнальной системы. У нас есть такая сигнальная система - это голос нашей совести». Все очень правильно. Но вопрос в том, как этот фильтр установить молодому человеку, кто это будет делать, когда обстоятельства жизни диктуют ему и внедряют в него такую систему ценностей, которая в итоге и приводит его к наркоте, алкоголю, бандитизму и насилию? Кто разбудит у него этот самый голос совести, когда далеко не каждый молодой человек может получить образование, работу, создать семью?.. На эти вопросы у власти ответа нет.
Соглашаясь с Патриархом, необходимо сказать, что борьба с чрезмерным употреблением алкоголя это проблема комплексная, системная, это проблема во многом нравственного здоровья нации. Здесь одними запретами, лицензиями и инструкциями, как это предлагают авторы рассматриваемого законопроекта, дела не поправить.
Какие цели перед собой поставили авторы законопроекта? Цитирую: «Принятие законопроекта позволит усилить защиту экономических интересов Российской Федерации, контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на всей территории Российской Федерации, обеспечить повышение качества этилового спирта, алкогольной продукции, включая пиво, и спиртосодержащей продукции, позволит снизить долю теневого оборота указанной продукции, увеличить поступление налогов в бюджетную систему Российской Федерации, а также снизить масштабы потребления алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе».
Но есть ли реальная база в представленном документе для столь широковещательного заявления? На наш взгляд, нет. Это всего лишь декларация о намерениях. Ничего существенного по сравнению с действующим законодательством не произойдет. Ну, на самом деле, что может дать для реализации заявленных целей такое предложение, например, как ввести «обязательную маркировку слабоалкогольной продукции, с содержанием спирта свыше 7 процентов»? Что, молодежь перестанет покупать такую продукцию? Конечно, нет!
Предложение «запретить оборот слабоалкогольной продукции с содержанием спирта менее 7 процентов, разлитой в потребительскую тару более 330 мл» звучит вообще анекдотично. А если содержание более 7 процентов или тара будет менее 330 мл, то значит тогда можно разрешить оборот?
Вообще, что касается запретительных мер, то многие из них могут вызвать только горькую улыбку. Ну, например, такой пассаж: Для усиления ответственности в сфере продажи алкогольной продукции несовершеннолетним, снижения доступности для населения алкогольной продукции, включая пиво, предлагается ввести ограничения на розничную продажу всей алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не только в детских, образовательных и медицинских организациях, в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания) и объектах спорта.. , но и на прилегающих территориях, где расположены указанные организации. Что это за детские, образовательные и медицинские организации, организации культуры, где торгую спиртным, а также, что понимается под прилегающими территориями авторы не уточняют.
Приведу еще пример, касающийся времени запрета торговли спиртными напитками. Авторы предлагают запретить торговать всей алкогольной продукцией и пивом после 23 часов и до 8 часов утра местного времени. Т.е. в рабочее время хоть упейся, а вот вне рабочего времени – нельзя. А почему не наоборот, с 8 и до, например, 19 часов нельзя, а потом – пожалуйста?
Значительная часть законопроекта посвящена чисто техническим вопросам, таким как установление минимальных норм использования производственных мощностей, декларированию указанных мощностей, уведомлению о закупках и поставках сырья, обеспечению полноты учета фактического оборота и использования сырья, лицензированию перевозок этилового спирта, унификации форм деклараций о розничной продаже алкогольной продукции с декларациями о производстве и обороте алкогольной продукции, определению порядка представления и утверждение формы декларации о розничной продаже алкогольной продукции и т.д. и т.п.
Остановлюсь еще на одном концептуальном положении законопроекта. Законопроектом предусматривается, что уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти будет устанавливать оптовые и розничные цены на этиловый спирт и алкогольную продукцию, производимую с использованием этилового спирта, ниже которых их реализация на территории Российской Федерации будет запрещена. А как же тогда быть с законами рынка, которые исповедует власть? Как быть с конкуренцией? По замыслу авторов эта мера поставит преграду на пути нелегального производства алкоголя. А не получится ли так, что этим самым мы только дополнительно обогатим тех, кто занимается нелегальным производством водки и других алкогольных напитков. Скорее всего, именно так и произойдет, и те, кто сегодня сколачивает миллионные состояния на этом зелье, станет еще богаче.
Фракция КПРФ рассматривает данный законопроект как формальную отписку на поручения Президента и правительства Российской Федерации, нацеленные на совершенствование оборота алкогольной продукции. Алкогольная мафия и на этот раз вышла победителем, сохранив и даже приумножив свои незыблемые позиции. Похоже, что в России мафия действительно бессмертна!
Данный законопроект напоминает громкий выстрел, но мимо цели – как говорится, в «молоко». Ни одной заявленной проблемы он не решает. Почему? По одной простой причине – авторы не в состоянии или не желают реально оценить всю глубину сложившейся ситуации. Они не замечают демографической пропасти, в которую скатывается Россия по причине пьянства и нищеты. Уровень смертности в рабочем возрасте сейчас выше чем он был 100 лет назад. По данным ВОЗ в России из-за потребления алкоголя из ста юношей 17-18 лет до пенсии доживут лишь 40%. Нищета привела к тому, что энергетический и качественный уровень питания населения также отброшен на 100 лет.
Мы утверждали и остаемся на своей единственно верной позиции, что навести порядок с оборотом алкогольной продукции можно только при условии полной государственной монополии на ее производство и реализацию. Это должно быть сердцевиной законопроекта. Такое решение может существенно пополнить федеральный бюджет. В советское время средства от продажи алкоголя, которого производилось и реализовывалось, по сравнению с нынешним, почти в 2 раза меньше, составляли почти 25% доходов государства. Сегодня удельный вес «пьяных» денег в бюджете не более 2-3%. Т.е. львиная часть так называемых "пьяных" идет мимо государственного кармана. А ведь на эти деньги можно было бы организовать и лечение, и привлечение к полезному труду, и профилактику пьянства и т.д.
Национализация могла бы решить и проблему качества алкоголя, ликвидировать «паленую» водку, возродить авторитет русской водки, бренд которой во всем мире пользовался большим доверием.
Еще раз подчеркну, что потребление алкоголя в стране определяется не только запретительными мерами и не столько. Практика показывает, что одними ими проблема не решается. На потребление алкоголя влияют десятки других факторов, и, в первую очередь, условия жизни гражданина, состояние морали в обществе, культуры, наличие общенациональной цели и т.д. Но для этого в нашей стране властью должна проводиться другая политика, другой социально-экономический курс в интересах всех граждан, а не кучки олигархов. Поэтому нужны другие законы, другого содержания. Наша программа обуздания алкогольного беспредела – национализация производства и реализации спиртных напитков. Вопрос в том, способна ли нынешняя власть прислушаться к голосу оппозиции.
Спасибо!