Ст. 1 Земельного Кодекса РФ и ст. 9 Конституции РФ закрепляют положение о том, что охрана земли как компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве является приоритетной перед использованием земли в качестве недвижимого имущества.
Повсеместное нарушение этого принципа на протяжении многих лет привело к катастрофической ситуации, сложившейся в сельском хозяйстве.
В настоящее время очень остро стоит задача защиты прав и законных интересов бывших работников колхозов и совхозов, которые в ходе аграрной реформы начала 90-х годов стали учредителями коммерческих сельхозпредприятий.
На протяжении пяти лет, с 2007 г. до 2012 г., мне довелось непосредственно общаться с бывшими работниками колхозов и совхозов, созданных в годы Советской власти, и существовавших до начала 90-х гг. прошлого века.
Граждане обращались ко мне как юристу с просьбами помочь им разобраться с проблемой так называемых «земельных паев». Но всегда разговор заканчивался жалобами и горьким сожалением о том, что предприятия, на которых они работали, разрушены, а результатов так называемой реформы в сфере земельных правоотношений люди так и смогли ощутить.
В процессе изучения нормативной базы и судебной практики мне стали более понятными те явные и скрытые процессы, которыми сопровождалась так называемая «аграрная реформа», начатая после издания Указа Президента РФ №323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» от 27.12.1991 г.
Суммируя положения Указов Президента и Постановлений Правительства РФ начала 90-х гг., можно понять, что схема, которая была заложена в них, выглядела следующим образом:
- государство передает право собственности на землю в руки бывших работников колхозов и совхозов;
- эти граждане в течение одного года были обязаны распорядиться этим правом и, либо выйти из состава с/х предприятий с образованием КФХ, либо войти в состав реорганизованных с/х предприятий, внеся свои земельные и имущественные паи в качестве вступительных взносов в Уставной капитал этих предприятий. При этом свидетельство о праве собственности на земельный участок, равный сумме внесенных долей, выдавалось вновь созданному с/х предприятию, и право собственности возникало у него же, т.е. у юридического лица.
Теоретически можно предположить, что воплощенная в жизнь эта схема должна была стать стимулом для учредителей реорганизованных предприятий к более производительному и эффективному труду в сфере сельского хозяйства, но очевидное отсутствие положительных результатов до настоящего времени говорит о том, что цель эта всерьез не преследовалась.
Результаты, вернее последствия, которые имеются, свидетельствуют об обратном. Если что и удалось совершить реформаторам блестяще, так это до основания развалить колхозный строй как признак или примету советского строя, лишить учредителей реорганизованных предприятий (бывших работников колхозов и совхозов) прав на землю и имущество этих предприятий.
Возникает закономерный вопрос – какой смысл был в уничтожении с/х предприятий, которые в массовом порядке преднамеренно банкротились (что подтверждают специалисты данных предприятий), рейдерски захватывались коммерческими структурами, не заинтересованными в развитии именно сельскохозяйственной отрасли, если все специалисты в один голос отмечают, что в современных условиях, только крупные сельскохозяйственные предприятия, имеющие прочную материально-техническую базу, специализирующиеся на основных направлениях сельского хозяйства, могут взять на себя выполнение масштабной задачи по обеспечению нашей огромной страны достаточным количеством продуктов питания?
Один из вариантов ответа – земля в перестроечный период стала для этих же коммерческих структур и банков представлять большой интерес в качестве объекта недвижимости, «игра» с которой должна была принести «короткие деньги» и надо сказать немалые.
Никто из правительственных чиновников ни разу не озвучил эту проблему в полном объеме и не выразил сожаления по поводу произошедших метаморфоз, не предложил кардинально изменить ситуацию в пользу истинных собственников земли. Изредка в СМИ прорывается чья-нибудь мысль о том, что вот де существует некий «клубок запутанных земельных проблем», но этот «клубок» настолько сильно запутан, что лучше этого и не касаться, пусть само собой рассосется. А лучше ли? Можно, конечно, прятать голову в песок, только это не может продолжаться бесконечно, и проблемы с землей все равно придется решать. Этого рано или поздно потребуют интересы государства. Этого уже начинают требовать граждане-учредители реорганизованных с/х предприятий, непосредственные жертвы «аграрной реформы», которые наконец-то осознали, что сказка о земельном пае и обещания на протяжении 20 лет выделить этот земельный пай в натуре для любого, кто этого пожелает – это миф, не основанный на законе. Миф, который создавался специально, как занавес, за которым происходило реальное разбазаривание колхозных и совхозных земель и имущества. Люди, которых обманывали на протяжении последних 20 лет, выражают свое твердое намерение восстановить свои права, при этом призвав к ответственности тех, кто непосредственно лишил их законных прав на землю и имущество, и тех, кто должен был со стороны государства обеспечить законность проводимых процессов, но не сделал этого.
С этой целью 19 мая 2012 г. было проведено собрание представителей акционеров ЗАО «Петелинская птицефабрика» Одинцовского района; ЗАО «Кузнецовский комбинат», ЗАО «Татищево» Наро-Фоминского района; ЗАО «им. Чапаева» Ногинского района Московской области, которые изложили свою позицию в резолюции и поставили вопрос о создании Московской областной общественной организации с целью консолидации своих усилий и обеспечения защиты своих законных интересов и прав.
Учредительная инициатива четырех подмосковных хозяйств нашла поддержку в Одинцовской и Наро-Фоминской отделениях КПРФ, а также во фракции КПРФ в Московской областной Думы. В настоящее время стоит вопрос о расширении географии деятельности инициативной группы и регистрации межрегиональной общественной организации, т.к. интерес к ней проявляют в Калужской, Владимирской, Волгоградской областях, а также в Алтайском крае. Ситуация, в которую попали люди не по своей воле, а в результате происходящих негативных социально-экономических изменений, аналогична по всей стране. Она вызывает не только сочувствие и желание разобраться и понять, где причины столь плачевного состояния совхозов и колхозов, но и осознание, что только совместными активными усилиями можно противостоять происходящему произволу