(Выступление заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, академика РАСХН В.И.Кашина на парламентских слушаниях 6 марта 2013 года по теме "Законодательное обеспечение эффективного развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации»)
Уважаемые участники слушаний, товарищи и коллеги!
Давайте, мы начнем наши парламентские слушания с поздравления от имени Председателя Государственной Думы, нашего комитета, президиума и от всех мужчин, сидящих в зале, наших любимых женщин с наступающим праздником. Им бы отдохнуть в преддверии 8 Марта, но они сегодня здесь с нами работают наши морячки, рыбачки, учёные. Счастья вам, дорогие женщины, любви, здоровья и во всех делах удачи.
Мы собрались с вами сегодня с тем, чтобы подробно и серьезно обсудить проблемы, накопившиеся в рыбохозяйственном секторе, в этой важнейшей отрасли экономики, которая занимает в ней очень важное место.
История отрасли имеет глубочайшие корни. Особое развитие она получила, конечно, в годы Советской власти и особенно тогда, когда наш рыболовецкий флот бороздил абсолютное большинство морей Мирового океана, вносил существенный вклад в продовольственную корзину страны почти в 7 миллионов тонн рыбы и рыбной продукции.
Сегодня ситуация изменилась. Прежде всего, это касается материально-технического оснащения отрасли. Практически весь рыбный промысел в нашей стране, включая и переработку, осуществляется на полностью изношенной технике и с применением устаревших технологий. Огромные потери понес рыбопромысловый флот.
Всё это не могло не сказаться на объёмах лова и на качестве продукции, на потреблении рыбопродуктов населением России. Несмотря на некоторую положительную динамику в последние годы, тем не менее, потребление рыбной продукции на душу населения у нас далеко ещё от научно-обоснованных норм. Надо двигаться дальше, и здесь у нас много резервов, которые необходимо задействовать.
Снижение объёмов вылова рыбы отрицательно сказалось на сохранении рабочих мест, на всей социальной сфере прибрежных посёлков, которые занимались переработкой рыбы.
Сложившаяся ситуация требует от всех ветвей власти выработать тот необходимый объем действий, которые позволили бы двигаться вперед, возродить и развивать рыбопромышленную отрасль. Понятно, что, например, без рыболовецкого флота, без серьезного современного оснащения отрасли эту задачу не решить, не восстановить былые позиции флота в Мировом океане, защитить на этих просторах наши квоты. Как говорится, свято место пусто не бывает. Наши квоты выбирают другие страны, увеличивая свое присутствие в Мировом океане. Бьют тревогу по этому поводу Росрыболовство, рыбаки, но ситуация практически не меняется. На изношенном ветхом флоте ничего сделать нельзя. Мы и дальше будем терять наши позиции. Поэтому одна из первостепенных задач - восстановить флот. Это главная задача отрасли. Но отрасль никогда с ней не справится, если государство в лице правительства, первых лиц государства вместе с бизнесом не определят судьбу судостроения, не определят основные параметры воссоздания рыболовецкого флота, особенно крупнотоннажного, перерабатывающего, который способен работать в Мировом океане. И эту тему мы обсуждаем не первый раз и не один год, но ситуация не только не меняется к лучшему, но становится все хуже и хуже. Видимо те, кто рассчитывал, что невидимая рука рынка все отрегулирует, настолько глубоко ошиблись, что вероятно до сих пор иллюзорно надеются на чудо всплытия нашего флота из океанской бездны, куда он рухнул. Зря надеются, не всплывет. Без соответствующей политической воли ничего не произойдет. Проблема вполне решаема. Например, Росрыболовство предложило целый комплекс в этом плане государственных мер. Надо всем понять, что без государственной поддержки мы никуда не продвинемся. Бизнес не в состоянии самостоятельно воссоздать рыболовецкий флот, особенно крупнотоннажный с современным оснащением. И это должны понимать, в первую очередь, государственные деятели. В этом задача государства. Не в том, чтобы норвежцам отдать нашу зону лова, или китайцам, или кому-нибудь. Давайте вместо этого флот создадим, чтобы мы хотя бы отвоевали то, что было у нас в Мировом океане.
Развал флота привел к тому, что значительную долю в потреблении рыбопродуктов, к сожалению, составляет импортная продукция, особенно когда речь идет о ценных породах рыб. На это государство тратит более трех миллиардов долларов. Сумма все-таки приличная.
Правда, экспорт у нас тоже вырос за последнее время. Но экспортируем мы, по сути, сырье, т.е. выловленную рыбу, а не продукты переработки уловов. Это та же сырьевая ситуация, как и с нефтью, которую гоним за рубеж. Совсем недавно бывший министр сельского хозяйства пыталась доказать и убедить нас, что вывозить зерно за рубеж и завозить оттуда переработанную капитализированную продукцию это для страны благо. Конечно же, это от бедности, от нищеты, ну и иногда бывает от глупости.
Но в данном случае, конечно, вывоз рыбы происходит не от глупости. Здесь причина в другом – в отставании перерабатывающих мощностей так называемой прибрежки. И это еще одна важнейшая задача, которую государство должно решать незамедлительно параллельно с возрождением флота. Ведь есть сегодня в этом отношении хорошие примеры в ряде регионов. Но есть и такие наши прославленные области, где вообще ничего не делается. И это тоже факт, который не должен уходить от нашего внимания, от нашего рассмотрения.
Кроме того, проводимая сегодня ценовая политика никак не защищает рыбака и не поддерживает его. Если мы посмотрим на прилавки магазинов, то увидим, что труд рыбака в розничной цене занимает всего лишь около 12-15%. Нельзя согласиться с таким положением, когда зарплата у рыбаков в 2-3 раза ниже, чем у работников промышленности, и в 7-8 раз - чем у работников нефтегазовой отрасли. Нищенская заработная плата привела к дефициту профессиональных кадров в отрасли.
Актуальные задачи развития рыбной отрасли необходимо ставить и перед наукой, помогая самой науке встать на ноги для решения всех животрепещущих вопросов по изучению морских ресурсов, в том числе рыбных запасов. И здесь надо всё сделать для того, чтобы и наука, и рыбная отрасль соответствовали международному уровню и современным вызовам.
Пережив нелегкие годы рыночных реформ, рыбохозяйственная отрасль нуждается в стратегическом плане развития. Таким планом должна стать утвержденная 28 февраля 2013 года Правительством Российской Федерации Государственная программа Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса до 2020 года», в которой определяются цели, задачи и «точки роста» для рыбохозяйственного комплекса, а также предусматриваются механизмы реализации соответствующих мероприятий и показатели их результативности.
Развитию рыбохозяйственного комплекса требуется и законодательная поддержка. Мы в Комитете Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии вместе с Росрыболовством работаем над этим.
Я бы выделил здесь несколько направлений. Во-первых, необходимо внести поправки и в таможенное законодательство, предусматривающие преференции для поступления современного оборудования для судов, если такое оборудование не производится в России. Поправки требуются и в Налоговый кодекс. Они должны предусматривать возможности предоставления инвестиционного налогового кредита организациям, осуществляющим строительство судов рыбопромыслового флота на российских верфях, освобождения от налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию России судов рыбопромыслового флота, построенных или приобретённых за пределами нашей страны, применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость для судостроительных и судоремонтных предприятий, осуществляющих производство, ремонт, техническое обслуживание и модернизацию рыбопромыслового флота.
Предстоит внести серьёзные поправки в законодательство, чтобы устранить существующие ныне препоны, затрудняющие доставку улова на российский берег. Надо обеспечить такие условия, чтобы рыбакам стало выгодно доставлять улов не в иностранные, а в российские порты, перерабатывать рыбу на нашем берегу. В настоящее время продолжают действовать излишние административные барьеры, создающие значительные трудности при оформлении уловов, а также произведённой рыбной и иной продукции из водных биоресурсов. Это снижает возможности для повышения уловов. Назрела необходимость упрощения процедур таможенного, пограничного и ветеринарного контроля.
Особенно важно решение двух наболевших проблем - это первичная переработка, имеется в виду тепловая, заморозка добытого улова в прибрежной зоне и перегрузка этого улова на более крупные судна, для того чтобы уже они доставляли улов на берег. В экономическом плане это всё должно сработать нормально.
Ну, например, килька, хамса, если просол не сделать, через 2-3 часа она вспухнет, это потом уже никому ненужная рыба, и получим, наоборот, одни убытки. Или крабы, другие биоресурсы. Но и небольшое судно, если будем гонять взад-вперёд даже с 12-мильной зоны на берег, тоже при нынешнем ценовом беспределе по горюче-смазочным материалам далеко не уедешь.
Сегодня в портфеле комитета 12 законопроектов, касающихся вопросов рыболовства, и мы имеем возможность самым серьёзным образом оказать содействие Росрыболовству, нашему рыбохозяйственному комплексу, Министерству сельского хозяйства, Россельхознадзору и Роспотребнадзору, которые работают не только над добычей, но и над тем, чтобы наши рыбные и другие морские биопродукты были полезны и безопасны для человека.
Вот в этом плане сегодня я ещё раз должен сказать слова благодарности нашим службам, которые решают эти проблемы, и коллеге Онищенко, и коллеге Данкверту, с тем, что в этих условиях они сумели удержать свои службы и эту часть отрабатывают достойнейшим образом. Сегодня в рамках ВТО они выступают защитниками отечественного рынка от недобросовестных поставщиков морепродуктов, одновременно защищая и отечественного товаропроизводителя. Но вместе с тем те проблемы и дополнительные излишние бюрократические барьеры, о которых я уже говорил, мы должны устранять. Мировой опыт показывает, что такие перемены возможны и желательны.
На рассмотрении нашего Комитета находится четыре законопроекта, посвященных решению отдельных проблем осуществления прибрежного рыболовства. В первую очередь надо обеспечить рыбакам свободный доступ на отечественный рынок. На повестке дня остро стоит и вопрос отмены ограничений по количеству работников рыбодобывающих предприятий при их переходе на режим применения единого сельскохозяйственного налога.
В качестве дополнительной меры для развития береговой рыбопереработки, а также наполнения внутреннего рынка отечественной рыбопродукцией, необходимо установить нулевую ставку сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов для рыбодобывающих организаций, доставляющих уловы водных биоресурсов на российский берег. При этом следует удвоить или утроить данный вид платежей для организаций, экспортирующих рыбную продукцию.
Также требуют незамедлительного решения проблемы браконьерства, незаконного вылова рыбы, загрязнения водоёмов отходами и сбросами и др. Все эти проблемы также находятся в поле зрения нашего комитета.
В условиях, когда уловы океанической рыбы и других морепродуктов сокращаются, а рыбные запасы внутренних водоемов находятся в критическом состоянии и поддерживаются в основном за счет искусственного воспроизводства, единственным надежным источником увеличения объемов пищевой рыбной продукции является аквакультура.
Примером в этом отношении являются такие страны, как Норвегия, Чили, Китай, Индия, Бангладеш. В этих странах аквакультура стала самым динамично развивающимся сектором экономики, обеспечивающим более трети потребления рыбы и морепродуктов. Если взять Китай, Вьетнам и другие страны, которые на этом направлении успешно работают по аквакультуре, то мы увидим, что речь идёт о 30-40 миллионах тонн рыбы, которые сегодня получает Китай за счет аквакультуры. Вьетнам в течение последних 15 лет получает более 3 миллиона тонн рыбы по аквакультуре. В Советское время мы работали на этом направлении на уровне современного Китая 20 лет назад. А сегодня скатились до 150 тысяч тонн. И это при том огромном потенциале, которым обладает наша страна с ее огромными морями и внутренними водоемами, начиная от Южных Курил, Сахалина, Приморья - до прудового, озёрного хозяйства. В мире 56% в общей структуре вылов имеет аквакультура, у нас 3-4%. В нашей стране явно недооценивается это направление рыбной отрасли, хотя природные факторы России способствуют занятию аквакультурой. Вот где наши резервы!
Сегодня во многом искусственно создано целый ряд факторов, сдерживающих развитие аквакультуры, в том числе и законодательного плана. Только сейчас мы будем рассматривать законопроект по данной проблеме, который создаст необходимые законодательные условия для устойчивого развития этой отрасли народного хозяйства.
Законопроект об аквакультуре, внесен Правительством, принят в первом чтении в 2011 году. Недавно в Государственную Думу внесены официальные поправки Правительства Российской Федерации к данному законопроекту. При детальном изучении указанных поправок становится ясно, что не все ключевые вопросы законопроекта решены в достаточной степени. Прежде всего, не решен вопрос об отнесении различных видов деятельности в области аквакультуры к сельскому хозяйству или природопользованию. Требуют дополнительной проработки вопросы возникновения права собственности на объекты аквакультуры, предоставления в пользование для целей аквакультуры земельных и лесных участков, определения порядка полного или частичного преобразования рыбопромысловых участков, предназначенных для различных видов рыболовства, в рыбоводные участки и некоторые другие.
Ещё раз хочу подчеркнуть, что резервы, заложенные в развитии аквакультуры, надо использовать в полном масштабе. Если мы, приняв закон "Об аквакультуре", не достигнем необходимого наращивания объемов производства рыбы, а будем топтаться на уровне 150-160 тысяч тонн, хотя, откровенно говоря, поднять объем производства в 5-10 раз для нашей страны не такая уж и сложная проблема, если мы не решим кадровые проблемы, если мы не решим проблемы рынка, проблемы соотношения цен в рознице и непосредственно у тех, кто выращивает рыбу, то это будет означать полный провал тех программ, которые уже утверждены правительством.
Считаю необходимым особо остановиться на проблеме любительского рыболовства. Сегодня общественность в лице рыбаков-любителей взбудоражена попытками введения платы за возможность посидеть на озере, речке с удочкой или спиннингом.
Мы разделяем позицию рыбаков-любителей и считаем любое ограничение доступа граждан к водоёмам общего пользования нарушением их конституционных прав. Любительской рыбалка должна быть бесплатной.
Социальный аспект проблемы весьма высок: в стране насчитывается около 20 миллионов рыбаков-любителей.
Необходимо принять отдельный закон о любительском рыболовстве. Во многих странах мира именно так и сделано. Государственное управление и регулирование любительского и спортивного рыболовства в соответствии с данным законом должно учитывать специфику регионов и водных объектов, включая ограничения норм вылова, запрет на рыбалку в отдельных местах и на отдельные виды биоресурсов, должно устанавливать и виды разрешённых рыболовных снастей.
Соответствующий проект федерального закона «О любительском рыболовстве» внесен в Государственную Думу 31 декабря 2012 года и находится на рассмотрении в нашем Комитете.
В настоящее время данный законопроект прошел обсуждение в регионах и планируется к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении в апреле 2013 года.
Законопроектом «О любительском рыболовстве» урегулирован весь круг вопросов осуществления любительского рыболовства, в том числе вопрос обеспечения прав граждан в этой сфере. При этом сохранен основополагающий принцип, что любительское рыболовство осуществляется свободно и бесплатно с соблюдением ограничений, установленных настоящим законом.
С другой стороны, законопроект имеет ряд недостатков, которые должны быть подвергнуты экспертному анализу и в дальнейшем устранены при доработке законопроекта.
Также очевидно, что потребуется внести изменения в Водный кодекс, а также установить административную ответственность за нарушение прав граждан на пользование водными объектами общего пользования, береговой полосой таких водных объектов. На рассмотрении Комитета есть законопроекты, которые подходят в качестве базы для указанных изменений.
Подводя черту, еще раз скажу, что перечисленные проблемы и ряд других в значительной мере обусловлены несовершенством существующей законодательной базы. Практика применения Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» выявляет все новые пробелы и нестыковки, противоречия. Нужны и структурные преобразования отрасли. Комитет однозначно высказался за то, чтобы отрасль была самостоятельной. Опыт подсказывает, что такие наши фундаментальные отрасли, как лесное хозяйство, рыболовство надо выводить напрямую на правительство, давать полностью самостоятельные действия, в том числе и в плане законодательных инициатив, чтобы оперативно можно было решать вопросы, а не годами тянуть.
Но в целом я убеждён, что мы все вместе справимся с теми задачами, которые сегодня обязаны решать по обеспечению нашего населения морепродуктами, рыбной продукцией, и сделать всё необходимое, для того чтобы наша береговая линия, имея в виду в первую очередь рыболовецкие наши посёлки, развивались, чтобы наши верфи отечественные, в том числе по строительству наших отечественных судов рыболовецкого флота, развивались, чтобы логистика, инфраструктура, чтобы складские помещения, чтобы холодильные установки, новые порты строились, особенно там, где мы их не имеем, особенно в нашем Азовско-Черноморском бассейне и в других регионах, где это просто сегодня кричащая проблема. Восстановление рыбохозяйственной отрасли, ее динамичное развитие остается одной из главных государственных задач. Разрешите пожелать всем нам успехов в ее реализации.