В январе текущего года прошло 50 лет со дня первого официального визита лидера Кубы Фиделя Кастро в Советский Союз, положившего начало новому этапу в развитии советско-кубинских отношений. Безусловно, в том визите были заинтересованы обе страны. Первая – в установлении более устойчивых политических, экономических и торговых связей с Кубой, только что ступившей на социалистический путь развития. Вторая – в решении проблем подъёма экономики страны после революции, и, в первую очередь, механизации уборки сахарного тростника, являющегося сырьём для получения сахара – основного экспортного продукта республики.
Дело в том, что в период массовой уборки тростника к этой работе привлекается (точнее привлекалось) практически всё мужское население – рубщики, обладающие недюжинным здоровьем и силой. Ведь тростник, достигающий 5-метровой высоты и диаметром 6-7 сантиметров, надо срубить, измельчить и погрузить на транспортное средство. Этот тяжёлый ручной труд необходимо было механизировать. Просьба Фиделя Кастро в этом вопросе была принята руководством нашей страны.
Люберецкому заводу сельхозмашиностроения им. Ухтомского было поручено разработать конструкцию тростниковоуборочного комбайна, изготовить опытные образцы и провести их испытания на плантациях Кубы. Работа была выполнена в кратчайшие сроки, и в декабре 1963-го года два опытных образца были отправлены на Кубу.
Первые испытания состоялись в конце января 1964-го года. На них присутствовали представители правительства Кубы, советского посольства, корреспонденты, сотников мачеторос – рубщиков сахарного тростника. Это было выдающееся событие, означавшее поворот от ручной уборки к механизированной.
Впоследствии на одном из выступлений кубинский лидер сказал: «Решена основная экономическая проблема Кубы – возможность производить 10 млн тонн сахара в год. Мы видели, как работают эти машины. Их эффективность кажется невероятной».
Люберецкому заводу было предложено доработать конструкцию комбайна с учётом всех замечаний, организовать изготовление и поставить их на Кубу в заданном объёме. Эта задача была успешно выполнена.
На крупных предприятиях Москвы и Подмосковья (Подольск. Коломна, Балашиха, Электросталь, Ногинск и др.) было организовано изготовление отдельных узлов комбайна и их поставка люберчанам. Люберецкий завод проводил окончательную комплектацию (двигатель, электроаппаратура и пр.), сборку, испытания и отгрузку комбайнов на Остров свободы. До конца 60-х гг. было изготовлено и поставлено 720 прицепных комбайнов. Каждый комбайн заменял труд 40-50 рубщиков.
С помощью советских комбайнов в период уборки тростника (он называется сафра и длится порядка 8 месяцев) было убрано рекордное количество сахарного тростника и в результате было произведено 8,5 млн тонн сахара. Таким образом, была выполнена важная задача, это был успех международного масштаба.
Не случайно, выступая на очередном Съезде КПСС, первый секретарь Московского обкома В.И. Конотоп доложил делегатам Съезда о выполнении заданий партии и правительства по поставкам комбайнов республике Куба и отметил особый вклад Люберецкого завода им. Ухтомского и других подмосковных предприятий-смежников. Уместно отметить, что он постоянно следил за ходом выполнения этой задачи, равно как и его коллега – первый секретарь МГК КПСС В.В. Гришин.
Затем в советско-кубинских отношениях наступило непродолжительное похолодание и поставка комбайнов была прекращена (поставлялись только запчасти). Но проблема уборки сахарного тростника оставалась.
Поэтому во время очередного официального визита в СССР Фидель Кастро наряду с Центром управления полётами (ЦУП), Нововоронежской АЭС решил посетить и Люберецкий завод им. Ухтомского.
В день приезда 3 июля 1972-го года завод практически не работал – встречали высокопоставленного гостя. Помню, мы стояли напротив здания заводоуправления, примыкающему к территории завода. В 10 часов автомобиль в сопровождении эскорта мотоциклистов приехал и остановился в 10 метрах от нас. Из него вышел и тепло поприветствовал встречавших молодой, красивый, облачённый в армейскую униформу Фидель Кастро и направился в заводоуправление, где состоялась непродолжительная беседа с руководством завода. Затем лидер кубинской революции в сопровождении в сопровождении секретаря ЦК КПСС Константина Катушева и директора завода С. Попова направился на заводскую территорию, где встретился с сотрудниками головного конструкторского бюро и экспериментального цеха. Именно там и родились первые экземпляры комбайна. Далее Кастро побывал в основных цехах, побеседовал с рабочими, живо интересовался условиями их работы и быта.
На площадке, примыкающей к цеху, где производилась сборка комбайнов, состоялся многотысячный митинг. На импровизированной трибуне – руководители центральных органов страны, области, завода и, конечно же. Фидель Кастро. Открывший митинг секретарь парткома В. Литвин и выступавшие горячо приветствовали вождя Кубы. Затем с яркой, выразительной речью, длившейся больше часа, выступил сам Кастро. Обращаясь к собравшимся, он сказал: «Дорогие товарищи! Мы приносим вам искренние извинения за то, что оторвали вас от работы и личных дел, но мы не могли не встретиться с коллективом завода, который оказал огромную помощь Кубе, изготовив и поставив крупную партию тростниковоуборочных комбайнов, которые позволили нам заменить тяжёлый ручной труд при уборке сахарного тростника».
Лидер кубинской революции рассказал о проблемах экономики, необходимости дальнейшей механизации уборки сахарного тростника и насыщении страны комбайнами подобными тем, что поставлены заводом. В конце речи он поделился мыслями о том, что кубинцы хотели бы построить у себя на Кубе завод по производству комбайнов, производя на первом этапе основные узлы и детали, а комплектующие изделия получать от предприятий Союза. Он обратился к коллективу завода с просьбой оказать им помощь в строительстве завода и изготовлении дополнительной партии комбайнов. Присутствовавшие с одобрением восприняли это обращение.
На высоком уровне было принято решение возобновить изготовление и поставку Люберецким заводом тростниковоуборочных комбайнов, но уже в самоходном исполнении, и осуществить строительство завода по их производству на Кубе (г. Ольгин). Завод им. Ухтомского определили в этой работе в качестве головного предприятия.
К выполнению этой важнейшей задачи были привлечены многие проектные, технологические и другие институты, задействованы лучшие специалисты и рабочие. В короткие сроки была подготовлена проектно-сметная и техническая документация, после чего началось строительство и оснащение завода. Люберчане принимали самое активное участие в данной работе.
Первый комбайн был собран 26 июля 1977-го года в исторический для Кубы день – годовщину штурма революционерами казарм Монкада. На следующее утро состоялся грандиозный митинг. Механизатору завода Ивану Дубине было доверено вывести комбайн из цеха. Вместе с ним в кабине находился Фидель Кастро. Гигант кубинского машиностроения вступил в строй.
Работая в это время в Министерстве, я был свидетелем и участником многих деловых участников по этому вопросу, контактировал с непосредственными исполнителями, видел конкретную помощь со стороны руководства Министерства, вышестоящих органов вплоть до ЦК КПСС. Ход строительства завода был и в центре внимания лично Фиделя Кастро, а также советского посольства.
Долго ещё трудились в Ольгине люберчане, помогая кубинцам осваивать технику, управлять машинами, налаживать производство. Только с 1976 по 1981 гг там работало в срок от шести месяцев и до двух лет свыше сотни наших заводчан. Помимо этого осуществлялись поставки туда отдельных узлов и деталей, запасных частей.
В 1981-м году завод вышел на проектную мощность – 600 комбайнов в год.
Одновременно, ещё до ввода в строй кубинского завода, Люберецкий завод, возобновив производство, поставил Кубе почти полторы тысячи самоходных комбайнов. В день 25-летия со дня штурма казарм Монкада, 26 июля 1978-го года последний в производственной программе люберчан тростниковоуборочный комбайн в торжественной обстановке проехал по территории завода и занял место в заводском музее.
За успешное выполнение поставленных задач и трудовой вклад многие работники завода и других организаций были удостоены государственных наград. А заместитель главного конструктора, руководитель проекта создания и организации производства комбайнов Б. Попов и директор завода С. Попов были удостоены Ленинской премии, последний – посмертно. Многие заводчане получили и различные кубинские награды.
Из всех исполнителей проекта следует особо отметить большой вклад коллектива Люберецкого завода им. Ухтомского в создании завода и организации производства комбайнов на Кубе, направивший туда своих лучших специалистов и рабочих, принявший кубинских товарищей для обучения на заводе и в производственных условиях на Кубе.
Таким образом в истории Люберецкого завода завершилась одна из самых содержательных страниц – кубинская – ставшая ярким примером экономического сотрудничества международного значения.
Завод располагал мощным научно-техническим, производственным и кадровым потенциалом, входил в десятку крупнейших заводов сельхозмашиностроения СССР, являлся градообразующим и отраслеобразующим предприятием, завод-ветеран, оснащённый прогрессивным оборудованием и технологическими процессами. К величайшему сожалению, в результате «перестройки» и «реформ» всё это было утрачено, а если быть более точным, уничтожено. 10-тысячный коллектив завода прекратил свою деятельность. И теперь, когда хозяйничают «эффективные собственники», процветает коррупция, алчность, и другие катастрофические «прелести» рыночной экономики, это не кажется удивительным,
Так завершился последний, роковой этап в истории знаменитого Люберецкого завода (по выражению Юрия Гагарина), внесшего неоценимый вклад в развитие экономики Кубы. Так выглядят сегодня события 50-летней давности. Но детище и дела завода продолжают жить.