Особые экономические зоны России: проблемы развития

25 апреля 2013 года заместитель председателя Комитета по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике Московской областной Думы М.П. Леонтьев принял участие в  «круглом столе» на тему «Эффективность мер государственной поддержки, направленных на создание и функционирование особых экономических зон (ОЭЗ)», который прошёл в Совете Федерации Федерального Собрания РФ.

Участники обсудили проблемы законодательного обеспечения создания и функционирования ОЭЗ; рассмотрели экономический и социальный эффекты ОЭЗ; осуществление федеральными органами исполнительной власти возложенных на них полномочий по управлению ОЭЗ; исполнение субъектами Российской Федерации отдельных полномочий по управлению ОЭЗ; критерии оценки эффективности функционирования ОЭЗ; анализ эффективности использования государственных средств (федеральный и региональный бюджеты), направленных на создание объектов инфраструктуры ОЭЗ; результативность использования резидентами ОЭЗ представленных им налоговых льгот;  применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территориях ОЭЗ; влияние создания ОЭЗ на социально-экономическое развитие субъектов РФ.

Российские особые экономические зоны (ОЭЗ) стали развиваться с 2005 года. Особые экономические зоны в России — территории с особым налоговым и правовым режимом в Российской Федерации, созданные для привлечения инвесторов в приоритетные для РФ отрасли.

Зоны подразделяются на 4 типа: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые. Основная цель промышленно-производственных зон — развитие промышленного производства, технико-внедренческих — разработка новых технологий, туристско-рекреационных — развитие туризма, портовых — стимулирование развития морских и авиационных портов. Для них действует упрощенный порядок прохождения бюрократических процедур и ряд налоговых и таможенных льгот, в частности, возможен беспошлинный ввоз товаров, необходимых для производства, и беспошлинный экспорт товаров собственного производства. Кроме того, государство оказывает поддержку в строительстве на территории зон объектов инфраструктуры.

К настоящему времени в РФ созданы 24 зоны, из них:

4 промышленно-производственные (в том числе «Алабуга» и «Липецк»);

4 технико-внедренческие («Дубна», «Томск», «Зеленоград», «Санкт-Петербург»);

13 туристско-рекреационных («Бирюзовая Катунь», «Байкальская Гавань», «Ворота Байкала», «Алтайская Долина», «Гранд Спа Юца», «Куршская Коса», «Остров Русский» и ещё 6 в Северо-кавказском федеральном округе);

3 портовые (в том числе «Ульяновск», «Мурманск»).

Однако, как было отмечено на «круглом столе» ОЭЗ не оправдывают возлагаемых на них надежд. Им не удалось выйти на тот уровень привлечения инвестиций, который планировался. Так, на каждый вложенный государственный рубль приходится всего лишь 74 копейки инвестиций. И это несмотря на то, что ОЭЗ предоставляют резидентам такие льготы, как строительство базовых элементов инфраструктуры, предоставление пакета налоговых льгот, выгодных условий выкупа земли, а также особого таможенного режима. Налоговый пакет включает льготы по налогу на прибыль, землю, имущество, транспортный налог. Резидентам внедренческих зон предоставляются также льготы по социальному налогу. При выкупе земли резидентам предоставляется скидка до 50% от кадастровой стоимости.

Как было отмечено, среди причин, из-за которых развитие ОЭЗ в России пока не носит всеобщего характера, – многочисленные проволочки, вызванные пробелами в Земельном кодексе. Кроме того, набор льгот пока не является безусловно привлекательным для российских и зарубежных инвесторов. Вместе с тем препятствуют естественному росту ОЭЗ инфраструктурные проблемы. Особенно это касается туристско-рекреационных и портовых зон, частные инвестиции в которые пока измеряются чрезвычайно скромными цифрами. Российские ОЭЗ сегодня сильно зависимы от действий местных администраций, при том, что уровень контроля за деятельностью инвесторов довольно низок. Развитие ОЭЗ города сдерживает дефицит жилых помещений, из-за чего сильно ограничены возможности привлечения и закрепления на производстве молодых и высококвалифицированных специалистов, а также недостаточные энергетические мощности и проблемы транспортной доступности. В то же время в нормативной базе ОЭЗ остаются значительные пробелы. А главным препятствием на пути развития ОЭЗ является, конечно, отсутствие продуманной стратегии развития России.

Этот комплекс проблем и не дает особым экономическим зонам страны двигаться вперед.

Сегодня жизнь требует совершенствования нормативно-правовой основы ОЭЗ, а также пересмотра других механизмов, от которых зависит эффективность работы инвесторов.

В частности, из города Дубны Московской области, где создана технико-внедренческая экономическая зона, которая в своём развитии сталкивается с теми же общероссийскими проблемами (в частности,  при планируемом числе компаний-резидентов – 300, фактически их насчитывается всего лишь 88) в адрес «круглого стола» поступили предложения по совершенствованию законодательства для повышения эффективности государственных мер поддержки технико-внедренческих особых экономических зон (приложение).

Подводя итог работы, было отмечено, что необходимо изучить поступившие предложения, выработать новые подходы в управлении зонами, определив причины неэффективности привлечения инвесторов и уточнив критерии, которым должны соответствовать ОЭЗ. Вместе с тем, необходимо  определить целесообразность расширения преференций, предоставляемых резидентам ОЭЗ в рамках специального режима хозяйствования.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

по совершенствованию законодательства для повышения эффективности государственных мер поддержки технико-внедренческих особых экономических зон

1. Земельным кодексом РФ (пункт 14 статьи 30) предусмотрена возможность предоставления земельных участков без конкурса и предварительного согласования на территории особой экономической зоны или на прилегающей территории для развития инфраструктуры особой экономической зоны. При введении данной нормы ставилась задача, в том числе обеспечить  возможность целевого жилищного строительства для специалистов организаций-резидентов особой экономической зоны. Вместе с тем, в статье 30.1 Земельного Кодекса РФ (пункты 1,2) содержится исчерпывающий перечень исключений, когда земельные участки для жилищного строительства предоставляются не по результатам аукционов, причем пункт 14 статьи 30 в числе возможных исключений не назван.

Предложение:

1.1. В пункте 2 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ вместо слов «пунктом 2.1 статьи 30» включить слова «пунктами 2.1, 14 статьи 30».  

2.  Опыт создания и функционирования технико-внедренческих особых экономических зон в Российской Федерации однозначно свидетельствует о том, что приток инновационных компаний в такие особые экономические зоны существенно ниже первоначально запланированного. Еще в большей мере отстают от плановых величин показатели инвестирования резидентами в строительство собственных объектов на территории технико-внедренческих особых экономических зон.

Одним из эффективных способов стимулирования притока резидентов и инвестиций в технико-внедренческие особые экономические зоны представляется увеличение объема предоставленных льгот и преференций, в том числе налогового характера.

Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ предусмотрены льготные взносы резидентов технико-внедренческих особых экономических зон  в страховые  фонды в период с 2012 по 2017 годы и переходный период в 2018-2019 годах. Вместе с тем, компании, планирующие получение статуса резидента и строительство собственных объектов  в малой степени сумеют воспользоваться указанной льготой (например, планируется проектирование объекта в 2014 году, строительство в 2015-2016 годах, полноценная льгота – в 2017 году – в течение только одного года). Фактически при этом речь идет о сокращении предоставляемого резидентам объема льгот.

Предложение:

2.1. В Федеральном законе от 24 июля 2009 г. № 212 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» часть 3 статьи 58 изложить в следующей редакции:

«3. В течение 2012-2027 годов для плательщиков страховых взносов, указанных в пунктах 4-6 части 1 настоящей статьи, применяются следующие тарифы страховых взносов

Наименование

2012-2025

2026

2027

Пенсионный фонд Российской Федерации

8,0 процента

13,0 процента

20,0 процента

Фонд социального страхования Российской Федерации

2,0 процента

2,9 процента

2,9 процента

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

4,0 процента

5,1 процента

5,1 процента»

Кроме того, Налоговым кодексом Российской Федерации (статья 284) установлены для резидентов ОЭЗ льготы по налогу на прибыль в части, зачисляемой в федеральный бюджет (2%) и возможность установления таких льгот субъектами Российской Федерации (не менее 4,5% и не более 18%). Законодательство субъектов Российской Федерации, как правило, предусматривает применение таких льгот в течение пяти лет с момента получения компанией статуса резидента. Такая норма носит фактически дестимулирующий характер для резидентов, планирующих ведение технико-внедренческой деятельности во вновь построенных собственных зданиях. Это обусловлено тем обстоятельством, что от получения статуса до момента ввода первого собственного здания резидента в эксплуатацию проходит не менее трех лет (иногда – более пяти лет), что не дает возможности в полной мере воспользоваться льготой по налогу на прибыль. Такое положение не обеспечивает стимулирования притока частных инвестиций в технико-внедренческие особые экономические зоны.

Предложение:

2.2. В абзаце пятом пункта 1 статьи 284 части второй Налогового кодекса РФ последнее предложение изложить в редакции:

«При этом размер указанной налоговой ставки не может быть  выше 13,5 процента, а для организаций-резидентов особых экономических зон, заключивших соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности и проинвестировавших строительство введенных в эксплуатацию объектов недвижимости в границах особой экономической зоны указанная налоговая ставка не может быть выше  4,5 процента»

3. Привлечению в технико-внедренческие особые экономические зоны резидентов, планирующих разворачивание собственного производства, в некоторой степени препятствует взаимоувязка требований закона №116-ФЗ     «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» в части необходимости вести на территории технико-внедренческой особой экономической зоны как разработки, так и производство продукции. В реальности нередко разработки ведутся в профильных институтах, а на территории ТВЗ при этом планируется внедрение, производство и совершенствование продукции и технологий ее изготовления.

Например, резидент ОЭЗ «Дубна» ООО «БиоГениус» приступило к проектированию в ОЭЗ «Дубна» комплекса по производству лекарственных средств – рекомбинантов. Учредители компании являются научными сотрудниками ММА им. И.М. Сеченова, поэтому исследования для создания новых лекарств ведут в лабораториях академии. Создание ими производственного комплекса в ОЭЗ «Дубна» (планируемый объем инвестиций – более 4,0 млрд. руб.), безусловно является неотъемлемой частью их технико-внедренческой деятельности. При этом нелогичными представляются требования перенести разработки из медицинской академии на территорию ОЭЗ.

В связи с изложенным при решении вопроса о разрешении ведения производства в технико-внедренческих особых экономических зонах, представляется более эффективным не требовать, чтобы на территории ОЭЗ был сосредоточен полный инновационный цикл, а дать право экспертному совету при Минэкономразвития РФ разрешать в технико-внедренческих особых экономических зонах производство только инновационной и высокотехнологичной продукции.

В настоящее время статьей 10 Федерального закона №116-ФЗ в технико-внедренческих особых экономических зонах  по решению экспертного совета разрешается производство «научно-технической продукции». В соответствии с Федеральным законом №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (статья 2)  научно-техническая продукция определяется как научно-технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации. Там же научно-технический результат определяется  как продукт научно-технической деятельности, содержащей новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе.

Вместе с тем, в Федеральном законе от 05.04.2013 г.  № 44 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (статья 10) применяется термин «инновационная и высокотехнологичная продукция». В Налоговом кодексе РФ (статья 271, пункт 4.4.) применяется понятие «высокотехнологичное производство». В Федеральном законе «О фонде перспективных исследований» от 16.10. 2013 г. №174-ФЗ, в статье 3 применяется термин «высокотехнологичная продукция».

Предложение:

3.   В части 2 статьи 10 Федерального закона №116-ФЗ слова «научно-технической» заменить словом «высокотехнологичной». 

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.
Читайте также
Поздравляем с днем рождения!
Поздравляем с днем рождения!МК КПРФ поздравляет с днем рождения первого секретаря Люберецкого ГК КПРФ, члена Бюро МК КПРФ Василия Аркадьевича Бызова.

Все для фронта! Все для победы!
Коммунисты Щёлково приняли участие в отправке 132-го Новогоднего гуманитарного конвоя от КПРФ для фронта и Победы.

Выступление депутата Мособлдумы Марка Черемисова на расширенном заседании Комитета по местному самоуправлению
Состоялось заседание Комитета по местному самоуправлению Мособлдумы с участием Комитета по строительной политике, энергетике и ЖКХ




 
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
 
                
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
В.И. Кашин: «Сельская наука – на передовой!»

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
Заявление Бюро Московского областного отделения КПРФ в поддержку совхоза им. Ленина

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам
Депутат Госдумы помог ликвидировать несанкционированную свалку

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
Вернем историческую правду!

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Заместитель Председателя Мособлдумы Александр Наумов поздравил с 90-летием Валентину Хрусталеву

Сергей СТРЕЛЬЦОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Сергей Стрельцов: сельские территории незаслуженно обделены вниманием


 





 

 

 

контакты

Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Телефоны МК КПРФ:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57

*******

Все данные

ГК КПРФ
в Московской области:
 
  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда