В адрес конференции «Развитие предпринимательства в Московской области. 20-летний опыт правового регулирования. Перспективы совершенствования законодательства», проходившей 21 мая в Московской областной Думе, поступили предложения от руководителя отдела по связям с государственными структурами ООО "ГЕРОФАРМ" Бойко Вилены Викторовны по предоставлению налоговых льгот в Московской области. ООО «ГЕРОФАРМ» производит инсулин. В сентябре 2013 года в посёлке Оболенск откроется дополнительно производственный комплекс «ГЕРОФАРМ-Био», поэтому о проблемах, с которыми сталкиваются предприниматели в связи с созданием и работой предприятия здесь знают не понаслышке. Бойко Вилена Александровна приняла участие в конференции по приглашению депутата Московской областной Думы М.П.Леонтьева.
Темой конференции стало развитие предпринимательства в Московской области, а также взаимодействие предпринимательского сообщества и органов власти. Организатор конференции - Вячеслав Борисович Крымов, председатель Комитета Мособлдумы по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике, президент Вольного экономического общества.
За без малого 20 лет областной Думой было принято много законов, направленных на формирование благоприятного предпринимательского климата: о развитии предпринимательской деятельности, об инвестиционной политике; сегодня нужно принимать нормативно-правовые акты Правительства и органов местного самоуправления, обеспечивающие их выполнение, - отметил в своём выступлении Вячеслав Крымов. «Когда мы говорим о предпринимательстве, нужно понимать, что различные его виды - к примеру, розница, оптовая торговля, инновационное предпринимательство – имеют свои законы развития, - подчеркнул председатель Комитета. – Видимо, под каждый вид деятельности нужно разрабатывать либо закон, либо иной нормативно-правовой акт».
Это подтвердила и руководитель отдела по связям с государственными структурами ООО "ГЕРОФАРМ" Бойко Вилена Викторовна, отметив, что для ряда отраслей, в том числе фармацевтики, сумма инвестиций в 5 млрд.рублей, определённая для стратегического инвестиционного проекта, является абсолютно избыточной. Тем более, что социальная значимость производства может выводить данные инвестиционные проекты на уровень стратегических не только для области, но и для России в целом, например, создавая производственные мощности для полного импортозамещения в отношении определенных групп жизненно важных препаратов.
Поэтому Вилена Викторовна предложила при определении стратегических проектов предоставлять Правительству Московской области возможность в исключительных случаях принимать решение о присвоении статуса стратегического инвестиционного проекта без ограничения минимального объема инвестиций.
Вместе с тем, она отметила, что из Закона Московской области «О развитии инвестиционной деятельности в Московской области» неясен принцип выбора критерия для разделения проектов, так как минимальные суммы инвестиций для стратегического проекта составляют 5 млрд.руб., для приоритетного – 2 млрд.руб., для значимого 0,3 млрд.руб. являются абстрактными, не учитывающими фактические объемы инвестиционной деятельности в муниципалитетах, в которых они реализовываются. Исходя из изложенного, предлагается при определении приоритетного проекта снизить базовый уровень минимальных инвестиций до 0,8 млрд.рублей, однако ввести дополнительный критерий – ходатайство администрации соответствующего муниципального образования, подготавливаемого исходя из приоритетности данного инвестиционного проекта для конкретного региона.
Например, в Южном Подмосковье, где уже создано 23 предприятия, занятых производством и разработкой лекарственных препаратов, приоритетными могут признаваться проекты, связанные с производством фармацевтической продукции.
Повышение роли администраций муниципальных образований предоставит возможность:
1) Дифференцировать проекты с учётом их реальной роли в развитии региона;
2) Привлекать инвесторов в ранее недостаточно активно развивающиеся территории Московской области;
3) Проводить дополнительный отбор проектов, претендующих на статус приоритетных, исходя из лимита имеющихся свободных территорий, резервных мощностей энергоснабжения;
4) Формировать инвестиционную политику по приоритетному развитию определенного типа производств, позволяющих максимально использовать имеющиеся возможности региона.
Вместе с тем, по мнению Вилены Бойко, существующая редакция закона недостаточно чётко регулирует вопрос распространения норм данного закона на инвестиционные проекты, уже реализуемые на территории области. Соответственно, может возникнуть сложность в вопросе учёта инвестиций, произведенных до вступления в силу данного закона и до заключения соглашения о реализации инвестиционного проекта.
Одновременно закон предусматривает в качестве основания для исключения проекта из реестра инвестиционных проектов более чем 30% снижение объема налогов, уплаченных в бюджет Московской области и бюджеты муниципальных образований Московской области, по сравнению с их значениями, предусмотренными соглашением о реализации инвестиционного проекта.
Однако сумма уплаченных налогов (в отличие от суммы произведенных инвестиций) не является произвольной величиной, регулируемой лишь волей инвестора-налогоплательщика, а, напротив, зависит от объективно-достигнутых им показателей хозяйственной деятельности, прежде всего валовой выручки, достигаемой в условиях конкуренции на свободном рынке. По мнению Вилены Бойко, требование о фиксации налоговых платежей правомерно выдвигать лишь в случае, если инвестору Московской области предоставляется возможность сбыта продукции в определенных объемах, например, через механизм включения в программы Московской области.
Установление льгот по налогу на имущество и налогу на прибыль позволит предприятиям сократить период окупаемости инвестиционного проекта, повысить конкурентоспособность области по сравнению с другими регионами России в сфере привлечения инвестиций, а также увеличить доходы области.
Данные предложения заинтересовали заместителя председателя Комитета по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике М.П.Леонтьева и председателя Комитета В.Б.Крымова. Было принято решение рассмотреть их на заседании Комитета, по итогам которого возможно будет выработать изменения законодательство и ряд мер для изменения сложившейся ситуации, что в конечном итоге будет способствовать, в том числе, и лучшему лекарственному обеспечению населения.