Ровно десять лет исполнилось в нынешнем году с момента подписания протокола о сотрудничестве между Московской областной Думой и Советом региона Уусима Финляндии. За этот период парламенты двух стран определили приоритетные направления взаимодействия в сфере энергетики и технологии охраны окружающей среды, региональной инновационной политики, развития систем управления. В рамках сотрудничества регулярно происходят взаимные деловые визиты и обмен опытом работы.
Очередная поездка официальной делегации Мособлдумы в Хельсинки пришлась на конец ноября. О программе рабочих встреч в «стране озёр – Суоми», как издавна называют Финляндию, мы беседуем с заместителем председателя комитета по экономике и инвестиционной политике Московской областной Думы Михаилом Павловичем Леонтьевым.
- Поездка была короткой, но очень насыщенной. Началась она в Хельсинки со встречи с представителями муниципалитетов региона Уусима. Основная административно-территориальная единица в Финляндии – коммуна. Их там сейчас 320 на 5 млн. 450 тысяч населения страны. Совет коммуны - законодательная структура власти, состоящая из депутатов, возглавляет которую председатель . Исполнительные функции возложены на директора муниципалитета – главу администрации, если оперировать принятой в России терминологией.
Наша делегация (её возглавлял председатель комитета по экономике и инвестиционной политике Мособлдумы В. Б. Крымов) провела ряд встреч с финскими коллегами, обсудив вопросы регионального экономического развития. Мы побывали в двух муниципалитетах, входящих в регион Уусима – Мянтсяля (там 20 тысяч жителей) и Лохья (50 тысяч жителей).
- Какие впечатления у вас от этой поездки?
- Несмотря на то, что это крошечные, по нашим меркам, населенные пункты, высокий уровень и качество жизни людей там потрясают. Я бы сказал, что нынешняя Финляндия – страна победившего социализма. Средняя заработная плата – 3 тысячи евро (в Московской области, напомню, она составляет 37-42 тысячи рублей, в Москве – 56 тысяч рублей, а в среднем по России лишь 24 тысячи рублей). Налоги, правда, большие: НДФЛ - 31 процент. Но поскольку там принцип - налоги человек платит там, где живёт, а не там, где работает, частично эти средства к людям возвращаются через различные муниципальные услуги – образование, здравоохранение, спорт, библиотеки. Налоги остаются на местах и вкладываются в развитие инфраструктуры и человеческого потенциала. Мне представляется, что в этом основа благополучия территорий и людей, которые там проживают.
Местные бюджеты ни с каким российским несоизмеримы. Город Мянтсяля – 20 тысяч населения, как наш Пущино. Но если в Пущино городской бюджет едва дотягивает до полумиллиарда рублей, то там это 130 млн. евро или 6 млрд. 500 млн. рублей по нынешнему курсу.
Сильное впечатление на меня произвело посещение библиотеки в городе Лохья. Её называют самой необычной в Финляндии: построена в 2006 году по высококлассному архитектурному проекту, чем –то напоминает храм. Она имеет семь районных филиалов и две передвижные библиотеки! Новые поступления в библиотечный фонд составляют 17 тысяч томов ежегодно плюс различные DVD-диски с музыкой и фильмами. Порядка полуторы тысяч посещений в день, причём это люди самых разных возрастов. Мы зашли в библиотеку около шести вечера, там были и дети, и молодежь, и старшее поколение. Мы долго допытывались у директора, каков объём платных услуг. Оказалось, они не дотягивают даже до 1 процента, все остальное финансирование - из бюджета. И это правильно: в людей, в их образование и воспитание надо вкладывать, вот для чего и нужны налоги.
- А как распределяются доходы бюджета по статьям? И кто это делает?
- Распределяет совет коммуны, в котором интересы населения представляют депутаты от восьми партий, представленных в парламенте Финляндии. В Мянтсяля 41 депутат, в Лохья – 53, избираются они на четыре года.
Там вообще не типичное для нас распределение полномочий между уровнями власти. Парламент республики берёт на себя вопросы обороны, внешней политики. Все остальные полномочия даже не у губернатора, а у муниципалитета, у коммуны: образование, здравоохранение, культура, коммунальное хозяйство и прочее. Мы побывали на строительстве «Дата-центра», который возводит в регионе Уусима компания «Яндекс». Между прочим, они инвестируют 120 млн. евро в этот проект. Так вот, выяснилось, что на все согласования по выделению земельного участка, подключению к сетям, получению разрешения на строительство у российской кампании ушло максимум два месяца! Причем всю документацию выдала даже не региональная власть, а муниципалитет. У нас, как известно, даже если есть земля и необходимые энергомощности, разрешение на строительство будешь выбивать 3-4 года.
- Михаил Павлович, а прозвучали при общении с российскими коллегами какие-то типичные для нынешней Финляндии проблемы?
- Они больше задавали вопросы и слушали. Много спрашивали про санкции, про Украину, потому что это чрезвычайно их волнует. Ведь в течение семи последних лет Россия была для Финляндии первым торговым партнёром, её доля в общем объёме внешней торговли Финляндии составляла 14,1%.
Хоть спикер финского парламента, председатель Совета региона Уусима г-н Ээро Хеиналуома и заявил нам, что Финляндия сейчас на пути больших преобразований и государственного строительства, но на самом деле, конечно, какие-то внутренние проблемы существуют, как и в каждой стране. Там сейчас, например, активно обсуждается вопрос объединения и укрупнения коммун. Как они говорят, впечатление, будто Финляндию хотят полностью перестроить. У кого-то это вызывает опасения, что может ухудшиться социальное обеспечение населения. Думаю, преобразования эти направлены в немалой степени на выравнивание муниципальных бюджетов. Вообще, конечно, для многих стран это процесс общий и, я думаю, правильный. Нам в Московской области надо его взять на вооружение. Вот, представьте, сейчас в нашем регионе на 7 млн. 100 тысяч населения 72 муниципальных образования (36 городских округов и 36 районов). Муниципальные районы подразделяются на 111 городских и 177 сельских поселений. Учтём, что 5 млн. 800 тысяч проживающих в Подмосковье – горожане. Значит, сельских жителей чуть больше миллиона человек, 18 % всего населения. Из этого, мне представляется, следует очевидный вывод о том, что двухуровневая система «муниципальный район – сельское поселение» себя изжила и требует реформирования. Муниципальный район –лишнее звено в системе власти. Двухуровневая структура плодит чиновников, которые вынуждены создавать видимость своей деятельности, изворачиваться, демонстрируя «эффективность». Полномочия надо передавать на уровень городских и сельских поселений, причём с учётом того, что они из себя представляют. К примеру, наш посёлок «Большевик», население которого считается сельским и пользуется льготами, давно таковым не является, это - пригород Серпухова. И чем старушка, проживающая на улице Карпова и получающая социальные преференции, отличается от бабушки с улицы Пролетарской?..
- То есть мы с вами опять возвращаемся к вопросу об объединении Серпухова и района, о чем уже был ряд публикаций в нашей газете…
- Речь не только о Серпуховском районе. Все муниципальные районы, имеющие двухуровневую систему власти, надо так или иначе реформировать. Впрочем, это – отдельная тема для разговора, и мы к ней ещё вернёмся.