Самая распространенная фраза, которую можно услышать от местных властей сегодня: «В бюджете не хватает денег для исполнения полномочий». Между тем, потенциал для пополнения бюджета есть, и немалый — земельный налог и налог на имущество. Для начала достаточно систематизировать, уточнить и дополнить информацию о наличии земли, имущества и их собственниках. Это особенно актуально, так как с 2018 года налог на такой вид недвижимости будет единым.
Указанные налоги в полном объеме необходимо собирать сегодня. В условиях экономического кризиса и порожденного им уменьшения налоговых поступлений в доходные части региональных и местных бюджетов это стало жизненно важной необходимостью. Нужны высокоэффективные и быстродействующие рецепты.
Изучив данный сегмент информационного поля, эксперт по проектам по информатизации от НИИ проблем вычислительной техники и информатизации Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Мария Чалкова представила аналитическую справку в администрацию Истринского района. Коротко изложим суть ее предложений для принятия решения о проведении работ по мобилизации земельного и имущественного налогов на территории Истринского муниципального района.
Так, при анализе доходной части бюджетов поселений района на 2015 год в части налога на имущество (на имущество и земельный налог) можно видеть, что поселения, имеющие близкие по размеру площади и примерно равные условия по социально-экономическому положению, собирают разные суммы по указанным статьям.
Что имеем?
Сравним городские поселения — Истра (площадь 2 288 га) и Дедовск (2 552 га). Первый собирает налог на недвижимость в размере 110 млн рублей, а второй — менее 50 млн рублей. Так что здесь есть над чем задуматься.
Теперь посмотрим на сельские поселения. Возьмем для сравнения находящиеся рядом Обушковское с.п. (5 906 га) и Павло-Слободское (5 906 га). Первый собирает более 218 млн рублей, а второй — менее 170 млн рублей.
Другой не менее важный вопрос касается разночтений в документации — размер площади поселений, указанный в уставах не соответствует аналогичным показателям в приложении 1 к Закону Московской области от 07.07.2011 №209/2011-ОЗ. Только площади с.п. Обушковское и г.п.Дедовск соответствуют Закону. Наибольшее расхождение в цифрах наблюдается в с.п.Новопетровское (в приложении к Закону — 20 803 га, в Уставе — 21 960 га) и в Бужаровском (16 208 га и 15 177 га соответственно). Вопрос: какая площадь правильная — в Законе или в Уставе? Естественно, необходимо привести уставы муниципальных образований поселений Истринского района в соответствие с Законом в части площади указанных поселений.
В распоряжении Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 № 566-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населённых пунктов Московской области» по Истринскому муниципальному району отсутствует кадастровая оценка для 18 (!) населенных пунктов района. Соответственно по этим населенным пунктам не может быть просчитан налог. Например, в том же с.п. Новопетровское нет кадастровой оценки на четыре населенный пункта, а в с.п. Лучинском — на пять и т.д..
Заметим, что работы по мобилизации земельного и имущественного налогов ранее проводились в администрациях поселений инициативно, без координации на районном уровне. Но в связи с отсутствием полномочий на сбор информации о налогах и передачи ее в государственные органы учета требуется принятие нормативных актов на уровне района и поселений для организации этой работы и координации взаимодействия между администрациями поселений, района и государственными органами учета.
По проторенной дорожке
Целесообразно исходить из главного полномочия местного самоуправления — иметь тот бюджет, который строиться на всех учтенных объектах налогообложения и собранных ФНС налогах, и чтобы ни у кого перед бюджетом не было долгов — ни у собственников, ни у ФНС, считает Мария Чалкова. Для начала следует найти ответы на следующие вопросы:
- Как оценить реальный налоговый потенциал территории муниципального образования? Стоит ли «овчинка выделки»? Если «да», то где те силы (люди, специалисты), которые могут организовать работу по мобилизации этих налоговых доходов?
- Как оперативно проинвентаризировать и организовать муниципальный учет объектов и субъектов налогообложения по земле и имуществу? С помощью каких документарных решений и программно-технических средств? Как договориться с налоговыми органами о предоставлении первоначальных сведений для формирования муниципальной информационной системы?
- Где взять и как использовать картографический материал для проведения проверки полученных из ФНС сведений и дополнительной инвентаризации территории?
- Как оперативно совместно с территориальными органами Росреестра и БТИ организовать постановку на кадастровый и технический учёт выявленных земельных участков и объектов имущества?
- Как совместно с налоговыми органами обеспечить выходной контроль сведений по начислению местных налогов и подлежащих печати и рассылке налоговых уведомлений?
При поиске ответов не надо изобретать велосипед. Этот путь уже прошли поселения Мытищинского района, республики Татарстан, Тверской области и других субъектов. Достаточно их опыт применить в Истринском районе, адаптировав его к местным реалиям.
Кроме того, руководители местных администраций должны обладать достоверной и полной информацией по собственникам, подключенным к сетям электро- и газоснабжения, поскольку немало юридических и физических лиц получают эти услуги, однако нигде не учтены. Много сложностей также с учетом земли и имущества в СНТ и других некоммерческих объединениях граждан. Для этого опять же нужна скоординированность действий всех ведомств районного, областного и государственного уровня, включенных в данный процесс.
Добавим, что представители депутатской группы от КПРФ — Сергей Андреев, Сергей Курников и Анна Дмитрикова — уже вплотную занимаются темой увеличения доходной части местных бюджетов. В частности, в ближайшее время по их инициативе и при их организационной поддержке в Истре планируется провести круглые столы с главами и депутатами поселений по данной теме. По мнению коммунистов, информация, которой планируют поделиться эксперты с депутатами, будет чрезвычайно полезна для социально-экономического развития поселений и организации местного самоуправления.
Кстати
В одном из первых интервью Вице-губернатора Московской области Ильдара Габдрахманова обращено внимание на низкий уровень информатизации в Подмосковье, следствием которого является неэффективное расходование бюджетных средств.
По его мнению, остро стоит вопрос вовлечения в оборот и уплаты налогов от неиспользуемых сельскохозяйственных земель. В свое время многие структуры купили земли колхозов и совхозов, а теперь сидят на этих землях (а ведь сельскохозяйственные земли занимают 1,7 млн га, или 38% территории области, и 30% из них не используется) и при этом платят льготную ставку налога на землю в размере 0,3%. Так как земля не используется в сельскохозяйственном производстве, то ставка должна быть по закону 1,5%. Такие земли будут выявляться, а собственники штрафоваться.