Разрушение социализма в нашей стране сопровождалось развалом и уничтожением созданного трудом советских людей народного достояния, социального, интеллектуального, экономического потенциалов. Колоссальные потери понесла и лёгкая промышленность, в структуре которой треть объёма формируется за счет швейного производства. Масштабы выпуска по разным видам продукции в натуральном выражении упали от 5 до 15 раз. Доля в бюджете страны снизилась с 37 % до 1,5 %. Разрушены многие крупнейшие комбинаты, уничтожены уникальные технологии, а с ними и специалисты отрасли. Только в Московской области численность работающих на предприятиях этой отрасли сократилась в 10 раз.
В результате страну наводнила импортная продукция, часто низкокачественная. И сама отрасль существенно зависит от импорта. Доля импорта в затратах на сырьё, материалы, комплектующие, полуфабрикаты превышает 50 %.
Последние годы от лиц, ответственных за состояние нашей экономики, мы постоянно слышали о необходимости модернизации, инновации и проч. Красивые слова, часто вполне правильные оценки, никак не подтверждались делами. Так, ещё в 2009 г. была утверждена Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 года. Одним из целевых показателей Стратегии является увеличение объема производства конкурентоспособной продукции в 3,1 раза. Понятно, что добиться этого без, в том числе, финансовой поддержки государства невозможно. Размеры бюджетного финансирования лёгкой промышленности наглядно демонстрирует действующая госпрограмма «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» до 2020 года. По подсчётам экспертов Союза производителей лёгкой промышленности бюджетные ассигнования, предусмотренные в госпрограмме, в пересчете на годовой показатель составляют всего 0,4 % от товарооборота (в 2013 г. товарооборот отрасли составил порядка 350 млрд. руб.), или 10 % от чистой прибыли предприятий отрасли, или 2,6 % от совокупной кредитной задолженности. Получается, что финансирования с трудом хватает на спасение предприятий от банкротства, покрытия части расходов на обороты и активы, но никак не на поступательное развитие. В итоге в прошлом году текстильно-швейное производство сократилось по сравнению с 2013 г. ещё на 2,5 %.
Введённые Западом в прошлом году экономические санкции вроде бы уже совсем недвусмысленно высветили жизненную необходимость развития собственного производства. Президент страны потребовал от правительства и губернаторов решить проблему импортозамещения за 1,5 года. И вроде бы на бумаге импортозамещение идёт полным ходом. По данным таможни только за январь этого года импорт изделий легкой промышленности и обуви из стран дальнего зарубежья сократился почти на 40 %, в деньгах – на 738 млн. долл. Но освободившуюся нишу заняли не российские производители, а контрабанда и контрафакт. Продукция же отечественного производства как занимала, так и занимает только 20 % рынка. И вопрос реально состоит в том, чтобы хотя бы эти позиции не растерять. Дело в том, что характерной чертой предприятий легкой промышленности выступает высокая степень зависимости от заёмных средств. Поэтому высокая процентная ставка, установленная ЦБ, вместе с резким ростом курса валют, который ведёт к удорожанию импортных комплектующих, способны окончательно угробить отрасль. По оценкам экспертов, действия ЦБ ведут к полной остановке инвестиций, масштабному обрушению производства, росту бедности и безработицы, обесцениванию доходов и сбережений россиян.
Конкретной иллюстрацией, имеющихся в отрасли проблем, может служить ситуация, сложившаяся в ЗАО «Франт». В прошлом году предприятию, расположенному в Можайском районе Московской области, исполнилось 95 лет. Предприятию, которому удалось выстоять в военные годы и, что еще сложнее, в годы перестройки, грозит остановка. Реализация рыночной продукции сократилась в два раза. Госзаказы размещаются по ценам 2012–2013 гг. при том, что цены на комплектующие увеличились на 50–70 %%. Кредиты на восполнение оборотных средств выдают под 25 %. В этих условиях предприятие, которое платит реальную зарплату и все налоги, больше двух – трех месяцев не выживет. А на ЗАО «Франт» работают 370 человек, и оно является одним из наиболее крупных налогоплательщиков Можайского района.
Возникают у этого предприятия, как и у других добросовестных производителей, проблемы, вызванные несовершенством действующего законодательства в области проведения аукционов. Известно, что в аукционе может участвовать любая компания, соответствующая неким формальным требованиям. Побеждает тот, кто предложит наименьшую цену. В итоге победа часто достается компании, не имеющей ни производственной базы, ни оборотных средств, ни специалистов. Часто это просто подставные фирмы. Очевидно, что необходимо допускать к участию в аукционах только те предприятия, которые имеют производственные мощности и подготовленный персонал.
Главную роль в поддержке отрасли играет госзаказ. Но, по экспертным оценкам, объем госзаказа не превышает 10 % рынка текстильной и лёгкой промышленности. ЗАО «Франт» неоднократно обращалось в областное министерство соцзащиты за содействием в получении заказов. Но обращения результатов не дало.
В то же время, как подчеркивают специалисты, расширение числа компаний, чьи закупки получат статус госзаказа, позволит им развивать инновационные направления продукции и НИОКР, заранее планировать загрузку производственных мощностей для повышения эффективности. Это, в свою очередь, приведет к появлению новых высококвалифицированных рабочих мест, повысит социальный и материальный уровень работников текстильной и легкой промышленности.
Но все эти меры не способны кардинально разрешить имеющиеся в отрасли проблемы. Как подчёркивает председатель Московского областного профсоюза работников текстильной и легкой промышленности Н.Г. Веселова, чтобы разговоры об экономическом прорыве не остались благими пожеланиями, необходимо принципиально изменить социально-экономический курс с учётом государственного регулирования ценовой политики, отстранить от управления экономикой воров и жуликов, некомпетентных и не профессиональных, случайных людей.
Чтобы решить проблему импортозамещения, нужно опять начинать с индустриализации, с возрождения сельского хозяйства, с образования. Не появится на прилавках магазинов качественная и недорогая одежда российского производства в достаточном количестве, если не будем сами производить ткани, а для этого необходимо возродить сельское хозяйство, вкладываться в научные исследования, разрабатывать новые материалы. А, кроме того, надо возрождать станкостроение, думать о подготовке квалифицированных кадров. Т.е. необходимо возродить вертикально интегрированную отрасль, которая была в Советском Союзе. А это невозможно без комплексного подхода, стратегического мышления, государственного планирования, без всего того, что напрочь отсутствует в арсенале современной российской власти. Вот и получается, что импортозамещение невозможно без замещения федерального правительства.