В газете «Правда» опубликован доклад Председателя ЦК КПРФ Г.А. Зюганова на VIII (июньском) Пленуме ЦК КПРФ.
- Уважаемые товарищи!
Мартовский пленум Центрального Комитета нацелил партию на подготовку к 100-летию Великого Октября. Мы договорились использовать эту историческую дату для того, чтобы укреплять наше влияние в массах, шире разворачивать пропаганду социалистической альтернативы капитализму. Для того, чтобы усиливать работу по политическому просвещению масс, разоблачению классовой и антинациональной сути правящей в стране олигархии. Партийным комитетам всех уровней поручено развернуть активную подготовку к юбилею ключевого события новейшей истории.
Успех нашего дела во многом зависит от того, насколько идеи Октября будет готова подхватить лучшая часть молодёжи, насколько воспримет и разовьёт она наследие советского социализма. Вот почему мы сегодня целенаправленно продолжаем разговор, начатый на предыдущем пленуме.
Обсуждая задачи молодёжной политики, мы подтверждаем и подчёркиваем: Коммунистическая партия Российской Федерации — это партия Великого Октября, партия революционного обновления. В числе стратегических целей нашей политики — формирование молодых поколений самоотверженных борцов за социализм. Такая цель вытекает из природы нашей партии, из её программных установок, из нашей верности идеалам Великой Октябрьской социалистической революции.
Идеалы партии Ленина — это идеалы исторического прогресса, социальной справедливости и гуманизма. И потому эти ценности разделяет немалая часть российской молодёжи. Как найти подход к ней? Как помочь ей стать на путь Октября? Как соединить наше великое наследие со свойственной молодости устремлённостью в будущее? Что у нас получается на этом пути, а что ещё только предстоит сделать? Все эти вопросы сегодня в центре внимания партии.
Революция, избавившая и давшая
Нынешняя политология стыдливо умалчивает, что именно К. Маркс, Ф. Энгельс и В.И. Ленин заложили научный фундамент теоретического осмысления молодёжи как социального явления. Они сделали это, выдвигая идеи о роли молодёжи в революционном процессе, о путях строительства молодёжных союзов, о необходимости преодолеть влияние на молодёжь дурмана буржуазной идеологии и культуры.
Сегодня состояние буржуазной теории молодёжи выглядит как хаотический плюрализм. Реанимируются давно изжившие себя взгляды, противопоставляющие «молодёжь вообще» «взрослым вообще». Звучат давно потускневшие догматы об «извечной борьбе поколений». В своё время американский социолог Льюис Фойер уже пытался опровергнуть «Манифест Коммунистической партии». Он утверждал, что история всех до сих пор существовавших обществ является историей борьбы «отцов и детей». В своей книге «Конфликт поколений» Фойер подражал стилю авторов Коммунистического манифеста, но пытался «отменить» их взгляды.
Известный антикоммунист и русофоб Збигнев Бжезинский видит причины молодёжного бунтарства в другом. По его логике, молодёжь, верящая в «старомодные духовные ценности» вроде романтизма, дружбы и гуманизма, не находит себе места в «постиндустриальном мире». По этой причине, как утверждает идеолог «нового мирового порядка», молодёжное движение не имеет перспективы. Оно якобы напоминает бунты луддитов, разбивавших машины, чтобы сдержать развитие промышленности.
Марксизм-ленинизм решительно отвергает саму постановку вопроса о «молодёжи вообще». Да, у молодых людей есть общие возрастные и психологические особенности. Да, у них есть свои специфические интересы, своя субкультура. Однако, в конечном счёте, положение молодёжи в обществе определяется принадлежностью к определённому социальному классу. Вот и молодёжное коммунистическое движение порождают не юный возраст участников, а общественный строй, социально-экономические причины.
Место трудящейся молодёжи в системе капиталистического производства определялось политикой «двойного угнетения»: классового и возрастного. В период становления капитализма дети пролетариев приступали к работе уже в возрасте 7—10 лет. За свой каторжный труд по 10—15 часов и более они получали заработную плату, напоминавшую нищенское подаяние. Высокий избирательный ценз лишал молодых людей из рабочих семей элементарных гражданских и политических прав. Они практически не имели возможности получить достойное образование, повысить трудовую квалификацию.
Капитализм создал своеобразную иерархию рабочих. На самой низкой её ступени находился подросток, по терминологии хозяев, «полурабочий малой силы». Данное определение отражало «право» на получеловеческое существование.
Россия не была исключением. После отмены крепостного права здесь всё шире применялись машины, усиливалось разделение труда. Ускоренное развитие капитализма сопровождалось интенсивным втягиванием в производство членов семей рабочих: женщин, детей, подростков. Больших масштабов достигло использование низкооплачиваемого труда юных пролетариев. По самым скромным подсчётам, в начале 80-х годов XIX века доля малолетних рабочих (12—14 лет) составляла в текстильном производстве 12,7, а в полиграфическом — 17,7%. Рабочий день детей и подростков продолжался, как и у взрослых, по 12—15 часов, а заработок был вдвое-втрое ниже. Из-за непосильного труда в душных мастерских и сырых шахтах, из-за голода и недосыпания малолетние рабочие рано чахли. Тяжёлые болезни и высокая смертность были постоянным явлением в пролетарских семьях. Но число малолетних и подростков в капиталистическом производстве продолжало расти. В конце XIX века рабочая молодёжь до 19 лет составляла четверть, а к 1914 году — уже треть от общего числа лиц наёмного труда.
В одном из своих обличительных выступлений с трибуны Государственной думы большевик-депутат Г.И. Петровскийпривёл вопиющие факты преступного отношения предпринимателей к условиям труда и быта молодых шахтёров. Вопреки закону, на шахтах работали дети, находившиеся под землёй, как и взрослые, по 12 часов в сутки. Капиталисты пренебрегали техникой безопасности. Это вело к частым авариям, высокому травматизму и гибели молодых пролетариев. Нищенский заработок обрекал детей и подростков на полуголодное существование, 80% из них страдали малокровием, многие болели туберкулёзом.
Не в лучшем положении находилась рабочая молодёжь других отраслей. Перед Первой мировой войной в промышленности, поднадзорной фабричной и горной инспекции, 64% девушек и 45% юношей зарабатывали менее 50 копеек в день. В то же время минимальный бюджет не имевшего семьи пролетария, по подсчётам Русского императорского технического общества, должен был составлять не менее 35 рублей в месяц. «Белого хлеба и мяса мы на столе не видели, — вспоминал бывший рабочий Сосьвинского завода на Урале В.А. Чащин. — Никто у нас не носил белья, ботинок. Носили лапти».
Право избирать в Государственную и городские думы предоставлялось лишь с 25 лет. Молодые крестьяне, не достигшие указанного возраста, лишены были права голоса даже на сельских сходах. Гражданское бесправие распространялось на все стороны жизни подрастающего поколения, вызывая ненависть к самодержавию.
На пробуждение у молодёжи классового самосознания влияли и другие факторы. В большинстве своём юные фабрично-заводские рабочие являлись выходцами из пролетарских семей. С детских лет они приобщались к нуждам и интересам своего класса. Рано входя в пролетарскую среду, они приобретали здесь первый социальный опыт. На заводах и фабриках формировались их жизненные идеалы. На крупных предприятиях с организованным и сплочённым пролетариатом юные труженики воспитывались на примерах самоотверженной борьбы с самодержавием и буржуазией.
Как ни бесчеловечна эксплуатация капиталом подрастающего поколения, Маркс, Энгельс, и Ленин считали исторически прогрессивным явлением объективный процесс вовлечения молодёжи в крупную промышленность. Производство способствует социальному взрослению, расширяет кругозор, рано пробуждает классовое сознание.
Начальным этапом борьбы молодёжи за свои права в условиях капитализма была её стихийная самоорганизация. В 1848 году под воздействием европейских революционных событий состоялась первая попытка создания союза учеников-ремесленников в Австрии. В дни Парижской коммуны вышло в свет первое в истории юношеское издание — «Газета для молодых». Среди коммунаров, арестованных версальскими контрреволюционерами, более 650 человек были моложе 17 лет. В России в 1878 году на луганской бумагоделательной фабрике Кенига произошла «стачка малолетних», в ходе которой 33 подростка отказались выходить на работу в связи с ужасающими условиями труда. В конце XIX века в Москве, Санкт-Петербурге и Казани стихийно организовывались студенческие кружки, одним из которых руководил юный Владимир Ульянов.
На рубеже XIX—ХХ столетий не было ни одного значимого явления в молодёжной среде, мимо которого прошла бы пытливая ленинская мысль. Первостепенное значение придавал Ленин проблемам народного образования и просвещения. С горечью и возмущением он писал: «Такой дикой страны, в которой бы массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знания, — такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России... Четыре пятых молодого поколения осуждены на безграмотность крепостническим государственным устройством России… В Америке учащихся было в 1908 году 17 миллионов, то есть 192 учащихся на тысячу жителей — более чем вчетверо больше против России».
К растущей общественной активности молодёжи присматривались все политические партии России. Но пока другие присматривались, большевики работали и расширяли своё влияние среди молодёжи. В программные документы РСДРП, написанные ленинской рукой, были включены пункты о введении всеобщего и прямого избирательного права для всех граждан, достигших 21 года, запрещении работы детей до 15 лет, введении закона об обязанности фабрикантов содержать школы.
Революционная активность рабочей молодёжи быстро росла. Юные пролетарии участвовали в стачках, демонстрациях, схватках с полицией. Высокая активность была характерна не только для Петербурга и Москвы, но и для провинции. Полицейский исправник из Брянска писал начальству о революционных выступлениях рабочих мальцевских заводов:«Мастеровые, почти исключительно молодёжь, а также мальчики 15—16 лет, собравшись в толпу в несколько сот человек, говорили речи о свободе… Кто-то из толпы бросил прокламации оскорбительного для государя императора содержания, а затем толпа направилась по улицам Брянска с пением «Марсельезы»… Раздавались крики: «Долой самодержавие!» Подобные выступления молодёжи всё чаще руководились большевистскими организациями.
В августе 1914 года империалистические державы развязали Первую мировую войну. Только в Европе в армии воюющих государств было мобилизовано до 70 млн. человек. За четыре года войны около 10 млн. человек погибли. Почти вдвое больше было ранено, искалечено и отравлено газами. С каждым днём тяготы войны становились для народа всё ощутимее. 17% кадровых пролетариев были мобилизованы на фронт. Цены на продукты первой необходимости взвинчивались. Резко усилилась эксплуатация. К концу 1916 года реальный заработок металлистов составлял всего 54% от уровня 1913 года, а текстильщиков — 46%.
Империалистическая война подстегнула становление революционной ситуации в России. За Февральской буржуазно-демократической революцией последовала Октябрьская социалистическая.
Великий Октябрь повернул рулевое колесо всей планеты и начал новый этап истории нашего Отечества. Классовая революция пролетариата и крестьянства счастливо соединилась здесь с разрешением общенационального кризиса. Направив страну по пути социализма, она спасла её от разрушения. Эта прогрессивная направленность нашей революции работает в унисон с миропониманием передовой молодёжи. На этот смысл и значение Октября нам не раз предстоит указать в ходе подготовки к его 100-летию.
Избавив народ от капиталистического, помещичьего и национального гнёта, Великий Октябрь решительным образом изменил положение молодого поколения. Молодёжь обрела полные гражданские права. Перед юношами и девушками открылись широчайшие возможности для плодотворного творческого труда, всестороннего образования, проявления инициативы и самодеятельности, повышения политической активности и участия во всех областях жизни общества.
Социалистическая революция сразу покончила с эксплуатацией детского и юношеского труда. Она запретила работу детей на производстве и ограничила применение труда подростков. Советская власть изменила существовавшую со времён царизма систему производственного ученичества, которую капиталисты превратили в одну из форм эксплуатации детей и подростков. Вопросы производственного обучения молодых рабочих были поставлены под контроль государства и рабочих организаций. Началось коренное переустройство всей системы профессионально-технического обучения на основе принципа единства труда, образования и воспитания. Коммунистическая партия открыла детям рабочих и крестьян доступ в средние и высшие учебные заведения.
Октябрь 1917 года важнейшей ценностью утверждал Труд и поднимал человека труда. Лозунгом эпохи стал воистину справедливый вердикт: кто не работает, тот не ест. Впервые в истории гражданам гарантировалось право на труд. Для молодёжи, начинающей жизненный путь, это особенно важно. В 1930 году в Великобритании и Германии безработным оказался каждый четвёртый, а в США — 40% всех рабочих и служащих. Тогда же в СССР была закрыта последняя биржа труда. Только за годы первой пятилетки численность рабочих и служащих в стране Октября выросла почти на 13 млн. человек. В России ещё живы поколения тех, кто помнит: благодаря стабильному развитию производительных сил в СССР повсеместно ощущался дефицит рабочей силы.
Познавая заново правду эпохи, мы всё лучше постигаем её глубину. Практика доходчиво подтверждает, что право на бесплатное и качественное образование безоговорочно гарантирует только общественно-политический строй, выросший из Октября. Повседневность убеждает, что доступное каждому государственное здравоохранение тоже родом из Великого Октября. А утраченные народом общественные фонды потребления были одним из сильнейших проявлений социалистического гуманизма.
Справедливость Октября заключалась в его глубокой человечности. Три века до этого буржуазный западный гуманизм славил человека-одиночку, человека-индивидуалиста. Он будто не замечал: чтобы выжить, этой «самоценной личности» приходится беспощадно бороться с себе подобными. Великий Октябрь утверждал необходимость общества, в котором счастье одной личности не означало бы воровства счастья у других людей.
Великий Октябрь устранил антагонистическое начало в межнациональных отношениях. Деятельность буржуазного Временного правительства привела к первому в ХХ веке «параду суверенитетов». Как писал белый генерал А.И. Деникин, о суверенитете объявляли не только «национальные окраины», но и губернии, и даже уезды с преобладающим русским населением. Это — реальный исторический факт. Советская власть решила национальный вопрос, обеспечив равные права каждого народа на социально-экономическое и общественно-политическое развитие. Приоритетные условия были созданы для отставших в экономическом развитии народов. Это диктовалось и соображениями справедливости, и потребностями решения национального вопроса, и необходимостью в формировании единого народнохозяйственного комплекса. Были обеспечены равные права человека и гражданина независимо от его национальности. Гарантировали их не только закон, но и социальная практика.
Великий Октябрь заложил основы нового типа демократии, которая решительно отвергала господство эксплуататорского меньшинства. Будучи антибуржуазной, советская демократия с первых дней после свержения Временного правительства формировалась как реальное народовластие рабочего класса и трудового крестьянства, как диктатура пролетариата. Политическая наука Великого Октября состоит в том, что демократия бывает только классовой. И только диктатура пролетариата как власть абсолютного большинства народа гарантировала первостепенное внимание к молодёжи.
Молодёжь и партия Великого Октября
Политика Советской страны была исключительно эффективна. Её фундаментальные принципы были выработаны большевиками ещё до взятия власти, с учётом мирового опыта.
Реалии капитализма рано пробуждали непримиримость к угнетателям у пролетарской молодёжи. Укреплялось её единство с другими поколениями рабочего класса. К концу XIX века сформировались благоприятные условия для возникновения союзов трудовой и учащейся молодёжи. Они появлялись в тех странах Западной Европы, где в результате полувековой борьбы рабочий класс добился установления некоторых буржуазно-демократических свобод. Первая такая организация под названием «Молодая гвардия» была учреждена в 1896 году в Бельгии.
Основное противоречие капитализма — между трудом и капиталом — предопределило различие двух типов объединений молодёжи. Возникли и организации юных представителей господствующих классов. Развивались они весьма быстро, поскольку в руках буржуазии находились и государственная власть, и собственность на средства производства, и образование, спорт, культура. Большинство этих объединений провозглашало просветительские и развлекательные цели. Однако по существу их деятельность сводилась к сохранению привилегированного положения имущих классов. Таковы, например, были «Маяк», «Соколы», «Перелётные птицы» в Германии. Под видом организации туристических походов и палаточных лагерей они формировали сознание подростков в милитаристском и националистическом духе.
Стоит отметить, что классовая основа детско-юношеского движения никуда не исчезла и сегодня. Вот как рассуждает, например, господин Ермолин, в прошлом — помощник Ходорковского и руководитель молодёжных проектов компании «ЮКОС»: «Существуют ли модели «выращивания» национальной управленческой элиты на Западе? Безусловно — да. Но заметить их неискушённому взгляду практически невозможно… Подавляющее большинство руководителей крупнейших корпораций мира, военачальников, политических деятелей, не говоря уже о членах королевских семей, имеют самое непосредственное отношение к скаутскому движению». Подсчёты показывают: скаутскими программами в США охвачены около 6% детей, в Великобритании — 4,5%, в других странах и того меньше. Однако из 3% детей вырастают 70—80% национальных лидеров. «Странно?»— задаётся вопросом Ермолин и отвечает: «Для тех, кто знает, как устроена педагогика скаутинга, — нет. Скаутское движение отбирает определённый тип людей и формирует определённый тип личности».
Позже, когда в СССР разовьётся массовое пионерское движение, оно обеспечит внедрение лучших педагогических достижений не для избранных. Избранными станут все дети Советской страны. Во многом именно этим будут обеспечены уникальные достижения нашей Родины в ХХ веке.
А в условиях XIX века было важно развить классовый инстинкт юных пролетариев, вооружить их знаниями, помочь им осознать своё положение в обществе, определить верные пути борьбы. Организация движения рабочей молодёжи не сразу увенчалась успехом. К этому были готовы не все представители социал-демократии. В пику им В.И. Ленин, К. Либкнехт, К. Цеткин твёрдо отстаивали принципы классового воспитания юношества, выступали за создание действительно самостоятельных, боевых молодёжных организаций.
В 1907 году в Штутгарте, сразу после конгресса II Интернационала, под руководством Карла Либкнехта прошла первая международная конференция социалистических организаций молодёжи. Её итогом стало создание Международного юношеского бюро. Накануне Первой мировой войны в него входили уже 170 тысяч юношей и девушек из 15 молодёжных союзов. В 1910 году на конференции социалистических юношеских организаций в Копенгагене было принято решение Международного юношеского бюро присоединиться ко II Интернационалу. Спустя несколько лет деятельность обоих объединений сошла на нет из-за острых разногласий. Но ценнейший опыт был наработан.
Большевики твёрдо понимали: социалистическое сознание юных пролетариев не может возникнуть стихийно.Внести в их среду идеи научного коммунизма, сделать понятными и близкими политические цели рабочего класса могла только партия, владевшая передовой теорией. Эту историческую задачу блестяще выполнила большевистская партия — политическая организация нового типа, авангард борющегося пролетариата.
Буржуазные и мелкобуржуазные партии России выступали против «раннего» вовлечения молодёжи в политику. В.И. Ленин развенчал подобную «заботу» о юношестве, показал, что «всякое осуждение вовлечения в политику, хотя бы и «раннего», есть лицемерие и обскурантизм». Он был непримирим к оппортунистической беспринципности, призывал воспитывать молодёжь в духе высокой партийности. «Беспартийность, — подчёркивал он, — есть идея буржуазная. Партийность есть идея социалистическая». Злободневность этих ленинских слов абсолютно понятна современным российским коммунистам. Мы хорошо помним, как перестроечные призывы к «департизации» и «деидеологизации» на практике обернулись «перепартизацией» и воцарением буржуазной идеологии.
С момента своего организационного оформления партия большевиков активно опиралась на молодёжь. В 1907 году средний возраст членов самой партии был менее 30 лет. В 1917-м половина её членов были в возрасте от 26 до 35 лет, а ещё около 7% составляли молодые люди до 25 лет. В связи с этим довольно долго задача создания молодёжной организации у большевиков не выходила на передний план. Они сами представляли то молодое поколение, которое стремилось преобразовать Россию, застрявшую на полпути от феодализма к империализму.
Февральская революция способствовала вовлечению в политический процесс широких народных масс, включая и молодёжь. В мае—июне 1917 года в «Правде» появляется целый ряд статей Н.К. Крупской, Н.И. Бухарина, А.М. Коллонтай и других партийных публицистов о задачах союзов молодёжи, печатается проект Устава единого молодёжного союза. Вопрос о созыве Всероссийского съезда социалистических союзов рабочей молодёжи ставился РСДРП(б) уже в августовские дни 1917 года. Однако события нарастали стремительно, и с этой идеей пришлось повременить. Организационное бюро по подготовке молодёжного съезда было сформировано осенью 1918 года по инициативе Московского, Петроградского и Уральского союзов рабочей молодёжи, при всесторонней поддержке партии большевиков.
I Всероссийский съезд союзов рабочей и крестьянской молодёжи проходил в Москве с 29 октября по 4 ноября 1918 года. Он собрал 194 делегата от 22 тысяч человек организованной в местные ячейки молодёжи. Партийный состав делегатов был неоднородным. Здесь были и большевики, и левые эсеры, и анархисты, и социал-демократы-интернационалисты. Подавляющее большинство участников — беспартийные. При обсуждении предложений большевиков в зале раздавались реплики как в поддержку, так и против. Тем не менее съезд провозгласил создание Российского коммунистического союза молодёжи. Целью Союза было поставлено «распространение идей коммунизма и вовлечение рабочей и крестьянской молодёжи в активное строительство Советской России». Так начиналась история Ленинского комсомола.
Наши предшественники кропотливо вырабатывали задачи и методы деятельности Коммунистического союза молодёжи. Ленинские установки рождались из глубокого осмысления практики. Нам нужно хорошо помнить о них. Помнить, чтобы не «ломиться в открытую дверь», изобретая уже изобретённое, чтобы своевременно поправлять любые теоретически неточные и практически ошибочные шаги в работе и с комсомолом, и с отдельными молодыми людьми.
Ещё накануне Февральской революции в статье «Интернационал молодёжи» В.И. Ленин писал: «За организационную самостоятельность союза молодёжи мы должны стоять безусловно… Ибо без полной самостоятельности молодёжь не сможет ни выработать из себя хороших социалистов, ни подготовиться к тому, чтобы вести социализм вперёд. За полную самостоятельность союзов молодёжи, но и за полную свободу товарищеской критики их ошибок! Льстить молодёжи мы не должны».
Ленинская мысль предельно ясна. Она не потеряла своего значения. Нам и сегодня нужен организационно самостоятельный союз коммунистической молодёжи. Только так можно подготовить ответственных и волевых будущих политических лидеров.
Принципы и подходы в молодёжной политике партии рождались в живом взаимодействии с молодёжью. Четыре задачи комсомола были сформулированы как постоянные и приоритетные. Первый документ на эту тему появился сразу после I съезда РКСМ. В ноябре 1918 года ЦК РКП(б) разработал циркулярное письмо «Об организации Коммунистического Союза Молодёжи». Документ поддержал программную установку РКСМ: «Российский Коммунистический Союз Молодёжи идёт вместе с РКП (большевиков) в её борьбе за коммунизм: он распространяет идеи коммунизма среди рабочей и крестьянской молодёжи России, вовлекает её в активную политическую борьбу под знаменем социалистической революции, защищает её экономические и правовые интересы».
В марте 1919 года к трём важнейшим задачам комсомола VIII съезд РКП(б) добавил четвёртую. В резолюции «О работе среди молодёжи» было подчёркнуто: «Партия должна иметь за собой хорошо подготовленные резервы, из которых она могла бы черпать новых, проникнутых революционным энтузиазмом, честных и сознательных работников». Ясно, что таким резервом призван был стать комсомол.
Эту мысль в работе «О задачах молодёжи» развил И.В. Сталин. Прослушав прения на совещании по вопросам работы среди молодёжи 3 апреля 1924 года, генеральный секретарь ЦК РКП(б) заметил: «Что такое союз — резерв или инструмент? И то и другое… Коммунистический союз молодёжи — резерв, резерв из крестьян и рабочих, откуда черпаются партией пополнения. Но он вместе с тем и инструмент, инструмент в руках партии, подчиняющий своему влиянию массы молодёжи. Можно было бы более конкретно сказать, что союз есть инструмент партии, подсобное орудие партии в том смысле, что активный состав комсомола есть инструмент партии для воздействия на молодёжь, находящуюся вне союза. Эти понятия друг другу не противоречат, и они не могут быть противопоставлены одно другому».
Ленинско-сталинский наказ
В жизни есть фундаментальные положения. Они не тускнеют и не старятся. Будущее принадлежит молодёжи — эту аксиому повторяли многие тысячи раз. В ХХ веке наша страна развила эту идею крылатыми словами:
Коммунизм — это молодость
мира,
И его возводить молодым.
Сегодня эта формула вновь актуальна. Причина в том, что период глубокого отступления коммунистических сил закончился. Капитализм зримо демонстрирует свою несостоятельность и бесперспективность. Значит, пришла пора учиться коммунизму. Учиться в первую очередь молодым.
Великая Октябрьская социалистическая революция придала невиданный импульс развитию массовых общественных движений. Озарённый пламенем Октября 1917-го, ХХ век стал эпохой становления гражданского сознания, пробуждения человеческого достоинства на всех континентах. Происходил, говоря словами Л.Н. Толстого,трудный и противоречивый процесс «выпрямления личности». Прежде всего он затрагивал широкие слои молодёжи. Доверие к молодёжи, бескомпромиссная борьба за её права и жизненные интересы предопределили успехи коммунистов в молодёжной среде.
2 октября 1920 года на III съезде комсомола В.И. Ленин выступил со своей знаменитой речью «Задачи Союзов молодёжи». Она станет главной идеологической основой работы комсомольцев. Гражданская война ещё не успела стать историей, а Ленин уже указал тем, кому принадлежало будущее, неожиданный для «текущего момента» ориентир:«Задача состоит в том, чтобы учиться». Нет, это не была нудная родительская мораль недорослям. Это был стратегически безупречный революционный клич: «Союз молодёжи и вся молодёжь вообще, которая хочет перейти к коммунизму, должна учиться коммунизму».
Отвечая на вопросы делегатов III съезда РКСМ, Ленин подчеркнул как программное положение: «Основной задачей РКСМ является коммунистическое воспитание трудящейся молодёжи, в котором теоретическое просвещение тесно связано с активным участием в жизни, труде, борьбе и строительстве трудящихся масс. Задаче коммунистического воспитания молодёжи, подготовляющего энергичных и умелых строителей социалистического хозяйства, защитников советской республики, организаторов нового общества, должна быть подчинена вся практическая работа РКСМ во всех её областях».
Идеологический фронт В.И. Ленин считал ключевым. Принципиальное следование марксистской идеологии — насущный вопрос политической практики. Большевистская партия именно так и подходила к идейно-теоретическому уровню как партийцев, так и членов комсомола.
В общении с молодёжью Ленин не раз обращал внимание на вред поверхностного подхода к коммунистической теории. Он отмечал: «Было бы ошибочно думать так, что достаточно усвоить коммунистические лозунги, выводы коммунистической науки, не усвоив себе той суммы знаний, последствием которых является сам коммунизм. Образцом того, как появился коммунизм из суммы человеческих знаний, является марксизм».
Подход к учёбе был выработан и последовательно проводился в жизнь. Принятое 30 августа 1926 года постановление ЦК ВКП(б) о политпросветработе в комсомоле выражало тревогу в связи со слабой постановкой идейно-воспитательной работы в ВЛКСМ и опасностью ослабления влияния комсомола «на беспартийную рабочую и крестьянскую молодёжь». Спустя буквально полгода ЦК ВКП(б) принимает постановление «Об улучшении постановки политобразования в партии и комсомоле».
Опыт партии по руководству работой с молодёжью бесценен. Он не может оставаться втуне. Его творческое освоение и применение позволят точнее определить наши задачи в молодёжной политике и воспитании молодых коммунистов. Приведём хотя бы такой пример. В 1923 году ВКП(б) рекомендует вовлекать членов комсомола «в партийные марксистские кружки, не создавая специально таких кружков в союзе молодёжи и не раздробляя без нужды таким образом партийные силы». А ведь эта установка применительно к партийно-политической учёбе даётся правящей партией! И тем не менее — не дробить партийные силы, объединять партийную и комсомольскую учёбы. Для работающей в условиях оппозиции КПРФ это тем более актуально. Соединение обучения коммунистов разных возрастов позволит нам использовать и опыт старших поколений, и умение молодёжи задействовать интерактивные формы донесения информации.
Ленинский подход к задачам коммунистической молодёжи был продолжен И.В. Сталиным. В мае 1928 года на VIII съезде ВЛКСМ он произнёс: «Овладеть наукой, выковать новые кадры большевиков — специалистов по всем отраслям знаний, учиться, учиться, учиться упорнейшим образом, — такова теперь задача. Массовый поход революционной молодёжи за науку — вот что нам нужно теперь, товарищи». Это был убедительный призыв не позволять невежеству стать помехой на революционном пути. Этому призыву и в ХХI веке должны следовать все те, кто ведет борьбу за возрождение социализма в России.
В ответах на вопросы «Комсомольской правды» Сталин писал: «Не подлежит никакому сомнению, что без сочетания практической работы комсомольского актива с теоретической его подготовкой («изучение ленинизма») невозможна никакая сколько-нибудь осмысленная коммунистическая работа в комсомоле. Ленинизм есть обобщение опыта революционного движения рабочих всех стран. Этот опыт является той путеводной звездой, которая освещает практикам путь в их повседневной работе и которая даёт им направление… Работа ощупью, работа в потёмках — таков удел практических работников, если они не изучают ленинизма, если они не стремятся овладеть ленинизмом, если они не желают сочетать свою практическую работу с необходимой теоретической подготовкой. Поэтому изучение ленинизма, ленинская учёба является необходимейшим условием превращения нынешнего комсомольского актива в настоящий ленинский актив…».
Забота партии о превращении комсомольского актива в настоящий ленинский актив была делом естественным. Ведь именно здесь, в комсомоле, ковалось будущее партии, будущее страны, будущее революции. 28 октября 1928 года И.В. Сталин опубликовал в «Правде» приветствие к десятилетнему юбилею ВЛКСМ. В нём он подчеркнул, что «Ленинский комсомол был и остаётся молодым резервом нашей революции». Руководитель партии обратил внимание на то, что «комсомолу удалась эта трудная задача потому, что он вёл свою работу под руководством партии, он сумел сочетать в своей деятельности учёбу вообще, ленинскую учёбу в особенности, с повседневной практической работой, он умел воспитывать молодое поколение рабочих и работниц, крестьян и крестьянок в духе интернационализма, он умел найти общий язык между старыми и молодыми ленинцами, между старой и молодой гвардией, он умел подчинить всю свою работу интересам диктатуры пролетариата и победы социалистического строительства».
Таким образом, комсомол и сегодня наверняка сможет решить свои задачи при двух условиях. Во-первых, когда он будет развиваться в тесном взаимодействии с партией. Во-вторых, когда мы, партийцы, будем служить ему каждодневным убедительным примером.
Осуществлять ленинско-сталинский наказ в условиях оппозиционной борьбы — значит ещё и активно закалять свой характер. КПРФ регулярно сталкивается с задержаниями тех, кто распространяет агитматериалы, проводит акции протеста, противодействует фальсификациям выборов. Только за два последних года через задержания прошли более полусотни наших молодых активистов. В их числе — Иван Жилищиков из Краснодарского края, Павел Гаврилов из Чувашии, Эдуард Мансуров и Андрей Хабаров из Свердловской области, белгородцы Анастасия Байбикова, Роман Калинин, Денис Пшеничный, пензенцы Маргарита Абрамова, Сергей Падалкин, Дмитрий Филяев, саратовцыНиколай Бондаренко, Дмитрий Юров, Юрий Кондрашёв, Павел Селезнёв, Сергей Шитов. Теперь, как и сто лет назад в дореволюционной России, коммунисты нередко наталкиваются на препоны властей и репрессивные меры «правоохранителей».
История комсомола —история страны
Победа Великого Октября дала возможность перейти к практике социалистического строительства. Вместе с построением государства нового типа создаются и новые самодеятельные организации, вставшие на защиту интересов самых широких слоёв общества. Создание комсомола в молодой Советской республике было уникальным явлением.
Коммунистическая молодёжь стала передовой силой социалистических преобразований. Деятельность ВЛКСМ явилась важнейшим элементом молодёжной политики Советской власти. Союз стал верным помощником большевиков в деле воспитания молодого поколения, формировал молодёжный кадровый резерв партии.
Сегодня можно отметить несколько исторических особенностей коммунистического молодёжного движения ХХ столетия.
Первой и главной особенностью Ленинского комсомола была беззаветная преданность советской, социалистической Родине.
Создание молодёжной организации нового типа проходило под свист пуль Гражданской войны. Важнейшим делом партии и РКСМ стала защита республики Советов. В эти суровые годы комсомольцы жили одним стремлением: уничтожить врага, отстоять свободу и независимость Родины. Частью комсомольских будней стала мобилизация членов союза на фронт. По призыву Компартии парни и девчата изучали военное дело и уходили сражаться за Советскую власть, за счастье народа, за своё будущее. Как рассказывала ветеран комсомола Римма Юровская, комсомольцы уходили на Гражданскую войну «не ради подвига, не ради романтики, а в силу суровой необходимости тех дней». В борьбе с врагом закалялись характеры комсомольцев, выковывалась их беззаветная преданность делу партии.
В грозные годы Гражданской войны около двухсот тысяч комсомольцев стали активными борцами с интервентами и белогвардейцами. Более 14 тысяч бойцов революции получили орден Красного Знамени. И среди них — свыше 5 тысяч воспитанников комсомола. В огне сражений родилась боевая слава РКСМ. В 1920-е годы комсомол превратился в ведущую молодёжную организацию страны.
В 1930-е годы Советская власть осуществила ряд уникальных задач по подготовке нового поколения. Школы и вузы, кино и музыка, газеты и журналы, театр и учреждения досуга были нацелены на воспитание патриотов, защитников социалистической Родины.
Героями нового общества стали простые труженики, те, кто стоял у станка, трудился в колхозах. Донбасский шахтёрАлексей Стаханов, трактористка Паша Ангелина, ткачихи Виноградовы, кузнец А. Бусыгин, сталевар М. Мазай,паровозный машинист П. Кривонос и другие составляли плеяду героев труда, орденоносцев, ударников. Их фотографии печатались в газетах, о них говорили руководители государства. И.В. Сталин называл этих людей«людьми новыми, особенными». Равняться на них было почётно.
Успеху патриотической работы способствовали литература и искусство. Советская культура обогатилась произведениями А. Макаренко, А. Фадеева, А. Гайдара. Одними из самых читаемых стали романы М. Шолохова«Тихий Дон» и «Поднятая целина». Герои русской истории, революции и Гражданской войны представали в киноработах: «Александр Невский», «Минин и Пожарский», «Богдан Хмельницкий», «Пётр I», «Пугачёв», «Щорс», «Чапаев», «Ленин в 1918 году». Яркие образы современников представали в таких кинокартинах, как «Партийный билет», «Трактористы», «Свинарка и пастух» И. Пырьева, «Светлый путь» Г. Александрова. Тема героизма советского человека ярко звучала в музыкальном творчестве.
Молодые люди охотно шли в армию и на флот. В СССР действовали 63 армейских училища, 32 лётные и лётно-технические школы. Об уровне физической подготовки советской молодёжи свидетельствовали массовые и успешные сдачи норм ГТО.
Комсомольское поколение приняло на себя наиболее тяжёлый удар гитлеровского нашествия. Только за первые три дня войны в армию ушли 900 тысяч комсомольцев. Из тех, кто встретил войну 18—20-летними, дожил до победного мая 1945 года лишь каждый пятый. За четыре военных года через фронт прошли свыше одиннадцати миллионов комсомольцев. Члены ВЛКСМ составляли до четверти состава Красной Армии и Военно-Морского Флота.
В 1941 году коммунисты и комсомольцы формировали ядро дивизий народного ополчения. Они же становились основой подпольного и партизанского движения на оккупированных гитлеровцами территориях. В 1943 году в тылу врага действовали около 3 тысяч первичных комсомольских организаций и почти 1800 комсомольских групп.
В народное хозяйство на смену ушедшим на фронт влились сотни тысяч юношей и девушек. В важнейших отраслях их удельный вес достигал 40—60%.
За годы войны более трёх с половиной миллионов воспитанников ВЛКСМ были награждены боевыми орденами и медалями, 8 тысяч удостоены звания Героя Советского Союза. Среди них — Виктор Талалихин, Александр Матросов, Юрий Смирнов.
Многие народные герои пали в боях. В истории Ленинского комсомола навсегда останутся имена юных героев Краснодона, обольских и таганрогских подпольщиков, комсомольцев-подпольщиков и партизан: Олега Кошевого, Ульяны Громовой, Любови Шевцовой, Ивана Земнухова, Сергея Тюленина, Зои Космодемьянской, Саши Чекалина, Лизы Чайкиной, Николая Кедышко, Марите Мельникайте. Их подвиги не могут быть преданы забвению, не могут остаться без нашей защиты.
Сохранение исторической правды о Великой Отечественной для КПРФ и Ленинского комсомола является делом чести. Большую работу на этом направлении проводит наш замечательный товарищ по партии Е.М. Тяжельников.Лучшие традиции гражданско-патриотического воспитания передают молодёжи и другие комсомольские лидеры прошлых лет: Л.К. Балясная, Б.Н. Пастухов, В.М. Мишин.
Если будем настойчивы в борьбе с фальсификациями истории, найдём в этом деле и новых союзников. А они уже есть у нас и внутри страны, и на международной арене. Представителей шести международных демократических организаций принимала КПРФ в Москве в дни празднования 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне. И каждая из этих организаций проводит свою работу антифашистского характера.
Следует помнить: в этом деле нет вопросов больших и малых. Каждый шаг в борьбе имеет значение. Вот почему так важно, что самарские комсомольцы во главе с Натальей Дороховой не прошли мимо безобразного заявления губернатора области Меркушкина, публично объявившего самоубийцей Героя-комсомольца Александра Матросова.
Вторая важнейшая особенность Ленинского комсомола — его созидательная деятельность, устремлённая в будущее.
С именем комсомола связаны реализация плана ГОЭЛРО, великие стройки первых пятилеток, обновление деревни и её переход на коллективные формы хозяйствования. «Когда страна быть прикажет героем — у нас героем становится любой» — эти строки из «Марша весёлых ребят» И. Дунаевского и В. Лебедева-Кумача не были простой бравадой. В 1930-е годы молодёжь проявила трудовой героизм в строительстве Днепрогэса, Комсомольска-на-Амуре, Магнитогорского металлургического комбината, Московского метрополитена, канала Москва—Волга, в сооружении многих гигантов тяжёлой промышленности.
Всесоюзные ударные стройки комсомола пройдут затем через всю историю Страны Советов. После победного мая 1945 года комсомольцы поднимут из руин города и сёла, фабрики и заводы. Они восстановят 37 шахт Донбасса, включатся в освоение целины и богатств Севера, Сибири, Дальнего Востока. Они примут участие в штурме космоса, строительстве КамАЗа и БАМа. Всё это — этапы трудовых дерзаний советской молодёжи.
После окончания Гражданской войны ВЛКСМ сыграл особую роль в преодолении многовековой безграмотности населения. В самые дальние уголки Родины отправлялись ребята и девчата, чтобы дать знания тем, кто раньше не мог получить доступа к образованию даже в рамках церковно-приходской школы.
Комсомольская путёвка стала для многих настоящей путёвкой в жизнь. Десятки тысяч человек поступили на рабфаки, в техникумы и вузы, стали высококлассными специалистами. Ударными комсомольскими были не только гиганты промышленности, Нечерноземье, но и Сибирское, Уральское и Дальневосточное отделения Академии наук СССР, медицинский центр Г.А. Илизарова в Кургане. Как писал вице-президент Российской академии наук Г.А. Месяц,передовая наука в Советском Союзе — дело рук молодых людей.
Это тоже начиналось в 20—30-е годы ХХ века. Академия наук СССР и ЦК ВЛКСМ организовали массовое движение молодёжи в науку, стимулировали невиданную до той поры тягу к творчеству. Мир увидел потрясающий феномен:всего через два десятка лет после победы Октябрьской революции в стране возник новый слой интеллигенции. Эти люди вышли из самых «низов», из рабочих и крестьян.
В 1948 году в статье «Комсомол и наука» С.И. Вавилов назвал имена 118 воспитанников комсомола среди академиков, членов-корреспондентов и профессоров АН СССР. К 1980-м годам научно-техническим творчеством занимались более 20 миллионов молодых людей. Под эгидой ЦК ВЛКСМ в стране тогда действовали свыше 157 тысяч станций, клубов и кружков юных техников и молодых учёных. Не случайно наш товарищ, выдающийся учёный и нобелевский лауреатЖ.И. Алфёров так чтит и пропагандирует советский опыт. Из самых народных низов до участия в крупной научной деятельности подняла Советская власть И.И. Мельникова, В.И. Кашина, Б.С. Кашина, О.Н. Смолина и ещё многих наших соратников. Все мы помним, откуда мы родом. И все мы глубоко благодарны Советской Отчизне!
Посетивший СССР в 1930-е годы немецкий писатель Леон Фейхтвангер отмечал: «Для молодёжи делается всё, что только вообще возможно. Повсюду имеется бесчисленное множество превосходно организованных яслей, детских садов, большая сеть школ, число которых растёт с невероятной быстротой. Дети имеют стадионы, кино, кафе и прекрасные театры. Условия, в которых растёт советская молодёжь, более благоприятны, чем где бы то ни было».
В Советском Союзе неуклонно росли тиражи газет, журналов, научной, художественной и детской литературы. В 1938 году журналы издавались на 33 языках, в том числе на русском — 1406, на украинском — 139, на грузинском — 37, на узбекском — 20, на казахском — 15, на татарском — 11. Даже малочисленные народы автономных республик имели свои журналы. «На 100 жителей СССР в наших библиотеках имеется 75 книг», — говорил В.М. Молотов.
В советское время крупные издательства обеспечивали массовый выход качественной детской литературы. Реставрация капитализма даже здесь всё перечеркнула. Хорошую литературу для детей выпускают лишь несколько десятков небольших издательств малыми тиражами. Она тут же теряется среди сотен безликих, аляповатых коммерческих изданий. Поделки низкого качества подменяют литературу, несущую высокие ценности. Закрылся единственный специализированный журнал «Детская литература». В Москве отдан под очередной бутик Дом детской книги на Тверской. Почти на нет сошло финансирование праздников детской книги, фестивалей детской песни. А ведь потребность в таких фестивалях есть! Только вот потребности людей и «потребности рынка» — разные вещи.
Третьей важнейшей особенностью ВЛКСМ, как и других коммунистических молодёжных организаций мира, были интернационализм, антиимпериализм и антифашизм.
Коммунистический интернационал молодёжи, как и Всесоюзный Ленинский комсомол, был рождён Октябрём 1917 года. Обе организации стали массовыми молодёжными объединениями и органической частью «взрослого» Коминтерна. Это были беспрецедентные явления в мировой истории, о природе и деятельности которых спорят и сегодня.
Революционные события в России всколыхнули молодые умы и души в странах Западной Европы, Азии и Америки. В короткий срок были образованы организации «Коммунистическая молодёжь Германии», Федерация социалистической молодёжи Франции, Коммунистическая федерация молодёжи Италии, действовавший в подполье Коммунистический союз молодёжи Финляндии, Союз революционной рабочей молодёжи Австрии, Брюссельская лига молодёжных социалистических организаций, Социалистический союз молодёжи Китая и многие другие.
В ноябре 1919 года в условиях строгой конспирации прошёл первый Конгресс Коммунистического Интернационала молодёжи, в работе которого принимали участие представители 13 стран. Всего через два года КИМ насчитывал в своих рядах уже 600 тысяч юношей и девушек, объединённых в 48 национальных секций.
КИМ, вплоть до его роспуска в 1943 году, играл большую роль в деле социалистического преобразования планеты, вовлечения молодёжи в активную политическую жизнь своих стран. Он установил традицию проведения международных юношеских дней, устраивал шествия и демонстрации, создавал вечерние школы и курсы для рабочей молодёжи, организовывал летние лагеря труда и отдыха, международные спортивные состязания.
В годы Второй мировой молодёжь была на самых трудных участках борьбы с германским фашизмом и японским милитаризмом. Более половины заключённых фашистских тюрем были в возрасте до 25 лет. Сотни тысяч молодых коммунистов были убиты и казнены. Они погибали, чтобы победить зло.
В интербригадах Испании, в европейском движении Сопротивления, в подполье Краснодона, в китайских партизанских отрядах формировался новый тип молодой личности, намного опередивший своё время. В смертельной схватке ему противостоял другой, созданный фашистской пропагандой тип «хозяина мира» с хищным блеском «волчьих глаз», по выражению Гитлера.
Миллионы комсомольцев погибли, защищая Отечество и освобождая народы других стран. В 1941 году численность ВЛКСМ составляла 7,5 млн. юношей и девушек. К 1946 году она сократилась почти на 3 млн. человек. Советская страна лишилась значительной части поколения, воспитанного в 1930-е годы. Это были лучшие представители братской семьи народов СССР. Война унесла жизни тысяч талантливых комсомольских вожаков. Их убеждённости и веры в идеалы коммунизма, их отваги и самоотверженности, их принципиальности и честности, их опыта и знаний так не хватало нашей стране в послевоенное время.
Победа советского народа в Великой Отечественной войне подстегнула международное движение молодёжи против войны, реакции, колониализма. Боевое братство, рождённое в антифашистской борьбе, сплотило молодых людей в их желании сохранить мир на Земле. Стали формироваться всемирные молодёжное и студенческое движения.
В ноябре 1945 года в Лондоне представители молодёжных организаций 63 стран заявили о создании Всемирной федерации демократической молодёжи. На тот момент ВФДМ охватила 30 миллионов человек. Популярность нового международного института была столь высокой, что уже к 1953 году она выросла до 75 миллионов юношей и девушек в 88 странах.
Идее проведения всемирных фестивалей молодёжи и студентов более 60 лет. За это время не раз менялась общественно-политическая ситуация, но неизменным остаётся стремление молодёжи к общению, мирному миру, дружбе народов. Не случайно эмблемой международных молодёжных встреч стал голубь мира, предложенный Пабло Пикассо. Первый Всемирный фестиваль в Праге проходил под лозунгом «Молодёжь, объединяйся в борьбе за прочный и длительный мир!» 17 тысяч юношей и девушек из 71 страны мира приняли участие в восстановлении разрушенной фашистами «золотой» Праги. После неё фестивальными столицами были Будапешт, Берлин, Бухарест, Варшава, София.
Международная бригада закладывала во время фестивальных торжеств фундамент нового венгерского стадиона на развалинах бывшего Нэпштадиона. Сотни человек из разных стран работали на строительстве варшавской школы на улицах Нарбута, в которую попала одна из первых немецких авиабомб в сентябре 1939 года. Нынешнее поколение молодых чехов, поляков и венгров, во многом приветствующее расширение НАТО на восток, наверняка ничего не знает об этом. Правящая элита этих государств спешит предать забвению печи Бухенвальда, кошмары Варшавского гетто, утопленное в крови Пражское восстание.
А в 1940—1950-е годы советский народ-освободитель пользовался благодарностью и уважением во всём мире. О VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов 1957 года напоминают Парк дружбы, проспект Мира, Фестивальный проспект, пятилепестковая ромашка, ставшая символом последующих встреч, и до сих пор любимые народом «Подмосковные вечера».
XII фестиваль молодёжи и студентов в Москве в 1985 году ярко показал достижения советской молодёжной политики. В нём приняли участие делегации из 157 стран мира. Были представлены 86 международных молодёжных организаций и около 3 тысяч национальных. Всего в Москву приехала 21 тысяча человек.
Сегодня, несмотря на неоднородность молодёжных организаций мира, они ищут новые пути сотрудничества. Для этого проводятся социальные форумы молодых антиглобалистов. Несмотря на потери мирового социализма в конце ХХ века, сохранилась и традиция проведения всемирных фестивалей молодёжи и студентов. В 1997 году более 15 тысяч молодых коммунистов, социалистов, левых радикалов и центристов принимала Куба. В 2001 году Всемирный фестиваль проходил в Алжире, в 2005-м — в Венесуэле, в 2010-м — в ЮАР, а в 2014-м — в Эквадоре. Вклад в их подготовку и проведение внесли лидеры молодёжного движения КПРФ: Д.Г. Новиков, Ю.В. Афонин, К.К. Тайсаев, И.Н. Макаров, А.Н. Долгачёв.
Четвёртой особенностью коммунистических молодёжных союзов стало органичное сочетание политической борьбы с культурно-воспитательной работой.
Ещё в начале 1920-х годов в комсомоле развернулась дискуссия «массовиков» и «классовиков». Первые, не уделяя должного внимания идейно-политической подготовке, считали, что комсомол должен сосредоточить усилия на росте своих рядов за счёт широких масс крестьянской, студенческой и учащейся молодёжи. Следовательно, нужно было решать образовательные, трудовые, культурные, бытовые и досуговые вопросы. Вторые, напротив, видели главной задачей превращение комсомола в революционный политический авангард сознательных молодых большевиков. Они требовали строго ограничить вступление в ряды союза «непролетарских элементов».
Идейную платформу комсомольских «классовиков» порой называют троцкистской. Но в действительности оценка Троцким молодёжного движения была куда как скромнее. В комсомоле он видел лишь средство для «латания прорех в хозяйственном и государственном строительстве». Обе крайности были преодолены не только в рядах ВЛКСМ, но и в рамках КИМа.
Именно комсомол выступил организатором и наставником детского движения в Советской стране. 19 мая 1922 года II конференция РКСМ приняла постановление о развитии красногалстучных пионерских отрядов. РодиласьВсесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина. При ЦК комсомола было образовано Бюро по работе среди детей. Всего за год численность советской пионерии выросла с 4 тысяч до 100 тысяч ребят. История помнит многочисленные подвиги юных продолжателей дела Октября в мирное время и особенно в годы Великой Отечественной войны.
Коммунисты и комсомольцы стремились учитывать запросы разных возрастных групп детей и подростков, выдвигать посильные и интересные подрастающему поколению общественно полезные задачи. Формы и методы работы вырабатывались в упорной борьбе с детской беспризорностью и бродяжничеством, преступностью и проституцией. В середине 1920-х годов в СССР было создано около 200 трудовых коммун для подростков. Они решали задачу дать воспитанникам общее политехническое образование и практические трудовые навыки. Известными на весь мир стали детская колония имени М. Горького и коммуна имени Ф. Дзержинского, руководимые талантливым педагогом-новаторомА.С. Макаренко. На предприятиях была введена квота для подростков из детских домов и колоний. В короткий срок семимиллионная детская беспризорность была преодолена.