Капремонт жилья: вопросов больше, чем ответов

К ставшим уже традиционными летним новостям о повышении тарифов на услуги ЖКХ в этом году добавились тревожные сводки о введении сборов на капремонт жилья в столице. И самые пессимистичные ожидания москвичей оправдались: с 1 июля все собственники квартир в Москве обязаны ежемесячно платить по 15 рублей за каждый квадратный метр своего жилья в качестве взносов на капитальный ремонт их дома. В результате, у некоторых жителей столицы плата за квартиру выросла сразу на треть! Неудивительно, что с учетом общего роста цен и тарифов, неутихающей инфляции и существенного сокращения индексации пенсий и социальных выплат, появление ещё одной расходной статьи вызывает все больше справедливого недовольства у населения.

Взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (как официально называется этот сбор) начали вводиться еще с 2014 года, но судя по обращениям, поступающим в адрес депутатов-коммунистов, у многих граждан нововведение до сих пор вызывает много непонимания и вопросов. И, надо признать, вопросы эти отнюдь не праздные.

Основной и, пожалуй, самый существенный из них – нужно ли вообще оплачивать это новшество? К сожалению, для многих на этот вопрос приходится ответить утвердительно: взнос обязателен для всех собственников квартир. Существует лишь два исключения: не облагаются взносом дома, признанные аварийными, и дома, земельные участки под которыми подлежат изъятию для государственных нужд. Поэтому попытки отказаться от капремонта «явочным порядком», вычеркивая соответствующую строку из платежки, или просто не оплачивать начисленную сумму взноса ни к чему хорошему, кроме возникновения задолженности, не приведут. Таков закон, и каким бы несправедливым он ни был, мы вынуждены его исполнять, пока он не будет изменен или отменен.

Но нежелание граждан принять как данность саму необходимость начать собирать деньги на капремонт, к примеру, в доме, где он не проводился уже насколько десятилетий, легко можно понять. И коммунисты с самого начала выступали против введения обязательных взносов на капремонт в существующем виде. Ведь государство, по сути в одностороннем порядке, отказалось от финансирования капремонта жилых домов. Бюджетных средств для этой цели стало не хватать, а вот куда они были направлены, можно только догадываться. И бремя капитального ремонта в одночасье переложили на население.

То, что жилой фонд нуждается в ремонте, не вызывает сомнения. Но тотальное и поголовное введение сборов со всех собственников жилья оказалось просто вопиюще несправедливым. Не так давно Государственной Думе пришлось спешно исправлять очевидную несправедливость закона: от взносов на капремонт на срок до 5 лет освободили хозяев жилья в новостройках. Ведь этим домам вряд ли в ближайшем будущем вообще понадобится ремонт, а в первые годы они и вовсе находятся на гарантийном обслуживании застройщика. Абсурдность некоторых положений новой системы капремонта, кажется, постепенно осознается и исполнительной властью: так, Минстрой РФ предложил рассмотреть возможность освободить от взносов на капремонт одиноких пожилых собственников квартир, которые не смогут получить услуги по капремонту в ближайшее время, то есть, говоря откровенно, могут просто не дожить до обещанного ремонта. Но мы убеждены, что подобная инициатива, мотивированная откровенно циничными причинами, является лишь полумерой и все пенсионеры должны быть освобождены от взносов в полном объеме.

Другой важный вопрос, которым задаются граждане, удивленные ростом этой совсем недавно появившейся графы в платежке: как определяется сам размер взноса? Конкретная цифра рассчитывается региональными властями, на федеральном уровне принимаются лишь методические рекомендации, которые, как ясно из названия, не носят конкретного и обязательного характера. Во многом конечная ставка зависит от размера субсидий, которые готов вложить субъект в фонд капремонта. В результате по всей стране размеры взносов колеблются просто колоссально: от 2 рублей за квадратный метр в Санкт-Петербурге до 15 рублей – в Москве. На этом фоне ставка 7 рублей 80 копеек за один квадратный метр, по которой в настоящее время уплачивают взнос жители Подмосковья, ненамного превышает среднероссийские показатели. Однако сама система расчета остается непрозрачной и по большей части непонятной для населения. И если не ограничить предельные размеры взносов на федеральном уровне, то не исключены и новые, грозящие социальным взрывом ситуации, подобные столичной, где установленную сумму взноса можно назвать поистине астрономической - возмущенные москвичи, получив первые платежки, уже готовы выйти на улицы с акциями протеста. Также на общефедеральном уровне и в форме закона надо установить для федеральных категорий льготников единые сниженные ставки взносов, которые регионы (при наличии у них свободных средств) смогут снизить еще сильнее.

Еще один сложный момент в истории с капремонтом – это выбор метода накопления средств. Как известно, Жилищный кодекс предусмотрел два способа формирования фонда для капитального ремонта: либо на специальном счете дома, либо на счете регионального оператора, в так называемом «общем котле». У каждого из них есть, конечно, свои плюсы и минусы. Метод «общего котла» предполагает, что средства уплачиваемые гражданами, аккумулируются в региональном фонде капремонта, а уже из него идет распределение «ремонтных» денег по конкретным домам. То есть, по сути, жильцы перечисляют взносы не на ремонт того дома, в котором они проживают, а на ремонт всех домов в субъекте федерации в порядке очередности, установленной региональной программой. И многие граждане обоснованно задаются вопросом: а почему я должен платить за ремонт чужого имущества, чужого дома? Тем более что закон возлагает на собственника бремя содержания только своего имущества, но не имущества жильцов дома с соседней улицы или вообще из другого города области. При этом ремонта своего дома исправно перечисляющим средства в «общий котел» жителям, возможно, придется ждать по 10-15, а то и по 20-25 лет в зависимости от того, как определит это региональная программа капремонта. Стоит ли говорить о том, сколько перемен в жизни страны и общества может произойти за 25 лет, особенно в такой чрезвычайно изменчивой сфере, как законодательство? Поэтому граждане, наученные горьким опытом дефолтов и девальваций 90-х годов, выражают небезосновательное беспокойство о том, зачтутся ли выплаченные ими деньги спустя четверть века и обещанный капремонт всё-таки произойдет в их доме в этом достаточно отдаленном будущем.

Альтернативный способ сбора средств – это открытие специального счета для взносов на капремонт отдельного дома. Этот вариант избавлен от названных недостатков системы «общего котла», но в то же время требует активной и ответственной позиции жильцов. Ведь в данном случае уже сами собственники жилья будут принимать решение о выборе банка для открытия счета, распоряжаться накопленными средствами, определять перечень и стоимость необходимых работ, искать подрядчика, проверять сметы, принимать ремонтные работы. Конечно, все это достаточно непросто, требует времени и сил, зато в конечном итоге жильцы будут знать, на что именно пошли собранные ими деньги, которые не потонут в обезличенном «котле», а капремонта не придется дожидаться по двадцать и более лет. Но есть у индивидуального спецсчета и одно слабое место: проблема сохранности средств в банке. Кризисные явления в банковской системе, отзыв лицензий, банкротства банков тревожат жителей, потенциально готовых к самоуправлению своим фондом капремонта, но с недоверием относящихся к надежности банков. Поэтому, думается, было бы справедливо включить специальные счета в систему страхования вкладов или иным способом от лица государства гарантировать сохранность собранных средств.

К сожалению, на выбор способа накопления был отведен очень короткий срок: не позднее двух месяцев после принятия региональной программы по капремонту. При этом, если судить по обращениям с мест, во многих регионах граждан, по сути, никто не информировал о возможности открывать спецсчет и ремонтировать только свой дом. За такой короткий срок людям было очень сложно разобраться в непростых нововведениях и сделать правильный выбор. А если за этот срок общее собрание жильцов не успевало принять решение, то дом автоматически направляли в систему регионального оператора. В результате, по данным Минстроя, только 10% собственников решили копить деньги на индивидуальных счетах, а остальные 90% отправляют собранные средства в «общий котел» и ждут, когда же наступит их очередь.

Более того, выйти из системы «общего котла» тем домам, которые в неё уже попали, теперь возможно только через два года после принятия жильцами такого решения. А это очень существенный срок, и мы будем поддерживать предложение по его сокращению, как минимум, вдвое. Кроме того, существует и еще одно препятствие: чтобы принять решение о выборе спецсчета, на общем собрании собственников жилья необходимо набрать квалифицированное большинство голосов – две трети. На практике же сделать это бывает очень сложно, и, к нашему сожалению, в минувшую весеннюю сессию Государственной Думой были отклонены поправки оппозиции о возможности принятия такого решения простым большинством голосов собственников.

Учитывая очевидную несправедливость системы, делающей граждан заложниками «общего котла», коммунисты внесли законопроект, изменяющий подход к выбору способа накопления средств на прямо противоположный. Мы предлагаем, чтобы для сбора средств граждан уже по умолчанию выбирался специальный счет дома. Причем даже если жильцы не успеют в установленный срок принять соответствующее решение, то спецсчет для них должен будет открыть муниципалитет. А в «общий котел» граждане будут перечислять средства только в том случае, если сами поддержат такое решение на общем собрании. В случае принятия эта инициатива коммунистов поможет исправить еще одно из достаточно спорных положений закона о капремонте.

Многочисленные вопросы о взносах на капремонт, которыми резонно задается население, требуют своего скорейшего разрешения. Власть должна развеять опасения многих граждан, полагающих, что введенная система – это лишь очередная финансовая пирамида по сбору денег под обещания красивого, но неблизкого будущего. Пока же напрашивается вывод: как это часто случается, новая система еще толком не продумана, но уже запущена и действует, а деньги с населения – собираются! Совершенно очевидно, что сам механизм сборов нуждается в дальнейшей доработке, ставки взносов – в жестком ограничении, а льготники – в освобождении от очередного побора. Всё это становится новым полем борьбы КПРФ за права трудового народа. Депутаты-коммунисты голосовали против закона о капитальном ремонте и не оставят попыток ослабить негативное воздействие этого закона на граждан.


Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.




 
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
 
                
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
Доклад Академика РАН В.И. Кашина на научной сессии общего собрания членов Отделения сельскохозяйственных наук Российской Академии Наук

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
Заявление Бюро Московского областного отделения КПРФ в поддержку совхоза им. Ленина

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам
Депутат Госдумы помог ликвидировать несанкционированную свалку

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
Вернем историческую правду!

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Руководитель фракции КПРФ Александр Наумов помог дошкольному отделению в Тарасково в рамках инициативного бюджетирования

Сергей СТРЕЛЬЦОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Сергей Стрельцов: сельские территории незаслуженно обделены вниманием


 





 

 

 

контакты

Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Телефоны МК КПРФ:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57

*******

Все данные

ГК КПРФ
в Московской области:
 
  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда