В стране около сотни хозяйств, в названии которых сохранено имя В.И. Ленина. Они выжили, сохранили коллективы, работают и развиваются. Главное – они продолжают производить продукцию, вносят свой необходимый вклад в обеспечение продовольствием населения России.
Но и на их фоне выгодно выделяется своими достижениями подмосковный совхоз имени Ленина, который уже 17 лет значится среди 300 лучших сельхозпредприятий страны, а его директор Павел Николаевич Грудинин 13 лет назад вошел в число 1000 лучших менеджеров России. И носит этот титул по сей день.
Перед зданием правления красуется бетонный шар в виде земляники. Он как бы символизирует специализацию хозяйства: здесь самое обширное земляничное поле страны – 100 гектаров. Сотни людей – домохозяек, пенсионеров, школьников, студентов – выходят в июне на ароматные плантации, помогают убирать урожай, но не бесплатно – 10% собранного оставляют себе. Высокодоходная культура приносит хозяйству солидные суммы, в прошлом году выручка от ягод превысила 200 млн рублей. Общий объем плодово-ягодного урожая поистине велик – вместе с яблоками, грушами, черешней, смородиной, крыжовником, малиной, черноплодной рябиной он достигает 9000 тонн в год. Большая часть этой продукции перерабатывается на собственном заводе. 17 видов натуральных соков, нектаров, изваров рождаются в его цехах и отмечаются на международном конкурсе «Лучший продукт года» дипломами и золотыми медалями в рамках выставки «Продэкспо». Но это лишь толика, хотя и солидная, хозяйственной деятельности.
Я цепенею от удивления, когда узнаю от директора годовую сумму выручки – около 2 млрд рублей. И это при земельных угодьях в 1900 гектаров!
Как такое может быть?!
– Да вы богатые, – не удержался я от реплики.
– Мы не богатые, – поправляет меня директор. – Мы просто правильно тратим деньги.
Павел Николаевич четкими цифрами и характеристиками отдельных видов деятельности возвращает меня к реальности. Учитывается все: от продажи саженцев плодовых деревьев и кустарников, молока, капусты, картофеля, моркови, свеклы, лука, меда. Совхоз производит в среднем за год 4000 тонн картофеля, 4000 тонн капусты, 800 тонн столовой свеклы, 700 тонн лука, 3000 тонн моркови и 5 тонн меда. Доход дополняют сервисные услуги, сдача складов в аренду, строительные работы и многое другое.
3 млн литров соков в год дает линия розлива, упаковки – по 200 граммов и по одному литру. Экологически чистый продукт высоко ценят покупатели, особенно в Москве.
В связи с этим надо отметить заслуги местной агрономической службы, которая известна по всей стране. Многие новые сорта ягод, которые прижились в Подмосковье, вышли с совхозного сортоиспытательного участка. Ведущие сорта земляники «Ред Гонтлет», «Хоней» пошли отсюда. Шагнула в жизнь садоводов-дачников жимолость съедобная – самая ранняя ягода, которая созревает раньше земляники. За 25 лет совхоз продал населению более 200 тысяч саженцев этой культуры. Успешно внедрили южную культуру – черешню.
В этом году совхоз отмечает 97-й год со дня своего рождения. Последние 20 лет его возглавляет Павел Грудинин. Он стал седьмым по счету руководителем хозяйства, созданного несколькими поколениями людей. Здесь сложились трудовые династии. Отец Павла, Николай Константинович, проработал в хозяйстве 40 лет, а общий трудовой стаж всей династии Грудининых – 230 лет.
Павел возглавил хозяйство в судьбоносный момент. Выпускник Московского института инженеров сельскохозяйственного производства имени В.П. Горячкина сначала трудился простым заведующим механической мастерской совхоза. Народ быстро заметил молодого целеустремленного человека и выразил ему свое доверие – предложил занять высокий пост. И не ошибся. Молодой руководитель, можно сказать, вытащил совхоз из прорыва. При недостатке земли что можно сделать? Он провел оптимизацию производства. В хозяйстве, как уже говорилось, 1900 га земли. Не только каждый гектар, но даже каждая сотка предназначена для определенной культуры.
Около 1 тысячи га заняли сады, 100 га – земляника, 120 га – овощи, остальная площадь отведена под выращивание кормовых культур для животноводства. Земля стала коллективно-совместной собственностью, принадлежит акционерному обществу, и распоряжается ею только общее собрание. 300 работников предприятия – это его совладельцы.
Я немало поработал за рубежом, объездил пол-России в последние годы, но такого успешного предприятия, как совхоз имени Ленина, не встречал. При входе в контору стоит фигурка юного Ильича, на стене – его узнаваемый миллионами портрет. Наверное, о таких хозяйствах в масштабах всей страны мечтал Владимир Ильич. «Мы обязательно придем к победе коммунистического труда», – писал он. Смею утверждать, что на этом кусочке аграрной российской карты ленинская мысль проглядывает довольно отчетливо.
Амбициозные в хорошем смысле люди трудятся здесь, на каждом участке стараются добиваться оптимальных результатов. Впрочем, чему удивляться? Коллектив поддерживает директора во всех начинаниях, которые обеспечивают экономическое благополучие. Взять то же животноводство: всего 800 голов крупного рогатого скота, в том числе 400 дойных коров, – но какое эффективное!
Надой на фуражную пеструшку (здесь черно-пестрый скот) достиг 9000 кг в год. Все корма – собственного производства. Совхоз находится на уровне лучших племенных хозяйств страны. Павел Николаевич бывал за рубежом, новинки, которые ему приглянулись как инженеру, внедрил и внедряет в собственное производство. Несколько лет назад ввели в строй новую молочно-товарную ферму на 200 голов с беспривязным содержанием скота. Идет реконструкция других ферм, где будут установлены 8 роботов-дояров. Затраты крупные, но их окупаемость гарантирована. Средняя заработная плата работников – около 70 тысяч рублей. Люди живут в зеленом парке, в построенных совхозом многоквартирных домах со всеми удобствами. На работу ходят пешком – она ведь рядом. Подумалось: так внимательно относиться к запросам людей может только хорошо воспитанный родителями человек, с правильными жизненными ориентирами. Неработающие пенсионеры постоянно получают материальную помощь. Ее размер ежегодно достигает 10 млн рублей. 450 человек бесплатно обеспечиваются овощной продукцией с местных полей.
Что еще? Работники совхоза получают компенсацию за обеды, ежегодно 50 человек награждаются санаторными путевками за 10% от стоимости, детей отправляют в летние лагеря за символическую плату. Никакой текучки кадров нет, но нет и вакансий. От добра добра не ищут.
«Мы работаем для людей», – не устает повторять директор свой принцип. Люди видят это не только, когда приходят в кассу, это заметно на всей территории поселка. Благодаря собственному строительству жилищные условия улучшили все нуждающиеся семьи работников совхоза, в том числе 60 семей по программе «Развитие села до 2012 года».
Выполнен капитальный ремонт общеобразовательной школы, построен школьный стадион с искусственным покрытием, автогородок для изучения детьми ПДД.
Проведен капитальный ремонт Дома культуры поселка. Произведена реконструкция детских яслей и старого детского садика.
Построены новая поликлиника на 120 посещений, спортивно-оздоровительный центр и новый детский сад на 120 мест оригинальной архитектуры. Более 400 млн рублей затрачено на эти проекты.
ЗАО «Совхоз имени Ленина» постоянно оказывает благотворительную помощь ветеранской районной организации, районному обществу инвалидов, детскому дому «Молодая гвардия», школам, детским садам, монастырям.
В нынешние времена строить – равносильно подвигу. Но динамично работающему хозяйству это по плечу. У него нет долгов, налоги исправно платятся, расширенное воспроизводство планомерно осуществляется. Такую модель труда создал Павел Грудинин со своим сплоченным трудолюбивым коллективом. Его трижды избирали депутатом Московской областной Думы. Побольше бы таких талантливых управленцев нашей стране!
У заслуженного работника сельского хозяйства РФ немало наград. Высокий профессионал вырос на российской почве – за эти-то сумасшедшие годы. «У нас в стране много умных, грамотных людей, – констатирует Павел Николаевич, – но им не дают возможности нормально жить, развиваться, выдавливают из деревни в город. Работа на селе, возможно, и есть, но поликлиники нет, детсад отсутствует, а школа может быть за десятки километров. Беременную жену нужно порой везти рожать за сотню километров. Люди молодые, предприимчивые уезжают туда, где легче жить и таких проблем нет. Увы, это политика уничтожения села».
В Москве появился новый министр сельского хозяйства, и в недрах его ведомства уже возникли рекомендации, по которым предлагается субсидировать проценты по кредитам сельхозпроизводителям авансом. Что думает по этому поводу П. Грудинин.
– Это правильно, но вопрос в другом. Можно поступить иначе, не надо авансировать. Нужно просто сказать: товарищи, для всех вас кредит будет, скажем, под 4%. Поэтому, например, если Россельхозбанк вам поставил, допустим, 14%, то 4% платите вы, а государство, которое обещает субсидии, платит банку остающиеся 10%. А что делается? Берешь кредит и платишь все 14% каждый месяц. А государство тебе возмещает через 3–6, а то и 9 месяцев, если собрал все документы. То есть ты свои оборотные средства изыскиваешь и отдаешь банку, а государство тебе вернет их когда-нибудь. Это, конечно, глупость. Если банк, допустим, государственный, то пусть дает напрямую. А нас не трогайте, у нас 4%, и мы ему отдадим. Если от нас требуют ежемесячно отдавать банку, то почему это не может сделать государство?
Как банк может определить доходность любого проекта в животноводстве, если он не знает конечную цену молока, не знает, насколько поднимутся цены на ГСМ, электроэнергию? Государство напрямую должно давать крестьянам деньги, а не через структуры, которые берут откаты, это всем известно. Тебе дали, а тебе – нет. Почему? Сама система неправильная, она нелогична, но кому-то нужна.
– Павел Николаевич, импортозамещение – это долгосрочная стратегия или очередной лозунг?
– Во-первых, никакой стратегии нет. Есть разговоры, что надо заниматься импортозамещением. А если серьезно, то, во-первых, нужно выделить средства, обозначить первоочередные задачи, кто и как должен их решать. Какая ситуация сейчас? Допустим, ты применяешь иностранные технологии, привозишь генетический материал, иностранные корма и после этого говоришь, что занимаешься импортозамещением. Это нонсенс. Нужны отечественные семена, собственные технологии, корма и оборудование. Тогда возникает импортозамещение. Для этого нужны годы. Реально у нас этим никто не занимается.
Когда ввели санкции против импорта, белорусы стали вкладывать деньги в свое импортозамещение, они сразу увеличили ассигнования в молочное животноводство. А у нас ничего не произошло, просто поговорили. А денег для АПК стало меньше. Но «замещение» вроде бы произошло – в понимании тех, кто за это как бы отвечает. Европейское убрали, а турецкое и южноамериканское усиленно ввозят. Американское убрали, теперь ввозят китайское. Вот и все импортозамещение. А как надо было бы? Вот вам деньги: осваивайте пустующие земли, производите больше овощей, увеличивайте поголовье скота. Но этого никто не сделал. Процентные ставки по кредитам стали недоступными, прямых инвестиций в сельское хозяйство не наблюдается. Но поднимаются налоги и цены на солярку, удобрения, на средства защиты растений. Село продолжает страдать.