По мнению ряда аналитиков, реальная иерархия стран в недалёком будущем будет определяться их позицией на мировом рынке продовольствия. Потенциал России позволил бы ей занять достойное место в этой иерархии.
В самом деле, все объективные условия для этого – плодородная земля, трудолюбивые люди – есть. Но с самого начала у пришедших к власти в конце прошлого века либералов были другие приоритеты. Землю превратили в товар. А ведь за фразой, с которой согласно абсолютное большинство наших граждан «земля – это народное достояние», кроется то, что она, также как воздух, вода – социальное благо, приватизация которого противоречит самому существованию страны и народа.
Сельское хозяйство страны практически перестали финансировать. За последние 25 лет уровень государственных расходов на сельское хозяйство сократился в 10 раз. Хотя мировой опыт убедительно доказывает, что сельское хозяйство без государственной поддержки развиваться не может. Страны ЕЭС на поддержку сельского хозяйства выделяют в среднем по 300 долл. на 1 гектар пашни.У нас порядка 10 долл.
Сознательно и целенаправленно разваливали крупные коллективные хозяйства, закрывали предприятия по производству сельхозтехники. В результате, по сравнению с 1990 г., число тракторов, работающих на полях страны, сократилось в 6,5 раз, зерноуборочных комбайнов – в 6,7 раз, а машин для внесения удобрений – в 11,8 раз. Да и износ работающего парка сельхозтехники составляет более 60%. Современная технологичная отрасль российского сельского хозяйства постепенно деградирует. По данным Росстат энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций РФ (энергетические мощности в расчёте на 100 га посевной площади) в 2000 году составляла 329 л.с., а в 2015 году – 197 л.с. В Московской области – в 2000 году – 601 л.с., в 2015 году – 358 л.с.
По всей стране сокращается площадь сельхозземель. За 25 лет посевная площадь сократилась на 38 млн. га. По оценке Счётной палаты РФ не используется по целевому назначению более 56 млн. га (14,5%) земель сельхозназначения. В Московской области ситуация ещё хуже. В течение многих лет Подмосковные земли сельскохозяйственного назначения интенсивно застраивались. Только за прошлый год, по данным Счётной палаты, площадь земель сельхозназначения в области сократились на 15 тыс. га. В последние годы ситуация несколько улучшилась, принимаются определённые меры, но до сих пор не используются по назначению порядка 30% сельхозземель.
Развитие современного сельского хозяйства невозможно без квалифицированных кадров. А что мы имеем? Губительные реформы образования привели к уничтожению системы профессиональных училищ, в итоге сельское хозяйство испытывает острую нехватку профессионалов рабочих специальностей. Им на замену стали завозить гастарбайтеров. Не спешат переехать в село дипломированные специалисты. И не удивительно, если разрушается социальная инфраструктура села – не строятся дороги, закрываются школы и больницы. Сегодня из 130 тыс. сельских населенных пунктов только в 45 тыс. можно получить медицинскую помощь.
По данным Росстат в 2015 году среднемесячная начисленная зарплата работников сельского и лесного хозяйства составила 19721 рубль, при средней зарплате по экономике в то время – 34030 рублей. Т.е. зарплата сельских тружеников составляла только 57,9% от средней зарплаты по стране.
В результате всех этих антигосударственных действий либерального правительства, страна не только не сохранила позиции крупной сельскохозяйственной державы, но и потеряла свою продовольственную безопасность. Санкции геополитических противников заставили обратить внимание на состояние сельского хозяйства, но принимаемые меры недостаточны, половинчаты, непоследовательны.
Наиболее наглядно реальное отношение к сельскому хозяйству демонстрируют не слова правительственных чиновников, а цифры принимаемых бюджетов. На следующий год, согласно проекту бюджета на 2017 год, правительство предлагает выделить 204 млрд. руб. Это на 33 млрд. руб. меньше, чем в 2016 году. Таким образом, мизерные 1,48% бюджетных расходов на АПК, планируется ещё сократить до 1,26%. На сельское здравоохранение, практически полностью разрушенное, выделяется всего 130 млн. руб., а на дошкольное и школьное образование около 300 млн. руб.
На днях, пришло сообщение, что правительство увеличивает акцизы на дизельное топливо.
В бюджете на 2017 год сокращены трансферты регионам. Это при том, что всё больше различных расходных обязательств, особенно в социальной сфере, перекладываются на регионы. В результате такой политики, когда доходы, в основном, идут в федеральный бюджет (сейчас соотношение 72 на 28 в пользу федерального бюджета), а расходные полномочия растут, госдолг регионов к концу 2016 года приблизился к 2,5 трлн. руб.
Минфин требует от регионов оптимизировать расходы, что на практике означает сокращение расходов на социальную сферу, увеличение налоговой нагрузки для малых и средних предпринимателей, т.е. тех же фермеров.
Деньги федеральное правительство отбирает у регионов, облагает различными поборами граждан, не индексирует пенсии и зарплаты. При этом не только продолжается и не пресекается вывоз капитала из страны, но процесс расширяется, появляются новые схемы.
Все победные слова о достижениях сельского хозяйства, прозвучавшие на недавно прошедшем в Сочи Всемирном зерновом форуме, при внимательном рассмотрении оказываются фикцией. По оценке зампреда ЦК КПРФ В. Кашина, за 25 лет производство ржи снизилось почти в 8 раз, ячменя – в 1,5 раза, овса – в 2,7 раза, проса – в 3,4 раза. «К 2015 году АПК добился увеличения объемов производства по одним культурам на 23 млн. т, но одновременно снизили на 33,2 млн. т объемы производства по другим».
Причины неудовлетворительного состояния нашего сельского хозяйства кроются в проводимой социально–экономической политике. Это не только мизерное финансирование, износ основных фондов. Как вообще может быть прибыльным крестьянский труд при постоянно растущих тарифах на электроэнергию, грабительских банковских процентах, высоких ценах на горюче–смазочные материалы и сельхозтехнику. Какая может быть заинтересованность при существующей, совершенно аморальной системе формирования товарной наценки, когда труд крестьянина в итоговой цене на товар из зерна не превышает 10%, а по отдельным видам продукции всего лишь 6–8%%! Это же характерно и для других сельхозпродуктов, где также основную прибыль от их реализации получают не производители, а перекупщики и торговые сети.
Летом этого года проводилась Всероссийская сельскохозяйственная перепись. Некоторые данные уже опубликованы на сайте Росстат. Перепись показала, что в стране резко сократилось, по сравнению с предыдущей переписью, число сельскохозяйственных организаций. Происходит процесс укрупнения фермерских хозяйств, когда мелкие фермеры разоряются и поглощаются более крупными, также идёт процесс создания агрохолдингов. Жизнь доказала правоту коммунистов, что крупное хозяйство в современных условиях более эффективно.
В Московской области, согласно переписи, насчитывается 1122 сельхозорганизации, 2692 фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей. Если в среднем на одну сельхозорганизацию приходится 790,1 га, то на фермеров и индивидуальных предпринимателей в среднем приходится 23,7 га земли.
Перед фермерами стоят две трудно разрешимые в современных условиях проблемы – организация сбыта и отсутствие земель для дальнейшего развития.
Сейчас областным правительством принимаются меры по вовлечению неиспользуемых сельхозземель в оборот. С 2013 по текущий год введено в оборот порядка 220 тыс. га неиспользуемых сельхозземель. Тем не менее, почти треть из них до сих пор используется не по назначению. И, как отметили аудиторы Счётной палаты «мы опять вынуждены констатировать, что со стороны федеральных и областных органов власти необходимые условия для эффективного и целевого использования земель не созданы».
Совершенно верно и актуально звучит тема прошедшего 14 ноября 2016 года Всероссийского съезда сельскохозяйственных кооперативов: «Сельскохозяйственная кооперация – стратегический путь развития отрасли». В настоящее время в области создано 40 кооперативов. Министерством сельского хозяйства России в августе этого года был доведен до Московской области индикатор по созданию 12 сельскохозяйственных кооперативов – пять должны быть созданы в этом году и семь в следующем. Но, как показывает практика, слова – это одно, а реальные дела – другое. И возникают вполне обоснованные сомнения, что необходимые условия для эффективной реализации поставленных целей властью будут созданы.
Совершенно очевидно, что возрождение отечественного АПК невозможно без комплексной системы мер, которые объективно в корне меняют вектор социально–экономического развития страны. Именно КПРФ предлагает научно обоснованную программу, способную разрешить накопившиеся, в том числе в сельском хозяйстве страны, проблемы и противоречия, обеспечить безопасную и достойную жизнь нашим согражданам.