С распадом СССР в 90-х гг. прошлого столетия многие детские сады были закрыты, либо захвачены рейдерами или выкуплены бизнесменами (за бесценок) под различные офисы. Ко всему прочему рождаемость детей в этот период времени резко пошла на убыль (в 1985 г. в СССР родилось 2,4 млн. детей, в 1999-м – 1,2 млн.). Советская система была разрушена, новая еще только создавалась. Реформаторам было не до детей из-за сложной политической и экономической ситуации в стране. Предприятия, имевшие свои собственные дошкольные учреждения для детей сотрудников, стали массово отказываться от них…
Критическая ситуация с детскими садами заставило правительство РФ в 2005 г. разработать комплекс мер по развитию дошкольного образования в стране на 2007-2010 годы. Подспорьем для рождаемости детей послужил материнский капитал (форма государственной поддержки российских семей, воспитывающих детей) с 1 января 2007 года при рождении или усыновлении второго, третьего или последующего ребенка, имеющего российское гражданство. Размер материнского (семейного) капитала неуклонно рос. Если в 2007 г. сумма составляла 250 тыс. руб., то в 2016-м г. – 453 тыс. руб. (Федеральный закон от 14.12.2015 № 359-ФЗ). Однако вернуть здания бывших детских садов оказалось не так просто. Единственный выход – это строительство новых детских садов.
Впрочем, в данной статье речь пойдет о другом. Про поборы с родителей в детских садах в средствах массовой информации пишут довольно много. Это и понятно. Большинство родителей волнует такое положение дел в дошкольных учреждениях субъектов Российской Федерации. Родителей вводят в заблуждение, предоставляя договора об оказании образовательных услуг на выгодных для руководителей условиях. Сбор денег на охрану, рабочие тетради, игрушки, хозяйственные товары, праздничные мероприятия (утренники), подарки заведующим и воспитателям преподносятся как «добровольные взносы». Законны ли такие действия? Отмечу, нет. Наиболее часто встречающие на практике варианты «добровольных пожертвований».
1. Канцтовары. Альбомы, краски, карандаши, пластилин, цветная бумага и прочие канцелярские товары уже включены в нормативы финансирования детсадов из бюджета. Поэтому платить за них не нужно (статья 8 федерального закона 273-ФЗ "Об образовании в РФ" 2012).
2. Рабочие тетради. В садиках привыкли собирать на них деньги с родителей. Между тем, рабочие тетради - это учебное пособие, а по закону таковые должны предоставляться садиком бесплатно!(ГОСТ 7.60-2003 пункт 3.2.4.3.4 «Учебные издания», статья 8 федерального закона 273-ФЗ "Об образовании в РФ" 2012).
3. Моющие средства, хозяйственные товары. Воспитатели просят сдать на нужды группы мыло, туалетную бумагу и стиральный порошок? Но за всё это вы уже заплатили: моющие средства и предметы бытовой химии включены в структуру родительской платы за детсад. Не платите дважды!
4. Игрушки. Детсад получает субвенции из местного бюджета, куда уже входят расходы на оплату средств обучения, игр и игрушек в соответствии с нормативами финансирования. (статья 8 закона 273-ФЗ "Об образовании в РФ" 2012).
5. Платные услуги. В детсаду родителям часто навязывают дополнительные занятия для их детей: хореография, вокал, аэробика и другие за отдельную плату. Но платные образовательные услуги не являются обязательными! Если вы все-таки отдали ребенка в такой кружок, помните, что оплата оформляется договором и перечисляется только на расчетный счет садика, а не передается в руки заведующей или воспитателя. К тому же вам обязательно должны выдать квитанцию об оплате услуги. Сбор наличных средств за платные услуги не допускается. Права родителя в данном случае регулируются Правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 г. № 505.
6. Охрана. Сбор денег с родителей на охрану в детсаду тоже нарушение законодательства. Потому что именно образовательная организация должна создавать безопасные условия для воспитанников (статья 28 пункт 6 Глава 3 федерального закона 273-ФЗ "Об образовании в РФ" 2012).
Кроме того в штате садиков должен быть дежурный по режиму, в обязанности которого входит проверять въезжающие на территорию учреждения машины, выполнять указания администрации при беспорядках, обеспечивать охрану жизни и здоровья воспитанников (Приказ Минздравсоцразвития №761 от 26 августа 2010г).
7. Ремонт. Расходы на организацию предоставления дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях (в том числе в части расходов на содержание зданий и приобретение коммунальных услуг) отнесены к муниципальным полномочиям и осуществляются за счет местных бюджетов (Федеральный закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ" 2012). Письмо Министерства образования и науки РФ от 1 октября 2013 г. N 08-1408 "О направлении методических рекомендаций по реализации полномочий органов государственной власти субъектов РФ".
8. «Добровольный взнос». Родители вправе оказывать посильную помощь детсаду, но сугубо на добровольной основе и только в безналичной форме. Давление на вас или вашего ребенка со стороны заведующей детским садом, воспитателей или родительского комитета – грубое нарушение законодательства! Если с вас требуют определенную сумму на нужды группы и подсовывают расписку о «добровольном взносе», помните, что установление фиксированных сумм для благотворительной помощи также относится к формам принуждения (оказания давления на родителей) и является нарушением федерального закона от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
Следует помнить, что государственные (муниципальные) образовательные учреждения не вправе расходовать средства, полученные в качестве родительской платы, на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также на содержание недвижимого имущества (часть 4 ст.65 закона об образовании от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).
И последнее. В Российской Федерации из 28 млн. детей (данные Росстата), 40% - бедные. Мало того, что цены на детские товары: одежду, обувь, игрушки, детское питание ежегодно растут, возрастает и плата за детские сады. Связано это с отменой в законе об образовании единого для всех регионов правила (раньше плата за детские сады не могла превышать 20% от затрат по содержанию ребенка). Теперь появились два понятия: дошкольное образование (бесплатное, гарантированное государством) и присмотр и уход за детьми (оплачиваемое родителями, деньги от которых идут, в том числе и на стимулирующие выплаты, премии воспитателям и другим работникам дошкольных учреждений). В связи с этими новшествами стоимость услуг муниципальных детских садов в России (на одного ребенка) 2016 г. варьируется от 300 руб. (республика Дагестан) до 6700 руб. в месяц (г. Якутск, с учетом заработной платы и северных надбавок). Стоимость детского сада всецело зависит от субъекта Российской Федерации. Предлагаю официальные данные по регионам (средняя сумма в рублях):
Алтайский край – 1600, Астраханская область – 2000, Ивановская область – 1300, Московская область – 3050, Тамбовская область – 1500, Москва – 1554, Санкт-Петербург – 1400, Саратовская область - 2700, Челябинская область – 1700 и т.п.
Компенсационные выплаты за детский сад в 2017 году сохраняются. Право на это имеет один из родителей (законных представителей), внесший плату за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Размер компенсации составляет: 20% на первого ребенка, 50% на второго, 70% на третьего и последующих детей. Однако возврат денег можно получить только в том случае, если доход на каждого члена семьи не превышает 150% величины прожиточного минимума, который в среднем по стране составляет 14684 рубля. В прожиточном минимуме учитываются: наличие продуктов питания, средств гигиены, минимального комплекта одежды и обуви, расходов коммунальных услуг…
Государству не следует сваливать социальную ответственность на нищие (в большинстве своем дотационные) регионы. Качество жизни, при которых ребенок должен быть одет, обут и накормлен – это обязанность любого государства не только с гуманитарной точки зрения, но и с точки зрения инвестиций в будущее: в конечном счете, дети вырастут и станут опорой экономического роста.