Доклад заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета ГД по аграрным вопросам, академика РАН В.И. Кашина на выездном заседании «круглого стола» 22 мая 2017 года в г. Воронеж.
Уважаемые товарищи!
От лица Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, от лица депутатов хочу выразить слова благодарности администрации Воронежской области, лично Губернатору Воронежской области А.В. Гордееву за помощь в организации сегодняшнего мероприятия, а также поприветствовать всех участников и гостей заседания.
Тема круглого стола выбрана не случайно, ведь именно животноводство является наиболее эффективным движителем агропромышленного комплекса - круглогодичное производство, широкий спектр сопутствующих производств и взаимосвязанных отраслей, рабочие места, развитие сельских территорий, ассортимент продукции и ее место в потребительской корзине наших граждан. Аргументов можно привести великое множество.
В этой связи актуальность вопроса не вызывает сомнений, впрочем, как и место, выбранное для встречи – Воронежская область сегодня является одним из регионов наиболее динамично развивающим сельское хозяйство и АПК в целом.
Вклад сельского хозяйства в ВРП области достигает 15,3%. И это в сегодняшних реалиях весьма достойный результат, ведь в среднем по России этот показатель находится на уровне 5,2% - почти трехкратная разница. Сельское хозяйство Воронежской области, даже без учета переработки, ежегодно производит продукции на сумму более 200 млрд. рублей и по этому показателю занимает 5 место среди всех субъектов Российской Федерации и второе среди регионов Центрального федерального округа. Во многом благодаря сельскохозяйственному сектору валовый региональный продукт областидинамично растет.
Перейти к поставленному на повестку дня вопросу следует с рассмотрения результатов «развития»животноводства в современной России, ведь эффективность производства продукции этой подотрасли за последние 25 лет существенно изменилась.
Наибольший спад пришелся, конечно, на мясное скотоводство – мы стали производить в 2,7 раза меньше мяса говядины, чем в 1990 году. Производство молока за 25 лет также значительно упало (в 1,8 раза). Что касается мяса свинины, то за последние 15 лет мы приблизились к объемам производства 1990 года, а по мясу птицы и вовсе стали производить в 2,5 раза больше. Но, к сожалению, этот факт сегодня используется правительством для декларирования достижения целей Доктрины продовольственной безопасности по уровню самообеспеченности «мясом» (суммарно по скоту и птице). При этом упорно игнорируется неоспоримый факт - с точки зрения питательной ценности мясо говядины не может быть заменено ни свининой, ни, тем более, птицей.
В корне сложившейся ситуации лежат существенные изменения производственной базы, и в первую очередь - сокращение поголовья сельскохозяйственных животных.
В целом по России с 1990 по 2016 год поголовье КРС в хозяйствах всех категорий сократилось более чем в 3 раза, дойное стадо уменьшилось в 2,5 раза. Поголовье свиней уменьшилось в 1,7 раза, птицы – в 1,2 раза.
Ситуация усугубляется сложившейся к сегодняшнему дню структурой поголовья сельскохозяйственных животных.
В производстве продукции животноводства личными подсобными хозяйствами отсутствует должный учет и контроль со стороны государства. Получается, что почти половина поголовья КРС в России фактически выведена за пределы ветеринарного надзора, а производимая продукция – за пределы санитарного надзора. Кроме того, отсутствие элементарного первичного статистического учета в хозяйствах населения ставит под сомнение достоверность данных официальной статистики, как по поголовью, так и по производству мяса, молока. Очевидно, что притекущей товарности продукции животноводства реальные объемы производства, к примеру, молока составляют далеко не «нарисованные» 30 миллионов тонн, а максимум – 19-20 миллионов тонн. Аналогично – по мясу.
Общий упадок в отрасли отразился и на сельском хозяйстве Воронежской области. Здесь мы видим сопоставимуюс общей по стране динамику снижения поголовья - в 2,8 раза по КРС, в 2,9 раза по дойному стаду, в 2,2 раза по поголовью свиней.
Но все-таки ситуация в Воронежской области имеет ряд принципиальных особенностей, позволяющих дать позитивную оценку региональной аграрной политике последних лет. На фоне продолжающегося снижения поголовья сельскохозяйственных животных в целом по России, поголовье животных в области начиная с 2010 года показывает рост – за 6 лет более чем на четверть увеличилось поголовье КРС, более чем на 45% увеличилось поголовье свиней, на 21,5% увеличилось поголовье птицы.
Кроме того, производственная база животноводства Воронежской области отличается отобщероссийской структурой поголовья сельскохозяйственных животных с ярко выраженным перевесом в сторону сельхозтоваропроизводителей. Так, в части КРС, в Воронежской области более 2/3 поголовья находится в товарном секторе. Аналогично – по поголовью дойного стада. Поголовье свиней в области на все 93,4% находится в товарном производстве.
В комплексе это позволило Воронежской области занять прочную позицию среди регионов-лидеров по производству продукции животноводства.Причем это отразилось и на уровне потребления продукции животноводства в области. Потребление, как молока, так и мяса надушу населения в регионе существенно выше такового в целом по России.
Учитывая изложенное мы должны решительно повысить эффективность решений, принимаемых на федеральном уровне по развитию агропромышленного комплекса.В основу этих решений следует положить, как богатый и успешный опыт прошлого, так и лучшие практики современности, максимально использовать потенциал точек роста отрасли, к которым,безусловно, следует отнести и Воронежскую область.
Первое, на что в этой работе следует сделать упор –наращивание поголовья при одновременном повышении продуктивности сельскохозяйственных животных.
По молоку мы демонстрируем определенную положительную динамику - надои на 1 корову в среднем по России увеличились с 2,7 т. в 1990 году до 4,1 тонны в 2015 году. Но если сопоставить полученные результаты с результатами, к примеру, Беларуси, то увидим определенное отставание. Еще есть Германия с 7 тысячами кг., США с 9,8 тысячами кг.
Дальнейшего увеличения надоев можно добиться посредством обеспечения раскрытия генетического потенциала коров молочного направления и увеличением доли таких коров в общем поголовье дойного стада. В России этот показатель сегодня находится на уровне 13-14%.
В части мясного скотоводства – на фоне сокращения общего поголовья КРС позитивным видится увеличение поголовья животных специализированных мясных пород и помесного скота – за 3 последних года рост составил 19,8 процента. При этом такая динамика была обеспечена более чем на 50% силами отечественной селекции, поскольку импорт племенного молодняка с пиковых 63 тысяч голов в 2013 года снизился к 2016 году до ничтожных значений.
Заданный вектор развития и позитивная динамика должны быть закреплены и интенсифицированы.
При этом следует учитывать успешный опыт Воронежской области по повышению продуктивности в животноводстве.
В молочном скотоводстве по темпам прироста валового производства молока регион вышел в лидеры, а по наращиванию поголовья КРС занял второе место среди субъектов Российской Федерации.Удельный вес племенных коров молочного направления в общем поголовье области в 2016 году достиг 37%.
В этой связи в регионе растут и средние надои на одну корову -5781 кг в 2015 году и уже 6143 кг в 2016 году. При этом на отдельных племенных предприятиях области надои превысили 8000 кг.
В направлении развития мясного скотоводства Воронежская область начала активно работать с 2010 года, когда была приобретена первая партия мясного скота (1700 голов). К 2016 году в область было завезено уже 25 тыс. голов КРС мясного направления, в том числе, из США, Австралии, ЕС.
Комплекс принятых руководством области мер позволил вывести динамику производства продукции животноводства к росту.Так, по предварительным оценкам, в 2016 году в области было произведено 52 тыс. т. мяса КРС в убойном весе, что на 21,8% больше чем в 2010 году. Аналогичный показатель по мясу свинины оценивается в 15,3%, по птице – 53,4%, а по молоку – 21,4%.
Это подводит нас к постановке второй задачи – развитие племенной базы должно стать одной из приоритетных задач государственной аграрной политики.
На сегодняшний день племенная база в России сформирована по 21 породе молочного направления продуктивности и 19 породам мясного направления продуктивности. В развитии племенного молочного скотоводства участвует 1240 племенных хозяйств с общим поголовьем 950 тыс. племенных коров. В мясном направлении – 326 племенных организаций с поголовьем 191 тыс. голов маточного стада.
В Воронежской области племенным животноводством молочного направления занимается 27 организаций – 9 племзаводов и 18 племрепродукторов. Общее поголовье племенного скота достигло 75 тыс. голов, из которых 32 тыс. – маточное стадо.
Мясным направлением племенного дела в регионе занимается 8 организаций, общее поголовье племенного скота в которых к 2016 году достигло 16 тыс. голов (в т.ч. 9 тыс. голов маточного поголовья).
При этом в мясном направлении продуктивности основной упор сделан на такие породы, как Амбер-ангусская, Симментальская, Казахская-белоголовая, Лимузинская. В молочном же направлении -Красно-пестрая, Симментальская, Черно-пестрая, Монбельярд и Джерсейская. Нельзя при этом не отметить, что Воронежская область является оригинатором по выведению красно-пестрой породы тип «Воронежский».
Развитие племенного животноводства должно быть приоритетом государственной аграрной политики и драйвером интенсивного развития отрасли.
Третий вопрос – основные фонды и материально-техническое обеспечение.
Первостепенный вопрос – создание достаточного количества помещений для наращиваемого поголовья. В среднем за 4 последних года в России вводилось всего по 141 тыс. мест суммарно для скота мясного и молочного направления.
Очевидно, что тут есть над чем работать. И в этой работе у нас есть ориентир - напомню, что к 1990 году в России вводилось в строй по 1,1 миллиона новых скотомест.
Это актуально и для Воронежской области. Но в рамках региона всё-таки просматривается позитивная динамика – 2,5 тыс. скотомест построенных в 2012 году против 12,9 тыс. скотомест, построенных в 2016 году. Достигнутый результат нужно закрепить.
В части материально-технического оснащения – ни для кого не секрет, что вопрос модернизации сельскохозяйственных предприятий является одним из наиболее острых.Высокая закредитованность, диспаритет цен, труднодоступные внутренние рынки сбыта продукции, а также ряд других факторов определяют доходность значительного числа производителей сельхозсырья и продовольствия ниже уровня рентабельности.
В совокупности с ничтожным финансированием мероприятий по развитию агропромышленного комплекса со стороны государства российские аграрии не в состоянии самостоятельно обеспечить обновление основных фондов, внедрение наилучших техники и технологий, развитие производственной, транспортной инфраструктуры. С точки зрения производительности труда, энерго- и ресурсоэффективности наши предприятия не могут составить конкуренцию зарубежным компаниям.
Основные фонды сельсхозпредприятий в России имеют степень износа уже выше 41,5%, а доля полностью изношенных достигла 7,5%.
Ситуация с оснащенностью российских предприятий сельскохозяйственной техникой, если динамика последних 25 лет сохранится, вернет наших крестьян к ручному труду.Количество машин и оборудования, используемых в животноводстве, за период с 1990 года сократилось в среднем в 8 раз. Доильных установок осталось в 10 раз меньше, тракторов – в 6 раз, кормоуборочных комбайнов – в 9 раз, косилок – в 7 раз.
Рассматриваемая проблема актуальна и для Воронежской области. Степень износа основных фондов сельскохозяйственных организаций региона несколько меньше чем средняя по России, но все равно достигает 36,4%. Доля полностью изношенных фондов – 4,1%. Но ситуация с сельскохозяйственной техникой такая же, как и в целом по стране – по сравнению с 1990 годом осталось в 11 раз меньше доильных установок, в 4 раза меньше тракторов, в 10 раз меньше кормоуборочных комбайнов, в 7,5 раз меньше косилок, и т.д.
Повышение материально-технической оснащенности наших сельхозпредприятий является перспективным механизмом интенсификации сельского хозяйства в России. Заставить работать этот механизм – наша общая задача.
Четвертое – кормовая база.
Когда мы сегодня смотрим структуру пашни, то мы видим резкое сокращение площади посевов кормовых культур. За 25 лет посевная площадь однолетних трав сократилась в 3 раза, многолетних–почти в 2 раза, кормовых культур – в 3 раза.
Производство комбинированных кормов в России на протяжении последних четырех лет не показывает положительной динамики,находясь на одном уровне - 2 млн. тонн в год. В этой связи с положительной оценкой можно говорить лишь о производстве премиксов и добавок, объемы производства которых в России за 4 года увеличились в 1,5 раза 2 раза соответственно.
Понятно, что сокращение поголовья явилось здесь одной из предпосылок, но, в том числе, через кормовую базу мы должны обеспечить обратный процесс - прирост поголовья, использовать соответствующие возможности наших угодий – пашни, сенокосов и пастбищ.
Пятое – финансовое обеспечение.
Сегодня нам, как никогда, дорога каждая копейка господдержки. Мы конечно знаем субсидии, которые работают на фермера, знаем компенсацию прямых затрат, поддержку на литр молока с определённой системой, стимулирующей продуктивность и качество молока, знаем инвестиционные кредиты. Всё это является хорошим инструментарием. Но вот средств, которые на это выделяются, хватает лишь на то, чтобы «заткнуть дыры».
Напомню, что Комитет в большой борьбе отстаивал финансирование АПК на 2017 год на уровне 2016 года. Мы добились определённой договоренности, что получим дополнительные 10-13 миллиардов рублей по технике. Но все равно в 2017 году на село в бюджете оказались выделено на 28% меньше объема финансирования, изначально запланированного Госпрограммой.
Фактически Россия вернулась к финансированию АПК по остаточному принципу. Это подтверждается также тем, что правительство втихую своим Постановлением № 396 от 31 марта 2017 фактически отрезало от Госпрограммы развития сельского хозяйства более 510 млрд. рублей! Около 38% средств срезано с 2018 года, 43%с 2019 года, и 45% с 2020 год.
О каких перспективах в развитии АПК с таким отношением правительства к отрасли можно говорить?Ответ очевиден!
По нашим оценкам и оценкам авторитетных экспертов, для того, чтобы в российском АПК процессы деградации развернулись в сторону развития, необходимо выделять из федерального бюджета не менее 1 трлн. рублей с последующим ростом затрат до 10-15% расходной части бюджета. И это не из ряда вон выходящая цифра. Достаточно взглянуть на уровень финансирования сельского хозяйства в таких странах, как Швеция (посевных площадей значительно меньше, выделяет 6 млрд. долларов), Япония (выделяет 64 млрд. долларов), а также Китай и Евросоюз (при сопоставимых площадях посевов, выделяют 147 и 108 млрд. долларов соответственно).
Все эти вложения многократно и быстро окупятся полученными продуктами питания и сырьем для промышленности, новыми рабочими местами, ведь каждое новое рабочее место на селе - это минимум 6 новых рабочих мест в городе. Нам удастся восстановить отечественное сельхозмашиностроение и эффективно укрепить материально-техническую базу села, ликвидировать кадровый голод и привлечь в отрасль молодых перспективных специалистов, осуществить широкомасштабное внедрение выдающихся достижений отечественной аграрной науки, обеспечить действительно устойчивое развитие села, восстановить и развивать социальную инфраструктуру наших поселков и деревень, а также многое-многое другое, без чего продовольственная безопасность России так и останется лишь декларацией на бумаге.
Шестое – законодательное обеспечение.
Комитет договорился с Министерством сельского хозяйства о том, что законотворческую работу мы вместе будем выводить на новый достойный уровень. Ведь аграрная отрасль сегодня ярко выделяется на фоне других секторов экономики, как лучшая с точки зрения прироста ВВП. В то время, когда вся экономика проседает, АПК дает 3% роста. Это лучший результат. В этой связи и законодательно мы тоже должны этот процесс стимулировать.
Для решения назревших вопросов в Комитете и Министерстве сельского хозяйства ведется активная работа над целым пакетом законодательных инициатив, в том числе:
- «О внесении изменений в Федеральный закон «О племенном животноводстве»;
- «О внесении изменений в Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение требований технических регламентов, предъявляемых к пищевой продукции»;
- «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»;
- «О ветеринарии»;
- «О развитии молочного животноводства»;
- «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствовании методов государственной поддержки молочного животноводства»
Особое же внимание в рамках сегодняшнего мероприятия хочу обратить на подготавливаемый к внесению в Государственную Думу законопроект о школьном молоке.
Данная инициатива должна создать законодательные основы для гарантированного обеспечения обучающихся в общеобразовательных организациях бесплатным питьевым молоком.
Идея не нова - она появилось еще в 1920-х годах в Англии.На сегодняшнийдень в программе по всему миру принимает участие более 140 миллионов детей.
При этом в России программа «Школьное молоко» с 2005 года реализуется лишьна региональном уровне и в разные периоды охватывала более половины субъектов Российской Федерации.
И в этойчасти хочу выразить особые слова благодарности правительству Воронежской области и лично Губернатору А.В.Гордеевуза ту работу, которую они проводят в регионе по развитию «школьного молока».
Сегодня молоко по губернаторской программе поставляется в 118 образовательных учреждений Воронежа и 606 образовательных учреждений области. Дети получают бесплатное молоко трижды в неделю. Всего на программу в регионе потрачено уже более 590 млн. рублей из регионального бюджета.
И мы сегодня можем наблюдать замечательные результаты – физическое развитие школьников подтянулось, все меньше и меньше детей имеют 3 и 4 группы здоровья.
Принятие законодательной инициативы по школьному молоку позволит распространить этот опыткак лучшую практику на все субъекты Российской Федерации, перенеся при этом определенный уровень финансовых затрат на приобретение молока в федеральный бюджет. Кроме того, законопроект обеспечит формирование дополнительного спроса на 550 тыс. тонн молока, если охватит программой учащихся 1-11 классов, чем поспособствует увеличению объемов производства сырого молока и повышению его качества.
В целом Комитет стремится к тому, чтобызаконодательная система работала слаженно и четко, особенно на направлениях развитияживотноводства, как одной из наиболее сложных отраслей.
Седьмое и самое важное – социальное развитие села.
Создание и обеспечение функционирования любого крупного агропредприятия – это не просто благородное дело и великий труд, это еще и колоссальный уровень социальной ответственности.
Мы уже не раз ставили в пример Совхоз имени Ленина в Подмосковье или Совхоз «Звениговский» в Республике Марий-Эл – предприятия на которых уровень зарплат в 2 раза выше, чем в среднем по экономике, работники обеспечиваются жильем, медицинским обслуживанием и широкими льготами. Предприятия строят лучшие по европейским меркам детские сады, объекты социального, культурного и бытового назначения, развивают агротуризм.
Но сегодня хотелось бы особенно отметить, что не менее яркие примеры социально ответственного бизнеса есть и на воронежской земле.С ельхозпредприятие «Молоко Черноземья», с посещения которого мы начали наше выездное мероприятие, запущенноев селе Архангельское «с нуля» всего год назад. Более 5 тыс. голов дойного стада, 100 тонн молока в сутки, собственный комбикормовый завод. Все это обслуживается 215 рабочими и специалистами. Проектная мощность – 40 тыс. т. молока в год. Общий объем инвестиций в предприятие составил 2,8 млрд. рублей. Уникальная племенная работа, элитные высокопродуктивные породы КРС. Производство организовано на высшем профессиональном уровне, как с точки зрения производительности, так и с точки зрения экологии.
Предприятие группы компаний «Заречное», которое является крупнейшим по развитию мясного скотоводства в регионе (более 25% валового производства в области). Предприятие занимается разведением КРС породы Черный Ангус(стадо насчитывает 45 тыс. голов), производством кормов (63 тыс. га зерновых и кормовых посевов), откормом (до 60 тыс. голов в год) и мясопереработкой(мясокомбинат со штатом 330 человек производит 150 тонн продукции за смену).
Еще одно хозяйство - «Новомарковское», расположенное в Кантемировском районе Воронежской области. На предприятии содержится более 16 тыс. голов КРС. При этом хозяйство имеет статус «Племенного репродуктора» по разведению таких уникальных пород, как монбельярд, джерси и красно-пестрая. Все это позволяет предприятию производить около 29 тыс. тонн молока в год.
Все эти сельхозпредприятия являются образцовыми, а используемые на них технологии соответствуют лучшим мировым практикам. Но самое главное - их отношение к проблемам села. Эти компании вкладываются в развитие социальной инфраструктуры, оказывают помощь детским садам, школам, домам культуры. И это сегодня очень важно, ведь уровень жизни сельского населения крайне низок.
В этой связи молодежь, трудоспособные жители села уезжают в города, истощая тем самым кадровый потенциал отрасли. В сельском хозяйстве трудится уже менее 6,7% всего занятого населения, получая зарплату не более 21,4 тыс. рублей в месяц.
Нарастающими темпами разрушается социальная инфраструктура сельских территорий. В деревнях и поселках сохранилось всего треть от прежнего количества поликлиник. Количество больниц в сельской местности сократилось в 16 раз, школ – в 2 раза, детских садов – в 2,5 раза.
В ветхом жилье проживает 1,3 млн. селян. До сих пор не газифицировано более 95 тыс. сельских населенных пунктов. Не охвачено почтовой связью более 30 тыс., а телефонной связью – более 40 тыс. сел.
Деревня вымирает. С карты России стерто уже 34 тыс. деревень и сел.
В этой связи нужно возродить Федеральную программу социального развития села. Используемое сегодня понятие «устойчивость сельских территорий» - слишком общее. Отстраивая в год всего 130 фельдшерско-акушерских пунктов на всю Россию при том, что тысячами их ликвидировали, как и дома культуры, и многие другие объекты социальной инфраструктуры – мы проблему не решим за многие годы.
А сделать это просто жизненно необходимо, ведь деревня – это не только производитель продовольствия. Деревня – это берегиня нашей большой территории, ее скрепы.
Другими словами: возродим село – возродим Россию!