Машиностроение – от Октября до наших дней

А.Л. Вождаев, ветеран завода им. Ухтомского и машиностроения

В канун 100-летнего юбилея Великой Октябрьской социалистической революции трудовой народ отдаёт дань глубокой благодарности своим предкам за их грандиозные свершения, осуществлённые за годы Советской власти. А начинать эти свершения пришлось практически с нуля. В результате Первой мировой и Гражданской войн народное хозяйство пришло в полнейший упадок – разрушена промышленность, сельское хозяйство, в стране безграмотность, безработица, голод. Надо срочно принимать меры к восстановлению экономики. И они незамедлительно последовали.

По инициативе В.И.Ленина приняты НЭП (новая экономическая политика), план ГОЭЛРО, другие важнейшие решения. Среди них и Декрет «О сельскохозяйственном машиностроении», где один из пунктов гласил: «… признать сельскохозяйственное машиностроение делом государственной важности ». Эти директивы сыграли важную роль в подъёме экономики в начальный и последующий периоды.

А затем в конце 20-х годов приняты и другие важнейшие государственные и партийные решения, направленные на индустриализацию и коллективизацию народного хозяйства, введены пятилетние планы. Осуществление этих, поистине громадных задач позволило стране за годы первой пятилетки (1928-1932 гг.) заметно поднять экономику, построить 1500 промышленных предприятий. Были введены Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, автогиганты в Москве и Нижнем Новгороде, «Ростсельмаш». Вступили в строй Магнитогорский и Кузнецкий металлургический комбинаты, построен ДнепроГЭС и многие другие промышленные объекты.

Интенсивное развитие осуществлялось и во второй пятилетке – построено 4500 промышленных предприятий, включая оборонные, способные производить танки, самолёты, орудия. Особое внимание – поставкам техники сельскому хозяйству. За две сталинских пятилетки селу поставлено 456 тыс. тракторов, 128 тыс. комбайнов, 146 тыс. автомобилей.

За 12 предвоенных лет (1928-1940 гг.) построен фундамент социализма – ликвидирована безграмотность, безработица, проведена коллективизация, простроено свыше 7000 промышленных предприятий, страна из аграрной превращена в индустриальную, создан оборонительный щит страны.

Неоценимый вклад машиностроители внесли в Победу в годы Великой Отечественной войны, выпустив для фронта 137 тыс. самолётов, 104 тыс. танков и самоходных артиллерийских установок, 489 тыс. артиллерийских орудий, необходимое количество боеприпасов.

Война нанесла стране огромный материальный ущерб – было разрушены и уничтожены тысячи промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Советский народ в течение пятилетки восстановил разрушенное войной народное хозяйство и машиностроение продолжало усилено развиваться. За 25 лет (1951-1976 гг.) построены и вступили в строй 12400 промышленных предприятий. Среди них автогиганты АвтоВАЗ, КАМАЗ, УралАЗ, тракторные заводы в Липецке, Чебоксарах Владимире, завод Атоммаш и другие. Впервые в мире построены атомоходы «Ленин», «Арктика», космические корабли, освоено производство мощнейших турбин для строящихся гидроэлектростанций в Поволжье и Сибири, уникальных станков и сложнейших автоматических линий в Москве, Воронеже, Коломне, мощных тракторов К-700 в Ленинграде, высокопроизводительных комбайнов в Ростове-на-Дону и Красноярске. В результате в 1986 году СССР по производству промышленной продукции занял второе место в мире, а по выпуску тракторов и комбайнов – первое место, станкостроению – второе место, автомобилям – пятое место в мире. При этом многие виды продукции соответствовали мировым требованиям.

Усиленно развивалась отраслевая наука и научно-техническое обслуживание. Созданы всесоюзные проектно-конструкторские и технологические институты: ЭНИМС, ВНИИтяжмаш, ВНИИавтопром, НАТИ, ВИСХОМ и другие, а также сеть проектных институтов для разработки документации на строительство новых предприятий.

Решена проблема с подготовкой рабочих кадров и специалистов – созданы и действовали профессионально-технические училища, техникумы, институты, действовали службы по подготовке кадров и на самих машиностроительных предприятиях.

Всё это составляло мощный научно-технический и производственный потенциал машиностроительного комплекса, способный решать государственные задачи по выпуску современной техники и научно-технического прогресса.

Но началась горбачёвская «перестройка», ставшая поворотным пунктом от созидания к разрушению, а затем и ельцинско-гайдаровские «реформы» – приватизация, банкротство, закрытие тысяч промышленных предприятий, включая машиностроительные. Прекратили свою производственную деятельность автогиганты – ЗИЛ, АЗЛК, тракторные – Волгоградский, Липецкий, Владимирский заводы, сельхозмашиностроения - Красноярский и Рязанский комбайновые, «Давыдовосельмаш», «Моссельмаш», станкостроительные – «Красный пролетарий», автоматических линий им. Орджоникидзе, Коломенский тяжёлого станкостроения и др. Уничтожена отраслевая наука и научное обслуживание, разрушена система подготовки и переподготовки рабочих кадров и специалистов.

В результате за годы «реформ» произошло падение объёмов машиностроительной продукции в десятки раз. Об этом свидетельствуют многие источники и факты, в частности данные о выпуске важнейших видов машин и оборудования за 1990 и 2015 годы, приведённые в газете «Советская Россия» в статье профессора Литвиненко В.В. от 06.07.2017 г. Производство некоторых видов этой продукции приводится в таблице.

Данные таблицы наглядно свидетельствуют о резком падении объёмов производства продукции машиностроения и позволяют сравнить работу отрасли машиностроения с годы Советской власти и в наши дни при «демократическом» рыночном режиме.

Особенно резкое падение произошло в станкостроении – основы машиностроительного комплекса и научно-технического прогресса, где эти объёмы уменьшились в 10-90 раз, дорожно-строительном машиностроении – 15-25 раз, сельскохозяйственном машиностроении – в 20-25 раз.

Сегодня по оснащению техникой сельское хозяйство отброшено на полста лет назад. Энерговооруженность села за время реформ сократилась в пять раз, количество тракторов – в три раза (было 1365 тысяч, стало 460 тысяч), комбайнов – в 3,3 раза (с 408 до 122 тысяч). Отсюда резкое снижение (в 2-3 раза) выпуска сельхозпродукции и полнейшая угроза продовольственной безопасности страны.

И всё это современные «демократы» называют большим прогрессом в экономике. «… Россия прошла трудный путь от полуразрушенной экономики Советского Союза к высокоразвитой экономики в настоящее время», - утверждал премьер-министр на одном из экономических форумов в Петербурге в 2015 году, что вызывает по меньшей мере недоумение и удивление.

Примечательно, когда в 1927 году на заводе им. Ухтомского произошла беда – рабочие литейного цеха, недовольные условиями труда и неустроенностью быта, прекратили работу. Началась общезаводская заваруха. И уже на следующий день на завод прибыл председатель ВЦИК СССР, «всесоюзный староста» М.И. Калинин. И конфликт был погашен, завод заработал. Когда же в результате реформ произошла катастрофа – завод прекратил своё существование, группа ветеранов завода два года назад обратилась к президенту РФ В.В. Путину с просьбой остановить разрушение предприятия, возобновить производство и дать рабочие места почти 10 тысячам уволенных работников. Однако, действенных мер не последовало. И это не удивительно. Советская власть служила трудовому народу, сегодняшняя рыночная - «эффективным» собственникам, а их «кошмарить» нельзя.

Состояние машиностроения значительно ухудшилось в связи со вступлением страны в ВТО, предпочтение отдано внешнему производителю, а отечественные оказались в наихудших условиях. Кроме того, страна несёт громадный экономический ущерб. О катастрофических последствиях от вступления в ВТО предупреждали фракция КПРФ в Госдуме и учёные социалистической ориентации, в частности авторитетнейший экономист профессор В. Катасонов. И даже наши «партнёры». «Принятие РФ в ВТО, - утверждала Хилари Клинтон, - позволит взломать внутренний российский рынок, ограничить самостоятельность России в международной торговле, обеспечить создание новых рабочих мест в США и ЕС при потере рабочих мест в России». Но единороссы к голосу разума не прислушались.

Машиностроение, по мнению специалистов можно возродить. Нужна только политическая воля со стороны высших руководителей страны и законодателей. Принять меры к выходу РФ из ВТО и других глобалистических организаций, прекратить отток капитала на Запад и перенаправить его на возрождение отечественного машиностроения и села, как основного потребителя продукции машиностроения. Увеличить господдержку селу до 15-20 % ( а не одного процента, как сегодня) и уменьшить кредитные ставки. Ввести дифференцированную шкалу подоходного налога ( 40-50 % от дохода) как это делается во всём мире и ряд других непопулярных мер. Без принятия этих решений машиностроение будет и дальше идти по пути деградации и разрушения.

И как здесь не вспомнить великого созидателя И.В. Сталина и, перефразируя его изречение, утверждать. Сегодня мы отстали в машиностроении от развитых стран на полсотню лет. Наша задача – пройти этот промежуток времени за пять лет. Не сделаем этого – нас сомнут.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.
Читайте также
День рождения вождя в Рузе
Коммунисты Рузы провели торжественные мероприятия в честь 154-й годовщины со дня рождения В.И. Ленина.

Пламенный коммунист. 90-летний юбилей
Первый секретарь Красногорского ГК КПРФ Евгений Добровольский поздравил Почетного гражданина Красногорска, председателя Совета директоров предприятия «Бецема» Владимира Трифонова с 90-летним юбилеем.

Марк Черемисов: «Я на связи с жителями Подмосковья!»
Депутат Мособлдумы Марк Черемисов провёл очередной приём жителей городского округа Лосино-Петровский.





 
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
 
                
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
В.И. Кашин: С КПРФ - к новым вершинам в науке!

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
Заявление Бюро Московского областного отделения КПРФ в поддержку совхоза им. Ленина

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам
Депутат Государственной Думы Николай Васильев принял участие в Конференции «Кондитерские изделия XXI века»

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
День космонавтики

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме Александр Наумов провел прием граждан в Видном

Сергей СТРЕЛЬЦОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Сергей Стрельцов: памятник Ленину в Ларцевых Полянах давно требует реставрации


 





 

 

 

контакты

Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Телефоны МК КПРФ:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57

*******

Все данные

ГК КПРФ
в Московской области:
 
  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда