В общественно-политической газете Можайского района «Новая жизнь» №88 (13524) от 11 ноября 2017 года были опубликованы итоги пятилетней работы Андрея Воробьева на посту Губернатора Подмосковья. В итогах затронуты, хоть и не все, но наиболее важные моменты социально-экономического развития региона. Почему эти моменты не упомянуты, я проанализирую ниже. В заголовке статьи, белым по красному сказано: «15 главных дел Андрея Воробьева на посту Губернатора Подмосковья». По прочтению итогов, у жителей Подмосковья, кто более-менее разбирается в проблемах региона, возникают вопросы к опубликованным итогам.
И так по порядку. При вступлении в должность и.о. губернатора Московской области Андрей Воробьев назвал три основные проблемы Подмосковья, которые предстояло решить в краткосрочной перспективе – это экономика, экология и транспорт (см. «Новая жизнь» от 21 августа 2013 г. «БУРЕЛОМ, или Наследство губернатора Подмосковья», - прим. автора). Но спустя пять лет, мы видим, что не все так гладко на самом деле, как приведено в строках отсчета. По некоторым важным моментам результаты работы команды Губернатора, или вообще отсутствуют, или данные не совсем соответствуют действительности. При вступлении Воробьева в должность губернатора доходная часть бюджета Московской области составляла по доходам 308,74 млрд. руб. (данные на 2013 год). На 2017 год доходная часть бюджета определена в 399,2 млрд. руб. За 5 лет рост составил 90,5 млрд. руб. или 129,3%. В то же время А. Воробьев за прошедшее время планировал увеличить доходную часть бюджета Московской области до 1 трлн. рублей. В то же время государственный долг Московской области вырос 55,4 млрд. рублей в 2013 году или 21,3% к соответствующим доходам бюджета в 2013 году, до 92,4 млрд. рублей на 1.01.2017г. или 32,4%. На начало 2018 года госдолг планируется увеличить до 155,5 млрд. руб. или 41,4% от планируемых соответствующих доходов. Зарплата работников бюджетных организаций в Московской области медиков и учителей не растет. Если увеличиваются оклады, соответственно отменяются надбавки. Ухудшается качество медицинского обслуживания, возрастает объем платных услуг, продолжается тенденция к уменьшению количества койко-мест. Наблюдается нехватка врачей, медсестер. Хотя нельзя не сказать, что на ремонт и строительство лечебных учреждений Правительством Московской области по возможности выделяются не малые финансы из бюджета. Остается не решенным вопрос с ликвидацией очередей в ясельные группы детских дошкольных учреждений. Продолжается учеба школьников в две смены.
Из трех основных проблем, решение которых ставил перед собой пять лет тому назад Андрей Воробьев, экологическая проблема, например, не только не улучшилась, но и усугубилась. Об этом свидетельствуют многократные показы по каналам телевидения о захоронениях бытового мусора на полигоне под Балашихой и в других районах области. Из-за массового обращения жителей Подмосковья на неудовлетворительное решение Правительством Московской области данного вопроса, Губернатор уже трижды за последнее время объяснялся в бездействии Правительства перед Президентом РФ. В этой же экологической сфере не приняты меры по уничтожению сорняка под названием борщевик, заполонивший откосы и резервы автомобильных дорог, заброшенные сельскохозяйственные угодья, границы сельских населенных пунктов. Неприглядную картину можно наблюдать в историческом месте в Можайском районе на Бородинском поле, где борщевик «приветствует» посетителей музея. Особенно он чувствует себя вольготно на фоне Спасо-Бородинского монастыря. Еще одна проблема, где область не занимается и не контролирует незаконную разработку песчано-гравийных карьеров. Немало карьеров, где добыча инертных строительных материалов ведется в отсутствии разрешительных документов.
На примере Можайского района, приведу еще один пример преступного отношения властей к природе Подмосковья. Этот район считается одним из чистейших районов Московской области, уже более десяти лет подвергается преступному загрязнению, особенно рек и водоемов, после ввода в строй крупных свиноводческих комплексов на территории ЗАО «Тропарево», ЗАО "Сокольниково», ЗАО «Клементьево». Свиной помет с закрытых комплексов вывозится на поля и разливается по поверхности земли. Затем, эта жижа, перемешиваясь с атмосферными осадками стекает в реки и водоемы. Сегодня, некогда чистая река Протва, впадающая в Оку – омертвела. В ней нет ни рыбы, ни раков, загрязнены родники. Хочется задать вопрос экологам, кто согласовывал проекты строительства с такой технологией утилизации отходов, что это такое, как не преступление перед природой. Все вышеперечисленное говорит о том, что экологическая проблема в Московской области не претерпела не только изменений в лучшую сторону, но и усугубила ее. Поможет ли поездка Губернатора Подмосковья в Японию, с целью изучения опыта переработки бытового мусора, принять быстрое и правильное решение и хоть как-то частично изменить ситуацию в лучшую сторону. Время покажет.
Значительно лучше в прошедшие пять лет решалась транспортная проблема. Построенные ряд транспортных развязок, обновление дорожных покрытий позволяет надеяться в дальнейшем на постепенное улучшение ситуации с пробками на дорогах. Требуется усилить темпы строительства развязок и объездов районных центров. Однако и здесь есть две серьезные проблемы: качество асфальтобетонных покрытий, большая стоимость строительства, нехватка инвестиций.
В итогах пятилетней работы команды губернатора отсутствует еще одно направление работы, которая была обозначена в 2013 году. Это газификация Московской области. Она была утверждена на заседании Правительства МО 4 июля 2013 года №494/26. По этой программе газификация населенных пунктов области - это 100% бывших центральных усадьб совхозов и колхозов. Эта программа должна была завершиться в 2017 году. Можно констатировать следующее: программа только частично реализована, по крайней мере, на примере Можайского района. Так работы по газификации Ивакино /2016 г./, Сокольниково /2016 г/, Мокрое /2015/, Семеновское /2017/, Дровнинское /2017/ выполнены частично. Не выполнены работы по газификации многоэтажных домов и частного сектора. Кстати, газифицировать частный дом в Московской области, считается одним из самых дорогих желаний, примерно от 300 до 500 тысяч рублей. И это при том, что затраты по проектированию и прокладке газопроводов по улицам берут на себя областной и муниципальные бюджеты. Что касается газификации рабочего поселка Уваровка /2017г./, работы выполнены не более чем на 20%. К газификации Шаликово /2017г./, Моденово /2017г./ вообще не приступали. Видимо аналогичная картина обстоит и по другим районам области.
И последнее, на чем хочу остановиться по итогам работы команды губернатора. Это административная реформа, которая в числе главных дел значится под пятым номером. Считаю, то, что Губернатор, проводя реформирование власти на уровне районного звена, не добился каких-либо улучшений в их деятельности. Оправданием служит только то, что объединение сельских и городских поселений в единый Городской Округ, позволит сократить число чиновников, а также поможет выстроить более гибкую вертикаль власти. К сожалению, по тем районам, где это реформирование уже состоялось, жители констатируют тот факт: сокращенные чиновники, выведенные за штатное расписание, оказались на замещенных должностях технических работников, с теми же окладами. По многим вопросам повседневных жизненных ситуаций, а именно тем, чем занимались администрации городских и сельских поселений, например: ремонт водопроводных колонок, тротуаров и других вопросов ежедневного реагирования, сегодня требуют более длительного срока решения, по причине отсутствия денежных средств. Спросите сегодня у любого бывшего главы сельского поселения, сколько потеряла территория от централизации денежных средств в Красногорске? Вам ответят: в разы для тех же территорий, кто не согласился с мнением губернатора, а их остались единицы, местная муниципальная власть, выполняя прихоть губернатора различными способами, пытаются воздействовать на депутатов поселений, заставить отказаться от местного самоуправления. В числе тех, кто сегодня сопротивляется пагубной административной реформе губернатора, является депутатский корпус сельского поселения Борисовское, единственный оплот в Можайском муниципальном районе, благодаря которому, сельские и городские поселения продолжают сохранять свой статус. Избиратели поселения выразили полное доверие депутатскому корпусу предыдущего созыва, отдав им 100% голосов на муниципальных выборах 10 ноября 2017 года. Все депутаты избраны от КПРФ. Вокруг Можайского муниципального района, все бывшие районы потеряли свой статус, превратившись в городские округа. Это Шаховской, Рузский, Наро-Фоминский, муниципальные районы. Там где эти объединения произошли два-три года назад, наблюдаются разочарования, как со стороны местных чиновников, так и среди жителей недосчитавшиеся многих финансовых средств по сравнению с дореформенными временами. Говорить сегодня об одной из форм собственности в Московской области, а речь идет о муниципальной собственности необходимо говорить осторожно, с большими ограничениями. Областная власть в «добровольно-принудительном» порядке забрала на свой баланс объекты муниципальной собственности (котельные, водозаборные узлы, сети), лишив их права контроля за тарифами. Затем эти объекты были переданы в трастовое управление компаниям, не имеющим никакого отношения к муниципальной собственности. Соответственно тарифы для населения еще резче начали расти, независимо, от воли местных депутатов. Одновременно власть на местах лишилась права распоряжаться земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, всеми строительными и архитектурными согласованиями. Все под себя подмяла область. Спрашивается, зачем нужна такая власть на местах, которая получает неплохую заработную плату и которая ничего не решает? Сегодня, на территории Московской области 131 Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» оказался похороненным благодаря Губернатору и его команде. Избиратель отстранен от права выбора руководителя исполнительной власти. Чиновники данной категории предлагаются Губернатором органам представительной власти на местах, для подписания с ними определенного контракта. Как правило, на эти должности выставлены лица, не имеющие отношения к местным территориям, никогда не проживающие там. И после подписания своего контракта с местным депутатским корпусом, неизбранные всенародно главы администраций муниципальных районов набирают себе команды также из не местных лиц. Результаты работы такой команды заранее очевидны. Население вынуждено бороться за свои права, за выживание, не испытывая поддержки со стороны власти. Область, таким образом, переложила экономические и социальные проблемы на плечи населения, что можно констатировать в применении на территории Московской области одних из самых высоких: налогов на недвижимость, транспорт, тарифов на коммунальные платежи и услуги. Наблюдается значительное ухудшение медицинского обслуживания, возросли платные услуги. В области задавлен малый и средний бизнес, особенно в сфере торговли. Крупные торговые сети, стоящие на налоговом учете в Москве и, не платящие налоги в местные бюджеты, поспособствовали подведению под банкротство мелкорозничной торговой сети.
Сегодня, областная власть, подмявшая под себя все, что раннее являлось атрибутом местной принадлежности: пресса, радиовещание целиком и полностью работают на защиту престижа губернатора и его команды. На страницах местной печати, в каждом номере публикуются не менее трех фотографий губернатора и местного наместника в публикуемых материалах об их деятельности. Однако очень мало материалов о людях труда, кто во все времена создавал блага в нашем государстве.
Чем закончатся эксперименты нынешней областной власти над некогда мощной научной, производственной, аграрной сферами Московского региона – не известно. От этого зависит дальнейшее развитие экономического потенциала Московской области. К сожалению, надежда на команду А. Воробьева, в возрождении экономической мощи Московской области, не внушает доверия. Слово за Президентом РФ.