Доклад заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета ГД ФС РФ по аграрным вопросам, академика РАН В.И. Кашина на Всероссийском агрономическом совещании 31 января 2018 года «Итоги работы отрасли растениеводства в 2017 году, задачи по реализации мероприятий, предусмотренных Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, и о мерах по подготовке и организационному проведению в 2018 году сезонных полевых сельскохозяйственных работ»
Начать хотелось бы со слов благодарности нашим крестьянам за выдающиеся в 2017 году успехи.
В сравнении с результатами работы отрасли в 2016 году, увеличены объемы производства пшеницы (+10,3%), ржи (+17,1%), ячменя и овса (+14,4%), гречихи (+28,1%). Даже притом, что было получено на 21,3% меньше кукурузы, на 50% меньше проса и на 9% меньше риса, валовой сбор зерна наши крестьяне увеличили на 11% по отношению к 2016 году и преодолели отметку в 134 млн. тонн. Урожайность в целом по зерновым превысила 30 ц/га.
Россия заслуженно заняла лидирующие позиции на мировом зерновом рынке. Только за первую по-ловину 2017-2018 сельскохозяйственного года было экспортировано более 28 млн. тонн зерна (21,4 млн. тонн пшеницы, 3,5 млн. т. ячменя, и др.), что на треть больше чем за тот же период 2016 года.
В части производства овощей, плодов и ягод.
В 2016 году в России было произведено немногим более 3,3 млн. тонн плодов и ягод. Большая часть этих объемов (2,5 млн. тонн) пришлась на личные подсобные хозяйства, оставив на долю товарного производства около 850 тыс. тонн. По предварительным данным за 2017 год ситуация изменилась в худшую сторону – валовые сборы плодов и ягод сократились до 2,9 млн. тонн.
Если взять овощеводство и картофелеводство, мы также видим, что более 70% этой продукции про-изводится в хозяйствах населения с очень низкой товарностью.
Нельзя оставить без внимания и вопрос производства технических культур.
За последние 27 лет мы наблюдаем трехкратный рост производства масличных, а также серьезный успех в производстве сахарной свеклы. Посевные площади технических культур увеличились почти в 2,5 раза. Эти успехи позволили нам достичь самообеспеченности по сахару на уровне 96,5%, а по растительному маслу – 84%.
Омрачает позитивную картину ситуация, сложившаяся в производстве льна. Сегодня мы производим лишь половину от объемов 1990 года. Особый удар это нанесло регионам Нечерноземья, где производство этой важнейшей культуры традиционно являлось одним из стержней отрасли.
Нашей главной задачей является обеспечение населения качественным продовольствием отечественного производства в объемах соответствующих нормам здорового питания. Соответствующие целевые показатели не сложно вывести исходя из утвержденных Минздравом объемов. И в этом ключе мы видим ряд направлений, являющихся проблемными.
Яркий пример – производство плодово-ягодной продукции. Уже было сказано выше, какова структура этого производства. Но нормы питания диктуют необходимость обеспечения каждого человека 100 кг. фруктов в год, а это 14,5 млн. тонн валового производства, из которых, как минимум, 10 млн. тонн должны приходиться на высокотоварные хозяйства. Аналогично – по овощам.
Нехватку этой важнейшей продукции мы вынуждены компенсировать импортом. В 2016 году на территорию Российской Федерации было ввезено более 6,5 млн. тонн фруктов и 2,3 млн. тонн овощей. В сумме – это около 9 миллионов тонн. При этом, исходя из текущих производственных показателей, в 2017 году ничего решительно не поменялось.
Но мало нарастить объемы производства. Важно обеспечить надлежащее качество сельскохозяйственной продукции.
На примере зерна - урожай 2016 года был назван рекордным, но при этом характеризовался снижением доли пшеницы третьего класса – с 36% в 2015 году до 22,3%. Доли пшеницы 4 и 5 класса соответственно возросли и составили 49,1% и 28,7%. Предварительные (на сентябрь 2017 года) результаты оценки качества пшеницы нового урожая свидетельствуют о незначительном изменении прежней структуры. И прогноз, к сожалению, не утешителен.
В этой связи мы обращаемся к нашим научным организациям и подразделениям – директора, академики - все сегодня здесь присутствуют.
Мы совместно с Министерством сельского хозяйства все сделали для того, чтобы поддержать учебные и опытные хозяйства, как важнейшие элементы системы обеспечения продовольственной безопасности и приняли уникальный закон, сделавший их равноправными получателями государственной поддержки. Более того, сделан важный шаг в направлении повышения эффективности работы аграрных вузов, а равно повышения кадрового потенциала отрасли. Подготовка кадров современной формации требует финансовых вложений на уровне не 28-40 тыс. рублей на одного студента, а гораздо выше. И благодаря принятым решениям сегодня уже речь идет о 100, а в перспективе 130 тысяч рублей на каждого студента аграрного вуза. Это многого стоит и предоставляет возможность эффективно заняться самыми сложными проблемами, в том числе в семеноводстве, технологическом развитии.
Ваша миссия – подготовить специалистов, способных массово и эффективно внедрять технологии точечного, «зеленого» земледелия, переводить отрасль на базу цифровой экономики. Вы должны свести воедино фундаментальную и внедренческую работу.
Более того, перед Вами стоит большая задача по обеспечению эффективного развития наукоемких методов производства сельхозпродукции. Тут в качестве примера следует привести органическую продукцию, законопроект о производстве которой недавно был внесен в Государственную Думу. К этой инициативе Правительства есть множество вопросов, но самый главный заключается в том, что органическая продукция – это не просто нормативно-правовое понятие, за которым стоит лишь знак сертификации. Это целая технология, требующая учета большого количества факторов, обеспечивающая эффективное производство сельскохозяйственной продукции с ограничением использования химических средств защиты растений, минеральных удобрений. Органическая продукция – это совершенно новая система требований к качеству. К обеспечению правоприменительной практики по этому вопросу должна подключиться и экономическая наука, создав механизмы обеспечения рентабельности тех предприятий, которые займутся производством органической продукции, а также формирование, по сути, нового для России рынка.
Возвращаясь к вопросам качества сельскохозяйственной продукции, следует отметить необходимость учета множества факторов, начиная с характеристик семенного и посадочного материала, продолжая качеством и своевременностью выполнения производственных операций, и заканчивая эффективностью функционирования транспортно-логистической инфраструктуры. И 2017 год, благодаря сложившимся агроклиматическим и экономическим условиям, ярко высветил наиболее острые недостатки системы управления сельскохозяйственным производством на каждом из названных этапов. Из этого вытекает и система задач, которые должны быть решены в приоритетном порядке.
Задача номер один – обеспечить рациональное использование земельных ресурсов и качество почв.
За четверть века в структуре земельного фонда площадь земель сельскохозяйственного назначения сократилась почти в два раза. От 637,7 млн. га в 1990 году, к немногим более 383 млн. га в 2017 году. Площадь сельскохозяйственных угодий сократилась на 25 млн. га, из которых 17,2 млн. га пришлось на пашню.
В результате сократилась и площадь посевов сельскохозяйственных культур с 117,7 млн. га в 1990 году до 80,6 млн. га в 2017 году. Такая же ситуация с многолетними насаждениями – за 25 лет площадь многолетних насаждений семечковых в хозяйствах всех категорий сократилась в 2,2 раза, косточковых – в 1,4 раза, орехоплодных – в 2,8 раза. Площадь виноградников уменьшилась в 1,7 раза.
Земель, выведенных из севооборота, у нас уже более 41,5 млн. га, а по целевому назначению не используется уже более 56 млн. га или 14,5% земель сельскохозяйственного назначения.
Конечно, мы не можем не видеть положительную динамику увеличения посевных площадей за последние годы. Но этот процесс, к сожалению, крайне слабо. За последние 5 лет посевные площади увеличились всего на 4,3 млн. га. При таких темпах площадь посевов сможет быть восстановлена до прежних 117 млн. га не раньше, чем через 43-50 лет!
Аналогично и в части многолетних насаждений. Мы вместе с Минсельхозом России обеспечили увеличение государственной поддержки наших садоводов примерно в 5 раз, что позволило интенсифицировать закладку новых садов и выйти на уровень 16-17 тыс. га. в год с урожайностью новых садов 350-450 ц/га и выше. Но на этом нельзя останавливаться. Мы должны стремиться к ежегодной закладке по 30 тыс. га новых садов интенсивного типа, чтобы через 8-10 лет выйти на самообеспеченность по продукции садоводства.
В целом, обеспечение эффективности системы управления земельными ресурсами предполагает:
- Разработать и реализовать Стратегию и Федеральную целевую программу вовлечения в севооборот неиспользованных земель сельхозназначения;
- Установить механизм изъятия неиспользуемых по целевому назначению земельных участков земель с/х назначения;
- Внедрить механизм налогообложения земель, не используемых по целевому назначению;
- Ограничить размещения объектов, не связанных с сельскохозяйственным производством, на сельскохозяйственных угодьях;
- Усовершенствовать порядок проведения государственного мониторинга земель в отношении земель с/х назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий. И роль агрономов, директорского корпуса, региональных министров, как федерального центра и науки здесь переоценить невозможно. Допускать разбазаривания земельных ресурсов – преступление без срока давности!
Далее, в части вопроса качества почв, следует отметить, что нарушения требований почвоохранных технологий, содержащихся в составленных Роскомземом в 80-х – 90-х годах проектах внутрихозяйственного землеустройства, привели к тому, что из оставшихся у нас 197,7 млн. га сельхозугодий значительная часть подвержена активным процессам деградации - зарастает бурьяном, кустарником, мелколесьем. Ветровой эрозии подвержено 61 млн. га сельхозугодий, а опустыниванию – уже более 100 млн. га таких земель. Площадь оврагов на пашне уже превысила 1 млн. га, доля кислых почв, на фоне резкого сокращения объемов известкования, за 26 лет увеличилась с 30% до 45%. Переувлажнению и заболачиванию подвержено 7% пашни, а еще 3% - вторичному засолению (в южных регионах доля таких земель достигает 50%).
Почему мы все это допускаем? Это зона ответственности, в первую очередь, агрономов, и я призываю вас на всех совещаниях бить во все колокола, и убеждать руководство предприятий в необходимости бережного отношения к почвам! Негативные процессы сами вспять не повернут.
Но у нас, к сожалению, динамика внесения минеральных удобрений, по сравнению с 1990 годом, не утешительная. Сегодня вносится в 5 раз меньше. Получается парадоксальная ситуация – от производимых в России 18 млн. т минеральных удобрений (действующего вещества) в год, мы используем лишь 10%, а остальное отправляем на экспорт.
С органическими удобрениями ситуация аналогичная – объемы их внесения с 1990 года сократи-лось более чем в 6 раз. Площадь произвесткованных кислых почв сократили в 23 раза. Колоссальный ресурсный потенциал, которым обладают наши почвы, тает на глазах.
Для сохранения почвенного плодородия необходимо:
- Разработать и принять Закон «Об охране почв»;
- Разработать и реализовать ФЦП «Восстановление и охрана плодородия почв»;
- Субсидировать расходы на удобрения, пестициды, агрохимикаты;
- Поставить целью ежегодно вносить 10 млн. тонн минеральных удобрений и 250 млн. т. органических удобрений;
- Интенсифицировать известкование и гипсование почв.
Вторая большая задача – восстановление системы мелиорации и технической вооруженности.
В России сегодня всего 7,8% мелиорированной пашни. Мы безнадежно отстали от США, где мелиорировано 39,1% пашни, Китая с 54,4% мелиорированной пашни, Индии с 35,9%, а также Франции, Германии, Англии и др. И это отставание стремительно увеличивается - Китай и Индия ежегодно вводят по 1,5 млн. га мелиорируемых земель, а в нашей госпрограмме до 2020 года заложены цели ввести в эксплуатацию всего 838 тыс. га таких земель.
С технической вооруженностью ситуация не лучше.
По причинам отсутствия достаточного количества тракторов и комбайнов мы ежегодно теряем по 10-15 млн. тонн зерна. И это только на этапе уборки урожая! Только подсолнечника в 2017 году на полях осталось более 1,5 млн. тонн.
Причины ясны – энерговооруженность наших сельхозпредприятий уже недопустимо мала. Сегодня в России эксплуатируется не более 223 тыс. тракторов, 59 тыс. зерноуборочных комбайнов, 11 тыс. машин для внесения удобрений. Исходя из этого, мы видим величину реальной нагрузки на технику – более 250 га на трактор и 422 га на комбайн при нормах 73 га и 244 га соответственно. Что касается обновления парка техники, то в 2016 году нашими аграриями было приобретено немногим более 8 тыс. тракторов, 3,8 тыс. зерноуборочных комбайнов. И это притом, что износ парка уже превысил 60%.
Еще 3%-5% урожая зерна мы теряем на этапе хранения. Суммарная мощность зернохранилищ на сегодняшний день оценивается в 115 млн. т. Из них на элеваторы, обеспечивающие наиболее качественные условия хранения, приходится лишь 38 млн. т. Да и те более чем на 60% изношены. В отдельных субъектах Российской Федерации дефицит мощностей хранения достигает 2 млн. т.
Вопрос обеспечения сохранности урожая 2017 года стоит крайне остро в связи с избыточной влажностью зерна, ведь у нас просто-напросто не хватает зерносушильных мощностей. Зерносушильный парк сегодня насчитывает около 9 тыс. сушилок со средней производительностью 10 плановых тонн в час, из которых примерно 6 тыс. находится непосредственно в сельскохозяйственном производстве, а около 3 тыс. – в логистике (элеваторы и хлебоприемные предприятия). Обновление же зерносушильного парка тоже происходит низкими темпами - ежегодный ввод в эксплуатацию новых сушильных мощностей составляет не более 1,1 тыс. тонн в час.
При этом особенностью эксплуатируемых в России зерносушильных мощностей является их высокое энергопотребление, которое, по разным оценкам, достигает от 30% до 35% в общих энергозатратах на производство зерна.
Развитие системы мелиорации и материально-технической базы предполагает:
- Восстановить отечественное сельхозмашиностроение, обеспечивающее производство не менее 150 тыс. тракторов и комбайнов в год;
- За 10 лет довести обеспеченность агропромышленного комплекса тракторами и комбайнами до 1 млн. ед.;
- Вернуть амортизационные отчисления на основные фонды на уровне 8-10%;
- Восстановить в полном объеме систему мелиорации земель;
- Возродить систему строительства ирригационных сооружений, плавучих насосных станций;
- Восстановить производство техники для осушения болот.
Третья задача – обеспечить доходность сельскохозяйственного производства.
Рекордные урожаи двух последних лет самым серьезным образом ударили по рынку зерна.
С 2015 года цены на пшеницу и продовольственную рожь снизились на 38-39%, а фуражный ячмень упал в цене на 53%. Механизм государственных интервенций вопреки ожиданиям многих участников рынка так и не был задействован, а вместо него была сделана ставка на наращивание экспорта. По итогам мониторинга цен за последний период мы можем сделать вывод о том, что принятое решение существенно ситуацию не изменило, а лишь заморозило. По состоянию на 12 января 2018 года цена тонны пшеницы третьего класса составила в среднем по России 8 315 рублей. Одновременно в центральном районе России цена составила 8 167 руб./т., в Поволжье – 7 913 руб./т., а в Западной Сибири и вовсе 6 933 руб./т. Аналогичный разброс цен наблюдается по всем видам зерна.
Показательно, что на фоне столь резкого падения цен на сырье, потребительские цены на хлеб и другие продовольственные товары продолжали расти. Хлеб вырос в цене на 4% (2016 год к 2017 году)!
Кроме того, сельскохозяйственное производство продолжает давить диспаритет цен. Сельские труженики вынуждены работать за копейки, по сути, жертвуя свой недополученный доход на то, чтобы сельскохозяйственное производство имело возможность существовать.
Причем этот вклад, исходя из структуры себестоимости сельскохозяйственной продукции, в растениеводстве оценивается на уровне 34 млрд. рублей, а в целом, с животноводством и другими отраслями – более 100 млрд. рублей.
Это в очередной раз подтверждает необходимость совершенствования подходов к обеспечению доходности сельскохозяйственного производства, которая и до падения цен на сельхозпродукцию держалась в положительной зоне лишь благодаря государственной поддержке и неадекватной заработной плате работников.
Мы с Президентом подробно на эту тему говорили перед новым годом. Он знаком с нашей позицией и разделяет ее. Он тоже озабочен тем, что при рекордных урожаях мы имеем такой упадок экономической составляющей. В настоящее время по его поручению мы готовим подробную записку и по вариантам законодательного решения этой проблемы и по мерам административного характера.
Обязательной мерой является двукратное увеличение субсидий на погектарную поддержку и поддержку на литр молока, как наиболее эффективные и прозрачные механизмы субсидирования. Субсидии на оказание несвязанной поддержки в растениеводстве должны составлять не менее 25 млрд. рублей ежегодно.
Должен быть внедрен механизм обеспечения гарантированных цен на важнейшую сельскохозяйственную продукцию – зерновые и сырое молоко. Этот подход положительно зарекомендовал себя в международной практике и эффективно работает, в том числе, в США и странах ЕС.
Наряду с этим должна быть создана система страхования доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также единый государственный страховщик, гарантирующий эффективность и прозрачность страховых операций.
По аналогии с Рособоронэкспортом должна быть создана единая государственная организация по экспорту всего спектра продукции сельскохозяйственного производства. Необходимость этого продиктована тем, что сегодня основная маржа от экспорта сельхозпродукции уходит трейдерам, являющимся в абсолютном большинстве иностранными компаниями.
Кроме того, важным шагом является совершенствование механизмов ценообразования на рынке продовольствия в интересах обеспечения справедливого распределения прибыли от реализации продовольственных товаров.
В этих целях мы уже неоднократно вносили в Государственную Думу законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», который бы обуздал аппетиты посреднического звена в стремлении поживиться на крестьянском труде. Но, к сожалению, для его принятия в предложенной редакции, видимо, у многих еще не хватает политической воли.
Комитет совместно с ведущими отраслевыми научно-исследовательскими организациями активно работает на этом направлении. Я убежден, что, совместными усилиями нам удастся выйти на решение этой сложной проблемы.
Не менее важной инициативой, делающей шаг к повышению эффективности развития и обеспечению доходности садоводства в России, является проект федерального закона № 19842-7 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Данным законопроектом мы предложи-ли снизить НДС на операции по реализации плодово-ягодной продукции и винограда с 18% до 10%.
Принятие инициативы будет иметь синергетический эффект и позволит существенно увеличить производство плодово-ягодной продукции и винограда, укрепить продовольственную безопасность, повысить инвестиционную привлекательность отрасли, повысить потребительский спрос на фрукты, произведенные в России, создать новые рабочие места.
В части Государственной программы развития сельского хозяйства, мы неоднократно уже говорили о существенном ее недофинансировании. По сравнению с исходными паспортными значениями мы уже недополучили около 500 млрд. рублей государственных денег!
Но свою позицию мы отвоевываем, и в текущем году Минсельхоз стал единственным ведомством, которому были увеличены бюджетные ассигнования. Более того, в ряде Постановлений Государственной Думы записано, что при корректировках бюджета в течение года должны быть учтены дополнительные расходы на село.
Определили мы и приоритеты, а именно – восстановление в краткосрочной перспективе объемов финансирования госпрограммы до уровня, определенного Паспортом в 2014 году (1,3 трлн. руб. на 2017-2020 годы) и доведение этих объемов в среднесрочной перспективе до 5% расходной части федерального бюджета.
Нельзя обойти стороной и вопросы устойчивого развития сельских территорий.
Мы придаем этому вопросу самое высокое значение. Без медицины, образования, дорог, нам не возродить деревню, не закрепить кадры на селе, не повысить привлекательность жизни в сельских населенных пунктах для молодежи.
Мы провели по этому вопросу 7 декабря 2017 года в Зале пленарных заседаний Государственной Думы крупнейшие Парламентские слушания. При участии Председателя Государственной Думы В.В. Володина, в присутствии многих министров и абсолютного большинства территорий мы подробно обсудили эту тему и вывели формулу устойчивого развития села, как постоянно развивающегося в экономическом и социальном аспекте территориального образования для комфортного проживания и осуществления конституционных прав и обязанностей человека, как то - права на труд, отдых, достойную заработную плату, бесплатную медицинскую помощь и образование, равно как обязанностей сохранять историческое и культурное наследие, окружающую среду.
Мы понимаем, что за производством любого вида продукта стоит человек. А если человек – основа, то и бизнес, и государство должно заботиться об условиях его жизни.
Сегодня же у нас 95 тысяч деревень, которые не имеют сетевого газа. В целях сокращения затрат на содержание и эксплуатацию объектов социальной сферы на селе активно проводилась политика так называемой «оптимизации» сети учреждений социальной сферы, что привело к массовому закрытию малочисленных сельских школ, детских садов, клубов, библиотек, участковых больниц, фельдшерско-акушерских пунктов и увеличению радиуса их доступности. Средний радиус доступности детского сада составляет 20 км, школы -17, ФАПа - 15, больницы - 85 км.
Остро стоит проблема развития сети автомобильных дорог. На начало 2015 г. 30,7% сельских населенных пунктов не имело связи по дорогам с твердым покрытием с сетью дорог общего пользования. Нормативным требованиям не отвечало 62,9% автодорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и 43,2% дорог местного значения.
Средства из дорожных фондов не выделяются на так необходимые селу автодороги необщего пользования, ведущие к производственным сельскохозяйственным объектам, крестьянским (фермерским) хозяйствам. Это приводит к потерям урожая, поломкам и быстрому износу автомобилей и сельхозтехники.
Все это только усугубляет деградационные социально-экономические процессы на сельских территориях.
Мы на Слушаниях этот вопрос поставили жестко, перед всеми ведомствами, реализующими государственные программы, в том числе на сельских территориях. Это и здравоохранение, и образование, и культура, в общей сложности 21 государственная программа! Но ни в одной из них нет ни одной строчки расходов на сельские территории. Президент в мае 2014 года говорил о необходимости развернуться лицом к селу, но эти госпрограммы так и остались без изменений.
Только на здравоохранение государство выделяет 360 млрд. рублей. Соответственно на село, где проживает 38 млн. человек, по этой программе должно выделяться не менее 90 млрд. рублей, которые бы позволили решительным образом изменить ситуацию в устойчивом развитии сельских территорий. Мы все эти решения закрепили на бумаге, направили во все министерства и будем до последнего добиваться учета интересов крестьян!
И в заключение, уважаемые товарищи, нельзя обойти вопросы совершенствования законодательного регулирования.
Мы вышли из тупика, который был в законотворческой деятельности еще 2-3 года назад. Вместе с Минсельхозом мы сегодня набираем необходимые обороты! Уже принят ряд важнейших законов.
Нами подготовлен и внесен в Государственную Думу целый пакет законопроектов. На рассмотрении в Комитете уже находятся инициативы по органическому земледелию, агрострахованию.
Целый перечень инициатив, направленных на системное развитие сельского хозяйства, находится в разработке.
Уважаемые товарищи! Я убежден, что Всероссийское агрономическое совещание в очередной раз эффективно дополнит систему мер по развитию агропромышленного комплекса на ближайшую перспективу.
Решив поставленные задачи, обеспечив доходность сельскохозяйственного производства, мы сможем возродить деревню. Ведь деревня – это не только наша кормилица, но и берегиня нашей страны. Она держит, как скрепы, всю нашу большую территорию.
Хочу пожелать нам всем удачи и плодотворной работы. Комитет со своей стороны обеспечит поддержку принятых сегодня решений.