Из выступления заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академика РАН В.И. Кашина на Пленарном заседании Государственной Думы 25 июля 2018 года по вопросу «О проекте федерального закона №448976-7 «О внесении изменений в статью 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
Уважаемые товарищи!
В рамках рассмотрения проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды» важно обратить внимание на следующее.
В период работы Государственной Думы шестого созыва нами был принят ряд важнейших законодательных актов. В первую очередь - это Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ (об экологическом нормировании), которым была взята под жесткий автоматизированный контроль каждая труба, через которую с предприятий в окружающую среду поступают загрязняющие вещества. Этим же законом была выстроена система экологического надзора, гармонично разделившая полномочия по всей вертикали власти - от федеральных органов до муниципалитетов. При этом важно, что на федеральный уровень экологического надзора было выведено 300 объектов, являющихся крупнейшими загрязнителями окружающей среды, на долю которых приходится 90% всех выбросов и сбросов.
Второй важнейший Федеральный закон – № 458-ФЗ от 29 декабря 2014 года, выстроивший комплексную систему управления отходами производства и потребления на территории Российской Федерации.
Названные законодательные акты, а также № 415-й Федеральный закон (об учете и контроле перемещения заготовленной древесины), 455-й (о защите лесов), 218-й (усиление экологической составляющей в ответственности за лесонарушения, легализация полномочий Авиалесоохраны), 353-й (о лесопарковом зеленом поясе), 27-й Федеральные законы сформировали в правовом поле мощный экологический каркас, укрепивший гарантии соблюдения конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.
Все эти законы были приняты благодаря слаженной работе Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии 6 созыва и Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации под руководством Министра С.Е.Донского.
Эти базовые законы поддержал Президент Российской Федерации, и мы дали мощный отпор многим и многим противникам экологизации законодательства Российской Федерации. Тогда же Министр показал всю уникальную твердость своего характера и высокую работоспособность.
На этом фоне вопиющим фактом является то, что неоднократно с трибуны Государственной Думы мы слышим лживые посылы в адрес Минприроды от тех, кто не имеет ни морального, ни профессионального права давать подобные оценки. Так не годится! Нужно уважительно относиться к людям, посвятившим отрасли природопользования и охране окружающей среды многие годы кропотливой работы. Тем более, что это Министерство и сегодня на 99% работает в прежнем составе. В этой связи, уважаемые товарищи, мы заявляем о том, что концепция рассматриваемого законопроекта вредит принятым ранее решениям! Необходимо усиливать федеральную составляющую экологического надзора, сконцентрировав все усилия инспекторского состава на крупнейших загрязнителях окружающей среды – объектах I категории опасности не принижая роль регионов и муниципалитетов. Это единая система и выборочная передача на федеральный уровень региональных полномочий пойдет во вред, как и обратный механизм. За подтверждением тому далеко ходить не надо - достаточно взглянуть на ситуацию с передачей Московской области федеральных полномочий в области управления отходами. Напомню, что и Комитет и Министр тогда выступили категорически против этого решения, но оно все же было принято. Что мы в результате получили в Подмосковье? Просто катастрофу! Кроме того, мы не можем упустить из виду также частные вещи. В соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к одной из 4-х категорий опасности, к I категории относятся, в том числе, объекты производства пищевых продуктов (крупные мясные и молочные фермы), а также свиноводческие и птицеводческие хозяйства. Мы не переживаем за те объекты передовых хозяйств, где внедрены новые технологии, исключающие какой-либо вред окружающей среде, даже неприятный запах. Но и здесь есть большой пласт работы, халтура отдельных хозяйств. В этой связи принижать регион и муниципалитет, уводя многопрофильный крупный бизнес на федеральный уровень, это грубая ошибка. Подводя под федеральный контроль неопасные хозяйственные объекты, мы получим лишь рост административной нагрузки на сельхозтоваропроизводителей без какой-либо пользы для экологии. А это, с учетом непростых условий хозяйствования в отрасли, мы считаем недопустимым. Уважаемые товарищи, рассматриваемый законопроект не вписывается в концепцию эффективного развития природоохранного законодательства. Мы должны усиливать и развивать положения 219-го и 458-го Федеральных законов, а не разрушать их. Тем более что поднятые авторами законопроекта вопросы можно решить на уровне подзаконных актов, сохранив в законодательстве эффективные подходы к обеспечению качества окружающей среды.