Из выступления заместителя Председателя ЦК КПРФ,Председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академика РАН В.И. Кашина на правительственном часе с приглашением Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Д.Н.Кобылкина. Москва, Государственная Дума, 4.12.2018 г.
Уважаемые товарищи!
Фракция КПРФ очень подробно обсуждала с Министерством природных ресурсов и экологии весь комплекс накопившихся вопросов, и в первую очередь особенно волнующих общество. И мы однозначно будем поддерживать те усилия, которые прилагает министерство в работе над национальным проектом «Экология» и в целом, обеспечении конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду.
Я бесспорно хочу поблагодарить коллектив Министерства природных ресурсов и экологии за ту совместную работу, которая была нами проделана по созданию в законодательстве «экологического каркаса».
Мы системно проработали свыше 60-ти законодательных инициатив, в числе которых есть такие уникальные, как 219-ФЗ «О нормировании», 458-ФЗ «Об отходах», 415-ФЗ «Об обращении древесины», 353-ФЗ «О зелёных лесопарковых поясах», и многие другие, обеспечившие экологизацию правового поля.
И когда мы слышим сегодня заявления о необходимости донастройки принятых законодательных решений, то сразу хотим напомнить – прошло уже три-четыре года с момента принятия законов, и сроки вступления в силу ключевых их положений неоднократно переносились под разными предлогами. Неужели этого времени было недостаточно? Сколько еще раз мы будем возвращаться к этому вопросу вместо того, чтобы начать полноценное правоприменение?
Именно поэтому мы приветствуем готовность Министра Д.Н. Кобылкина взять на себя ответственность и противостоять тем, кто вновь пытается отложить на потом эту непростую работу. И в первую очередь – в части отходов производства и потребления. Это наиболее острая сегодня тема.
В 2017 году в России, плюсом к ранее накопленным более 100 млрд. тонн отходов, образовалось еще 6 млрд. тонн. И это при том, что с момента принятия 458-го федерального закона прошло уже более трех лет, но сроки вступления в силу важнейших его положений неоднократно переносились!
Этот период оказался безвременьем! Должна была заработать система, в центр которой поставлен регион, который при участии муниципалитетов и поддержке федерального центра должен был утвердить комплексную региональную программу в области обращения с отходами, территориальную схему, организующую их эффективный сбор, хранение, транспортировку, внедрить раздельный сбор твердых коммунальных отходов, построить сортировочные центры, мощности по утилизации и уничтожению, соответствующие нормативным требованиям полигоны захоронения. Но ничего этого сегодня нет!
Хуже того, во многих субъектах Российской Федерации пытаются извратить выстроенную систему обращения с отходами, поставив целью лишь «ободрать» население новыми поборами, сделать на мусоре деньги! В 5-10 раз увеличивают финансовую нагрузку на граждан в рамках обращения твердых коммунальных отходов!
Ведь в том числе, поэтому по всей России все с большей силой возникают так называемые «мусорные бунты».
Люди потеряли веру в то, что государство оберегает их право на благоприятную окружающую среду. Еще совсем недавно из-за свалки «Лесная» жителями Серпуховского района была объявлена голодовка, а жители Одинцовского района, Балашихи, Волоколамска вышли на протестные акции. Так уже в этом месяце в Архангельской области и Республике Коми прошел единый день протеста против строительства полигонов для московского мусора на Русском Севере. В Северодвинске на митинг пришло около 15 тысяч человек, в Архангельске – около пяти тысяч.
Это ли не последнее предупреждение?
Пора начать делать практические шаги к тому, чтобы отходы перерабатывались, а не шли на захоронение, чтобы введенная законом система начала эффективно работать! Только так у нас получится остановить рост количества накопленных отходов, начать работать с ними с пользой для экономики.
В части охраны воздушного и водного бассейнов особое значение имеет эффективное внедрение наилучших доступных технологий и основанной на них системы нормирования.
Ключевым законодательным решением в этой области стало принятие 219-го федерального закона. Но даже после этого мы были вынуждены неоднократно обращать внимание министерств и ведомств, ответственных за его реализацию, на необходимость своевременной подготовки подзаконных актов, без которых правовые механизмы не могут работать. Эта работа проводилась очень медленно, и опять же сроки вступления в силу 219-ФЗ вынужденно переносились.
В результате количество выбросов загрязняющих атмосферу веществ в 2017 году после незначительного снижения вернулось на уровень 2013 года – 32 млн. тонн в год.
Объем сброса сточных вод также остался приблизительно на том же уровне, что и 5 лет назад. Получается, что время потрачено впустую и позитивной динамики не появилось нигде, и даже снижение количества городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха произошло лишь на бумаге – всего-навсего были изменены предельно допустимые концентрации по формальдегиду!
А ведь все могло быть иначе. И для того чтобы это понять достаточно взглянуть на то, как осуществляют хозяйственную деятельность представители бизнеса с высоким уровнем экологической ответственности.
Мы были в Татарстане и своими глазами видели, как выстроена работа на таких предприятиях, как НОВАТЭК, "Нижнекамскнефтехим". В выбросах и сбросах, не говоря уже об отходах, данных предприятий просто нет вредных веществ – все максимально утилизируется. Они превзошли все лучшие германские и американские технологии. Мы также были в Воронеже и знакомились с предприятиями агропромышленного комплекса. И там мы видели аналогичную ситуацию – навоз используется таким образом, что даже запаха не остается, не говоря уже о каком-либо вреде окружающей среде.
В этой связи, наложив вето на перенос сроков вступления в силу ключевых положений 219-ФЗ, необходимо оперативно провести ревизию подзаконных нормативных правовых актов, уделив особое внимание соответствию их содержания поставленным законом целям. Мы должны, так или иначе, вернуть экологическую составляющую в экспертизу и проектирование объектов хозяйственной деятельности. Нельзя забыть и о необходимости продолжить работу на направлениях становления и развития экологического аудита, экологического образования и просвещения, общественного экологического контроля.
Теперь о Национальном проекте «Экология».
В целом мы с оптимизмом встретили поставленные в нем амбициозные цели и задачи. Но, тем не менее, мы не можем упустить из виду его слабые стороны.
Нам, к сожалению, так и не удалось увидеть в этом Национальном проекте должного внимания к экологическим проблемам сельских территорий. При этом сельские территории принимают на себя мощный удар антропогенной деятельности.
Оставшееся в России поголовье крупного рогатого скота насчитывает сегодня 18 млн. голов, что по количеству образуемых отходов жизнедеятельности соответствует 90 млн. населения (1 голова КРС дает в выбросы и сбросы столько же, сколько дают 5 человек)! И если при этом учесть еще 23-милионное поголовье свиней и 555-милионное поголовье сельскохозяйственной птицы, отходы которых отличаются особенно агрессивным составом, то мы получим целую страну, экологическое и санитарное благополучие которой обеспечивается изношенной, либо вовсе отсутствующей, инфраструктурой утилизации отходов и водоочистки.
При этом и свалки в городской черте никто не делает, все везут за город и захламляют межселенные территории, сельские леса, и т.д. Нельзя упустить из виду и такие направления, как потери воды (на сельское хозяйство приходится более 57% потерь воды при транспортировке), вопросы деградации почв, и т.д.
На сельских территориях регулярно проживает 38 млн. человек, а в летний период – в два раза больше. Получается, что национальным проектом право на благоприятную окружающую среду почти половины населения России обеспечивается, мягко говоря, не в полной мере.
Есть вопросы и к финансовому обеспечению Проекта.
Уже неоднократно упоминалось о том, что на цели реализации нацпроекта «Экология» будет израсходовано до 2024 года целых 4 трлн. рублей. Но при этом странным образом забывают сказать о том, что вклад консолидированного бюджета Российской Федерации в эту сумму составляет всего 2,4% или 96,3 млрд. рублей! Остальное – это внебюджетные источники (другими словами экологические инвестиции предприятий), на которые отнесено 3,2 трлн. рублей, и источники, которые до настоящего времени не определены (дополнительная потребность) в размере 709,5 млрд. рублей.
Получается, что цели поставлены грандиозные, но денег на финансирование необходимых мероприятий у нас всего 2% потребности, 80% - финансовая нагрузка на бизнес, а остальное лишь на бумаге.
Далее считаю важным заострить внимание на проблемах в лесном комплексе.
Задача сегодняшнего дня – обеспечить эффективную реализацию уже принятых законодательных решений, имея в виду 415-й, 27-й, 455-й и 353-й федеральные законы.
Яркий пример – 415-й закон, урегулировавший не только оборот древесины, создание соответствующей вертикали учета, но также предусмотревший усиление ответственности черных лесорубов, конфискацию техники, используемой для незаконной заготовки древесины.
Казалось бы, имея в руках такие механизмы в течение года можно решить эту большую проблему. Но этого не произошло.
Что касается экономической составляющей, то мы неустанно твердим о том, что система, в которой в федеральный бюджет с кубометра древесины поступает 20 рублей, а в карман арендатора – 250, не может быть названа справедливой и эффективной. Все знают, что на корню кубометр хвои стоит не меньше 300 рублей, даже на рязанских и подмосковных землях. Лиственные породы стоят 200-230 рублей.
В этом мы ничего, кроме коррупционных схем на местах, не видим. Давайте наводить порядок! Со всех трибун мы это уже не раз говорили, что необходимо сделать для коренного изменения ситуации.
Необходимо возродить систему выращивания посадочного материала, перевернуть пирамиду лесовосствноваления с ног на голову, чтобы на искусственное восстановление лесов приходилось не менее 80%, а не как сегодня 20%. Именно для этого мы и принимали 27-й закон, для более эффективного воспроизводства лесов и лесовосстановления через специализированные государственные учреждения. Следует направить усилия на восстановление селекционных центров, которые бы профессионально занимались этой сложнейшей задачей. Весь мир идет именно таким путем. Мы же сократили объемы производства саженцев с более чем 7 млрд. до 0,65 млрд.
Лесные пожары. Более 60% площади погибших лесов связано именно с этим фактором. Необходимо установить повышенные требования к применяемым технологиям ведения лесного хозяйства, в том числе, гарантирующим эффективность противопожарных мероприятий.
Не можем мы забыть и о лесных инспекторах и лесопожарных формированиях, штатная численность и материально-техническая база которых должна быть серьезно укреплена, равно как должны быть приведены в соответствие нагрузке уровень заработной платы и социальный пакет.
Далее – недропользование.
Мы уже сделали многое для развития этой стратегической отрасли. На законодательном уровне сняты многие барьеры - разрешено размещать попутные воды в пластах горных пород, использовать вскрышные породы при рекультивации, введены вознаграждения для первооткрывателей месторождений, увеличены сроки геологического изучения в Арктической зоне и на Дальнем Востоке, созданы единый фонд геологической информации.
Но похвастаться тем же в отношении экологической составляющей недропользования пока что не получается.
Ущерб окружающей среде, наносимый разливами нефти и нефтепродуктов, уже приближается к объемам прибыли, получаемой от реализации добытой нефти и нефтепродуктов. Количество аварий на опасных производственных объектах, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов увеличивается, и это при том, что многие факты аварийных разливов скрываются.
В настоящее время на территории России ежегодно происходит более 20 тысяч официально зарегистрированных аварий, сопровождающихся значительными разливами нефти. При этом более чем в 80% случаев аварийных ситуаций на объектах нефтедобычи загрязнению подвергается почва, в 17% случаев - водные объекты. Если факт аварии не выявляется вовремя, а нефтяное пятно перемещается с места происшествия (по водному объекту), то через 1-2 дня уже невозможно идентифицировать принадлежность его к тому или иному производственному объекту, и затраты по ликвидации последствий аварии переносятся на бюджет государства.
Нет пока решения и такой большой проблемы, как отходы недропользователей. Из 6 млрд. тонн отходов, которые образовались на территории России в 2017 году, 86% - это отвалы горных пород. При этом экономический потенциал ликвидации этих накопленных отходов крайне велик, поскольку речь идет о так называемых антропогенных месторождениях полезных ископаемых, которые, хоть и в малых концентрациях, но содержат в себе полезные для экономики элементы.
Это невообразимо большой пласт работы, к выполнению которой должны быть подключены все имеющиеся инструменты государственного регулирования, как законодательные, так и программные, и национальный проект «Экология» в первую очередь!
И в заключение о водном хозяйстве.
Для этой отрасли мы также приняли целый перечень важнейших законодательных актов. Федеральный закон 287-ФЗ качественно улучшил законы о континентальном шельфе и внутренних морских водах. Федеральный закон 87-ФЗ внес эффективные изменения в Водный кодекс и закон о внутренних морских водах. 282-й Федеральный закон установил особый статус паводкоопасных территорий для осуществления градостроительной деятельности, 445-й Федеральный закон существенно укрепил безопасность гидротехнических сооружений.
Необходимо продолжать работать в этом направлении, в том числе, в рамках национального проекта «Экология». Ведь Россия – одна из самых водных держав, но эффективность использования этого стратегического ресурса пока что находится на нуле! В расчете на единицу ВВП мы тратим воды в разы больше, чем страны с передовой экономикой.
Уважаемые товарищи!
Я призываю всех засучив рукава наверстать упущенное время, ответить на протесты слаженной работой региона, Правительства, Государственной Думы! Нужно оставить в покое те муниципальные районы, в которых проблема отходов уже решена, и на основе успешного опыта начать активно работать с проблемными территориями.
Нужно сформировать эффективную правоприменительную практику по всем ключевым законодательным актам в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, сделать реальные шаги к обеспечению конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду!