Заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академик РАН В.И. Кашин принял участие и выступил с докладом на общем собрании членов РАН отделения сельскохозяйственных наук.
Уважаемые товарищи!
Позвольте вас поприветствовать и пожелать нашей сессии хороших результатов работы.
Сегодня, в день рождения В.И. Ленина, мы многотысячной армией возлагали к Мавзолею цветы и венки. Владимир Ильич – основатель нашей родины и абсолютного большинства наших институтов. Поэтому день сегодняшнего заседания особый и накладывает на всех нас ту большую ответственность, которой всегда отличалась наша академия.
Конечно, мы все под впечатлением событий последних шести лет, организации нашей академии. И конечно уже есть возможность проанализировать, что мы получили, что хотим получить, и что для этого будем делать дальше.
В сегодняшнем итоговом докладе наверняка приводились цифры, отражающие реальное положение дел в динамике к 2013 году, какую научную продукцию мы имели тогда, и какую имеем сегодня.
Мы в Комитете глубоко убеждены в том, что существующие разногласия между Академией, Министерством науки, научными организациями, научными школами, надо устранять, сближать позиции для того чтобы вместе начать решать те накопившиеся вопросы, которые сегодня препятствуют прогрессу и движению страны вперед.
Какие это вопросы?
Первое – целеполагание.
Если нет цели, нет определенной задачи, то сразу начинаются склоки, распри, отсутствие средств, как следствие и падение качества. А когда коллектив объединен целью, тогда появляется нужная динамика. И многолетний опыт это подтверждает.
Давайте посмотрим на эффективность использования наших основных природных ресурсов – в нашем случае земель сельскохозяйственного назначения и производительных сил в лице наших сотрудников и крестьянства в целом.
Совсем недавно на Парламентских слушаниях в Государственной Думе, многие из вас принимали в них участие, мы еще раз посмотрели на вопросы продовольственной безопасности. Затем состоялось итоговое заседание Коллегии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. И что хотелось бы отметить, так это склонность многих докладчиков обращать внимание лишь на достижения в работе.
Но какими могли быть эти достижения на самом деле, если бы посевная площадь у нас сегодня была не 80 млн. га, а хотя бы 100 млн. га, или те 117 млн. га, которые у нас были в 1900 году. Каким бы было валовое производство сельскохозяйственной продукции, и как бы оценивались наши возможности в выполнении поставленной Президентом задачи по удвоению в стоимостном выражении объемов экспорта такой продукции?
Сегодня Россия активно выходит на мировые рынки продовольствия, наше зерно охотно и по хорошей цене берут за рубежом. При этом мы ставим задачи по наращиванию производства молока, мяса говядины, продукции садоводства, картофеля, овощей, технических культур. Вот в этих интересах земля должна быть максимально вовлечена в сельскохозяйственное производство.
Вроде бы говорим об этом уже несколько лет, у каждого субъекта Российской Федерации есть на этом направлении задачи. Но посмотрите, как развивается ситуация.
Часть регионов вводит в оборот 3,5 млн. га пашни, а в это же время другие регионы 2,2 млн. га пашни упускают. Вот поэтому вокруг 80 млн. га посевных площадей мы сегодня и крутимся.
Причем негативная динамика прослеживается не только в регионах Нечерноземья.
Посмотрите, Тула, Рязань, Орел, мы видим почти в 2 раза сокращение посевных площадей, а это уже черноземы, хоть и на севере лесостепной зоны. При этом от губернаторов слышим, что все у них в порядке. Но это не так!
Дело дошло до того, что мы сейчас вынуждены задумываться о мероприятиях по спасению наших черноземов. Давайте и по этому вопросу проводить конференции и предлагать конкретные меры!
Давайте расписывать четко, что должен сделать каждый регион для спасения сельскохозяйственных угодий. Это ресурс не чей-то, а ресурс всей страны. Мы с вами должны этим предметно заниматься, бить во все колокола. Нужна отдельная государственная программа – масштаб решения задачи равен целинной эпопее. И в первую очередь здесь велика роль наших земельных институтов.
В этой связи хочу сказать слова благодарности нашим товарищам Иванову А.Л., Хлыстуну В.Н., Сергееву А.М., Ушачеву И.Г., Егорову В.Н., Лукомцу В.М., Куликову И.М., Черноиванову В.И., в общем, очень большой группе наших академиков за активное участие, в том числе, в законопроектной работе. Многие из них на позиции сопредседателей участвуют в работе Научно-экспертного совета нашего Комитета.
Мы совсем недавно сдвинули с мертвой точки проблему с раскислением почв, решили проблему с производством масличных культур и увеличили валовое производство уже до 19 млн. т., а стоит задача по удвоению экспорта этой продукции. Наши товарищи с Воронежа, кто занимаются всю жизнь сахарной свеклой, сделали все для того, чтобы страна сегодня могла сама себя обеспечить сахаром. Мы внесли законы о сохранении плодородия почв, агролесомелиорации, применении ионизирующего излучения в производстве продуктов питания. Это абсолютно конкретные результаты нашей совместной работы.
Призываю всех вас, уважаемые друзья, активнее работать с нами в нормотворчестве, чтобы нам не приходилось, порой, за уши притягивать вас к этой работе по многим направлениям, а чтобы вы здесь были инициаторами.
Ведь у нас остается еще очень много нерешенных вопросов, в том числе в областях обеспечения ветеринарной и фитосанитарной безопасности, обеспечения качества сельскохозяйственной продукции и продовольствия, многие другие. Мы рассчитываем, что наши институты, академики, занимающиеся вопросами переработки, землепользования, механизации, и др., будут проявлять больше активности в постановке и решении этих задач.
Перед нами стоит задача по восстановлению системы питомниководства. Наука должна взять на себя производство чистых маточных садов и сделать все для того, чтобы обеспечить соответствующими репродукциями наши производственные питомники, удовлетворив тем самым имеющуюся потребность в посадочном материале. Напомню, что сегодня из необходимых 32 млн. ед. посадочного материала половину мы вынуждены импортировать.
Что касается трудовых ресурсов.
Можно начать с Академии. У нас уже отобрали и развалили аспирантуру, теперь хотят отобрать часть единиц академиков и членкоров. Кто это позволил? Наша академия, отделение сельскохозяйственных наук, вносит весомый вклад в развитие науки. Нам нельзя позволять разрывать нас по кусочкам. И я прошу авторитетных наших академиков в этом плане выполнить свою миссию, а не отсиживаться со своей стипендией. Мы все должны решительным образом выступить против сложившейся ситуации исходя из того, что мы кормим всю страну, что перед нами сегодня стоят очень серьезные задачи, от решения которых зависит здоровье нации, и выполнение поставленной указом Президента задачи в части удвоения экспорта продукции АПК.
Далее - трудовые ресурсы сельских территорий.
Сегодня в селах на постоянной основе проживает 38 млн. наших граждан, а в летний период это число фактически удваивается. Но при этом количество экономически активного сельского населения неизменно сокращается.
Почему? Потому что их к этому толкают сложившиеся нечеловеческие условия жизни в сельской местности.
До ближайшей больницы приходится ехать в среднем 85 км., до ФАПа – 15 км., 95 тыс. сельских населенных пунктов не газифицировано, нет дорог, связи, детских садов, школ, инженерной инфраструктуры. Зарплата на селе в два раза меньше чем в среднем по экономике. В результате 20 тыс. деревень уже перестали существовать, а еще в 20 тыс. осталось по 8-10 жителей. В такие условия ни один молодой специалист, ни один квалифицированный работник не поедет.
Мы даем свои предложения на этом направлении.
У нас в 2019 году через 25 государственных программ социально-экономического развития Российской Федерации из федерального бюджета распределяется 7 трлн. рублей. В этой связи, согласно доле 26% сельских жителей в численности населения, на цели социально-экономического развития сельских территорий должно быть направлено 1,76 трлн. рублей.
Только такой комплексный подход позволит эффективно решить накопившиеся проблемы и вывести сельские территории на опережающие темпы развития, соединив в итоге социальную инфраструктуру с производственной. А за этим мы неизбежно увидим и соответствующую динамику в сельскохозяйственном производстве, ведь на сельских территориях сельскохозяйственная продукция должна не просто производиться, но еще и перерабатываться. У наших академиков-экономистов на этом направлении должны быть активная позиция.
Нам с нашими выдающимися зоотехниками надо определиться, сколько же у нас должно быть дойного стада.
Уже дошло до того, что в наших сельскохозяйственных организациях коров осталось всего 3,5 млн. голов, из которых 600 тыс. – это коровы мясных пород. Такое же поголовье, не смотря на то, что КРС у населения фактически не осталось, приписывают к личным подсобным хозяйствам.
Отсюда мы видим и нарисованные цифры по валовому производству молока. В действительности же потребление молока населением снизилось на 150 кг. на человека в год.
С целевым поголовьем пора определиться. Я убежден, что необходимо выходить на 7 млн. голов дойного стада в высокотоварных хозяйствах. Остальное, сколько бы там ни было, пусть будет в хозяйствах населения. Тогда мы сможем закрыть потребность внутреннего рынка в полном соответствии с нормами здорового питания и потребительской корзиной, а это около 47 млн. тонн молока.
Аналогично задача стоит по производству мяса говядины, ведь по сравнению с 1990 годом сегодня мы производим в 2,7 раза меньше . Если же говорить о сельскохозяйственных организациях, то там объемы производства упали с 3,8 млн. т. до 0,6 млн. т, или в 6,6 раза!
В этой работе, безусловно, велика наша с вами роль через развитие генетических ресурсов, пород, эмбриональных технологий, селекции, племенного дела, и т.д. Мы всеми этими технологиями в свое время очень успешно занимались.
Что касается быстрого мяса, то по валовому производству птицы мы обогнали показатели 1990 года.
Но на этом направлении у нас большая проблема в виде абсолютной зависимости от импорта племенного яйца. Что случится, если наши так называемые партнеры возьмут и перекроют поставки? «Ножки Буша» снова будем везти? Мы эти вопросы будем завтра подробно обсуждать на 1 Всероссийском съезде селекционеров в области животноводства.
Далее – вопрос энерговооруженности.
У нас два трактора и три комбайна приходится на 1000 га пашни. Сколько надо времени, чтобы двумя комбайнами убрать тысячу гектар, или тремя тракторами вспахать ту же площадь? По этому показателю мы отстаем от передовых стран в 5-10 раз. Где наша позиция, как научного сообщества, по этому вопросу?
Что касается бюджетной поддержки.
Это наша общая борьба за то, чтобы денег было достаточно у сельскохозяйственных товаропроизводителей для эффективного хозяйствования с привлечением и льготных кредитов, использованием других форм поддержки.
В интересах наших опытных хозяйств мы приняли соответствующий закон, предоставивший им доступ к господдержке. Сейчас, для того, чтобы принятые нормы заработали в полную силу, остается решить ряд вопросов на уровне подзаконных актов, чем мы с Минсельхозом сейчас вплотную и занимаемся.
Уважаемые товарищи! В решении каждого обозначенного мною вопроса, и по развитию сельскохозяйственного производства, и по развитию сельских территорий, роль науки является определяющей.
В этой связи я призываю всех выпускать востребованную научную продукцию. И ваши сорта, и ваши разработки, которые сегодня есть по каждому самому сложному направлению, должны составлять ядро эффективности развития отрасли. В противном случае мы сами не будем востребованы и вымрем, как динозавры.
Давайте работать дружнее. Желаю нам всем здоровья, и удачи!
Спасибо!