На 96 пленарном заседании Московской областной Думы, 17 октября 2019 года, рассматривались поступившие на одобрение в региональный парламент из Государственной Думы ФС РФ четыре проекта федеральных законов, которыми предлагается внести изменение в избирательное законодательство. Законопроекты направлены на демократизацию избирательных процедур, и в случае их принятия Федеральным Собранием РФ, выборы станут более конкурентными и прозрачными.
Проектами законов предлагается: установить, что избрание депутатов региональных парламентов должно проходить по смешанной системе, при которой 50 процентов мандатов распределяется по одномандатным округам, 50 процентов - между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями; отменить, для парламентских партий, муниципальный фильтр при выдвижении ими кандидатов в губернаторы; досрочное голосование и голосование по открепительным удостоверениям; установить для городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга обязанность избирать депутатов законодательных органов этих субъектов РФ по смешанной системе и распределять не менее 25 процентов депутатских мандатов по партийным спискам.
От оппозиционных фракций Московской областной Думы, в поддержку законопроектов выступил заместитель Председателя Московской областной Думы, заместитель руководителя фракции КПРФ областного Парламента Константин Черемисов:
- Коллеги действующее положение Федерального закона определяет, что не менее 25 процентов депутатских мандатов в законодательном органе государственной власти субъекта Российской Федерации распределяются между списками кандидатов, выдвинутых по партийным спискам. В настоящий момент действующее законодательство предусматривает избрание депутатов Государственной Думы по смешанной системе: 50% мандатов распределяется по 225 одномандатным округам, 50% - между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями.
Представляется, что партийная система, созданная в Российской Федерации и функционирующая на протяжении всей её современной истории, показала свою эффективность и представительный характер. Ввиду изложенного настоящим проектом федерального закона предлагается увеличить с 25% до 50% депутатских мандатов, распределяемых в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации по партийным спискам.
Действующая процедура сбора подписей муниципальных депутатов в поддержку выдвижения кандидатов на пост главы региона негативно отражается не только на самих выборах и реализации избирательных прав граждан, но и оказывает отрицательное влияние на развитие институтов местного самоуправления.
Кандидат с соответствующим «административным ресурсом» оказывает давление на муниципальных депутатов, собирает такое число подписей за себя и «угодных» кандидатов, чтобы не допустить до участия в выборах «неудобных» конкурентов. Каждый год в ходе выборов губернаторов возникают судебные споры по поводу подписных листов муниципальных депутатов, процедур их заверения и т.д.
Представленный законопроект направлен на демократизацию избирательных процедур и предусматривает отмену механизма муниципального фильтра на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в отношении кандидатов, выдвинутых парламентскими политическими партиями.
Опыт проведения выборов в Российской Федерации свидетельствует о том, что такие формы голосования как досрочное голосование и голосование по открепительным удостоверениям, изначально направленные на обеспечение субъективных избирательных прав, на практике способствуют самым широким электоральным злоупотреблениям, ведут к искажению воли избирателей, нарушают публичные интересы населения страны. Показательной в этом отношении является существенная численность избирателей, голосующих досрочно и по открепительным удостоверениям, вне зависимости от уровня выборов. В ряде случаев соответствующие показатели ставят под сомнение объективность результатов самих выборов.
Представленный законопроект предлагает отменить такие формы голосования, как досрочное голосование и голосование по открепительным удостоверениям.
Действующее положение Федерального закона определяет, что не менее 25% депутатских мандатов в законодательном органе государственной власти субъекта Российской Федерации распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми по партийным спискам. При этом установлено, что вышеуказанное положение не распространяется на выборы депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Стоит отметить, что пункт 1 статьи 5 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, которые являются между собой равноправными субъектами Российской Федерации.
В целях реализации указанного положения настоящим проектом федерального закона исключается положение Федерального закона, согласно которому города Москва и Санкт-Петербург имеют право не исполнять предусмотренную обязанность по распределению не менее 25 процентов депутатских мандатов в законодательном органе по партийным спискам.
Фракция «Единой России», имеющая большинство в Подмосковном парламенте, не поддержала законопроекты призванные демократизировать систему выборов и рекомендовала Госдуме не принимать эти законы. За рассмотрение этих законопроектов Госдумой проголосовали депутаты фракций КПРФ, «Справедливая Россия» и ЛДПР.