Почему в современных условиях развитие промышленности почти всегда означает вступление в конкуренцию с промышленным потенциалом остального мира? Об этом и других особенностях развития обрабатывающей промышленности в нашей стране рассказывает депутат Московской областной Думы Василий МЕЛЬНИКОВ.
– Василий Борисович, в нашем сегодняшнем интервью речь пойдёт об условиях, осложняющих развитие производства в нашей стране, причинах их возникновения, а также возможных путях улучшения ситуации в данной сфере. Какие сложности Вы бы обозначили в первую очередь?
– Если сопоставить положение в отечественной промышленности с позициями производителей ведущих промышленных стран, ситуация не выглядит оптимистично. Первым и очевидным фактором является экономическая ситуация в мире. В последние 10–12 лет мировое хозяйство лихорадит, совокупный спрос на продукцию почти не растёт, от политики открытого рынка государства явно перешли к протекционизму и торговым войнам. В мире существует огромное количество простаивающих мощностей, конкуренция производителей обостряется, снижается их норма прибыли. В этой ситуации отечественные производители проигрывают, поскольку в массе своей не обладают навыками борьбы на международных рынках и конкуренции с крупными международными компаниями.
Второй проблемой является небольшой объём традиционного рынка сбыта для отечественных производителей – Россия или в лучшем случае СНГ. Европейские и азиатские компании обладают большим внутренним рынком сбыта, плюс к тому полем деятельности для них является практически весь мир, они могут за счёт масштаба производства выстраивать эффективные производственно-коммерческие цепочки, снижать себестоимость и риски своей коммерческой деятельности. Под глобальный бизнес международных компаний выстроена инфраструктура: транспортная, финансовая, сервисная, которой российские предприятия не обладают.
Третий фактор – это уровень развития разделения труда, то есть доступность для производителей технологий, сырья, комплектующих и сервиса, те самые эффективные производственно-коммерческие цепочки, которые позволили создать глобальный спрос на продукцию, упомянутые выше. В процессе развития промышленных районов Европы и Азии была создана технологическая среда, в которой все исполнители основных технологических операций, изготовители деталей или исполнители сервисных услуг находятся в рамках транспортной доступности для заказчика.
– Вы привели весомые аргументы. Существует ли, по Вашему мнению, выход из положения? Если да, то каким Вы себе его представляете?
– С первым из перечисленных выше факторов ничего поделать нельзя. Над второй проблемой правительство работает, развивая транспортную инфраструктуру и меры поддержки производителей и экспорта. Однако третий фактор, не менее важный, постоянно остаётся в тени.
– Расскажите, пожалуйста, подробнее о третьем факторе. В чём конкретно проявляется его сложность?
– Отсутствие технологической среды с высоким уровнем разделения труда. Это делает невозможным или затрудняет появление новых проектов в промышленности. Не имея доступа к гибкой системе производства многих комплектующих, сырья и материалов, из-за отсутствия подрядчиков по отдельным сложным или дорогостоящим производственным операциям и сервисному обслуживанию оборудования, отечественные производители не способны конкурировать с иностранными производителями в полную силу и ограничиваются отдельными рыночными нишами.
Необходимо помнить, что важнейшая часть конкуренции – борьба с затратами в процессе производства продукции. Те отечественные производители, которым удалось занять определённые позиции на рынке, чем дальше – тем больше вынуждены работать над эффективностью каждой производственной операции, сокращать материалоёмкость изделий, искать поставщиков, предлагающих более дешёвое сырье, материалы и комплектующие. И они сталкиваются с тем, что отечественных производителей, предлагающих такую продукцию либо нет, либо мало, и эти производители предлагают ограниченный ассортимент при относительно высокой цене. Кроме того, отсутствуют инженерные организации-подрядчики, которые могли бы работать над проектами по совершенствованию оборудования и технологических процессов. Многие комплектующие приходится закупать заграницей, в основном в Китае, а зачастую проще и выгодней закупать готовые изделия там же. В крайнем случае большие промышленные предприятия налаживают вспомогательные производства комплектующих самостоятельно, это позволяет им избежать рисков, связанных с работой со сторонними поставщиками. Однако такие вспомогательные производства сильно проигрывают в эффективности, так как подход к их проектированию изначально затратный, от них не требуют поставок сторонним заказчикам, и руководство предприятия, как правило, не может уделять им достаточно внимания.
– Могли бы Вы выделить промышленные предприятия, работающие в России, система работы которых отличается от остальных?
– Да, особняком стоят предприятия оборонно-промышленного комплекса. Во-первых, основным источником прибыли для большинства из них является гособоронзаказ, рентабельность по которому ограничена государственным регулированием, что лишает предприятия ОПК стимула к наращиванию эффективности производства. Во-вторых, на них имеется много простаивающего оборудования и вспомогательных производств, что связано с режимом санкций, стремлением избежать рисков и прочими особенностями производства военной техники. Казалось бы, на фоне постоянно звучащих требований от президента, правительства и руководства «Ростеха» о повышении доли гражданских рыночных заказов в продажах предприятий ОПК, эти мощности, зачастую уникальные, могли бы сыграть свою роль в создании высокотехнологической среды и углублении разделения труда. Однако этому препятствует ряд обстоятельств. Руководство и сотрудники предприятия, по понятным причинам, полностью сосредоточены на выполнении гособоронзаказа. Система обработки заказов предприятий ОПК заточена на работу с силовыми ведомствами, в которых вопросы согласовываются в течение длительного времени, и неспособна гибко реагировать на требования рынка и быстро организовать производство нужной продукции. Кроме того, система ценообразования, существующая на таких предприятиях, настроена на включение общепроизводственных затрат всего предприятия в себестоимость. Поэтому, как правило, расчётная стоимость единицы продукции выше, чем предлагаемая импортёрами альтернатива.
– Подводя итог нашей беседе, хотелось бы узнать: какие методы или средства необходимо задействовать для улучшения эффективности труда в промышленной сфере?
– Надо понимать, что обозначенные в нашем разговоре проблемы возникли не вчера и связаны с тем непростым путём, который прошла наша промышленность, начиная с эпохи советской индустриализации, через развал в 90-е и передышку нулевых годов. Не существует готовых правильных рецептов для решения проблем углубления разделения труда. Однако можно наметить подходы к их решению. Хочу отметить, что развитие отечественной промышленности в последние тридцать лет идёт достаточно стихийным порядком и на сегодняшний день стало ясно, что для серьёзного увеличения темпов роста производства просто раздавать деньги в рамках институтов развития недостаточно.
Необходимо стимулировать эффективность производства на крупных предприятиях. Процесс совершенствования производства должен стать обязательным и постоянным. Это должно подтолкнуть их к сотрудничеству со средними и малыми предприятиями обрабатывающей промышленности, производственного сервиса. Также необходимо поощрять создание и развитие инженерных центров, специализирующихся на совершенствовании существующего и разработке нового оборудования для обрабатывающих производств. Помимо этого, требуется изучить имеющиеся производственно-технологические цепочки и выявить материалы, комплектующие и разновидности технологических операций, отсутствие которых мешает развитию отраслей отечественной промышленности, и организовать проекты по запуску их производства. Необходимо погружаться глубже в проблемы отраслей и технологических цепочек, определять существующие проблемы и брать на себя ответственность за их решения.