Российские машиностроители отмечают в последнее воскресенье сентября свой профессиональный праздник – День машиностроителя. Этот праздник был учреждён Президиумом Верховного Совета СССР 1 октября 1980 года. И к тому были весомые основания.
Советское машиностроение достигло к тому времени значительных успехов. Машиностроительная отрасль, флагман научно-технического прогресса, полностью удовлетворяло потребность народного хозяйства в технике, машинах, оборудовании. Успешно решались задачи создания и их новейших видов. Впервые в мире построены атомоходы, космические корабли, освоено производство мощнейших турбин, уникальных станков, роботов и т.п. Объёмы продукции машиностроения достигли уровня свыше 40 % от общего объёма промышленной продукции. Страна по машиностроению вышла на второе место в мире, а по некоторым видам машин (тракторы, зерноуборочные комбайны) на первое.
Существенный вклад в оснащение народного хозяйства современной техникой внесли и люберецкие предприятия. Особая роль при этом принадлежит лидерам машиностроительной отрасли и создателям этой техники. И их немало. И даже трудно определить, кого же назвать первым. Думаю, не ошибусь, если отдам предпочтение выдающемуся организатору оборонной промышленности, в прошлом люберчанину, Б.Л. Ванникову.
Б.Л. Ванников в тридцатых годах – технический директор завода им. Ухтомского. Затем директор Тульского оружейного и Пермского артиллерийского заводов, начальник Главка сельхозмашиностроения и оборонной промышленности. Перед войной назначен наркомом вооружения СССР, в годы войны – нарком боеприпасов. И где бы он ни работал, всюду проявлял свою творческую энергию и инициативу. Именно он явился инициатором постановки на производство новых видов вооружения, включая знаменитые «Катюши». В годы войны вложил немалый труд в организацию производства боеприпасов.
Именно во многом благодаря ему уже в 1942 году фронт не испытывал в них дефицита. После войны был одним из организаторов создания атомной бомбы, а затем и более мощной – водородной, что позволило создать надежный оборонительный щит страны и восстановить паритет с Америкой. Его труд по достоинству оценен правительством. Он трижды (первым в стране) удостоен звания Героя Социалистического Труда и лауреата Сталинской и Государственных премий. Неоднократно избирался в Верховный Совет СССР и в ЦК партии, генерал – полковник инженерно-артиллерийской службы.
Большой вклад в развитие машиностроения внес и другой директор завода им. Ухтомского – С.П. Попов. Под его руководством начато производство многих видов новых машин – кормоуборочных комбайнов, косилок, стогометателей и др.
Проведена широкая реконструкция предприятия, что позволило значительно увеличить производственные мощности и объемы выпускаемой продукции. Он обеспечивал выполнение пятилетних планов и важнейших заданий. Продукция завода поставлялась почти во все регионы Союза и во многие зарубежные страны. При этом особого признания заслуживают производства и поставки тростниково-уборочных комбайнов для Кубы. Заводом было поставлено 2200 комбайнов. Каждый из них заменял труд 40-50 рубщиков, а затем на Кубе был построен завод по их производству мощностью 600 комбайнов в год. Внедрение этих машин позволило Кубе выйти на одно из первых мест по экспорту сахара и получить высокую оценку применения комбайнов со стороны лидера Кубы – Фиделя Кастро.
За свой многолетний и плодотворный труд он был удостоен звания Героя Соцтруда, лауреата Ленинской премии и многих орденов. Участвовал он и в общественной жизни – был членом бюро горкома партии, депутатом Мособлсовета, делегатом партийного съезда. Почетный гражданин города Люберцы, его именем названа одна из улиц нашего города.
Особую страницу в развитие советского вертолетостроения вписал и генеральный конструктор, директор Ухтомского вертолетного завода Н.И. Камов. При его непосредственном участии создана целая гамма вертолетов типа КА. Среди них – КА-10 «Иркутянин», корабельный вертолет КА-15, совершивший свой первый полет в 1953 году.
Н.И. Камов стал пионером в разработке винтокрылов, сочетающих вертикальный взлет и скорость самолета. В октябре 1961 года на этой машине было установлено 8 мировых рекордов. На КБ Камова создан и вертолет КА-25. Впервые в мире столь крупная и сложная машина пилотировалась одним летчиком. Разработаны и созданы и другие не менее важные вертолеты. За большой вклад в советское вертолетостроение Н.И. Камову присвоено звание Героя Соцтруда, он удостоен государственных премий, доктор технических наук.
Не менее значимый вклад в развитие вертолетостроения внес и генеральный конструктор опытного КБ, последователь Н.И. Камова – М.Л. Миль. Его конструкторским бюро разработаны и поставлены на производство вертолеты МИ-2 и МИ-4, ставшие легендарными, а МИ-8 стал самым массовым двухдвигательным вертолетом в мире. Десантный Ми-6 – первый вертолет с двумя двигателями и газотурбинной установкой грузоподъемностью 12 тонн, МИ-10 – крупнейший транспортный вертолет («летающий кран»). Он установил множество мировых рекордов по грузоподъемности, которые до сих пор никем не повторены. Вертолеты МИ эксплуатируются более чем в 100 странах. За свой плодотворный труд М.Л. Миль удостоен Ленинской и Государственной премий. Ему присвоено звание Героя Соцтруда, доктор технических наук. Его имя носит Московский вертолетный завод (поселок Томилино) и улицы в Москве (Жулебино) и других городах страны.
Неоценимый вклад в создание и оснащение авиации и космонавтики скафандрами, креслами–катапультами и другими средствами жизнеобеспечения внес генеральный конструктор НПП «Звезда» (Томилино) Г.И. Северин. Под его руководством созданы системы автоматического катапультирования, свыше десятка типов скафандров, средств спасения и других высокоэффективных изделий. Применение этих средств помогло в освоении новых видов авиационной техники, а также в спасении жизни более 1000 летчиков и испытателей.
В разработку и создание этих средств Г.И. Северин вложил свой талант, энергию, целеустремленность. Память об этом руководителе бережно хранят в коллективе предприятия. Его колоссальный труд был по достоинству оценен государством. Он Герой Соцтруда, награжден тремя орденами Ленина, лауреат Ленинской и Государственной премии, действительный члена АН РФ, доктор технических наук, профессор, Почетный гражданин Люберецкого района.
Развитию отечественного вертолетостроения посвятил свою жизнь и ныне здравствующий генеральный конструктор директор ОАО «Камов» С.В. Михеев. Руководимым им предприятием создано множество летательных аппаратов. Среди них противолодочный вертолет КА-27, транспортно-боевой КА-29, боевые ударные Ка-50 «Черная акула», Ка-52 «Аллигатор»,
многоцелевой КА-60, беспилотные КА-37, КА-137, а также используемые в гражданской авиации КА -32, КА-132 и др. Он Герой России, лауреат Ленинской и Государственной премий, доктор технических наук, академик РАН, Почетный гражданин Люберецкого района.
Весомый вклад в развитие экономики страны внесли и другие, менее известные машиностроители. Среди них руководители Люберецкого завода «Монтажавтоматика», электромеханического завода и других предприятий.
Всё это способствовало укреплению мощи страны, развитию народного хозяйства, повышению уровня благосостояния всего народа. И в этом немалая заслуга люберецких машиностроителей и предприятий Подмосковья.
К сожалению, в результате перестройки и реформ отечественное машиностроение (кроме оборонно-промышленного комплекса) подвергнуто полнейшей деградации. Тысячи промышленных предприятий прекратили своё существование, в десятки раз уменьшены объёмы производства. Эти «преобразования» коснулись и люберецких предприятий, ликвидированы заводы: сельхозмашиностроения им. Ухтомского, «Торгмаш», буровой техники и другие. Однако заметное развитие оборонного комплекса даёт надежду на возрождение в нашем регионе некоторых отраслей машиностроения.
С профессиональным праздником вас, уважаемые машиностроители и ветераны отрасли!