Сто лет тому назад, Владимир Ильич Ленин, сказал пожалуй самое емкое и верное выражение о Дальнем Востоке, которое выбито на граните во Владивостоке, на памятнике, поставленном в честь Вождя мирового пролетариата, на главной площади приморской столицы: «Владивосток конечно далеко, но город то он нашенский». На самом деле Владивосток не так далёк, как Магадан, столица Колымы -золотого сердца России, о чем гласит соответствующий плакат при выходе из Магаданского аэропорта.
Слова Колыма и Магадан почти у всех ассоциируется с ГУЛАГом, страшными тюрьмами, бывшими зеками, проживающими в Колымском крае ... сейчас на Колыме всего две зоны, да и те «обслуживают» местное население.
«Дурная слава» Колымы так въелась в народную память, что на жителей соседней в Лосинке улицы - Магаданской, многие смотрят с прищуром, а особо язвительные экземпляры не преминут желанием лишний раз отпустить скабрёзную шутку в отношение москвича - жителя Магаданской улицы...
Население Колымы уменьшается, не скажу, что в геометрической прогрессии, но значительно... после моего последнего визита сюда в 2008 году, колымчан и магаданцев стало на тридцать тысяч меньше. Народ тянется в центр, кто, из полузаброшенных деревень и поселочков в опустевший райцентр на Колымской трассе, кто, в областной центр, а кто, в центральную Россию. Спросом пользуется Краснодарский край, Питер, Калининград, Московия, как привило Новая Москва, где цены на жильё не такие заоблачные, как в границах МКАД. Открыв известные риэлторские сайты, я был поражён предложением жилья на Колыме, по этой причине, жилищное строительство в Колымском крае не ведется, как и строительство современных гостиниц, говорят в гостиницах всегда имеются места, но так получилось, что в наш приезд они все были закрыты на обсервацию, на карантине находились артельщики, пришлось размещаться в частном секторе.
Но центр тянется к Колыме, вернее к её запасам, нарисованная на всех картах мира, федеральная трасса «Колыма» фактически стала круглогодичной, а не хорошим укатанным зимником, через реки строятся мосты и теперь их не надо преодолевать вброд, укатанная гравийка все больше становится похожей на проселочные дороги центра России. Такого экстрима, который в 1996 году испытал известный вольный путешественник Антон Кротов, основатель Академии Вольных Путешествий, добиравшийся до Магадана автостопом из Москвы, минуя разливы колымских и сибирских рек, подобных морям, различные прижимы в скалах в районе Усть-Неры ... поговаривают, что и железную дорогу на Колыму проложат, возможно, и при нашей жизни.
Дороги и коммуникации необходимы, но в нашем случае, вспоминая куплет из песни времён БАМа, о том, что дорога железная, как ниточка тянется, а все что построено, все людям достанется ... к сожалению, не актуален сегодня, ни на БАМе, ни на Колыме, а впрочем - нигде!!! Те богатства Колымы, которые можно взять из под земли, давно нам не принадлежат, как впрочем и те богатства, которые растут на земле и плавают в чистейших колымских реках.
Разруха, а не Первомай шагает по колымской земле, более двадцати лет назад канул в лету шахтерский город Кадыкчан, теперь это мёртвый город, который встречает нас при въезде по трассе в Магаданскую область из Якутии, как впрочем, и многих жителей Коми шахтерский город Хальмер - Ю, вблизи Воркуты ... нет того славного посёлка Карамкен, от которого осталась придорожная кафешка, но дорожный знак «Карамкен» выполнен на белом фоне чёрными буквами, указывая что более 60 км/ч разгоняться здесь нельзя, нет былого величия Сусумана, Сеймчана и Омсчукана с единственной девятиэтажкой.... канули в лету совхозы, выращивающие картофель и занятые животноводством, поэтому бутылка кефира и стоит в магазине 139 руб., а практически просроченный йогурт «Даниссимо» 129 руб. за штучку, который в «Пятерочке» или в «Магните» можно по акции взять за 29 руб., цены на спиртное, его ассортимент, кстати, не особенно, по понятным причинам отличается от материковых... Впрочем ни Пятерочек, Магнитов и прочих Лент на Колыме нет, просто нет и не было ... и вряд ли будут. Зато на трассе есть поток бензовозов с номерами практически всех регионов России, доставляющих солярку на прииски, канистра поехала, так говорят местные про эти машины. Приисками богата магаданская земля, о запасах золота и олова более полувека назад подробно рассказал в своём романе Олег Куваев, описывая богатства Чукотки, некогда, входившей в состав Колымского края. Японская техника на добыче практически полностью вытеснила отечественную, за исключением МАЗов - бензовозов, которые модернизировали при «плохом» Лукашенко и они худо - бедно выдерживают конкуренцию с восточным автопромом.
Животный мир Колымы разнообразен, медведи которые встречались нам на Буюнде, важнейшем притоке Колымы, олени... я уж не говорю о глухарях и куропатках взлетающих, скорее убегающих из под колёс автомобиля.
А какое удовольствие на мушку поймать хариуса, это тебе не Подмосковье, где с удочкой ты можешь просидеть несколько часов и поймать головастика или селетерного леща и быть удовлетворённым хорошим уловом, самое же большое удовольствие закоптить или поджарить, как говорят местные, свежевыловленного хариуса на костре. А какой драйв испытываешь выуживая того же минтая или голубого морского окуня у о. Завьялова в Охотском море, смотря как сивучи загорают на близлежащих скалах, рассматривая пятерку овцебыков, из двадцати пяти акклиматизированных на острове.
Кто же живёт на Колыме, задаются многие этим вопросом. Отвечу однозначно, в большей своей части патриоты нашей большой страны, я имею в виду- СССР.
По сложившийся традиции, в честь юбилея Великой Победы, мы на катерах подняли Знамя Победы и проехались с аквапробегом по Буюнде в Среднеканском районе, именно по тому маршруту, где проходила в годы войны легендарная авиатрасса по перегону американских самолетов с Аляски на материк и каково же было наше удивление, когда на зимовье, на р. Буюнда, в 120 км от Сеймчана гордо развивался также красный флаг. Это зимовье оказывается реконструировали коммунисты - охотники из Ягоднинского отделения КПРФ и флаг висит там постоянно. Поразило и само зимовье, помимо привычного мха или войлочного жгута, брёвна были законопачены монтажной пеной, дверь была пластиковая, как и окно, в избушке и вокруг неё были разбросаны провода с лампочками, оказываются охотники привозят с собой маленький дизель - генератор и с комфортом, не при лучине ведут хозяйство на зимовье.
Глубинные связи с материком, север, мороз, непредсказуемый климат, настоящая дружба, ответственность за поступки и высказывания выработали, даже без многовековой селекции особый генотип наших соотечественников- колымчан, магаданцев, любящих этот северный край, знающих и уважающих природу и её Законы, рукастых, умеющих и из карабина попасть с большого расстояния в движущуюся цель, машину на морозе починить, проехать на обычной «Королле» там, где наш подмосковный квадрацкилст на тюнингованном гризлике будет мучаться пол дня, а потом выложит это в сеть и с придыханием ожидать лайков от восхищенной публики. Умеют, но, увы, и любят колымчане пить водку, именно водку, из-за которой регион занимает одно из первых мест по употреблению в России «огненной воды», большие объемы которой крайне отрицательно сказываются на их здоровье, впрочем, как и курение крепкого табака в большом количестве, многим это не понять, сказать, что в Магадане негде время проводить, я не могу, и развлекаловка есть и спортивные объекты, даже небольшой горнолыжный курорт, но зелёный змий пока побеждает.
Много песен написано про Колыму и её главный город, недаром аэропорт Колымской столицы носит имя В. Высоцкого, но на мой взгляд наиболее точно отразил Колыму Михаил Круг, спев о море свинцовых туч и о морских чайках парящих над центром Магадана и над той самой бухтой....