В Подмосковье продолжают объединение школ. Направление выбрано, результат – тупик

Светлана Грищенкова

«Объединение подмосковных школ и детских садов – это кастрация системы образования». Эти слова принадлежат одному из ведущих ученых в области образования, директору Федерального института развития образования, психологу, академику РАО, бывшему первому заместителю министра образования РФ Александру Асмолову.

«Подобные реформы ранее уже были проведены в Москве: возникли огромные образовательные комплексы, куда включили не только школы и детские сады, но и колледжи, - отметил Асмолов. - Ряд профильных специалистов в образовательной сфере тогда сошлись во мнении: то, что подходит для Москвы, абсолютно не приемлемо для других российских регионов». «В отсутствии мощных финансовых ресурсов, какие есть в Москве, и которых нет в остальных субъектах страны, такие проекты по слиянию школ и детских садов несут огромные риски для системы образования.

«В случае с Подмосковьем я назвал бы всё происходящее кастрацией системы образования, - продолжил эксперт. Логика подмосковных чиновников исходит исключительно из финансовой оптимизации, секвестирования бюджета на образование». «Я очень боюсь, что однажды мы проснёмся утром и узнаем о чудовищной вещи - введении ЕГЭ в детских садах», - пессимистично заключил академик.

Оптимизация образования идет в Московской области уже не первый год. Форумы и социальные сети активно обсуждают слияние школ, школ и детских садов. Но, голос родителей, востребован, когда надо давать «нужные показатели». Игра с родительским мнением уже давно стала простым прикрытием в работе чиновников. Дорожные карты составлены, цели намечены, и несмотря ни на что, после коротких обсуждений «там наверху», в дело запускается огромное количество нормативных документов, цементирующих всю законность административных действий.

Школы уже даже не сопротивляются, они молча принимают решения, живя сегодняшним днем… Педагогическая общественность молчит, не видя перспективы быть услышанными. Кто, на основании каких исследований принимает решение в Министерстве образования Московской области, нам никогда не узнать. Но одно ясно, ни о каком улучшении образования для школьников речь не идет.

Во главу угла поставлены финансовые показатели, отсутствие средств, да еще возможность прикрыть бреши так и не состоявшейся программы привлечения молодых педагогов в школы. Под лозунгом преемственности дошкольного и школьного образования (многолетняя цель, судя по шагам чиновников, так и не достигнута) предложенная модель создания так называемых образовательных комплексов, прежде всего, убивает уникальную систему дошкольного образования вместе с уникальным педагогическим опытом.

Как восхищались зарубежные гости, приезжающие к нам, нашими подмосковными детскими садами. Нехватка мест в Подмосковье заставила градоначальников напрячься. Строить дорого, пошли простым путем – уплотнили существующие сады, заняв при этом спальные комнаты под игровые. Вот вам и решение – 2 помещения, вместо 30 человек в одной группе 60детей! Санитарные нормы под лозунгом «Устарели!» обошли.

Пройдет вирусная пандемия, и все мы, как говорят эксперты, будем жить в совершенно другом мире. Напуганные возможностью заболеть, потерять работу, мы уже готовы смириться с любыми, порой абсурдными, вредными решениями. Вопреки здравому смыслу. Но ведь, все это будет потом… История спишет.

С какой целью был взят курс на объединение детских садов и школ? Бытие определяет сознание. А школа это именно "бытие", ибо именно там ребенок с 7 лет проводит огромное количество времени, особенно если присовокуплена продленка.

В «далеком» 2019 году в подмосковных Люберцах управление образованием рассматривало объединение несколько школ для учеников с разными ограничениями по здоровью. Вдумайтесь, в одно инклюзивное учебное заведение решили объединить коррекционную школу-интернат для слабовидящих в Малаховке, школу для детей с отставанием в умственном развитии в Марусине и интернат для сирот в Томилине. Родители школьников требовали оставить интернаты в неизменном виде, справедливо опасаясь за результат такого слияния.

Скажите, какой педагогический талант, провидение, научные исследования могли дать такие рекомендации? В советские времена инициаторам подобных экспериментов выдали бы заключение, запрещающее работать в системе образования.

В объединении сегодня столкнулись два фактора – экономический и социальный. Объединение образовательных организаций и их перевод на подушевую систему финансирования совпало с требованием президента повысить зарплаты бюджетникам до средних областных показателей. Согласно майским указам, подписанным Владимиром Путиным еще в 2012 году, зарплата должна была дорасти до «средней заработной платы в регионе». Такая непростая головоломка для чиновников практически затмила социальную составляющую создания крупных комплексов: как в условиях оптимизации педагогического штата и совмещения обязанностей в рамках одной ставки продолжить предоставлять качественные образовательные услуги школьникам.

В реальности плановые проверки Счетной палаты по итогам первого года реорганизации образовательных учреждений показали: в 36 регионах страны расходы на содержание объединенных комплексов не уменьшились, а возросли. Винят в этом аудиторы то обстоятельство, что основной формой реструктуризации является присоединение в виде филиалов и подразделений, которые не могут организовать «грамотное использование» занимаемых площадей. Изначально подразумевалось, что территориальное укрупнение образовательных учреждений и полная ликвидация малокомплектных, нерентабельных школ и детских садов сэкономят для бюджета не один миллиард рублей. На деле выяснилось: ситуация с помещениями и участками, подпадающими под программу объединения, в каждом регионе настолько непохожа на то, что происходит в соседней области, что односистемно навести порядок не получится.

К тому же, решая, что именно «оставить нельзя ликвидировать», теоретически ориентировались не только на административно-хозяйственную обстановку, но и на высокую социальную и педагогическую задачу – повысить уровень образования и зарплат педагогов.

Опасения множатся, в том числе, подтверждаемые отставкой Министра образования г.Москвы. Поговаривают- из-за разбившейся о действительность реформы объединения.

Сами представители Счетной палаты, убедившись в спорной экономической выгоде данной оптимизации образования, поспешили поставить под вопрос целесообразность формирования подобных комплексов. В отчете сотрудники ведомства указали, что «не установлено влияние проведенных мероприятий на повышение эффективности деятельности образовательных организаций». Более того, «ни один регион не обеспечил достижение 100 % значений показателей, установленных соглашениями».

Количество образовательных учреждений сокращается – как и число трудоустроенных специалистов школьной и дошкольной систем образования. Последние годы службы юридической поддержки населения заполонили вопросы работников, попавших под волну укрупнения. Например, многим заведующим ликвидированных детских садов в лучшем случае предлагают остаться в штате нового комплекса в должности методиста с зарплатой куда ниже прежней. Более того, даже чтобы остаться на более низкой должности, им необходимо пройти переквалификацию, возобновить педагогический стаж.

Под неминуемое сокращение попадают, как правило, делопроизводители (их обязанности возложат на замдиректора и новых заведующих), кастелянши (теперь вместо них общий завхоз), «безопасники» (их заменили системой видеонаблюдения, управляемого из головного учреждения).

Каково работается тем, кому повезло – руководителям образованных комплексов? Практика показывает, что у топ-менеджеров объединенного коллектива отсутствует соответствующий опыт управления подобными организациями. Каждый из них сам решает, что первичней – система управления или педагогические задачи. Преподавательские коллективы в рамках одной структурной единицы, как правило, продолжают работать автономно.

Декан факультета «Менеджмент в сфере образования» Московской высшей школы социальных и экономических наук Елена Ленская предвидя последствия правильно сказала: «Самое главное, чтобы план развития комплекса предшествовал слиянию, а не возникал как следствие, когда объединение уже произошло и надо срочно придумывать, что со всем этим делать. За рубежом темпы преобразований, принципиально другие. Раньше, чем у школ возникает осмысленный план такого объединения, его не происходит. Боюсь, что наш темп просто беспрецедентен».

Что с зарплатами, которые планировалось повысить в результате реорганизаций? Фиксированная часть ежемесячного дохода действительно стала выше, но практически повсеместно сотрудникам отменяют стимулирующие выплаты, поэтому конечная сумма, при увеличении нагрузки, осталась неизменной. «С января 2019 года всем нашим воспитателем отменили надбавку за инновации, то есть зарплата реально снизилась на несколько тысяч рублей, – рассказывает старший воспитатель объединенной прогимназии – детского сада из южного Подмосковья. – Кроме того, уже четвертый год нам, в отличие от коллег из самостоятельных детских садов, не дают никакой премии к Новому году. Объясняют тем, что мы и не школа, и не сад! Мол, не предусмотрено в бюджете премирование таких учреждений, как прогимназия».

В результате в некоторых комплексах на смену директорам пришли молодые «эффективные менеджеры», нацеленные рассудить всех учителей по справедливости, без кумовства. Механическое смешивание коллективов без учета человеческого фактора – преподавателей тоже не особо устраивала. Одновременно работать в нескольких зданиях, не знать в лицо коллег, тратить перемену на то, чтобы с кипой учебных пособий дойти до другого подразделения, понравилось не всем учителям. Противостояние между подразделениями одного комплекса обусловливал и тот факт, что в объединенном центре оказалось сложно распределять стимулирующие надбавки – из-за разной специализации отдельных частей единого целого.

Сейчас, продолжая, а где-то заканчивая реорганизацию образовательных учреждений, чиновники пытаются учесть все «московские минусы».

В реальности, по словам родителей, некоторые объединенные комплексы действительно навязывают платные кружки уже с первого класса. Получается, что день будущего первоклассника расписан заранее, за него уже все решили, на собственные увлечения времени у него не остается.

С 1 января 2021 года продолжат множиться сверхкомплексы "добровольно объединённых" образовательных учреждений.

Оптимизма пока нет. Как нет уже и сил у педагогов, «добровольно» вступивших на путь оптимизации.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.
Читайте также

Уроки Нюрнберга
В 79-ю годовщину начала Нюрнбергского процесса член Центрального совета «Союза советских офицеров» Михаил Гацко ознакомил учащихся средних образовательных учреждений с выставкой «Уроки Нюрнберга».

Г.А. Зюганов: Великий Октябрь зовет нас в будущее!
Россия будет великой и социалистической!




 
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
 
                
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
В.И. Кашин: «Два актуальных законопроекта в сфере ветеринарии приняты Госдумой в первом чтении»

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
Заявление Бюро Московского областного отделения КПРФ в поддержку совхоза им. Ленина

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам
Н.И. Васильев выступил на X (октябрьском) Пленуме ЦК КПРФ

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
Зампред Мособлдумы Константин Черемисов: Сельскому населению постоянную заботу

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Депутаты-коммунисты региональных парламентов Александр Наумов и Леонид Зюганов наметили совместные мероприятия в работе

Сергей СТРЕЛЬЦОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Сергей Стрельцов: сельские территории незаслуженно обделены вниманием


 





 

 

 

контакты

Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Телефоны МК КПРФ:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57

*******

Все данные

ГК КПРФ
в Московской области:
 
  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда