Специалисты установили, что «цветные революции» являются социальными технологиями государственных переворотов. Понимание этого и умение распознавать признаки технологичности в различных массовых протестных действиях позволяет выявить истинные цели их организаторов, разрабатывать и применять контртехнологии. Большой вклад в эту работу вносит межведомственный научный семинар «”Цветные революции”: современная эпоха и ее диагноз» на базе Института истории и политики Московского педагогического государственного университета.
Целенаправленно начали изучать и применять методы систематического манипулирования массовым сознанием германские нацисты, для чего привлекли профессиональных психологов и психиатров. Хотя ещё в годы Первой мировой войны в английском Веллингтон-Хаусе действовало на научно-методической основе Бюро военной пропаганды. Позднее основу для информационно-психологического обеспечения технологии «цветной революции» создали центры под эгидой ЦРУ, которые в начале 50-х г. г. XX века планировали информационно-психологическую войну против СССР. В 1984 году в американском городе Санта-Фе был создан Институт сложности якобы для междисциплинарных теоретических исследований. В его лабораториях разрабатываются модели и проекты управляемого хаоса в странах-мишенях. Первая из них была Югославия. Сегодня одним из крупнейших центров разработки методов «промывания мозгов» является чрезвычайно влиятельный на Западе Тавистокский институт в Великобритании.
Практически отработанная технология «цветной революции» опирается на разработки американского агента спецслужб Джина Шарпа. Основная идея Шарпа заключается в том, чтобы вытолкнуть оппонента в ту сферу, где он слабее, то есть втянуть власть в такие ситуации, в которых она демонстрирует свою слабость. Жовер Венсан писал: «Ненасилие даёт моральное превосходство и влечёт за собой поддержку других и потом, насилие – это та область, в которой власть сильнее». Шарп разработал 198 методов, которые разбиваются на 3 большие группы: протест и убеждение, отказ от сотрудничества – социального и экономического, включая забастовки, и, наконец, вмешательство в работу государственных органов.
Последовательность решаемых задач на пути к узурпации власти, согласно Г. Почепцову, следующая:
- захват непубличного (бытового, обыденного) пространства;
- захват неконтролируемого публичного пространства (общественный транспорт, очереди, массовые гуляния и другие скопления людей);
- захват контролируемого публичного пространства (освещение событий);
- захват официального пространства (переориентация значительности части властной элиты, блокирование правительственных учреждений);
- захват «сакрального» пространства (захват национальных символов, правовое закрепление результатов протеста).
Главным признаком «цветной революции» является реализация эталонного сценария. Для них характерен почти театральных уровень драматургии. В «цветных революциях» применяется особая символика, цель которой запустить механизм распознавания «свой-чужой». Длительное время в качестве символов используются цветы: в Грузии розы, в Тунисе жасмин, в Белоруссии васильки в Киргизии тюльпаны и т. д. Отсюда и названия этих бунтов - «цветные». Цветочные символы призваны указать на ненасильственный характер протеста. Однако опыт жертв «цветных революций» показывает, что ненасилие является лишь легендой прикрытия. Если мирный протест не приводит к успеху, а власть демонстрирует слабость или делает ошибки, мирный протест перерастает в насилие. В Грузии толпа силой ворвалась в парламент и разгромила зал заседаний. На Украине майдан 2013-2014 сопровождался сотнями жертв и поджогами.
Любая технология предполагает повторение одной и той же последовательности элементарных операций. Ключевые элементы, реализуемые в технологии «цветных революций» следующие. Выбор времени её проведения. Масштабное привлечение молодёжи для протестных действий. Этому способствуют некоторые особенности молодёжной социальной группы, которые рассмотрены ниже. Активное задействование СМИ, сети Интернет. Через них создаётся иллюзия массового протестного движения – люди склонны следовать за большинством. Участие большинства оправдывает любые действия как лидеров, так и всех участников. В СМИ демонстрируются яркие события и образы, зачастую с режиссированные или спровоцированные, например, найденный труп зверски замученного, якобы агентами власти известного вожака из среды молодёжи. Используется революционный маркетинг, т. е. продажа бунта. Воспроизводится модный стиль «цветной революции»: атрибутика, элементы одежды, выступления музыкальных групп, выступления харизматичных лидеров, наконец, лиц, которые профессионально владеют навыками манипулирования поведением толпы. Широкое использование для финансирования протестного движения зарубежных или местных неправительственных организаций, которые скрывают свою связь с зарубежными структурами.
Любая «цветная революция» имеет период скрытой подготовки. Изучается обстановка и социальные ожидания населения. Разрабатываются символы и слоганы. Формируется поддержка в СМИ, в среде творческой интеллигенции, среди чиновников. В различных загородных лагерях формируются и обучаются «ударные силы» для противостояния с силами правопорядка. На семинарах готовятся агитаторы. Формируется иерархия руководства, составляются схемы оповещения и материального снабжения протестующих на улицах и площадях. Создаётся конспиративный орган управления. Проводится обучение преодоления страха. Молодым людям объясняют, что арест не трагедия, наоборот, ты становишься героем. Организуются группы поддержки, готовятся репортёры для оперативного освещения «беспредела» со стороны правоохранителей, «ужасов застенок», в которые «брошены» дети.
Зачастую «цветные революции» публично возглавляют люди, имевшие отношение к власти. Однако за спиной у них всегда стоят профессионалы по организации массовых выступлений, молодёжные профессиональные лидеры-иностранцы, зарабатывающие на проведении бунтов.
Функции центров управления выполняют американские посольства. Например, в Югославии этим непосредственно занимался посол США в Белграде Ричард Майлз, он же в этой же должности руководил свержением Шеварднадзе в Грузии, в Минске – также посол США Майкл Козак – ветеран подобных операций в Центральной Америке.
Почему в авангарде используется молодежь? Молодёжи свойственен максимализм, обострённое чувство справедливости, желание перемен, интерес участия в активных, якобы исторических действиях. Молодёжь лучше других возрастных групп организована в своей среде, при этом она в силу недостатка знаний и опыта недостаточно хорошо ориентируется в политической ситуации, не всегда разбирается в моральных качествах и целях претендентов на лидерство. Молодым нечего терять. Среди молодёжи бывает модно не любить власть. Здесь проявляется свойственный молодежи психологический феномен взросления - сопротивление воле родителей. Попытки власти усмирить разбушевавшуюся молодёжь пресекаются лидерами и пропагандистами «цветной революции», представляются в СМИ, в обществе в целом, как неадекватное применение силы («Что вы делаете! Они же дети»).
После югославского переворота в городе Новисад недалеко от Белграда была создана учебная база «революционеров» для Грузии, Украины и других стран. Eщё в 2005 году различные зарубежные фонды, включая фонд Сороса «Образование для демократии», «Молодёжь за свободу слова», фонды Стефана Батория (США-Польша) и Роберта Боша (ФРГ), организовали проведение различных образовательных программ на территории Польши для представителей молодёжных организаций Белоруссии, Украины, Калининградской области.
Для нейтрализации намерений организаторов «цветных» бунтовщиков важно учитывать феномен толпы. В нашем контексте это определённое общее психическое состояние группы людей. Густав Лебон подчеркивал неспособность толпы к восприятию рациональных, основанных на логике аргументов и выделял три основных психологических механизма: заражение, внушение, подражание. Эти же механизмы превращают социальные сети в пространство управления эмоциями, внедрения искусственно сконструированных образов. Группа людей оказывается в состояния крайнего возбуждения, заражена одной простой идеей, чаще всего идеей «долой!». В этом состоянии и студент, и их педагог ведут себя примерно одинаково примитивно независимо от образования и социального статуса. Состояние крайнего эмоционального возбуждения и сосредоточение на простой идее приводит к примитивизации психического поведения, на первый план выходят глубинные эволюционно первичные психические реакции, близкие к животным. Человек чувствует огромную силу в результате единения с большой группой людей, освобождается от чувства ответственности, от моральных ограничений, и при этом ему навязывается ощущение сопричастности к свершению «великих» событий. От всего этого человек испытывает эйфорию и подсознательно пытается её удержать.
Следующая черта – культура перфоманса, т. е. представления, шоу. Так, на майдане был организован непрерывный концерт, прямые телетрансляции. Эти действия призваны способствовать психоэмоциональной мобилизации.
Отдельно необходимо остановиться на роли и значении в «цветных революциях» социальных сетей, информации которых доверяют около 78 % людей. Задача управления в сети – найти агентов, которых можно склонить к сотрудничеству, а также целенаправленно выращивать таких агентов. Сервисы социальных сетей стали одной из главных арен информационного противоборства. Так, уже в 2009 году YouTube и Twitter были использованы в качестве главных инструментов отслеживания и активного воздействия на развитие иранской «зеленой революции», «цветная революция» в Молдавии получила название «Twitter революция».
В целом же, как показал опыт использования ресурсов социальных сетей в ходе «цветных революций», благодаря достигнутым технологиям продвижения необходимых идей в социальных сетях можно мобилизовать большие массы людей и навязывать им нужное представление о реальности, а также решать организационные задачи проведения бунта. Не случайно выбираются цвета. Исследования отечественных учёных свидетельствуют о существенной зависимости цветовой чувствительности от эмоционального состояния человека. Предпочтение к красно-жёлтым оттенкам отражает эмоцию радости и состояние повышенной активности центральной нервной системы.
«Технологиям «мирного» саморазрушения надо противопоставить технологии мирного самосозидания и самоусложнения, - нового гуманизма XXI века, соединяющего развитие и свободу личности, её духовную самостоятельность и нравственную определённость», - утверждает руководитель института истории и политики МПГУ Ананченко А.Б. Здесь следует добавить – технологии восстановления социализма, реализации принципа жизнеутверждения общества и личности, технологии стратегического и метастратегического движения к коммунизму, раскрытия творческого потенциала человека-творца.