Последняя стальная магистраль Советского Союза

Константин Елисеев

Не так давно в редакции «Подмосковной Правды» мы проводили своеобразный опрос наших читателей о том, какая железная дорога была построена на закате Советского Союза.

Несмотря на достаточно высокий интеллектуальный уровень подписчиков и вообще жителей Московии, большинство из них называло БАМ и строящуюся магистраль от ст. Бамовской в сторону Якутска, железную дорогу в районе Нового Уренгоя… скажу честно, если бы я не интересовался историей железнодорожного транспорта, то мои ответы были бы идентичны читательским.

На самом деле, в конце восьмидесятых годов прошлого века, на юге Подмосковья была построена хордовая магистраль, связывающая Павелецкое и Рязанское направление Московской ж.д., соответственно, станции Узуново и Рыбное. Безусловно с БАМом, Транссибом или Северной железной дорогой эту стройку нельзя сравнивать, да и протяженность линии без малого 69 км, тем не менее, дорога должна была играть важнейшее народнохозяйственное значение в Центральной России.

Вообще конец восьмидесятых был золотым этапом развития стальных магистралей Советского Союза. Миллиарды тонн груза, миллионы пассажиров… можно не открывать какие-либо энциклопедические источники, достаточно посмотреть расписание движения поездов с двух второстепенных вокзалов столицы, Савеловского и Рижского, ежедневно, эти «провинциальные» вокзалы столицы обслуживали по четыре пары поездов, а летом их количество доходило до шести… Казанское и Павелецкое направления были перегружены, как и участок Большого кольца Московской ж.д., особенно на перегоне Михнево - Воскресенск - Рыбное, поэтому для разгрузки юга и юго-востока Большого кольца было приятно решение простроить , на расстоянии примерено в 140 км от столицы эту хордовую магистраль.

Несмотря на довольно простые горно-геологические условия, строителям и проектировщикам пришлось столкнуться с рядом технических трудностей, дело в том, что в начале восьмидесятых от Москвы-Павелецкой до ст. Ожерелье контактная сеть Павелецкого направления была подключена к постоянному току, а далее в сторону Узуново и Павельца использовался переменный ток. Контактная сеть Казанского направления полностью была подключена к постоянному току, поэтому пришлось пререподключить участок Ожерелье - Узуново на постоянный ток со строительством соответствующих электроподстанций, локомотивного депо в Узуново и иных объектов инфраструктуры.

Последняя стальная магистраль Советского Союза

станция Узуново

В результате чего получилось, что две важнейшие магистрали через соединительную ветку Узуново-Рыбное «подсели» на постоянный ток, что соответственно сокращает время движения поездов, не требует смены локомотива и проведении иных технических процедур.

Последняя стальная магистраль Советского Союза

разъезд 12 км Серебряно-Прудский г.о. Московской области

1 февраля 1989 года по этой линии прошла первая электричка, ряд участков было двухпутными, кое -где на дороге строились даже высокие платформы. «Конечно сейчас, когда значительно упал объем производства в реальном секторе экономики, значение этой дороги не так актуально, как в те дни. Но мы гордились, что в самых отдаленным районах Подмосковья, частично в Рыбновском районе моей родной Рязанской области пройдет железная дорога. Проектировщики все предусмотрели, чтобы сохранить уникальные сельхозугодья, природные объекты, реки и ручьи, которые пересекает дорога. Были поострены удобные железнодорожные переезды, мосты и путепроводы, чтобы без лишних затрат доставлять продукцию, перегонять скот с пастбищ… Дорога проходит фактически по двум районам Московской области, Серебряно-Прудскому и Зарайскому, захватывает небольшой участочек Луховицкого района, в девяти местах магистраль проходит и по территории Рыбновского района Рязанщины, что существенно сократило местным жителям путь до Москвы и Рязани.

Последняя стальная магистраль Советского Союза

пл.21 км Рыбновский район Рязанской области

Кроме того, в начале девяностых на границе наших областей многим москвичам и рязанцам были предоставлены тысячи участков для садоводства, образованы десятки СНТ, в те годы не у многих были автомобили и благодаря дороге люди могли добираться до своих участков по железной дороге, сделав пересадку либо в Рыбном либо в Узуново….», вспоминает Владимир Иванович Кашин, в те годы возглавлявший Серебряно - Прудский райком КПСС, а ранее Московскую селекционную станцию в Узуново.

Действительно, в самом начале девяностых магистраль активно развивалась. Для разгрузки Казанского направления, с Павелецкого вокзала по ней стали ходить поезда Самару, Воронеж, Волгоград, одно время для разгрузки Москвы пошли и транзитные пассажирские поезда, которые делали остановку на единственной станции Макеево, что в 30 км от Зарайска, а это весьма удобно зарайцам и жителям южного Подмосковья, добираться на юг России ив Поволжье минуя столицу.

Сейчас магистраль переживает не лучшие времена. Количество электричек значительно сократилась, в среднем ходит три пары в день, нет больше того пилотного проекта, когда с Павелецкого вокзала, через Узуново - Макеево стал ходить электропоезда до Рязань, больше нет электропоездов сообщением Ожерелье - Рыбное…

В ряде СМИ иногда появляются суждения о нужности этой дороги и о возможности ее демонтажа. Конечно, эти мысли не беспочвенно. того объема продукции. который выпускался на закате Советской власти мы в скором времени не получим, да и перевозить грузы по железной дороге сейчас не очень то и выгодно при таких драконовских тарифах, но уничтожать стратегическую магистраль нет никакого смысла.

Последняя стальная магистраль Советского Союза

станция Рыбное

Да может она не приносит, как какая-нибудь иная деятельность 300% прибыли и ее эксплуатация не так рентабельна как платные автодороги и торговля воздухом… а что у нас сегодня в России, в Нечернозеимье прямо уж так рентабельно? Может сельское хозяйство в условиях рискованного земледелия или селекционные исследования, результат от которых мы ждем годы, а порой десятилетия…

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.
Читайте также
Поздравляем с днем рождения!
Поздравляем с днем рождения!МК КПРФ поздравляет с днем рождения первого секретаря Балашихинского ГК КПРФ Александра Владимировича Дегтяренко.

Каширские медики поблагодарили руководителя фракции КПРФ Александра Наумова за помощь больнице
В ходе рабочего визита в г.о. Кашира, зампред Мособлдумы Александр Наумов посетил ГБУЗ Московской области «Каширская больница».





 
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
 
                
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
В.И. Кашин: «Сельская наука – на передовой!»

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
Заявление Бюро Московского областного отделения КПРФ в поддержку совхоза им. Ленина

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам
Депутат Госдумы помог ликвидировать несанкционированную свалку

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
Вернем историческую правду!

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Заместитель Председателя Мособлдумы Александр Наумов поздравил с 90-летием Валентину Хрусталеву

Сергей СТРЕЛЬЦОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Сергей Стрельцов: сельские территории незаслуженно обделены вниманием


 





 

 

 

контакты

Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Телефоны МК КПРФ:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57

*******

Все данные

ГК КПРФ
в Московской области:
 
  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда