Не так давно в редакции «Подмосковной Правды» мы проводили своеобразный опрос наших читателей о том, какая железная дорога была построена на закате Советского Союза.
Несмотря на достаточно высокий интеллектуальный уровень подписчиков и вообще жителей Московии, большинство из них называло БАМ и строящуюся магистраль от ст. Бамовской в сторону Якутска, железную дорогу в районе Нового Уренгоя… скажу честно, если бы я не интересовался историей железнодорожного транспорта, то мои ответы были бы идентичны читательским.
На самом деле, в конце восьмидесятых годов прошлого века, на юге Подмосковья была построена хордовая магистраль, связывающая Павелецкое и Рязанское направление Московской ж.д., соответственно, станции Узуново и Рыбное. Безусловно с БАМом, Транссибом или Северной железной дорогой эту стройку нельзя сравнивать, да и протяженность линии без малого 69 км, тем не менее, дорога должна была играть важнейшее народнохозяйственное значение в Центральной России.
Вообще конец восьмидесятых был золотым этапом развития стальных магистралей Советского Союза. Миллиарды тонн груза, миллионы пассажиров… можно не открывать какие-либо энциклопедические источники, достаточно посмотреть расписание движения поездов с двух второстепенных вокзалов столицы, Савеловского и Рижского, ежедневно, эти «провинциальные» вокзалы столицы обслуживали по четыре пары поездов, а летом их количество доходило до шести… Казанское и Павелецкое направления были перегружены, как и участок Большого кольца Московской ж.д., особенно на перегоне Михнево - Воскресенск - Рыбное, поэтому для разгрузки юга и юго-востока Большого кольца было приятно решение простроить , на расстоянии примерено в 140 км от столицы эту хордовую магистраль.
Несмотря на довольно простые горно-геологические условия, строителям и проектировщикам пришлось столкнуться с рядом технических трудностей, дело в том, что в начале восьмидесятых от Москвы-Павелецкой до ст. Ожерелье контактная сеть Павелецкого направления была подключена к постоянному току, а далее в сторону Узуново и Павельца использовался переменный ток. Контактная сеть Казанского направления полностью была подключена к постоянному току, поэтому пришлось пререподключить участок Ожерелье - Узуново на постоянный ток со строительством соответствующих электроподстанций, локомотивного депо в Узуново и иных объектов инфраструктуры.
станция Узуново
В результате чего получилось, что две важнейшие магистрали через соединительную ветку Узуново-Рыбное «подсели» на постоянный ток, что соответственно сокращает время движения поездов, не требует смены локомотива и проведении иных технических процедур.
разъезд 12 км Серебряно-Прудский г.о. Московской области
1 февраля 1989 года по этой линии прошла первая электричка, ряд участков было двухпутными, кое -где на дороге строились даже высокие платформы. «Конечно сейчас, когда значительно упал объем производства в реальном секторе экономики, значение этой дороги не так актуально, как в те дни. Но мы гордились, что в самых отдаленным районах Подмосковья, частично в Рыбновском районе моей родной Рязанской области пройдет железная дорога. Проектировщики все предусмотрели, чтобы сохранить уникальные сельхозугодья, природные объекты, реки и ручьи, которые пересекает дорога. Были поострены удобные железнодорожные переезды, мосты и путепроводы, чтобы без лишних затрат доставлять продукцию, перегонять скот с пастбищ… Дорога проходит фактически по двум районам Московской области, Серебряно-Прудскому и Зарайскому, захватывает небольшой участочек Луховицкого района, в девяти местах магистраль проходит и по территории Рыбновского района Рязанщины, что существенно сократило местным жителям путь до Москвы и Рязани.
пл.21 км Рыбновский район Рязанской области
Кроме того, в начале девяностых на границе наших областей многим москвичам и рязанцам были предоставлены тысячи участков для садоводства, образованы десятки СНТ, в те годы не у многих были автомобили и благодаря дороге люди могли добираться до своих участков по железной дороге, сделав пересадку либо в Рыбном либо в Узуново….», вспоминает Владимир Иванович Кашин, в те годы возглавлявший Серебряно - Прудский райком КПСС, а ранее Московскую селекционную станцию в Узуново.
Действительно, в самом начале девяностых магистраль активно развивалась. Для разгрузки Казанского направления, с Павелецкого вокзала по ней стали ходить поезда Самару, Воронеж, Волгоград, одно время для разгрузки Москвы пошли и транзитные пассажирские поезда, которые делали остановку на единственной станции Макеево, что в 30 км от Зарайска, а это весьма удобно зарайцам и жителям южного Подмосковья, добираться на юг России ив Поволжье минуя столицу.
Сейчас магистраль переживает не лучшие времена. Количество электричек значительно сократилась, в среднем ходит три пары в день, нет больше того пилотного проекта, когда с Павелецкого вокзала, через Узуново - Макеево стал ходить электропоезда до Рязань, больше нет электропоездов сообщением Ожерелье - Рыбное…
В ряде СМИ иногда появляются суждения о нужности этой дороги и о возможности ее демонтажа. Конечно, эти мысли не беспочвенно. того объема продукции. который выпускался на закате Советской власти мы в скором времени не получим, да и перевозить грузы по железной дороге сейчас не очень то и выгодно при таких драконовских тарифах, но уничтожать стратегическую магистраль нет никакого смысла.
станция Рыбное
Да может она не приносит, как какая-нибудь иная деятельность 300% прибыли и ее эксплуатация не так рентабельна как платные автодороги и торговля воздухом… а что у нас сегодня в России, в Нечернозеимье прямо уж так рентабельно? Может сельское хозяйство в условиях рискованного земледелия или селекционные исследования, результат от которых мы ждем годы, а порой десятилетия…