1 сентября этого года школьников и педагогов в России ждет новшество, предложенное новым молодым министром просвещения.
Теперь у нас, прямо как в Америке, каждую неделю перед началом занятий будут торжественно поднимать государственный флаг. Для этого перед новым учебным годом спешно формируют группы флагоносцев, назначают им кураторов, расписывают их обязанности. Всем остальным ребятишкам тоже нужно будет объяснить, чтобы во время поднятия флага вели себя прилично, стояли положив руку на грудь, как в голливудских фильмах...
Конечно, в воспитании у детей чувства патриотизма ничего плохого нет. Можно было бы, правда, заметить, что патриотизм предполагает развитие собственных национальных традиций, а не копирование всего, что распространено за океаном. Тем более что те же люди внушают нам сегодня, что всё, что идет с Запада – грязь и тлен...
Но я хотел все же сказать о другом. Торжественные церемонии не должны заслонять от нас проблемы, с которыми входит российская школа в новый, 2022/2023 учебный год. А проблем этих, увы, множество...
***
Одна из главных среди них – сокращение количества школ. С 2000 года у нас в стране проводится программа «оптимизации» сельских школ. Под этим красивым словом скрывается их банальное уничтожение. Согласно программе в маленьких поселениях, где не так уж много жителей, школы закрывают (у нас же подушевое финансирование – чиновники экономят на всем!). Детей предлагают возить на специальных автобусах в близлежащие, более крупные, села. Результатом действия этой программы стала ликвидация к 2018 году более 20 тысяч сельских образовательных учреждений! К 2022 году школ на селе стало меньше в 2 раза по сравнению с 2000 годом. Сколько уж говорилось о том, что и сами школьники, и их родители глубоко возмущены этим настоящим погромом образования! «Оптимизаторы, видимо, во всем исходят из идеальных условий. Но… Школьных автобусов не хватает, они застревают и буксуют на наших дорогах, детишки пешком идут в соседние деревни в снег и дождь... В конце концов родители со своими детьми-учащимися бросают родные поселения и переезжают в те, где есть школы, а то и уезжают в города. В деревнях остаются одни старики, а с уходом их и деревни исчезают. С 2000 года в России появилось около 20 тысяч заброшенных деревень. Дома стоят пустые, иногда в них селятся бродяги, скрываются беглые преступники, в некоторых живут сектанты.
В городах ситуация тоже непростая. Школы переполнены, названия классов доходят до последних букв алфавита. Несколько лет назад в одной из школ города Краснодара сформировали 33 параллельных первых класса от 1-го А до 1-го Я! Новость тогда облетела всю страну.
В августе в прессе сообщается, что в Новосибирске в этом году в школе, рассчитанной на 500 учеников, будет учиться в 3 раза больше. В крупные города едут сотни тысяч переселенцев из малых городов и сел. Везде ведется точечная застройка, появляются новые жилищные комплексы эконом-класса, в них селятся бедолаги, влезшие в ипотечное ярмо. Количество детей в районах растет, а в школах принимают учеников по месту прописки. Есть еще дети легальных мигрантов, которых в некоторых районах уже даже не тысячи (и, кстати, многие из них вообще не говорят по-русски)...
Социальное строительство у нас серьезно отстает от новых демографических тенденций (на самом деле ведь не хватает не только школ, но и детских садов, и других объектов социальной инфраструктуры)...
***
Отдельная большая проблема – нехватка учителей и их финансовое положение и условия работы. По словам главы Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяны Клячко, всего в школах страны в 2021 году не хватало 250 тысяч учителей. И это не удивительно, в том же году Минпросвещения сообщало, что 76% школьных учителей в России имеют ставку заработной платы ниже МРОТ! А МРОТ в РФ в этом году составлял 13 800 рублей!
Недавно знакомый педагог показала мне переписку в чате. Из нее следовало, что школы столицы одного российского региона ищут учителей русского языка. Завуч описывает условия: «зарплата достойная – не меньше 30 тысяч рублей, нагрузка – 36 уроков в неделю». Молодые специалисты тут же ей отвечают: «36 уроков – это 2 ставки, потому что 1 стандартная ставка – 18 часов. Получается, зарплата – 15 тысяч рублей в месяц. Это достойная зарплата?!» А ведь работа школьного педагога не сводится только к проведению уроков. Это и классная работа, и подготовка к занятиям, и ведение журналов, и участие в ремонтах, в летних экзаменах, в олимпиадах и конкурсах, в избирательных комиссиях. Да и 36 уроков в неделю – это 6 уроков в день с понедельника по субботу, с 8 часов утра до 3 дня, а потом – внеурочная работа до вечера, проверка и подготовка до ночи дома! А ведь дома есть еще и семейные дела, у учителя есть и свои дети…
Изменилось и отношение к учителям со стороны школьников и их родителей. К малообеспеченному, слишком скромно одетому учителю зажиточные родители относятся как к работнику сферы услуг, разговаривают с ним «через губу», во всем оправдывают свое дитя, а на учителя пишут жалобы. Дети таких родителей ведут себя неуважительно по отношению к педагогам, вызывающе нарушают дисциплину, грубят, хамят. В школе моего детства за хулиганство нас могли и в угол поставить, и, простите, линейкой щелкнуть – считалось, что так и надо. Теперь учитель за это не только работы лишится, а может под суд загреметь!
Стоит ли удивляться тому, что лишь 30% выпускников педвузов идут работать по специальности – в школы. Профессия учителя в России стремительно стареет. В 2021 году в российских школах было лишь 14% учителей моложе 30 лет. По прогнозам, если сохранятся нынешние тенденции, к 2029 году таковых останется в школах не более 6%!
В педколлективах школ почти не осталось мужчин, что тоже объяснимо: мужчина – добытчик, ему нужно семью обеспечивать, а много ли обеспечишь на 15 тысяч за ставку?
Бедные, замученные женщины пенсионного и предпенсионного возраста, с грузом рабочих и семейных забот, с хроническими заболеваниями, труженицы, которые пытаются хоть как-то передать полученные еще в советские времена знания детям и подросткам, развращенным современным обществом потребления и постмодернистским тотальным цинизмом, – вот социальный портрет современного российского учителя. А что будет, когда это поколение уйдет? Вероятно, будут школы, которые придется закрывать из-за отсутствия педагогов. Какое-то количество детей и подростков останется безграмотным. Большевики, придя к власти, ликвидировали безграмотность, теперь пойдет обратный процесс. Уже пошел. По данным, опубликованным в сборнике НИУ ВШЭ «Образование в цифрах», в 2021 году из тысячи опрошенных россиян в возрасте от 25 до 64 лет двое вообще не учились и не умеют читать и писать, 4 – окончили только начальную школу. По уровню грамотности в мире современная Россия – лишь на 19-м месте. В таких странах, как Норвегия, Люксембург, Куба, даже Польша и Эстония, абсолютная, стопроцентная грамотность.
А вот функционально неграмотных у нас уже 25% от общего числа, то есть 36 с половиной миллионов россиян. При функциональной неграмотности человек умеет читать и писать, но не может объяснить смысл развернутых текстов. Его грамотности хватает на то, чтобы написать короткое СМС-сообщение или уловить смысл рекламного объявления или поста в Телеграме. Тестирование в рамках ЕГЭ выявило, что многие современные школьники не понимают смысл отрывков из произведений Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, М.А. Шолохова. Им недоступны авторская ирония, контекст. Если же они что-то и поймут, то очень прямолинейно и примитивно, только начало текста, а дальше или не читают, или делают это механически («эффект Твиттера, где, как известно, сообщение не превышает 140 знаков). Причина этого – «клиповое мышление» у пользователей компьютеров и интернета, нелюбовь к чтению, ухудшение внимания и памяти. Появление миллионов людей, страдающих функциональной неграмотностью, но убежденных, что они образованны и всё знают и «понимают лучше ученых», приводит к удивительным феноменам. В стране, которая раньше считалась «самой читающей и образованной в мире», более 4 миллионов человек (3% россиян) уверены, что Земля – плоская…
***
С каждым годом растут расходы на подготовку ребенка к школе. Надо купить соответствующую одежду, рюкзак или портфель, ручки, карандаши, тетради, учебники, учебно-методическую литературу (например, словари для изучения иностранных языков). Нужно выделять деньги для проезда до школы, на обеды, на карманные расходы.
Понятно, что для бедных родителей это непросто. Они стараются «довести» чадо до 9-го класса, а потом говорят, что учить дальше – денег нет. Такой подросток в лучшем случае получит среднеспециальное образование, поступив потом в колледж, а скорее всего, останется на всю жизнь с аттестатом о среднем образовании.
С.Г. Кара-Мурза в свое время предупреждал, что либералы будут пытаться создать на руинах советской внеклассовой школы «систему двух коридоров», как на Западе. Это такая система образования, где есть элитные школы, как правило, частные и очень дорогостоящие. В них учатся дети богатых, которые получают достойное образование, поступают потом в ведущие университеты и после окончания их вливаются в ряды политиков, бизнесменов, управленцев – туда, где уже находятся их отцы и родственники. А есть школы для бедных, как правило, государственные и бесплатные, которые дают самое элементарное образование, чтобы в зарплатной ведомости расписаться, рекламную листовку прочитать или бегущую строку в телевизоре. Можно констатировать, что такая система у нас уже сложилась. Только школы для «элиты» не обязательно платные. Это просто престижные «гимназии», «лицеи» с хорошим финансированием, специально подобранным педагогическим коллективом (есть, конечно, и платная составляющая – дополнительные уроки, кружки, репетиторство прямо в школе). Специалист в области образования Исак Фрумин недавно признал, что «российская школа превратилась в устойчивый механизм воспроизводства социального неравенства». У нас фактически сложилось сословное общество, где дети выпускников престижных вузов, работающих на высоких бюрократических или бизнес-должностях в Москве, Петербурге и других городах-миллионниках, тоже попадают в престижные вузы, а потом тоже становятся частью элиты. Дети рабочих, крестьян, мелкой буржуазии остаются в рамках низшего класса. Причем социальных лифтов, каковыми было так богато советское общество, почти не осталось. Школа вместо того, чтобы уравнивать шансы и давать путевку в жизнь самым талантливым, независимо от происхождения, наоборот, работает как социальный фильтр.
Можно ли исправить положение? Конечно, можно. У государства есть огромные средства, получаемые от продажи энергоносителей, складированные в фондах. В одном ФНБ лежит более 14 триллионов рублей. Это 12% российского годового ВВП. И его запасы лишь пополняются. В августе 2022 цена за 1 тысячу кубометров газа на европейском рынке выросла до 3500 долларов США! По подсчетам «Блумберг», корпорация «Газпром» за 1 сутки получает уже 70 миллиардов рублей прибыли! Бюджет России должен просто лопаться от денег! Этого вполне бы хватило, чтобы поднять зарплаты учителей и до 50, 100 и даже 150 тысяч в месяц, решить жилищные проблемы учителей (например, путем выдачи жилищных субсидий, как сейчас это делается по отношению к чиновникам). Можно построить сотни новых школ, в том числе и в сельской местности, обеспечить их учебными материалами, библиотеками, компьютерами. Можно увеличить число бюджетных мест в вузах. Но для этого нужна политическая воля, основанная на реальном, а не декларативном стремлении поднять нашу промышленность, науку, культуру... Увы, таких решений нет. Есть лишь решение флаг поднимать и классные часы в виде политинформаций проводить...