Хочу поделиться с вами своим мнением и выводами по поводу своевременно появившейся на свет, в 2016 году, книги, В.Э. Багдасаряна - «Антироссийские исторические мифы».
Книга ценна не только тем, что в ней, в простой форме, раскрываются исторические мифы со времён призвания варягов, по наше новейшее время, но и показана их историко-политическая направленность. У каждого из 70-ти, разобранных в книге, мифов есть общая цель, направленная на подрыв исторического сознания, поскольку оно формирует общие ценности, которые создают из людской массы – народ.
Во время существования Российской Империи и Советского Союза была создана «сакральная матрица», со своими героями и своей священной историей. После развала СССР, начался демонтаж священной истории, и ценностной базы, на которой она произрастала. Под видом деидеологизации история была лишена концептуальности. До сих пор мы не имеем, единой концептуальной версии российского исторического процесса.
Если задать вопрос, а как с этим делом обстоит в других странах? Автор даёт ответ, что в других странах с этим всё в порядке. Есть учебники, по которым учатся дети и впитывают в себя ценности, которые преподаются вперемешку с национальной историей в школах, а дискуссии и трактовки событий происходят исключительно в научном сообществе. Таким образом ценностная матрица не разрушается, а продолжает существовать и воспитывать детей в рамках общей исторической преемственности и культуры.
Одним из вызовов сегодняшнего дня является новое усиление информационно-идеологического давления на Россию со стороны различных игроков мировой политики. Причем давление извне координируется с выступлениями внутри России, а история используется в качестве одного из главных инструментов воздействия, в том числе и на КПРФ. Партия это понимает и ведёт постоянную борьбу с таким давлением вот уже 30 лет. Российское государство признается нелегитимным, но не прямым образом, а опосредованно – через искажение его прошлого. Делается это для того, чтобы избежать прямых дипломатических столкновений.
Первым стратегическим ориентиром данного информационного наступления является мировое сообщество, которое подводят к идее о целесообразности изоляции российского пространства от остального мира.
Второе направление «похода» нацелено на постсоветское пространство. Заявляется тема геноцида, будто бы осуществлявшегося в отношении народов в период их пребывания в составе российского государства.
Третье направление ориентировано на внутрироссийскую аудиторию. Критика российского исторического опыта основывается на противопоставлении индивидуальных и групповых интересов интересам государства.
На множественных примерах автор показывает, как именно три вышеперечисленные подхода были воплощены в жизнь, в том числе на постсоветском пространстве. Чтобы успешно противостоять такому давлению, нужно в первую очередь сформулировать собственную ценностную позицию и вытекающее из неё собственное объяснение исторического процесса. При этом нужно понимать, что нельзя бороться с врагом, разделяя его же ценности. Партия КПРФ это понимает, а вот современные государственные мужи видимо ещё до этого понимания не дозрели.
Воспитательная функция истории сейчас не может быть реализована по причине отсутствия перечня закрепленных на государственном уровне общенациональных ценностей России. А формулировка ценностей упирается, в вопрос об идеологии. Принятый в начале 1990-х гг. концепт деидеологизации не мог не привести к выхолащиванию ценностей из программ преподавания истории и в учебной исторической литературе.
Идеология в данном случае не означает непременно политической ангажированности, она подразумевает наличие ценностной матрицы, на которой выстраивается в процессе преподавания исторический материал. Как правило, учебная историческая литература направлена на сакрализацию прошлого, и его героизацию, делает акцент на светлых страницах, великих свершениях. То, что предлагается во многих российских учебниках, – это, демонизация истории, – уничтожение собственного национального прошлого. Деидеологизация истории в России означала по факту принятие идеологии геополитических противников.
Одно из главных проявлений современной ценностной эрозии, – отсутствие положительных образов для подражания, которые необходимы молодежи. Герои берутся из национального исторического прошлого, а также создаются в рамках различных направлений художественного творчества. Особые задачи в этой связи возлагаются, на преподавание истории и литературы в школах. Если государство не пропагандирует героев целевым образом, то в сознании молодежи вырабатываются собственные образцы для подражания. Но в этом случае среди героев часто оказываются асоциальные персонажи. По этим причинам именно коммунистическая партия выступает против очернения образов советских героев и осуждает современные исторические кино-подделки.
Более того, в этом контексте я не удивлён такому большому количеству покинувшей России молодёжи, к большому сожалению, эти люди были как раз воспитаны на чужих героях и ценностях, поэтому они не видят своё будущее хоть как-то связанным с Россией, с Путиным у власти или без. Для них Россия предстала в виде абсолютного зла и существование государства для них перестало быть какой-либо ценностью, так как в их картине мира индивидуальное мыслиться выше общего.
Нужно чётко и ясно понять, что через историю прошлое связывается с настоящим и проецируется на будущее. Соответственно, важно сформировать умение выявлять причинно-следственные связи, мыслить в логике причин и следствий исторического процесса. История в современных учебниках перестала преподаваться как логически связный процесс, а предстает как информация. Чтобы история преподавалась как процесс, нужна как минимум концепция этого процесса.
Отсутствие концепции исторического процесса связано с состоянием государственного управления, которое выстраивается через «уроки истории». Если уроки не извлекаются или делаются ошибочные выводы, то государство развивается по сценарию неуспешности. Нужно понимать, что без знания прошлого невозможно увидеть будущее. Чтобы видеть будущее, надо иметь представление обо всем пути движения.
В современной России история оказывается бессвязным потоком фрагментов прошлого. Более того, из-за интерпретируемости любого исторического факта сознание ввергается в состояние хаоса. Появляется возможность трактовать любое событие прошлого как заблагорассудится творцу исторического текста, отсюда появляется огромное количество исторических мифов, с которыми приходится бороться, в том числе и на страницах этой книги.
В конце, автор приходит к заключению, что противостоять атакам можно, лишь при условии построения собственной ценностно-смысловой системы. Каждый факт в этой системе, каждая интерпретация встраивается в созданную теоретическую и ценностную матрицу. Наличие такой матрицы позволяет парировать любые новые выпады, отталкиваясь от уже готового методологического фундамента. Для этого необходимо начать формирование государственно исторической политики России.
От себя добавлю следующее. Для создания ценностно-смысловой системы не нужно создавать новые исторические мифы и лепить новых героев. Достаточно обратиться в недалёкое советское прошлое, изъять Солженицына из учебной литературы и реанимировать героические образы Суворова, Невского, Нахимова, Космодемьянской, Гастелло, Жукова, показать преемственность отечественной истории и наконец начать гордиться на государственном уровне советским опытом и сдёрнуть драпировку с мавзолея В.И. Ленина.