11 апреля, в Государственной Думе состоялся организованный по инициативе фракции КПРФ круглый стол «Законодательное обеспечение сбора, транспортировки и утилизации твердых коммунальных отходов в Российской Федерации». Депутаты фракции КПРФ в Мособлдуме во главе с зампредом Мособлдумы, руководителем фракции КПРФ Александром Наумовым приняли участие в его работе: Елена Мокринская, Татьяна Никитас.
Круглый стол открыл Председатель ЦК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Государственной Думе Геннадий Зюганов. В мероприятии приняли участие: заместитель Председателя ЦК КПРФ, руководителя Аграрного комитета Государственной Думы, академик РАН Владимир Кашин, Первый заместитель руководителя фракции КПРФ Николай Коломейцев, депутаты Госдумы, региональных парламентов, представители федеральных органов исполнительной власти, руководители компаний, осуществляющих обращение с ТКО, учёные и преподаватели вузов.
Руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме Александр Наумов выступил с докладом о реализации в Подмосковье «мусорной реформы», начавшейся в 2019 году. В своем выступлении он отметил:
В Московской агломерации: Москве и Подмосковье в год образует до 12.5 миллионов тонн коммунальных отходов, что составляет 20% от производимых в России ТКО.
В Московской области, при проведении мусорной реформы, был применён шоковый метод. Одновременное закрытие ряда расположенных в Подмосковье полигонов привело к мусорному коллапсу. Это стало катализатором стихийных протестов.
При проведении реформы ставились благие цели: закрытие ненавистных свалок, рекультивация полигонов, раздельный сбор мусора, извлечение до 40% полезных фракций, современные комплексы по переработке отходов, новые площадки по сбору мусора и современные заводы по переработке остатков мусора после сортировки. Под эти благие цели народу объявили новые тарифы на вывоз мусора. Для повышения доходов региональных операторов был введен экономически необоснованный и социально несправедливый расчет норматива образования ТКО, исходя из площади жилого помещения в многоквартирных домах и в индивидуальных жилых домах. В результате тарифы на вывоз ТКО значительно выросли, в среднем на 50%.
Московскую область поделили на семь кластеров и заключили контракты с регоператорами на 10 лет.
В результате, те компании, которые работали до региональных операторов, были или вытеснены с рынка, или привлечены на кабальных условиях на подряд.
Каковы же итоги этих шоковых реформ.
Объявили о закрытии всех 39 мусорных полигонов на территории Подмосковья. В настоящее время закончена рекультивация 17 полигонов ТКО. Запланировано к 2024 году, рекультивировать ещё 10 полигонов ТКО. Поскольку реализация федерального проекта «Чистая страна» рассчитана до 2024 года, то 12 закрытых полигонов Московской области не попали в данный проект.
В настоящее время Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации вопрос о форме и объемах финансирования мероприятий по ликвидации объектов накопленного экологического вреда окружающей среде, не вошедших в федеральный проект «Чистая страна», не проработан.
К началу 2023 г. введено в эксплуатацию 11 КПО («Комплексы по Переработке Отходов»). Официально заявляется, что на них сортировку проходят 100% всех поступающих отходов, 50% из которых направляется на вторичную переработку. Эксперты оценивают процент отправляемых на переработку отходов значительно меньше.
В любом случае Подмосковье по сравнению с другими регионами значительно продвинулось в экологической реформе, но до оптимистичных реляций далеко.
На территории Московской области образуется 4,1 млн. тонн ТКО в год. Соглашением между правительствами Москвы и Московской области предусмотрено поступление на объекты Московской области до 3,4 млн. тонн ТКО города Москвы. Общий объем поступающих на объекты области ТКО составляет до 7,5 млн. тонн в год. Вместе с тем, захоронение ТКО в 2022 году, согласно данным предприятий, составило 50% от общего потока ТКО, 50 % входящего потока направляется на утилизацию и вторичную переработку.
Фактически КПО, это крупные сортировочные предприятия, на которые свозятся отходы для дальнейшей обработки и извлечения полезных фракций, процент извлечения составляет на настоящий момент не более 20%. А остальное складируются на территориях КПО на временное хранение, ожидая своей утилизации на мусоросжигательных заводах. В Московской области строятся четыре таких завода, по термической обработке ТКО, с проектной мощностью каждого в 700 тысяч тонн/год, которые в лучшем случае заработают только в 2024 году. К тому же перспективы их эксплуатации и соблюдения технологии вызывают опасения граждан и экспертного сообщества. Но учитывая мощности строящихся заводов, процент отбора при сортировке и накопившиеся «хвосты» за четыре года реформы в Московской области, с уверенностью можно сказать, что КПО фактически превратились в новые полигоны, взамен закрытых.
Отсюда постоянные жалобы граждан на неприятные запахи и загрязнение водных объектов. Так в Алексинском карьере, находящемся практически в черте города Клин, высота горы мусора за полтора года значительно выросла, системы дегазации и очистки фильтрата не справляются.
Такая же ситуация КПО «ЮГ», расположенном в районе села Мячково, городского округа Коломна.
С аналогичными проблемами сталкиваются граждане проживающие поблизости и других КПО.
Идею раздельного сбора рекламировали как благую цель: приучить наших граждан культуре обращения с отходами и облегчить отбор фракций для повторного использования для производства новой продукции. Для этого установили синие контейнеры, в которые, сознательные граждане складывают стекло, пластик, бумагу и т.д. Все это собирает специальная машина с синей раскраской и везет на специальный участок для дальнейшей сортировки. А по факту при сортировке мусора извлекают до 20% полезных фракций. Граждане в домашних условиях никогда не смогут разделить свой мусор по полезным фракциям или их жилье превратится в сортировочную станцию, а мусор правильно не разделенный по фракциям подлежит полному циклу обработки. Но из-за логистических издержек (отдаленность КПО от мест сбора отходов) спецмашины с раздельным мусором разгружаются на мусороперегрузочных станциях, где раздельно собранный мусор подчас смешивается с обычными ТКО, загружается в большие бункера и отправляется на КПО.
К тому же предприятия, работающие на вторсырье, закупают не загрязнённые отходы производства и потребления у хозяйствующих субъектов, что приводит к снижению у региональных операторов объема ТКО поступающего на Комплексы переработки.
Для того чтобы приучить жителей сортировать мусор нужны стимулы и экономическая заинтересованность. У нас же тариф един для всех. Поэтому раздельный сбор прививается с трудом.
В ряде крупных гипермаркетов установлены автоматы для сбора вторсырья (пластиковых бутылок ПЭТ), так вот к ним выстраиваются очереди, население сдает вторсырье, а взамен получает балы на карточки торговых сетей, что равносильно деньгам. Вот, что такое экономическая заинтересованность.
В Подмосковье установлены фандоматы на территории 44 городских округов – всего работает 660 «ЭКОпунктов».
В 2022 году через «ЭКОпункты» было собрано более 11 млн единиц тары, вес собранных пластиковых бутылок и алюминиевых банок составил около 323 тыс. килограммов.
Московская область занимает одно из первых мест в Российской Федерации по объему образования и захоронения медицинских отходов, ежегодный объем которых составляет порядка 103 тыс. тонн. (10 % от всего объема мед отходов в РФ).
Фактически, медицинские отходы вывозятся на полигоны ТКО или сбрасываются в лесах/полях операторами, заключившими договоры на оказание услуг на условиях наименьшей стоимости.
По данным Правительства Московской области, ежегодно на несанкционированные свалки вывозится около трети образуемых медицинских отходов.
Законодательство об отходах производства и потребления свое действие на медицинские отходы не распространяет, обращение с ними является закрытым процессом. В целях решения этой проблемы Правительство Московской области и Государственная корпорация «Ростех» инициировали проведение эксперимента, предполагающего создание централизованной системы обращения с медицинскими отходами Московской области на базе специализированного регионального оператора. Данная инициатива была согласована резолюцией Президента Российской Федерации от 2 августа 2020 г. № Пр-1205.
Ожидается, что создание системы централизованного обращения с медицинскими отходами Московской области позволит повысить прозрачность деятельности хозяйствующих субъектов, снизить уровень негативного воздействия на окружающую среду за счет отказа от размещения медицинских отходов и предотвращения образования несанкционированных свалок.
По прошествии 4 лет реформы, Московская область, хотя и продвинулась дальше остальных регионов в реализации федерального проекта «Чистая страна», но кардинальных изменений в системе обращения с отходами не произошло. Не было введено в эксплуатацию ни одного объекта по утилизации отходов. Упор сделан на строительство 4 заводов по термической обработке (энергетической утилизации) ТКО (далее – ЗТО). Другие способы утилизации даже не рассматриваются. Хотя существует пиролизная технология непрерывного цикла для утилизации отходов, доказавшая свою эффективность и безопасность, к тому же более дешёвая. Жители получили повышение тарифов и огромное количество не санкционированных свалок на своей территории.
Конечно, реформа в сфере обращения с отходами давно назрела и необходима, экологические проблемы в стране и Московской агломерации требуют кардинальных решений и на наш взгляд есть способы их решений. Но решать их необходимо не за счёт населения, а с реформы методов захоронения, создания современных предприятий по переработке так называемых хвостов, внедрения новых технологий по утилизации мусора. Вот здесь и нужны региональные операторы, а сбор и первичную обработку отходов нужно оставить бизнесу, поставив его в жесткие нормативные рамки.
В связи с этим предлагается:
• Рекомендовать Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации включить мероприятия по ликвидации объектов накопленного экологического вреда окружающей среде, выявленных на территории Московской области в национальный проект «Экология»;
• Законодательно закрепить создание системы централизованного обращения с медицинскими отходами;
• Исключить расчет норматива образования ТКО исходя из площади жилого помещения в многоквартирных домах и в индивидуальных жилых домах как экономически необоснованный. При расчёте норматива образования ТКО использовать в качестве единицы физическое лицо, а в случае организации раздельного сбора отходов – по количеству и объему контейнеров;
• Активизировать работу по стандартизации упаковки, разработке возвратной тары, создание биоразлагаемой упаковки;
• Развивать и внедрять альтернативные термической обработке ТКО технологии такие, как пиролизная технология непрерывного цикла для утилизации отходов;
• Ввести ответственность, вплоть до уголовной, за нарушение технологии эксплуатации оборудования на заводах по термической обработки ТКО и технологии термической обработки ТКО;
• Ввести меры поддержки и стимулирования раздельного сбора отходов и меры поддержки производителей продукции из вторсырья.