Проблемы воспитания

Константин Черемисов, зам. Председателя Московской областной Думы, второй секретарь МК КПРФ, член ЦК КПРФ, полковник запаса

Совершенно очевидно, что в ситуации, когда мы, как подчеркивает власть, противостоим коллективному Западу, невозможно выстоять и победить без сплочения общества, единства власти и народа, подъема патриотического сознания.

В этом смысле вполне понятно, что власть меняет подходы к разработке и реализации молодёжной политики. Согласно опубликованному проекту указа президента, эти функции передаются Федеральному агентству по делам молодёжи. Таким образом, Росмолодежь будет не только «оказывать услуги» подрастающему поколению и управлять госимуществом, но и отвечать за патриотическое воспитание молодежи.

Большинство экспертов считают, что централизация полномочий в сфере молодёжной политики ожидаема и объяснима. Другое дело, будет ли от этого реальный толк. Проблема в том, что сами подходы работы, оценки ее результатов не меняются.

У нас сейчас реализуется (с 2021 года по 2024 год) Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Бюджет 100,9 млрд. рублей. Планируется, что к 2024 году 24% россиян будут вовлечены в систему патриотического воспитания; в каждой образовательной организации появятся рабочие программы воспитания; в различных мероприятиях будут участвовать 1660000 человек; будет организовано 150 мероприятий, направленных на популяризацию отечественной истории в РФ и за рубежом и т.д. в том же духе. И что, в результате этой работы и потраченных денег у нас станет больше патриотов?

Все эти формальные показатели – число мероприятий и участников, количество лайков, число подписчиков в различных телеграмм–каналах – абсолютно не связаны с реальными, насущными задачами молодежной политики, стоящими перед страной. Эта просто имитация деятельности и, к сожалению, освоение бюджета.

Но иначе и быть не может, если государство не выдвигает стратегические цели. Как справедливо подчеркнул социолог А.Мозолин, «в законодательстве лишь формально прописан образ молодёжи, какой её хотело бы видеть государство. А когда нет понимания, каким должен быть результат, тогда ощущается недостаток сущностного содержания и начинаются сбои в решении поставленных задач. Решить эту проблему можно, создав комплексную систему идеологического воспитания молодёжи, которая вберёт в себя лучшие практики СССР, но при этом будет не копировать их, а адаптировать к сегодняшним реалиям».

Но каких молодых людей хотела бы видеть власть? Нравственных, образованных, активных, неравнодушных, правдолюбивых, справедливых? Но такой молодежи нынешняя власть точно станет тесной.

В мае этого года в Анапе прошла Всероссийской конференции «Формирование эффективной системы патриотического воспитания детей и молодежи». В резолюции было отмечено, и совершенно справедливо, что «патриотическое воспитание требует системного подхода. Основополагающим фактором успеха воспитания гражданина и патриота своей страны является личный пример, профессионализм наставника и педагога». Стоит только добавить, что системный подход включает и всю проводимую властью политику. И положительные примеры должны показывать не только наставники, но, в первую очередь, государство своим отношением к гражданам страны.

Пока же мы видим, что десять лет идет снижение доходов россиян. Не менее половины из них живут в реальной бедности, доход ещё 35% населения составляет до 54 тыс. руб. Это при постоянном росте цен на все и вся.

В этом году, даже по официальным подсчетам Росстата, базовый набор для девочки–школьницы, куда входят одежда и канцелярия, обойдется в 26383 рублей, а для мальчика в 22298 рублей. Это ведь сопоставимо с месячными зарплатами во многих регионах страны! Семьям приходится влезать в кредиты и экономить на качестве из-за стремительного падения доходов.

Закредитованность (отношение среднего долга к среднему доходу) россиян с 2010 года выросла в три раза. По данным ЦБ, по состоянию на 1 мая текущего года долги перед банками достигли 30,22 трлн. рублей. Самая большая долговая нагрузка – в следующих регионах: Тува (115% от дохода), Калмыкия (79%), Ленинградская область (63%), Удмуртия (56%), Московская область (55%).

Одновременно с этим совокупное состояние 22 российских миллиардеров с начала года увеличилось на 32 млрд. долл. Невероятное богатство, которое они получают в результате приватизации общенародной собственности.

Представляете в какой стране мы бы жили, если бы не эта паразитическая прослойка! По подсчетам экспертов, «с 2000 года олигархи, которые прямо или косвенно имеют отношение к России, построили свыше ста роскошных яхт, чья общая стоимость более чем в два раза превысила расходы страны на создание новых боевых кораблей за тот же период.

За 23 года крайне обеспеченные олигархи из России истратили на свои яхты просто астрономические суммы. В совокупности это около 11 млрд. долларов, и ещё порядка 5 млрд. – на обслуживание. Эти деньги были заработаны в России, но перестали иметь какое-либо отношение к стране. Они не стали инвестициями в экономику государства, не пошли на нужды армии, на благотворительность, на развитие Дальнего Востока или куда-либо ещё. А ведь речь идёт об общей сумме почти в 1,5 трлн. рублей».

И от этой политики власть не отказывается. На последнем экономическом форуме в Санкт-Петербурге, вместо мобилизационной экономики, в качестве основного курса опять была представлена приватизация. Хороши примеры примеры патриотизма.

Еще в резолюции конференции сказано, «чтобы обеспечить эффективное воспитание чувства патриотизма через научные достижения, необходимо проводить широкомасштабные мероприятия, направленные на популяризацию современной науки и технологий в России, а также на ее продвижение в мировом сообществе».

Популяризация – это замечательно, но отношение государства к науке таково, что скоро и популяризировать нечего будет.

На Орловском форуме В.И.Кашин привел данные реального отношения власти к науке. «Удельный вес всей сферы экономики знаний в ВВП составляет 13%, в то время как в ЕС – около 30%, а в США – 40%. За последние 10 лет Россия утратила 343 конструкторских бюро и научно-исследовательских института со 117 тысячами сотрудников. Количество КБ сократилось с 362 в 2010 году до 233 в 2021. А их работников – со 157 до 109 тыс.».

Участники Анапской конференции подготовили различные предложения. Среди них, например, защита исторической правды, противодействие фальсификации истории. Замечательно, но до сих пор история нашего социалистического прошлого откровенно фальсифицируется.

Также участники конференции предлагают проводить работу по формированию уважения к памяти защитников Отечества. Реальность же такова, что партия власти на протяжении многих лет блокирует законопроект КПРФ «О детях войны», смысл которого не только в материальной помощи людям, которые восстановили страну после войны и создали тот социально-экономический потенциал, который сделал СССР сверхдержавой и на котором мы до сих пор держимся, но и в дани им уважения и благодарности.

Такая же неоднозначная ситуация наверняка будет складываться с принятыми поправками в закон об образовании, в частности, с трудовым воспитанием школьников, которое вводится уже в наступающем новом учебном году. Согласно Закону «Ученики школ будут участвовать в общественно полезном труде, предусмотренном образовательной программой с учетом возрастных и психофизических особенностей. Закон направлен на формирование у обучающихся трудолюбия, чувства причастности и уважения к результатам труда».

В советской школе труд был неотъемлемой частью учебного процесса. В.И.Ленин учил, что будущее общество обязано соединить обучение и производительный труд. Человека, продолжал он, нужно с раннего возраста воспитывать в сознательном труде, в духе товарищества и коммунистической организованности, в готовности подчинять свои интересы интересам коллектива.

С момента реставрации капитализма, труд, человек труда у нас стали не в почете. Труд, который и делает человека человеком. В школе отменили уроки труда, которые именно так и назывались. Школьные мастерские со станками, верстаками, швейными машинами, плитами исчезли. Уроки технологии в большинстве своем свелись к конспектированию учебника и подготовке проектов, презентаций и т.п.

Что же касается нового закона, то многие эксперты сомневаются, что поправки о трудовом воспитании кардинально изменят ситуацию. Во-первых, непонятно когда дети должны трудиться, ведь это не урок. Во-вторых, администрации учебных заведений просто побоятся привлекать учащихся к каким-либо серьёзным работам из страха ответственности в случае травмы: «трудовое воспитание ограничится стандартными ученическими обязанностями: поднять стулья на парты, полить цветы и так далее. При этом, скорее всего, станет больше всяких показательных мероприятий из серии субботников, памятной высадки деревьев и прочего».

КПРФ всегда выступала за возвращение школьного предмета «труд». Нормальные уроки, на которых школьники обучаются действительно полезным навыкам, знакомятся и овладевают основами профессий.

Как мы видим, все приведенные примеры доказывают правоту классиков марксизма, которые установили, что воспитание обусловлено господствующими общественными отношениями.

Современная Россия опять встроена в цепь капиталистических государств. Значит и выражает, и защищает интересы господствующего класса, который в нашей стране еще и компрадорский, зависимый, олигархический. Поэтому вполне понятно, что власть, по большому счету, вынужденная артикулировать запрос общества на патриотизм, не способна в силу самой своей природы конструктивно решать вопросы патриотического воспитания.

Как подчеркнул Г.А.Зюганов на Апрельском Пленуме, «Конечно, патриотизм – понятие историческое. Его содержание определяется конкретной общественной формацией.

Запад развязал против России настоящую войну на уничтожение. Условия спасения – мобилизация народных сил и сплочение общества. Но власть сохраняет свой олигархический курс. Это в корне противоречит интересам Державы и усиливает угрозу национальной катастрофы. Классовый интерес мешает правящим кругам опереться на жизненно важный советский опыт. Чтобы оправдаться за это, власть официально пропагандирует русский мир при агрессивном антисоветизме».

Это лицемерие молодежь видит и чувствует. И никакие конференции, многочисленные мероприятия не способны изменить ситуацию.

В самом деле, кто нам нужен творческая личность или квалифицированный потребитель? Очевидно, что для страны – первое, но для нынешней власти – второе.

Поэтому и вроде как отказываясь от Болонской системы, порвать с этим процессом она не собирается. В одном из официальных ответов на запрос депутата С.П.Обухова прямо говорится, что «нахождение в Болонском процессе – важный элемент сохранения экспортного потенциала российской системы образования». В связи с чем депутат-коммунист вполне резонно делает вывод, что «мы нацеливаем нашу систему образования на экспорт».

Поэтому партия власти блокирует предложения КПРФ о выходе из таких структур как ВТО, МВФ, ВОЗ, которые и олицетворяют тот самый агрессивный коллективный Запад, которому вроде как противостоит власть.

Альтернатива капитализму существует только одна – путь социалистического преображения. Как сказал Г.А.Зюганов, «Пора мечтать и дерзать, созидать и побеждать, стремиться вперёд и достигать самых ярких высот». На этом пути, таком светлом и понятном, будут воспитываться настоящие патриоты нашей Родины.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.




 
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
 
                
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
В.И. Кашин: «Ода русскому языку»

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
Заявление Бюро Московского областного отделения КПРФ в поддержку совхоза им. Ленина

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам
Депутат Государственной Думы Николай Васильев принял участие в открытии выставки

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
Империализм ведёт к ядерной катастрофе

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме Александр Наумов провел прием граждан в Коломне

Сергей СТРЕЛЬЦОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Сергей Стрельцов: главное, чтобы слова президента услышали этажом ниже


 





 

 

 

контакты

Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Телефоны МК КПРФ:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57

*******

Все данные

ГК КПРФ
в Московской области:
 
  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда