Начинается новый учебный год. Для КПРФ вопросы образования всегда были приоритетными. Ведь совершенно очевидно, что образование всегда являлось и является системообразующей и странообразующей сферой. Оно или выступает важнейшим фактором подъёма и укрепления государства, развития всех членов общества (воспитание всесторонне развитой личности, как было при социализме), или превращается в систему обслуживания господствующего класса (формирование квалифицированных потребителей – задача, которую озвучил небезызвестный министр Фурсенко).
Недаром разрушение страны началось с разрушения советской системы образования. Уже в девяностых, начале нулевых годах либеральное правительство РФ брало кредиты в МБРР на модернизацию образования.
Вот некоторые из первоочередных рекомендаций МБРР: «закрыть педагогические институты»; «закрыть профессиональные училища»; ввести «подушевое финансирование школ»; «не повышать долю расходов на высшее или среднее профессионально–техническое образование в общем объеме ВВП»; «устранить «несправедливость и неэффективность экзаменационной системы». Согласно рекомендациям МБРР, школа должна стать инструментом в борьбе с нравственностью и духовностью в России, предлагалось установить «минимальные стандарты гражданственности».
Все эти рекомендации правительством были выполнены. К 2010 году было закрыто 40 педагогических институтов; система профтехучилищ фактически разрушена; из-за подушевого финансирования закрыты многие сельские, и в целом малокомплектные, школы; образование посадили «на голодный паек» и это длится и по сей день (доля расходов на образование в 2023 и 2024 годах – 0,9%, в 2025 году – 0,7% к объему ВВП); «несправедливая» экзаменационная система заменена на ЕГЭ.
А вот как о первых результатах «реформы» рассказал один из её руководителей Асмолов в интервью журналу «Огонёк» (2000 г.) «Мы видим прекрасную, умную, всепобеждающую наглость родителей и наглость детей, которые начинают качать свои права и требовать от школы, чтобы она готовила дитя к жизни и карьере. А не лепила из него то, что нужно Великому Отцу. И я, забыв о скромности, бью себя кулаком в грудь и горжусь тем, что был причастен к тому, что это произошло… Поколение, воспитанное школой, ориентированной на развитие личности, готово в случае чего поменять профессию, город и страну…».
В 2001 году по инициативе ректора ВШЭ Кузьминова создается Российский общественный совет по развитию образования. В 2004 году он представил доклад о совершенствовании структуры образования в России. Три важнейших принципа образования – всеобщность, бесплатность и фундаментальность – подвергались полному пересмотру как нерентабельные. По мнению Кузьминова, у нас слишком образованная страна: «…в нищей России учится 98,6% подростков в возрасте 16 лет, и на среднее образование тратится больше, чем на высшее». А в 2003 году РФ еще и к Болонской системе присоединилась.
Все эти «реформы» не могли не сказаться самым негативным образом. Коммерциализация образования привела к тому, что, согласно исследованиям, только в 2021–2022 учебном году родители потратили 2,1 трлн. (!) рублей на образование детей, что эквивалентно почти половине государственных трат на образование (расходы бюджетов всех уровней на образование в 2021 году составили около 4,6 трлн. рублей). Больше всего уходит на кружки, секции и репетиторов.
Навязанные тестирования и проекты, всякие креативности и прочие компетенции с неизбежностью привели к деградации образования. А это справедливо квалифицировать как преступление перед народом и государством. Ведь деградация образования влечёт за собой деградацию специалистов во всех областях.
Одно из самых негативных последствий – это внедрение «образовательных услуг». В результате резко упал престиж профессии учителя. В современной России дифференциация в оплате труда учителей составляет 7 раз. Минимальная зарплата практически нигде 70% от средней по региону не составляет. Она значительно ниже. Но даже и это, по словам д.экон.наук., преподавателя математики И.С.Аглицкого, не является основной проблемой. «На мой взгляд, дело в неуважении профессии в обществе – со стороны чиновников, родителей и самих детей. Учитель практически бесправен».
Стоит вспомнить слова В.И.Ленина, что «Народный учитель должен у нас быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял и не стоит и не может стоять в буржуазном обществе».
Буквально в последние годы наметились некоторые позитивные изменения. Так, сейчас в шести регионах идет эксперимент по оплате труда. То за что боролись коммунисты наконец начинает реализовываться. Речь идет о том, что должностные оклады, а также порядок установления и размер компенсационных и стимулирующих выплат учителям будет утверждать правительство РФ. Это создаст равные условия оплаты труда учителей разных регионов и сделает всю систему более прозрачной.
Указом Президента России 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Как сказал министр образования, «это еще раз подчеркивает высокую значимость учительской профессии, которая была и остается одной из самых главных на земле». Слова правильные, но главное, чтобы этими словами последовали реальные изменения, а не бумажные отчеты о проделанной чиновниками работе.
Новый учебный год начнется для более чем 17 млн. российских школьников. Для многих родителей сборы в школу с каждым годом становятся все тяжелее.
Исследования показывают, что треть родителей тратят на сборы детей в школу до половины зарплаты. В этом году, по данным Росстата, базовый набор девочки–школьницы, в который входят одежда и канцелярия, стоит 26 838 рублей. Это на 11,25% дороже, чем в прошлом. Собрать сына в школу обойдется семье в 22 298 рублей, что дороже прошлогодних расходов на 14%. При этом стоит напомнить, что только школьная форма в прошлом году подорожала почти на 30%.
Тем не менее, есть и определенные позитивные изменения, за которые выступали коммунисты.
Для младших школьников с 1 сентября вводятся обязательные горячие завтраки или обеды. В школах появятся профориентация и трудовое воспитание. Но современная российская реальность так часто преподносит примеры не реальных дел, а имитацию деятельности, что у многих экспертов возникают опасения, что эти уроки могут стать очередным мероприятием для галочки. Обоснование для опасений имеется, т.к. остается много вопросов. По поводу трудового воспитания мы уже отмечали, что следовало бы вести нормальные уроки труда. Что касается обязательных уроков по профориентации для учеников 6–11-х классов, то учителя ожидают очередного серьезного увеличения нагрузки. Школьные учителя не специалисты по профориентации, им еженедельно придётся тратить время на подготовку к занятиям по методическим рекомендациям, как и в случае с «Разговорами о важном». Естественно, всё это будет сказываться на качестве преподавания основного предмета.
Но, пожалуй, основные нововведением станет то, что с 1 сентября 2023 года в школах начнет действовать единый стандарт образования. Все будут работать по единой федеральной образовательной программе и обновленным федеральным государственным образовательным стандартам.
По новым ФГОС количество учебных часов по русскому языку и литературе в школах увеличено почти вдвое. В федеральные рабочие программы по литературе включили Михаила Шолохова с «Тихим Доном» и Александра Фадеева с «Молодой гвардией».
В начале августа были представлены новые учебники по всеобщей истории и истории России для 10 и 11 классов. По оценкам экспертов, в новых учебниках есть некоторые положительные моменты. В частности, более объективно рассматриваются Сталинский и Брежневский периоды советской истории. Наконец вспомнили, что Сталин – это не только репрессии, но и модернизация страны, победа в Великой Отечественной войне. А Брежневская эпоха – это не застой с неэффективной экономикой. Это было бы, конечно, смешно. Ведь эта «неэффективная» экономика обогатила олигархов, на ее достижениях страна существует все постсоветское время и сейчас противостоит коллективному Западу!
Но все более очевидным становится то, что власть, вынужденная в современных условиях как-то пересматривать самые одиозные либеральные постулаты, по духу остается таковой.
Как отмечают эксперты, «в учебнике практически не упомянуты наиболее проблемные моменты новейшей истории государства, высветившие противоречивость происходящих в нём политических и общественных процессов. Например, всего один абзац посвящён монетизации льгот. Авторы рассказывают, насколько это решение было нужным и полезным. Но ни словом не упоминают о сопутствовавших ему массовых протестах недовольных льготников. Лишь мельком упомянута пенсионная реформа 2018 года, которая принесла для власти весьма неприятные последствия».
По оценке историка Е.Спицина, «учебник написан не с позиции научности, это не исторический текст, это беллетристика. Там, например, было написано, что произошло просто немыслимое событие, когда зарубежные партнёры арестовали наши 300 миллиардов долларов, находящиеся в их банках. Вы соображаете, что вы пишите? С одной стороны, вы пишите, что произошло немыслимое – как это немыслимое, вы зачем тогда управляете страной, если вы не предполагаете, что это может произойти? И потом – арестовали наши деньги, которые находятся в иностранных банках. Вы в чём расписываетесь, что вы наши деньги взяли и зачем-то упрятали в иностранные банки? А почему они не в наших банках? Сразу возникает куча вопросов. Вы сами себе стреляете в ногу. Вы собираетесь на подобного рода учебниках воспитывать патриотов? Учебник должен, прежде всего, содержать фактуру, методологию, а с методологией там полная беда. Ее фактически там нет. Если советские учебники базировались на марксистско–ленинской методологии, то есть изучение истории России через призму классового подхода, конкретно–исторического подхода и т.д., то здесь этого ничего нет. Тут какая-то мешанина методологическая».
В современных условиях борьба за восстановление в нашей стране системы подлинного образования, позволяющего личности развиваться и строить большое будущее, становится линией фронта за будущее России.
КПРФ готовит очередную редакцию большого законопроекта об образовании для всех и более десятка законопроектов, отвечающих требованиям общества. Так, находятся на рассмотрении Госдумы проекты о статусе педагогического работника и перевода ЕГЭ для начала в добровольный режим.
Коммунисты выступают за бесплатность обучения, справедливое финансирование школ, вузов, науки, финансирование приборной базы для исследований, увеличение студенческих стипендий до уровня прожиточного минимума, выделение на образование не менее 7% ВВП, прекращение тайного сохранения Болонского процесса.