24 сентября 2023 г. в России отметили 30-летие избирательной системы. Видеообращение по этому поводу сделал Президент РФ Путин В.В. (http://www.kremlin.ru/events/president/news/72331). Он абсолютно высоко оценил достоинства этой системы, в том числе и «цифровые решения», и дистанционное электронное голосование, и «уникальную, не имеющую аналогов систему видеонаблюдения». Однако прослушивание этого видеообращения вызывает не слёзы умиления, а оторопь. С одним лишь можно согласиться без всяких оговорок: избирательная система и её задачи – очень важны для общества. В остальном – только разочарования…
По факту, избирательная система России хороша только в форме идеального проекта, демонстрируемого несведущему потребителю. В реализации административная вертикаль власти виртуозно использует её для системного искажения волеизъявления общества. В результате особенности избирательной системы: многодневное голосование, институт наблюдения, формирование избирательных комиссий из разных источников, возможность голосования вне помещения для голосования, дистанционное электронное голосование и др., могут рассматриваться, как достоинства, лишь в абстрактно-теоретическом измерении. В действительности они оказываются условиями для тотальной фальсификации итогов голосования. На протяжении многих лет выборы на всех уровнях сопровождаются скандалами, связанными с грубыми нарушениями выборного законодательства. КПРФ неоднократно заявляла о непризнании тех или иных выборов. И на этот раз партия не признала результаты выборов в Алтайском крае, Ростовской и Ивановской областях. Однако никакой действенной реакции со стороны ни руководства ЦИК, ни публичной власти, ни правоохранительной, ни судебной системы нет. На примере прошедших в сентябре 2023 г. в г. о. Пушкинский Московской области «выборов» можно заключить, что администрация потеряла всякий страх и стыд, организуя их проведение.
За 30 лет функционирования избирательная система РФ действительно обеспечила несменяемость власти (за крайне редким исключением в некоторых регионах), а также добилась тотального разочарования в честности выборов и, следовательно, в значительной степени повлияла на пассивность избирателей и их отчуждённость от власти. При этом речь идёт, прежде всего, не о нарушении законодательства при агитации и предвзятости регистрации неугодных кандидатов на выборах, а именно об осуществлении процедур голосования и подсчёта голосов.
Само существование института наблюдения является, по сути, откликом на общественное недоверие к избирательным комиссиям. Демократический характер их формирования – мираж. Основной состав комиссий в настоящее время составляют члены, избранные по месту жительства и работы. Эти процедуры никак не прописаны. Кто там кого избрал по месту жительства или работы, толком не выяснишь. Администрация всегда изберёт того из жителей кого надо через подконтрольных обитателей муниципальных квартир, бюджетников с помощью управляющих компаний и шантажируемых руководителей ТСН и ТСЖ. Никакой кворум для выбора кандидата в избирательную комиссию жители, измученные коллективными отношениями с управляющими компаниями, никогда не соберут. Избрание по месту работы в современных условиях выглядит и вовсе чудно. У администраций достаточно ресурсов, чтобы без «шума и пыли» выбрать своих назначенцев из своих же кабинетов и штатов подконтрольных бюджетных и коммерческих структур. Так и делают.
В дальнейшем различные подсистемы избирательной системы, получая установки от администраций, соревнуясь и выслуживаясь, добиваются нужного результата по явке и результатам, манипулируя бюллетенями и записями в протоколах. Наблюдатели и некоторые члены комиссий могут служить порой неприятными помехами. Но на стороне руководства комиссий эксклюзивный доступ к документам, полномочия, право подписи и, главное, всемерная поддержка и стимуляция вышестоящих комиссий и, что особенно, тревожно, непринципиальность правоохранительной и судебной систем. Последние, когда к ним обращаются истцы и заявители в поисках справедливости и законности при проведении выборов, зачастую «не усматривают», «не опрашивают», «не запрашивают» (например, видео записи «уникальной не имеющей аналогов системы видеонаблюдения»), «не считают целесообразным» и т. д. и т. п. В результате аргументы и прямые доказательства правонарушений откровенно игнорируются, проверки не назначаются и, следовательно, составы не усматриваются.
Увеличение представительства партий в составе комиссий радикально ситуацию также не изменит. Реально оппозицию представляет лишь одна партия – КПРФ и в какой-то степени на правом крыле политического спектра заявляется «Яблоко». Остальные партии, действуя в парадигме капиталистического устройства, систематически, включая выборный процесс, прямо или косвенно сотрудничают с администрациями, в том числе через своих членов комиссий и наблюдателей. Исключение могут составлять отдельные пассионарные кандидаты, которые не сговорились с ЕР и пытаются через выборы решать не столько партийные, сколько свои личные амбициозные задачи под тем или иным партийным флагом.
Одним словом, буржуазная избирательная система в действии. Исправить дело могла бы сильная целенаправленная политическая воля сверху, но для этого не видно предпосылок, или массовая явка избирателей, но это тоже временно откладывается.
И всё же. Пока народу не надоело наблюдать, как его дурачат, надо добиваться правды в тех условиях, которые есть. В русских сказках, да и в реальной истории по большим праздникам принято было угощать народ с царского или барского плеча. В честь 30-летия избирательной системы мы вправе ожидать, что Председатель ЦИК Э. А. Памфилова одарит просителей указанием предоставить материалы видео записи и видеорегистрации, которые велись на избирательных участках в г. о. Пушкинский 8-10 сентября 2023 г. «уникальной, не имеющей аналогов системой видеонаблюдения» и позволит хотя бы «здесь и сейчас» развеять сомнения и заблуждения в отношении эффективности избирательной системы в России.