В последнее время участились случаи варварского отношения со стороны местных властных структур и аффилированных с ними организаций к памятникам истории, к объектам культурного наследия не только регионального, но и федерального значения. Руководствуясь сиюминутными интересами, выгодой, власти совершают деяния без оглядки на закон.
Этому могут быть разные причины: и элементарная правовая безграмотность руководителей и исполнителей из-за отсутствия у них должной квалификации (а нам известны случаи назначения на высокоответственные руководящие должности людей без высшего профильного образования, в последствии потерпевших фиаско), и выказывание угодничества по отношению к вышестоящему начальству, и ситуация конфликта интересов в контексте Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», то есть такая ситуация, при которой личная заинтересованность человека может повлиять на процесс принятия решения и, таким образом, принести ущерб, в частности, интересам общества.
Но, бывают случаи, когда имеют место (одновременно и сразу) все три поименованные выше причины, как это следует из приведенного ниже примера.
9 октября 2023 года на территории Островского погоста, с недавних пор официально именуемого муниципальным или общественным кладбищем, в спешном порядке анонимные землекопы-мигранты без соответствующих необходимых документов и разрешений пытались приступить к производству земляных, а также иных запланированных строительных работ. И это в обстоятельствах, когда, как признательно показал, тогда еще - первый заместитель главы муниципалитета в своем информационном посте от 21 октября 2023 г., цитируем: «В настоящее время идет разработка конкретной схемы и проекта», - конец цитаты.
Возникает вопрос: какой такой чрезвычайной необходимостью и срочностью можно объяснить означенную спешку?
Ответ прост. Наступил завершающий четвертый квартал финансового 2023 года. По оценочному суждению, как это часто бывает, администрация Ленинского городского округа озаботилась спешной проблемой - срочно «освоить бюджет», то есть, направить выделенные неизрасходованные деньги на какие-либо работы. Вот тут, как нельзя кстати и подвернулось Островское кладбище, где решили «установить ограждение, обновить дорожки внутри его территории», а также «создать красивую въездную группу со стороны рощи». Ну, словом, полноценно подготовиться к стремительно наступающей зиме…
Казалось бы, своя рука - владыка! Территория Островского погоста «в феврале 2023 года на основании Постановления администрации от 03.06.2022 № 2287 из земельного участка, принадлежащего храму на основании права бессрочного пользования, была выделена и передана в муниципальную собственность… с присвоением нового кадастрового номера 50:21:0000000:47620». Распоряжайся теперь кладбищенской землей как пожелаешь!
Да, вот незадача: территория кладбища «полностью расположена в защитных зонах, установленных для объектов культурного наследия федерального значения «Усадьба «Остров», XVI-XIX вв.; манеж, начало XIX в.; парк, 2 пол. XVIII-XIX вв.» и «Церковь Преображения, XVI в.», а также выявленного объекта культурного (археологического) наследия «Селище, 14-17 вв» и в непосредственной близости от означенных объектов. В этих юридически значимых обстоятельствах, как прямо указано в письме Главного управления культурного наследия Московской области от 25.04.2023 № 35 Исх-2863: «реализация планируемых работ может быть определена после включения в проектную документацию разделов об обеспечении сохранности объектов культурного наследия… Разработка документации, обосновывающей меры по обеспечению сохранности объекта археологического наследия, предполагает проведение археологических полевых работ», осуществляемых «специалистом, имеющим соответствующее разрешение (открытый лист)».
Но собственником к началу производства земляных работ сделано этого не было.
В понедельник, 9 октября 2023 года, членами общины - жителями села Остров удалось остановить подневольных землекопов при попытке начать незаконные работы. А уже на следующий день - 10 октября - на имя главы муниципалитета было подано тревожное коллективное обращение касательно предпринятых неправомерных действий (вх. №12501 ОГ 8989). Заявители искренне рассчитывали на то, что до получения ответа по существу их обращения высшим должностным лицом округа будет объявлен мораторий на производство каких-либо работ на территории Островского кладбища... Но, как скоро выяснилось (это произошло 19.10.2023г.), землекопы взяли паузу, чтобы волнения улеглись, а через несколько дней просто переместились на другие участки кладбища, скрытые от людских глаз, и там втихую рыли опоясывающую территорию погоста траншею глубиной в штык.
19 октября рабочие вышли-таки на людное место... С этого момента «все тайное стало явным».
Существовала в газетах в советские времена такая рубрика - «Письмо позвало в дорогу». По всей вероятности, именно коллективное обращение островчан побудило первого заместителя главы муниципалитета откликнуться на их зов и выехать 21 октября на островскую землю для встречи с ними. И довольно нелепой выглядит фраза замглавы администрации о том, что конкретная схема и проект находятся в стадии разработки, в то время как он (вместе со всеми присутствовавшими на встрече с ним) лицезрел пред собой фактическую свежевырытую траншею, которой предстояло стать дорожкой.
В своем информационном посте, опубликованном в соцсетях 21.10.2023г., означенный руководитель написал: «Жители выразили просьбу о предоставлении необходимых документов на проведение работ, и я абсолютно с ними согласен - прозрачность и точное соблюдение процедур являются важной составляющей в нашей работе», - конец цитаты. Так, в распоряжении жителей села Остров оказались копии документов, а именно:
1. Контракт между «Заказчиком» (МБУ «СПРС») и «Подрядчиком» (ООО «СТРОЙКО») без указания даты его подписания, что позволяет сделать заключение о том, что работы на кладбище производились по еще не заключенному договору. В этой связи возникает резонный вопрос: почему МБУ «СПРС», которое помимо основного вида деятельности вправе также осуществлять еще 62 дополнительных вида деятельности, - почему эта организация «закупает» у «Подрядчика» работы, кои относятся к виду деятельности, которую «Заказчик» способен осуществить самостоятельно? Другими словами: почему денежный бюджетный поток направляется не по естественному руслу прямому исполнителю, а по искусственному каналу - посреднику (третьему лицу)? Эта схема имеет признаки ситуации конфликта интересов в контексте Федерального закона «О противодействии коррупции». Означенное подозрение усиливается еще и тем обстоятельством, что «Подрядчик» является микропредприятием с минимальным размером уставного капитала и одним единственным работником - генеральным директором. А «Заказчика» представляет недавно ставший исполняющим обязанности директора индивидуальный предприниматель, лицо, предположительно, не имеющее обязательной квалификации для соответствия должности руководителя организации, лицо административно-зависимое.
2. Письмо администрации от 23 октября 2023г. №125-01исх-17857 за подписью начальника отдела архитектуры, составленное в ответ на обращение МБУ «СПРС». В нем изложены общие сведения касательно земляных работ, ограждения земельного участка. Но при этом содержится очень важный абзац: «Согласно ст.43 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, ЕСЛИ ИНОЕ НЕ УСТАНОВЛЕНО настоящим Кодексом, ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ЗАКОНАМИ»! А это, как раз, и есть та самая существенная оговорка, которая напрямую относится к рассматриваемому нами случаю!
3. Письмо ГУКН МО от 23.10.2023 №35 Исх-8494, в котором заместитель начальника Главного управления культурного наследия Московской области сообщает, что, цитируем: «по результатам проведенного 13.10.2023 г. выездного обследования территории объекта культурного наследия федерального значения - «Усадьба «Остров», XVI-XIX вв» нарушений законодательства Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия не выявлено», - конец цитаты. К сожалению, чиновником были проигнорированы другие объекты культурного наследия федерального значения. Впрочем, он и там не смог бы обнаружить нарушений законодательства. Просто, в день выездного обследования траншеи еще не были вырыты.
Но, вот, что главное: принимая во внимание федеральный статус объектов культурного наследия в селе Остров, нужно полагать, что и решения о законности производства каких-либо работ в их ареале должны приниматься не на региональном, а на федеральном уровне. И никак иначе.
А 7 ноября произошло «низложение» первого заместителя главы муниципалитета - он «сложил с себя полномочия», о чем в 17 часов 26 минут известил общественность на своей странице в VK. Следует отметить, что «активисты округа требовали его отставки с марта 2022 года. Именно тогда органами внутренних дел было возбуждено уголовное дело по статье «Мошенничество» в отношении лиц, участвовавших в «паевой» схеме»… Отставной руководитель курировал земельные вопросы и непосредственно участвовал «в схеме выделения в частную собственность сотен гектаров государственной земли под видом «колхозных паев». Кроме того, именно он «курировал реализацию крупных муниципальных контрактов на «благоустройство».
Однако, проблема нарушений законодательства Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия в селе Остров осталась не решенной.
Конституция Российской Федерации содержит императив: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры» (часть 3 статьи 44).
Циничное игнорирование этой нормы представителями власти неминуемо подрывает доверие граждан к самой власти. Неправовое поведение даже отдельных государственных и муниципальных служащих ложится порочащим пятном на всю власть, в целом.
Кроме того, поступая таким образом, государственные и муниципальные служащие и сами отказываются от исторического прошлого, и отказывают гражданам в заботе о нем. Они стирают исторические своеобразные черты в лицемерном старании подделаться под надуманное «благоустройство». Их деяния - это бесстыдное отступление от вековой, народным гением выработанной культуры, отречение от исконных начал русского народа, от исторического самосознания, отступление от церковно-общественных традиций. Это недопустимо. Как недопустимо занятие руководящих должностей необразованными и неквалифицированными людьми. Как недопустима коррупция и казнокрадство.
«Это недуг, который способен подточить даже самый сильный национальный организм, и нет осуждения, которое достаточно было бы для этого добровольного саморазрушения», - как замечательно выразился еще в 1904 году историк и общественный деятель О.А.Мончаловский в своей статье «Главные основы русской народности».
Как известно, угроза общей беды сплачивает. И не удивительно, что подписантами коллективного обращения от 10.10.2023 года стали и коммунисты, и беспартийные, и прихожане Храма Преображения Господня, и служители церкви… В этом единении граждан мы видим весьма положительное явление, нацеленное на приведение во власть людей не случайных, а честных, образованных и способных мыслить и действовать широко и мудро - по-государственному.
Перефразируя общеизвестную классическую тезу, можно сказать, что «никто не может дискредитировать власть, если сами представители власти ее не дискредитируют».