Обращения граждан к властям в свете «прямых линий»

Александр Дегтярёв. Фото: mtdata.ru

Прошел месяц со дня 20-й «прямой линии» президента страны Владимира Путина, имевшей место 14 декабря 2023 года. Но, как идут круги по воде от падения крупного предмета, так в обществе продолжается обсуждение этого события, тем более среди тех граждан, кто задавал вопросы.

Впервые такой телевизионной диалог главы государства с общественностью состоялся в 2001 году. Идея проекта принадлежит главным телевизионщикам К. Эрнсту (ОРТ, 1 канал) и О. Добродееву (ВГТРК «Россия»). С тех пор проведено 20 таких сеансов телевизионной магии, совмещавших в себе личный прием граждан, массовый срез общественных настроений, материалы социологических исследований (результаты которого сделают «для служебного пользования») и телевизионного шоу.

Традиция сохранялась даже в те годы, когда Владимир Путин занимал пост премьер-министра. Были также годы, когда общение с гражданами не состоялось (2004, 2012, 2020 (первый ковидный год) и 2022 год).

Власти и хозяева эфира гордятся, что ни в одной стране мира такого формата общения власти с народом не практикуется, и его рекордами: по длительности программы (в 2013 году Владимир Путин отвечал на вопросы россиян 4 часа 47 минут, и по числу вопросов, на которые он успел ответить – более 90 (2011 год). Но самое главное – количеством вопросов, заданных гражданами президенту, которое составляло в разные года от 400 тыс. (2001 г.) до 3,25 млн. (2015 г.), или в среднем около 2,0 млн. Не стала исключением и 20-я линия, когда поступило более 2,84 млн. вопросов.

Однако может быть, на самом деле, таким числом обращений нужно не гордиться, а стыдиться? Давайте задумаемся, что стоит за этими рекордами? Каждое обращение вызвано проблемой, которую люди пытались решить порой месяцами и годами, обращаясь во все инстанции, но результата не добились, даже когда закон и здравый смысл на их стороне.

Фактически, «прямые линии» президента являются частным случаем обращений граждан к власти, а говоря в терминах науки управления, каналом обратной связи органов власти и народа и показывают, как обстоят дела в государстве с этими самыми обращениями граждан.

Правоотношения в этой сфере регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» (далее – Закон). Надо сказать, что указанный Закон сыграл определенную положительную роль. Ведь до этого времени в течение 15 лет не было ничего, кроме положений нормативных актов времен СССР, не противоречащих Конституции РФ. Но практика показала, что в Законе имеются существенные недостатки.

Как возникают ситуации, когда обращение рассмотрено, но вопрос не решен?

Если поставить себя на место госслужащего, которому поручена работа с обращением гражданина, то согласно статье 8 Закона у него есть два варианта действий (альтернативных):

1) переадресация обращения в семидневный срок со дня регистрации, если оно содержит вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа или должностного лица – в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения;

2) рассмотрение обращения и ответ по существу за подписью руководителя государственного органа либо уполномоченного на то лица.

Допустим, в администрацию президента приходят письма с вопросами типа «Когда в Хакасии будет газификация?», или о закрытии школ и медпунктов в селах Астраханской области. Это значит, что люди уже обращались с этими проблемами к властям регионов, но им, например, отвечали: «Денег нет, но вы держитесь. Субвенций федерального бюджета на эти цели не предусмотрено». Людей такие ответы не устраивают, ведь проблема-то остается и они обращаются повторно, доказывая, что так жить невыносимо. Им отвечают снова в том же духе.

Ведь чиновниками считается, что заявителям дан отрицательный ответ по существу вопроса. И тогда применяется часть 5 статьи 11 Закона, которая гласит, что в случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа, должностное лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу, о чем ему направляется уведомление.

Таким образом, обращение рассмотрено, дан ответ по существу вопроса, но проблема остается, люди страдают и не могут понять, почему они должны это терпеть? Почему в великой державе, где поют «Славься страна, мы гордимся тобой», невозможно изменить их жизнь к лучшему?

Люди знают, что по Конституции именно глава государства определяет внутреннюю и внешнюю политику страны. И из года в год многие пребывают в иллюзии, что «царь – хороший, бояре – плохие»… Вот тогда и появляются миллионы вопросов на «прямую линию» президента, который в 2018 году сказал, что работает в команде единомышленников…

Сложнее всего, когда в обращениях поднимаются вопросы не регионального, а общегосударственного значения. И здесь при переадресации обращений очень часто возможны субъективные оценки со стороны чиновников, действующих в жестких рамках административного регламента того госоргана, куда пришло первоначальное обращение. С одной стороны, они понимают, что, например, жалобы в обращениях граждан на решения, действия (бездействия) министров, высших должностных лиц силовых органов, судебной системы, прокуратуры, глав регионов, Центробанка находятся в компетенции президента. Но с другой стороны, Закон не оставляет им другой альтернативы, кроме переадресации или разъяснения гражданину его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суде.

Характерный пример: представьте, сколько было обращений за эти 20 лет к президенту, премьеру, в Госдуму, ФСБ, прокуратуру о том, что, с ведома и согласия чиновников, в стране гробят гражданское авиастроение? Сколько статей в прессе, интернете было опубликовано о вредоносной деятельности команды Мантурова Д.В., в результате которой гражданское авиастроение в РФ доведено до нынешнего катастрофического состояния? Десятки статей в еженедельнике «Аргументы недели», ведущего давнюю борьбу за возрождение гражданской авиации, показали наличие связей руководства Минпромторга с зарубежными производителями гражданских самолётов, закупавшихся на протяжении многих лет в ущерб нашему авиапрому. Что же в итоге? Человек, которому страна обязана абсолютной зависимостью гражданской авиации от импорта боингов и эрбасов, в июле 2022 года назначен 11-м вице-премьером в правительстве РФ, чтобы бороться с последствиями своей «работы»…

Аналогичная картина в других важнейших отраслях – станкостроение, микроэлектроника, двигатели и комплектующие системы для авиапрома и т.д. Производство подшипников в стране – это стратегическая отрасль. А тут сделано все, чтобы страна потеряла в этом суверенитет. С 1990 года и до этих дней производство подшипников в России упало на 94 процента. В итоге – закрытые заводы, увольнение и дисквалификация персонала, тяжелые социальные последствия даже для предприятий ВПК.

Об ужасающих последствиях сердюковщины и других реформ Минобороны для СВО трудно говорить без содрогания. В России после развала СССР было 6 высших танковых училищ. Осталось – три, зато регулярно проводятся танковые биатлоны.

Закрыты пять артиллерийских училищ.

Досталось и военной авиации. Закрыто 9 высших летных училищ (готовивших летчиков и штурманов) и 7 высших военных авиационно-технических училищ (готовивших инженерно-технических специалистов). Ликвидированы 10 военных училищ ПВО.

Под «реформирование» попали не только училища, но и военные академии, когда гибли научные школы, оставался невостребованным профессорско-преподавательский состав:

- Военно-воздушная Краснознаменная академия имени Ю.А. Гагарина (2008 г.);

- Военно-воздушная инженерная академия имени профессора Н.Е. Жуковского (2008 г.);

- Военная Краснознаменная академия противовоздушной обороны имени Маршала Советского Союза Жукова Г.К. (2010 г.).

Никто не ответил за этот погром военного и военно-технического образования, подготовки офицерских кадров. С трудом удалось восстановить несколько училищ после изгнания «фельдмебеля».

Обо всем этом писали обращения, в том числе на «прямые линии», простые граждане, инженеры, специалисты, руководители предприятий, ученые, офицеры, военнослужащие, надеясь, что не могут же верховная власть, президент быть равнодушными к гибели своей промышленности и армии, не враги же они своей стране, своему Отечеству? Но информация об этом умело блокировалась или делалась имитация рассмотрения по принципу: «проблему нужно «взлохматить», затем – подвесить, опустить и сделать необратимой». Результаты этих обращений, по сути, – нулевые при полной безответственность чиновников.

Когда сигналы «обратной связи» не доходят до руководства страны или игнорируются, в результате мы имеем более 2 млн. вопросов на «прямых линиях». Там, где нужны политические решения (справедливый НДФЛ, новый подход к формированию бюджета, национализация Центробанка), обращения блокируют, «спускают на тормозах». Если общегосударственные проблемы не решаются годами, значит таково качество системы государственного управления. Все эти факты (миллионы вопросов) говорят о том, что вся система работы с обращениями граждан, сверху донизу, находится в глубоком кризисе.

Какие же в этой связи возникают предложения по изменению Закона № 59-ФЗ? На наш взгляд, при анализе писем (обращений) граждан кроме переадресации и ответа по существу, сотрудники органов власти должны иметь возможность выделения в отдельную категорию обращений, имеющих общегосударственное значение, требующих политического решения на уровне главы государства, Совета безопасности, правительства РФ. Такие обращения должны рассматриваться информационно-аналитическими управлениями администраций президента, правительства и другими институтами для анализа и выработки предложений: что необходимо сделать органам государственной власти для реализации справедливых и обоснованных предложений, поступающих от граждан, научных и общественных организаций? Речь может идти о необходимости изменений кадровой политики, усиления борьбы с коррупцией и кумовством, изменений федерального законодательства, в частности, изменений финансово-экономической политики, системы налогообложения, изменений внешней политики, информационной политики телевидения и государственных СМИ, государственной политики в сфере медицины, образования, культуры и других сферах государственного управления.

Пока этого нет, все эти многочасовые «прямые линии» будут лишь зеркалом призрачных надежд населения, клапаном для выхода недовольства людей и отражением кризиса порочного социально-экономического курса, в необходимости смены которого постоянно убеждают власть и общество КПРФ и её союзники.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.
Читайте также
Ближайшее окружение и есть Родина
По инициативе первого секретаря Красногорского ГК КПРФ Евгения Добровольского, в подмосковных Снегирях, в центре «Юный патриот», молодые фотографы встретились с ребятами из Донецка.

Гуманитарная акция в Ногинске
Коммунисты Ногинского ГК КПРФ провели гуманитарную акцию по распределению продуктовых наборов между первичными партийными отделениями для поддержки нуждающихся пенсионеров, многодетных семей, семей с низкими доходами.






 
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
 
                
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
В.И. Кашин: Рекорды прошлого, вызовы будущего: Второй Целине быть!

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
Заявление Бюро Московского областного отделения КПРФ в поддержку совхоза им. Ленина

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам
Депутат помог решить проблему организации парковочного пространства для жителей района Сокол города Москвы

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
Империализм ведёт к ядерной катастрофе

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Руководитель фракции КПРФ Александр Наумов: Медики области стоят на защите жизни каждого жителя, они заслуживают всяческой поддержки

Сергей СТРЕЛЬЦОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Сергей Стрельцов: в борьбе с борщевиком надо брать пример с Белоруссии


 





 

 

 

контакты

Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Телефоны МК КПРФ:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57

*******

Все данные

ГК КПРФ
в Московской области:
 
  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда