20 декабря 2023 года, в стенах Московской областной Думы, по инициативе фракции КПРФ, состоялось расширенное совещание на тему «О перспективах развития речного транспорта на водных объектах Московской области».
https://mkkprf.ru/28164-aleksandr-naumov-mosoblduma.html
Добрый день, уважаемые участники совещания!
Aнализируя современное состояние речного транспорта, можно констатировать определенную деградацию отрасли, которая создавалась столетиями образовав надежную и эффективную систему судоходства на реках России. По сути регулярное речное пассажирское сообщение в Московском бассейне началось в 1858 году на пароходах «Николай» и «Москва», которые шли от столицы до Коломны и Нижнего Новгорода, пассажирское пригородное судоходство из г. Москвы появилось только в 1867 году.
В ХХ веке шло строительство искусственных межбассейновых соединений, особенно активно в годы индустриализации страны. В этот период строились речные грузовые порты и пассажирские вокзалы, судостроительные предприятия, был создан современный транспортный, пассажирской и технический речной флот.
Большое внимание государством уделялось формированию системам высшего и среднего, технического образования и материально-технического снабжения, а также социальной защищенности плавсостава, работающего в отрыве от дома.
Реализация разработанного по инициативе В.И. Ленина (1920 г.) плана ГОЭЛРО, который предусматривало широкое использование гидроресурсов страны, позволило привести в современный вид внутренние водные пути Европейской части РСФСР. Важной вехой в реализации плана ГОЭЛРО стало строительство Канала имени Москвы (1932-1937 г.г.), протяженностью 128 км, который соединил р. Москву с р. Волгой. Благодаря созданной системе каналов: Волго-Балтийского, Волго-Донского и Беломорского за регионом закрепилось название «порта пяти морей» - Белого, Балтийского, Каспийского, Азовского и Чёрного. В результате ввода в эксплуатацию канала имени Москвы, протяженность внутренних водных путей в пределах границ Московской области составляет 482 км. Общая протяжённость внутренних водных путей Московского бассейна порядка 3800 километров.
После Великой Отечественной войны, самой разрушительной войны в истории человечества, уже в 1947 году, был утвержден проект теплохода «Москвич», предназначенного для городских и пригородных речных перевозок на короткие расстояния. В последующие годы в эксплуатацию введены пригородные теплоходы «Москва» и «Заря», а также скоростные теплоходы на подводных крыльях проекта «Ракета», которые обеспечивали регулярные пассажирские перевозки между Северным речным вокзалом г. Москвы и населёнными пунктами Московской области: Мытищинского, Пушкинского, Химкинского, Дмитровского районов, г. Долгопрудный. Надёжность теплоходов проекта «Ракета», спущенных на воду в 1957 году, проверена временем, последние рейсы «Ракет» были выполнены в 2016 году.
Послевоенное обновление флота, способствовало расширению маршрутной сети: если в навигацию 1950 года в Москве было 11 внутригородских и пригородных линий, то в сезон 1975 года - 64 линии, с перевозкой флотом Московского речного пароходства около 20 млн. человек.
Рекордные объемы перевозок по внутренним водным путям в РСФСР были достигнуты в 1989 г. Перевозка грузов составила более 580 млн. тонн, перевезено порядка 100 млн. пассажиров. Речной транспорт стал активной составной частью транспортной инфраструктуры СССР.
К сожалению, в XXI веке он искусственно оказался невостребованным в экономике страны. Экономические преобразования, 90-х годов ХХ века и начала двухтысячных, были проведены без учета особенностей структуры внутреннего водного транспорта. К сожалению это привело к значительной потере производственных фондов, в том числе и флота, портов и, как следствие, к значительному снижению доли речного транспорта в едином транспортно-дорожном комплексе страны.
Кризис девяностых годов нанес существенней ущерб экономике страны и конечно же негативно отразился на развитии речного флота в Российской Федерации. Так, в 2000 г. по внутренним водным путям было перевезено всего 28 млн. пассажиров и порядка 120 млн. тонн груза. Пассажиропоток упал почти в 3,7 раза, а грузооборот на речном транспорте в 4,83 раза.
Реформы 1990-х г.г., процессы приватизации уничтожили крупные речные пароходства, которые были разделены на множество мелких судоходных компаний. Результатом стало отсутствие как у государства, так и у предпринимателей интереса к развитию системы флота и транспортной инфраструктуры.
Вследствие чего, на водных путях Московского бассейна, обслуживающих г. Москву и Московскую область к 2003 году в 12 раз, сократилось число пассажирских пригородных маршрутов. Осталось всего лишь два рейсовых межрегиональных пригородных маршрута Московского речного пароходства: Северный речной вокзал - пристань Тишково и пристань Черная речка, а также два местных маршрута в городах Коломна и Серпухов, связывающих их с садоводческими товариществами.
Начиная с 2018 года, в соответствии с Законом Московской области от 10.07.2018 № 111/2018-ОЗ «Об организации транспортного обслуживания населения внутренним водным транспортом общего пользования… Московской области» Минтрансом Московской области пригородные маршруты водного транспорта в городах Серпухов, Коломна и Лыткарино датируются за счет средств бюджета региона.
За навигационный период 2023 года речным пригородным транспортом Подмосковья указанными маршрутами воспользовались всего 31 тыс. человек. Основной поток зафиксирован на маршруте в Лыткарине, в Серпухове и Коломне за сезон перевезено свыше 13400 человек, это почти на 15% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Что касается дальних пассажирских перевозок, то с 1995 года прекращены государственные дотации на перевозки по маршрутам: «Москва - Астрахань - Москва», «Москва - Ростов на Дону - Москва». Так до 1995 года по этому маршруту курсировало 18 теплоходов с графиком отправлений из Москвы до Ростова на Дону и Астрахани через день, но до настоящего времени данный пассажирский маршрут так и не восстановлен.
Вместе с тем, в 2006 году произошла отмена субсидирования и соответственно фактическое прекращение работы речного транспорта Московского речного пароходства в Московском бассейне в качестве общественного транспорта. В этой связи судоходные компании вплоть до 2020 года в основном занимались организацией праздничных мероприятий и прогулками по воде.
В тоже время, начиная с 2020 года, в Москве стали воссоздавать маршрутно-экскурсионную сеть, включив в нее 10 основных экскурсионных прогулок и 1 переправу, открыта первая часть круглогодичного речного транспортного маршрута «Киевский - Сердце столицы». В настоящее время Минтрансом Московской области при участии Департамента транспорта Москвы рассматривается вопрос об интеграции сети речного транспорта столицы в Подмосковные речные маршруты.
При восстановлении в 2020-2023 г.г. Северного и Южного речных вокзалов г. Москвы было полностью возрождено речное Московское Золотое кольцо. Этот маршрут был создан в 1959 году, значительная часть которого проходит по территории Московской области, простирается на север от г. Химки до г. Дубны, на юг от г. Дзержинский до границы с Рязанской областью.
На территории Московской области расположено 35 причалов (13 грузовых), 28 из которых находятся в ведении ФГБУ «Канал им. Москвы». При этом 26 причалов находятся в ненормативном или аварийном состоянии, что не позволяет их использовать для межрегиональных перевозок как для судов, отправляющихся из г. Москвы, так и для транзита речных круизов в направлении других регионов и городов.
Кроме того, до сих пор в Подмосковье невозможно в полном объеме использовать водные пути для движения речного транспорта. Такой ситуации способствует ряд негативных причин. Прежде всего снижение глубины водных путей, она в последние 25 лет сократилась в среднем на четверть, а протяжённость путей с гарантированными габаритами судового хода снизилась на 30 процентов. Эти проблемы усугубляются и маловодностью ряда рек. В таких условиях более половины судов не могут ходить с полной загрузкой. Одной из причин такой ситуации является, как русловая, так и прибрежная недродобыча. Это ведёт к убыткам, к увеличению количества убыточных рейсов. Самая серьезная ситуация складывается на Оке, протяжённость которой по территории области составляет 215 километров.
Обмеление Оки, например, в районе Каширы с 1950 года составило 2 метра, в Серпухове - 1,6 метра. Сейчас уровень падает примерно на 2-3 сантиметра в год. Иногда больше. Но есть и обратные примеры. В русле Оки, в Калуге, песок не добывают уже лет 15 и уровень воды там стабилизировался! В этой связи, вопросы недропользования должны постоянно находиться на контроле надзорных органов в целях обеспечения судоходства и сохранения экосистемы Московского бассейна.
Немаловажное значение для подержания Единой глубоководной системы Российской Федерации в Московском бассейне имеет и эксплуатационное состояние судовых гидротехнических сооружений, которых в Московском бассейне насчитывается 238 единицы, средний возраст которых порядка 90 лет.
ОАО «Порт Коломна» и ООО «Порт Серпухов», ОАО «Московское речное пароходство» осуществляют грузовые перевозки на территории области и также заняты пассажирскими и прогулочными перевозками.
В структуре грузовых перевозок основное место занимают навалочные строительные материалы (песок, щебень, камень и др.), в навигацию 2022 года по Московскому бассейну перевезено 25 млн 766 тыс. 733 т грузов, что на 6,32% превышает показатель 2021 года. Однако в 2023 году объем грузоперевозок снизился и составил порядка 24,1 млн тонн, хотя 1990 году объём перевозимых грузов превышал 50 млн. т.
Ситуация, связанная с развитием судоходства по Московскому бассейну, схожа и для всех судоходных бассейнов Российской Федерации, поэтому вопросы развития всех сегментов речного транспорта, внутреннего туризма в последние годы неоднократно рассматривались как на федеральном, так и на региональных уровнях.
20 июня 2023 года Президентом Российской Федерации проведено совещание, посвящённое вопросам развития речного судоходства, отметив, что одной из ключевых задач является развитие водного пассажирского транспорта. В продолжение этого совещания, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации утвержден перспективный план строительства гражданских судов на период до 2035 года.
В настоящее время в Российской Федерации насчитывается 12700 речных судов, из них 1289 пассажирское судно. В 2023 году для достижения целей этого плана принято решение о финансировании строительства 260 судов на период 2023–2027 годов с использованием средств Фонда национального благосостояния, путем реализации инвестиционных проектов льготного лизинга морских и речных судов. Среди них - 119 грузовых и 73 пассажирских судна, а также баржи, буксиры, плавучий док и другие суда.
К 2035 общее количество построенных судов должно составлять 500 единиц. В ряде регионов, таких как Татарстан и Нижегородская область заработали линии речного общественного транспорта, в том числе с применением современных отечественных судов на подводных крыльях, электросудов - катамаранов, возобновили работу межрегиональные речные маршруты.
В настоявшее время на Московском бассейне, на пассажирских круизных маршрутах эксплуатируются суда, построенные в 60-80-е годы прошлого века, на судоверфях: СССР, ГДР, Венгрии, Австрии и Чехословакии.
На водных путях Волжского бассейна, к которому относится и Московский бассейн в эксплуатацию, за последние годы, введено всего лишь три новых пассажирских круизных судна. В настоящее время на судоверфях Российской Федерации при поддержке Объединенной судостроительной корпорации строится более 50 пассажирских судов, строительство 38 из них в рамках программы лизинга.
В этой связи интересен опыт Москвы. В нынешнем году по госконтракту с Правительством Москвы, верфь АФК «Система» в Ленинградской области, построила 14 электросудов с высокими экологическими стандартами. завершается строительство еще 7 судов. Минтрансом Московской области в настоящее время прорабатываются вопросы строительства подобных судов для Подмосковья.
Для обеспечения судоходства на канале имени Москвы и в Московском бассейне в 1937 в Хлебникове был построен Хлебниковский машиностроительно-судоремонтный завод, который на сегодняшний день остался главной промышленной судоремонтной верфью на территории Московской области и в г. Москве.
Наработки в судостроении в последнее время демонстрирует и ОАО «Порт «Коломна», на базе которого в нынешнем году построено два речных буксира. Московский судостроительный - судоремонтный завод и Каширский судоремонтный завод, к большому сожалению, несколько лет назад прекратили и свое существование.
В Московской области, в 2020-2023 г.г. вопросам развития речного транспорта было посвящено ряд межведомственных совещаний, организованных Министерством транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области.
В ноябре 2022 года фракцией КПРФ в Московской областной Думе было проведено выездное заседание в с. Дединово Луховицкого городского округа, на котором рассматривались вопросы развития речного транспорта и связанного с ним внутреннего туризма.
В ходе выездного мероприятия было отмечено, что несмотря на то, что село Дединово, расположенное на двух берегах судоходного участка реки Оки, и находится на оживленном туристическом маршруте причал в Дединово отсутствует. В результате большой поток туристов транзитом проезжает это место с богатым культурно-историческим наследием. А ведь Дединово – Родина российского Военно-морского флота, государственного флага. Здесь была основана первая государственная кораблестроительная верфь для строительства морских судов, на которой был построен и спущен на воду первый военный фрегат «Орёл».
Тоже самое можно сказать и о Дмитрове, городе, который всего лишь на семь лет младше Москвы, основателем которого является Юрий Долгорукий. Дмитровский Кремль и другие достопримечательности этого края пассажирские суда проходят транзитом следуя по каналу имени Москвы.
При использовании речных маршрутов для организации массового отдыха нельзя забывать и о богатом природном потенциале региона, десятки особо охраняемых природных территорий расположены вдоль судоходных водных объектов, среди которых множество памятников природы, заказников… среди них значимое место занимает Приокско-Террасный биосферный заповедник, по сути являющийся визитной карточкой южного Подмосковья. К сожалению, доступ для посетителей к которому возможен лишь со стороны автодороги у деревни Данки.
Нынешняя ситуация показывает, что потенциал Московской области как туристического региона реализуется в недостаточной степени. Комплексный подход в сфере организации туристической деятельности раскроет туристический потенциал Московской области как на федеральном, так и на международном уровне. Внутренний туризм - самый доступный для граждан и крайне востребованный, при этом он способствует экономическому росту и пополнению бюджета региона, муниципалитетов. Эта отрасль отличается огромным мультипликативным эффектом. Поэтому необходимо устранить не только все бюрократические преграды, но и создать благоприятные условия для всестороннего развития туристско-рекреационных кластеров Подмосковья, в том числе развития их транспортной доступности – не только автомобильной и железнодорожной, но и речной.
Поэтому перед нами стоят вполне конкретные задачи:
- определение причин, затрудняющих развитие речного транспорта и водной транспортной инфраструктуры в Московской области;
- проанализировать перспективные направления развития речного транспорта в Московской области, в целях повышения экономической эффективности развития речного транспорта для экономики региона.
Полагаю, что предложения нашего совещания найдут свою реализацию в развитии транспортной системы Московской области. Речной транспорт займёт достойную позицию среди других видов транспорта, обеспечивающих динамичное развитие Подмосковья.