Доклад руководителя фракции КПРФ в Мособлдуме Александра Наумова к расширенному совещанию на тему: «О перспективах развития речного транспорта на водных объектах Московской области»

Александр Наумов - заместитель Председателя Мособлдумы - руководитель фракции КПРФ

20 декабря 2023 года, в стенах Московской областной Думы, по инициативе фракции КПРФ, состоялось расширенное совещание на тему «О перспективах развития речного транспорта на водных объектах Московской области».

https://mkkprf.ru/28164-aleksandr-naumov-mosoblduma.html

 

Добрый день, уважаемые участники совещания!

 

Aнализируя современное состояние речного транспорта, можно констатировать определенную деградацию отрасли, которая создавалась столетиями образовав надежную и эффективную систему судоходства на реках России. По сути регулярное речное пассажирское сообщение в Московском бассейне началось в 1858 году на пароходах «Николай» и «Москва», которые шли от столицы до Коломны и Нижнего Новгорода, пассажирское пригородное судоходство из г. Москвы появилось только в 1867 году.

В ХХ веке шло строительство искусственных межбассейновых соединений, особенно активно в годы индустриализации страны. В этот период строились речные грузовые порты и пассажирские вокзалы, судостроительные предприятия, был создан современный транспортный, пассажирской и технический речной флот.

Большое внимание государством уделялось формированию системам высшего и среднего, технического образования и материально-технического снабжения, а также социальной защищенности плавсостава, работающего в отрыве от дома.

Реализация разработанного по инициативе В.И. Ленина (1920 г.) плана ГОЭЛРО, который предусматривало широкое использование гидроресурсов страны, позволило привести в современный вид внутренние водные пути Европейской части РСФСР. Важной вехой в реализации плана ГОЭЛРО стало строительство Канала имени Москвы (1932-1937 г.г.), протяженностью 128 км, который соединил р. Москву с р. Волгой. Благодаря созданной системе каналов: Волго-Балтийского, Волго-Донского и Беломорского за регионом закрепилось название «порта пяти морей» - Белого, Балтийского, Каспийского, Азовского и Чёрного. В результате ввода в эксплуатацию канала имени Москвы, протяженность внутренних водных путей в пределах границ Московской области составляет 482 км. Общая протяжённость внутренних водных путей Московского бассейна порядка 3800 километров.

После Великой Отечественной войны, самой разрушительной войны в истории человечества, уже в 1947 году, был утвержден проект теплохода «Москвич», предназначенного для городских и пригородных речных перевозок на короткие расстояния. В последующие годы в эксплуатацию введены пригородные теплоходы «Москва» и «Заря», а также скоростные теплоходы на подводных крыльях проекта «Ракета», которые обеспечивали регулярные пассажирские перевозки между Северным речным вокзалом г. Москвы и населёнными пунктами Московской области: Мытищинского, Пушкинского, Химкинского, Дмитровского районов, г. Долгопрудный. Надёжность теплоходов проекта «Ракета», спущенных на воду в 1957 году, проверена временем, последние рейсы «Ракет» были выполнены в 2016 году.

Послевоенное обновление флота, способствовало расширению маршрутной сети: если в навигацию 1950 года в Москве было 11 внутригородских и пригородных линий, то в сезон 1975 года - 64 линии, с перевозкой флотом Московского речного пароходства около 20 млн. человек.

Рекордные объемы перевозок по внутренним водным путям в РСФСР были достигнуты в 1989 г. Перевозка грузов составила более 580 млн. тонн, перевезено порядка 100 млн. пассажиров. Речной транспорт стал активной составной частью транспортной инфраструктуры СССР.

К сожалению, в XXI веке он искусственно оказался невостребованным в экономике страны. Экономические преобразования, 90-х годов ХХ века и начала двухтысячных, были проведены без учета особенностей структуры внутреннего водного транспорта. К сожалению это привело к значительной потере производственных фондов, в том числе и флота, портов и, как следствие, к значительному снижению доли речного транспорта в едином транспортно-дорожном комплексе страны.

Кризис девяностых годов нанес существенней ущерб экономике страны и конечно же негативно отразился на развитии речного флота в Российской Федерации. Так, в 2000 г. по внутренним водным путям было перевезено всего 28 млн. пассажиров и порядка 120 млн. тонн груза. Пассажиропоток упал почти в 3,7 раза, а грузооборот на речном транспорте в 4,83 раза.

Реформы 1990-х г.г., процессы приватизации уничтожили крупные речные пароходства, которые были разделены на множество мелких судоходных компаний. Результатом стало отсутствие как у государства, так и у предпринимателей интереса к развитию системы флота и транспортной инфраструктуры.

Вследствие чего, на водных путях Московского бассейна, обслуживающих г. Москву и Московскую область к 2003 году в 12 раз, сократилось число пассажирских пригородных маршрутов. Осталось всего лишь два рейсовых межрегиональных пригородных маршрута Московского речного пароходства: Северный речной вокзал - пристань Тишково и пристань Черная речка, а также два местных маршрута в городах Коломна и Серпухов, связывающих их с садоводческими товариществами.

Начиная с 2018 года, в соответствии с Законом Московской области от 10.07.2018 № 111/2018-ОЗ «Об организации транспортного обслуживания населения внутренним водным транспортом общего пользования… Московской области» Минтрансом Московской области пригородные маршруты водного транспорта в городах Серпухов, Коломна и Лыткарино датируются за счет средств бюджета региона.

За навигационный период 2023 года речным пригородным транспортом Подмосковья указанными маршрутами воспользовались всего 31 тыс. человек. Основной поток зафиксирован на маршруте в Лыткарине, в Серпухове и Коломне за сезон перевезено свыше 13400 человек, это почти на 15% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Что касается дальних пассажирских перевозок, то с 1995 года прекращены государственные дотации на перевозки по маршрутам: «Москва - Астрахань - Москва», «Москва - Ростов на Дону - Москва». Так до 1995 года по этому маршруту курсировало 18 теплоходов с графиком отправлений из Москвы до Ростова на Дону и Астрахани через день, но до настоящего времени данный пассажирский маршрут так и не восстановлен.

Вместе с тем, в 2006 году произошла отмена субсидирования и соответственно фактическое прекращение работы речного транспорта Московского речного пароходства в Московском бассейне в качестве общественного транспорта. В этой связи судоходные компании вплоть до 2020 года в основном занимались организацией праздничных мероприятий и прогулками по воде.

В тоже время, начиная с 2020 года, в Москве стали воссоздавать маршрутно-экскурсионную сеть, включив в нее 10 основных экскурсионных прогулок и 1 переправу, открыта первая часть круглогодичного речного транспортного маршрута «Киевский - Сердце столицы». В настоящее время Минтрансом Московской области при участии Департамента транспорта Москвы рассматривается вопрос об интеграции сети речного транспорта столицы в Подмосковные речные маршруты.

При восстановлении в 2020-2023 г.г. Северного и Южного речных вокзалов г. Москвы было полностью возрождено речное Московское Золотое кольцо. Этот маршрут был создан в 1959 году, значительная часть которого проходит по территории Московской области, простирается на север от г. Химки до г. Дубны, на юг от г. Дзержинский до границы с Рязанской областью.

На территории Московской области расположено 35 причалов (13 грузовых), 28 из которых находятся в ведении ФГБУ «Канал им. Москвы». При этом 26 причалов находятся в ненормативном или аварийном состоянии, что не позволяет их использовать для межрегиональных перевозок как для судов, отправляющихся из г. Москвы, так и для транзита речных круизов в направлении других регионов и городов.

Кроме того, до сих пор в Подмосковье невозможно в полном объеме использовать водные пути для движения речного транспорта. Такой ситуации способствует ряд негативных причин. Прежде всего снижение глубины водных путей, она в последние 25 лет сократилась в среднем на четверть, а протяжённость путей с гарантированными габаритами судового хода снизилась на 30 процентов. Эти проблемы усугубляются и маловодностью ряда рек. В таких условиях более половины судов не могут ходить с полной загрузкой. Одной из причин такой ситуации является, как русловая, так и прибрежная недродобыча. Это ведёт к убыткам, к увеличению количества убыточных рейсов. Самая серьезная ситуация складывается на Оке, протяжённость которой по территории области составляет 215 километров.

Обмеление Оки, например, в районе Каширы с 1950 года составило 2 метра, в Серпухове - 1,6 метра. Сейчас уровень падает примерно на 2-3 сантиметра в год. Иногда больше. Но есть и обратные примеры. В русле Оки, в Калуге, песок не добывают уже лет 15 и уровень воды там стабилизировался! В этой связи, вопросы недропользования должны постоянно находиться на контроле надзорных органов в целях обеспечения судоходства и сохранения экосистемы Московского бассейна.

Немаловажное значение для подержания Единой глубоководной системы Российской Федерации в Московском бассейне имеет и эксплуатационное состояние судовых гидротехнических сооружений, которых в Московском бассейне насчитывается 238 единицы, средний возраст которых порядка 90 лет.

ОАО «Порт Коломна» и ООО «Порт Серпухов», ОАО «Московское речное пароходство» осуществляют грузовые перевозки на территории области и также заняты пассажирскими и прогулочными перевозками.

В структуре грузовых перевозок основное место занимают навалочные строительные материалы (песок, щебень, камень и др.), в навигацию 2022 года по Московскому бассейну перевезено 25 млн 766 тыс. 733 т грузов, что на 6,32% превышает показатель 2021 года. Однако в 2023 году объем грузоперевозок снизился и составил порядка 24,1 млн тонн, хотя 1990 году объём перевозимых грузов превышал 50 млн. т.

Ситуация, связанная с развитием судоходства по Московскому бассейну, схожа и для всех судоходных бассейнов Российской Федерации, поэтому вопросы развития всех сегментов речного транспорта, внутреннего туризма в последние годы неоднократно рассматривались как на федеральном, так и на региональных уровнях.

20 июня 2023 года Президентом Российской Федерации проведено совещание, посвящённое вопросам развития речного судоходства, отметив, что одной из ключевых задач является развитие водного пассажирского транспорта. В продолжение этого совещания, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации утвержден перспективный план строительства гражданских судов на период до 2035 года.

В настоящее время в Российской Федерации насчитывается 12700 речных судов, из них 1289 пассажирское судно. В 2023 году для достижения целей этого плана принято решение о финансировании строительства 260 судов на период 2023–2027 годов с использованием средств Фонда национального благосостояния, путем реализации инвестиционных проектов льготного лизинга морских и речных судов. Среди них - 119 грузовых и 73 пассажирских судна, а также баржи, буксиры, плавучий док и другие суда.

К 2035 общее количество построенных судов должно составлять 500 единиц. В ряде регионов, таких как Татарстан и Нижегородская область заработали линии речного общественного транспорта, в том числе с применением современных отечественных судов на подводных крыльях, электросудов - катамаранов, возобновили работу межрегиональные речные маршруты.

В настоявшее время на Московском бассейне, на пассажирских круизных маршрутах эксплуатируются суда, построенные в 60-80-е годы прошлого века, на судоверфях: СССР, ГДР, Венгрии, Австрии и Чехословакии.

На водных путях Волжского бассейна, к которому относится и Московский бассейн в эксплуатацию, за последние годы, введено всего лишь три новых пассажирских круизных судна. В настоящее время на судоверфях Российской Федерации при поддержке Объединенной судостроительной корпорации строится более 50 пассажирских судов, строительство 38 из них в рамках программы лизинга.

В этой связи интересен опыт Москвы. В нынешнем году по госконтракту с Правительством Москвы, верфь АФК «Система» в Ленинградской области, построила 14 электросудов с высокими экологическими стандартами. завершается строительство еще 7 судов. Минтрансом Московской области в настоящее время прорабатываются вопросы строительства подобных судов для Подмосковья.

Для обеспечения судоходства на канале имени Москвы и в Московском бассейне в 1937 в Хлебникове был построен Хлебниковский машиностроительно-судоремонтный завод, который на сегодняшний день остался главной промышленной судоремонтной верфью на территории Московской области и в г. Москве.

Наработки в судостроении в последнее время демонстрирует и ОАО «Порт «Коломна», на базе которого в нынешнем году построено два речных буксира. Московский судостроительный - судоремонтный завод и Каширский судоремонтный завод, к большому сожалению, несколько лет назад прекратили и свое существование.

В Московской области, в 2020-2023 г.г. вопросам развития речного транспорта было посвящено ряд межведомственных совещаний, организованных Министерством транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области.

В ноябре 2022 года фракцией КПРФ в Московской областной Думе было проведено выездное заседание в с. Дединово Луховицкого городского округа, на котором рассматривались вопросы развития речного транспорта и связанного с ним внутреннего туризма.

В ходе выездного мероприятия было отмечено, что несмотря на то, что село Дединово, расположенное на двух берегах судоходного участка реки Оки, и находится на оживленном туристическом маршруте причал в Дединово отсутствует. В результате большой поток туристов транзитом проезжает это место с богатым культурно-историческим наследием. А ведь Дединово – Родина российского Военно-морского флота, государственного флага. Здесь была основана первая государственная кораблестроительная верфь для строительства морских судов, на которой был построен и спущен на воду первый военный фрегат «Орёл».

Тоже самое можно сказать и о Дмитрове, городе, который всего лишь на семь лет младше Москвы, основателем которого является Юрий Долгорукий. Дмитровский Кремль и другие достопримечательности этого края пассажирские суда проходят транзитом следуя по каналу имени Москвы.

При использовании речных маршрутов для организации массового отдыха нельзя забывать и о богатом природном потенциале региона, десятки особо охраняемых природных территорий расположены вдоль судоходных водных объектов, среди которых множество памятников природы, заказников… среди них значимое место занимает Приокско-Террасный биосферный заповедник, по сути являющийся визитной карточкой южного Подмосковья. К сожалению, доступ для посетителей к которому возможен лишь со стороны автодороги у деревни Данки.

Нынешняя ситуация показывает, что потенциал Московской области как туристического региона реализуется в недостаточной степени. Комплексный подход в сфере организации туристической деятельности раскроет туристический потенциал Московской области как на федеральном, так и на международном уровне. Внутренний туризм - самый доступный для граждан и крайне востребованный, при этом он способствует экономическому росту и пополнению бюджета региона, муниципалитетов. Эта отрасль отличается огромным мультипликативным эффектом. Поэтому необходимо устранить не только все бюрократические преграды, но и создать благоприятные условия для всестороннего развития туристско-рекреационных кластеров Подмосковья, в том числе развития их транспортной доступности – не только автомобильной и железнодорожной, но и речной.

Поэтому перед нами стоят вполне конкретные задачи:

- определение причин, затрудняющих развитие речного транспорта и водной транспортной инфраструктуры в Московской области;

- проанализировать перспективные направления развития речного транспорта в Московской области, в целях повышения экономической эффективности развития речного транспорта для экономики региона.

Полагаю, что предложения нашего совещания найдут свою реализацию в развитии транспортной системы Московской области. Речной транспорт займёт достойную позицию среди других видов транспорта, обеспечивающих динамичное развитие Подмосковья.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.
Читайте также
В Академии Труда и Социальных Отношений отметили день юриста
Депутат Мособлдумы от КПРФ Елена Мокринская по приглашению и.о. декана юридического факультета АТиСО приняла участие во встрече со студентами, учащимися колледжей и старшеклассниками.

Состоялось совещание депутатской вертикали МК КПРФ
Главная задача депутатов-коммунистов всех уровней - проведение в жизнь социально-экономической программы КПРФ - программы Победы.






 
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
 
                
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
Доклад Академика РАН В.И. Кашина на научной сессии общего собрания членов Отделения сельскохозяйственных наук Российской Академии Наук

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
Заявление Бюро Московского областного отделения КПРФ в поддержку совхоза им. Ленина

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам
Депутат Госдумы помог ликвидировать несанкционированную свалку

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
Вернем историческую правду!

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Руководитель фракции КПРФ Александр Наумов помог дошкольному отделению в Тарасково в рамках инициативного бюджетирования

Сергей СТРЕЛЬЦОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Сергей Стрельцов: сельские территории незаслуженно обделены вниманием


 





 

 

 

контакты

Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Телефоны МК КПРФ:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57

*******

Все данные

ГК КПРФ
в Московской области:
 
  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда