Мировой кризис многих вернул с небес на землю. Осознание этого быстро изменило геополитическую картину на пространстве СНГ. Страны бывшего СССР теперь смотрят на Запад совсем другими глазами. Для них настоящим откровением стала судьба стран Прибалтики. Еще год назад казалось, что те получили такие дивиденды от своей ненависти к России, которых им хватит навсегда. И в Евросоюз их приняли, и дороги построили, и денег дали - сказка, а не жизнь. Но «вдруг» грянул мировой финансовый кризис, и бывшие наши прибалтийские «сестры» вмиг оказались банкротами. Некому им помочь, приходится урезать пенсии и подавлять беспорядки. Народ быстро понял, что к чему, и вот 1 июля мэром Риги избран русский - пророссийский политик Нил Ушаков. То ли еще будет?
Второй «дурной пример» - Украина, которая просила-просила весной у России 5 миллиардов долларов, да так и не получила. Не смогла объяснить, как возвращать будет. А допускать нас к своим компаниям не хочет из политических соображений. Теперь пошла на соглашение с МВФ, который на днях решил дать Киеву $3,3 млрд. Неплохо, конечно, но всем известно, что деньги от МВФ означают фактическую потерю независимости - фонд берет на себя принятие важнейших финансовых решений, в том числе и по поводу того, куда тратить полученные деньги.
Самая свежая новость - Киргизия получит российский кредит в обмен на свои военные заводы. В частности, речь идет о производящем торпеды заводе «Дастан», расположенном на озере Иссык-Куль. Для России это вопрос принципиальный: собственного производства торпед у нас нет. Наш интерес понятен, и его в интервью «Известиям» обозначил президент Киргизии Курманбек Бакиев. «Россия - наш главный стратегический партнер, в том числе в вопросах безопасности, - сказал он. - Недавно с российской стороной был подписан документ о продлении на 49 лет пребывания российской военной базы в Канте...»
Между тем 22 июня правительство Киргизии подписало с США соглашение о создании Центра транзитных перевозок в международном аэропорту «Манас». Так закончилась затянувшаяся интрига с закрытием одноименной американской военной базы 376-го авиакрыла экспедиционных войск США. Через эту базу, которую сами американцы называют «Ганси», осуществлялась переброска большинства грузов в воюющий Афганистан. Однако уже нынешней весной парламент Киргизии денонсировал договор с Вашингтоном и «попросил» американцев покинуть территорию базы.
Наблюдатели связали это решение с оказанием помощи со стороны России, предоставившей Киргизии кредит в 2 миллиарда долларов, и прямыми инвестициями в экономику республики на 150 миллионов долларов. Поначалу даже казалось, что США фактически смирились с потерей «Манаса». Сначала американский посол в Таджикистане, а затем и помощник госсекретаря США Ричард Баучер заявили, что США не будут создавать новую базу в Средней Азии взамен «Манаса». Однако все это время между Бишкеком и Вашингтоном шли активные переговоры по сохранению этого стратегически важного для Соединенных Штатов транспортного «коридора». Поначалу никто даже не придавал значения неоднократным сведениям о переговорах США с Киргизией о сохранении американской базы. Тем более что речь шла о ее невнятном «ином статусе». При этом Вашингтон не раз делал намеки властям Бишкека, что в случае положительного разрешения этого вопроса, готов стимулировать новые вливания в экономику Киргизии. К тому же, по словам командующего авиабазой полковника Блэйна Холта, Пентагон уже вложил в «Манас» 60 миллионов долларов. И этот «иной статус», похоже, был найден парламентом Киргизии, ратифицировавшим новое соглашение с Соединенными Штатами.
Таким образом, завершилась эта интрига, тем более что она подкреплялась и посредничеством афганского президента Карзая в этом вопросе, и обещаниями Турции влить в экономику республики 1 млрд. долларов, и готовностью американцев повысить арендную плату.
В итоге все осталось на своих местах. Поменялась лишь вывеска: бывшая американская военная база «Ганси» стала именоваться «Центром транзитных перевозок».
Стоит отметить, что первый тревожный сигнал Россия получила еще в середине июня. Едва узнав о закрытии авиабазы «Манас», ряд государств Средней Азии – Узбекистан, Таджикистан, Казахстан и Туркмения – изъявили желание предоставить свою территорию для транзита американских грузов в Афганистан.
Глава киргизского МИДа Кадырбек Сарбаев уже тогда заявил о том, что Киргизия может последовать их примеру. Однако брошенные им слова Россия проигнорировала, убежденная заверениями официального Бишкека о том, что решение о ликвидации базы США остается неизменным и «обжалованию не полежит». И, наконец, 22 июня официальный Бишкек приоткрыл завесу тайны и неопределенности. Анонимный источник в МИД России прокомментировал столь неприятный для Москвы «сюрприз»: «киргизы захотели и рыбку съесть и на дельфинах покататься».