Свалка гнилого картофеля, жуткие зловония, борщевик с человеческий рост - все это не зарисовка художественного фильма, а реальный сюжет из Коломны. И длится это уже не первый год. В поселке Первомайский некоторые фермеры, которым, видимо, глубоко наплевать на окружающую среду, ежегодно наваливают тонны гор испорченных клубней картофеля за территорией овощехранилища. Впритык с ними находится жилой массив, и все прелести гниения (особенно в жару) приходится на себе испытывать жителям. А между тем, гнилой картофель относится к отходам 4 класса опасности, его накопление на почве наносит значительный ущерб экологии. Такого рода отходы выбрасывать вне специально отведенных площадок запрещено. Но для некоторых «одаренных» предпринимателей такое поведение считается нормой.
«Проблема появилась не сегодня, и не вчера. Первое мое обращение было направлено в администрацию еще Коломенского района в июле 2011 года. Какое-то время глава КФХ Бабунов Ю.А. устранял вынесенные ему предписания, но потом все возвращалось на круги своя. Каждый год - одна история», - рассказал местный житель Василий Михайлович Мартынов, который пригласил первого секретаря Коломенского ГК КПРФ, главного редактора газеты «Подмосковная правда» Сергея Стрельцова на место злополучной свалки.
«10 июля текущего года опять отнес в администрацию очередное письмо, где вновь изложил суть проблемы. А именно то, что с трех овощебаз складируют остатки отходов своей фермерской деятельности в непосредственной близости от жилых домов по улице Сельская поселка Первомайский. Это является не только нарушением санитарных норм, но и приводит к распространению борщевика на огромной территории. У меня нет уже сил с ним бороться, сколько не вырубаю, он все лезет, и лезет. И сколько это будет продолжаться?», - задается вопросом Василий Михайлович.
Если обратиться к нормативно-правовой базе, то согласно статье 51 Федерального закона №7 от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, транспортировке, хранению и захоронению безопасными для окружающей среды способами. Запрещается сброс отходов производства и потребления на водосборные площади, в недра и на почву. В Коломне фермеры либо не знают законов, либо экономят на своевременной и правильной утилизации отходов, а надзорные органы, в том числе администрация, ждут пока к ним обратятся с жалобами. «Сами мы делать ничего не будем, пока к нам не обратятся», - так устроена система. Впрочем, зачем чего-то ждать, когда на поверхности земли лежит букет нарушений.
Василий Мартынов от лица жителей добивается лишь того, чтобы территорию освободили от гнилого картофеля и в дальнейшем его не складировали. Чего тут сложного? Пресечь на корню беззаконие, и выйти на тропу настоящей борьбы с борщевиком, который для сельских жителей является головной болью.
Стремительная экспансия борщевика Сосновского стала актуальной проблемой для многих регионов. В Подмосковье активная фаза борьбы с агрессором началась в 2018 году. По разным оценкам, общая площадь поражения составляет свыше 40 тысяч гектаров. Сотни миллионов бюджетных денег было брошено на его истребление, но, к сожалению, ситуация кардинально не меняется. Ядовитые растения появляются снова и снова в разных местах.
Сплошная обработка химикатами не дает 100%-ого результата, так и выкашивание не позволяет уничтожить все семена, которые в земле сохраняют всхожесть до пяти лет, и на поврежденных корнях возникают новые отростки.
«Пока можно сделать вывод, что в борьбе с борщевиком - люди обороняющаяся сторона. В Коломне, как и в во многих других городских округах, за годы истребления меньше его не становится, это трудно не заменить по обочинам, по лесополосам. Высокие зонты возвышаются повсюду. И их, поверьте, очень много. Сказать, что органы власти ничего не делают, будет не совсем правильно. Но и борьба носит чисто отчетный характер. Министры докладывают, что химически обработаны гектары там, здесь, а присмотришься, на следующий год борщевик растет в том же самом месте, где его не должно было быть, если судить по отчетам. Поэтому необходимо искать новые способы, привлекать научное сообщество, запустить государственную программу с четким планом противодействия. Сейчас ничего подобного нет, поэтому и сдвигов существенных незаметно», - отметил Сергей Стрельцов.
По его мнению, необходимо брать на вооружение опыт соседней Белоруссии, где пару лет назад с этой заразой успешно справились.
«Там тоже растет борщевик, но совсем в других масштабах. Видел, как говорится, собственными глазами, проехав Белоруссию вдоль и поперек. Прекрасная страна. Они запустили национальную программу: поля с борщевиком перепахали и засеяли заменяющими культурами. Где техника не могла проехать, все потравили. Нерадивых собственников земли, где рос ядовитый сорняк, обложили штрафами. Постепенно, путем системной работы им удалось минимизировать его распространение», - сказал первый секретарь Коломенского ГК КПРФ Сергей Стрельцов.
На минувшей неделе пресс-служба Минсельхоза победно отрапортовала словами министра Сергея Двойных, что «первый этап борьбы завершен - в регионе от борщевика Сосновского было обработано порядка 21,3 тысячи гектаров земли, второй этап - в самом разгаре, выполнено 32% от плана, это более 5,5 тысяч гектаров». Заметьте, сказано «было обработано», а сколько сокращено площадей после «обработки», понять сложно. Спрашивается, сколько борщевика останется в следующем году?