В новый учебный год со старыми проблемами

Константин Черемисов, зам. Председателя Московской областной Думы, второй секретарь МК КПРФ, член ЦК КПРФ

Наступает новый учебный год, в который опять, к сожалению, перейдут и многие, уже изрядно застаревшие проблемы в сфере российского образования.

Говоря о значении образования, достаточно вспомнить слова Ленина, что «Государство сильно сознательностью масс, когда массы обо всём знают, обо всём могут судить и на всё идут сознательно». Поэтому деградация образования – преступление перед народом и государством.

И вроде бы тот очевидный факт, что образование является важнейшим условием поступательного развития страны, роста ее экономического, научного, военного потенциала, наконец, ее реального суверенитета, признается на всех уровнях властной вертикали. «Наше образование существенно деградировало за последние 15 лет. Если мы собираемся возрождать новую сильную Россию, то одним из важнейших направлений работы должно стать как раз образование», – подчеркивают депутаты ГД и от партии власти. Тем не менее, реальных положительных изменений пока особо не видно.

В 1935 году Сталин сказал знаменитую фразу «Кадры решают все». И расшифровал ее: «Лозунг «кадры решают все» требует, чтобы наши руководители проявляли самое заботливое отношение к нашим работникам, к «малым» и «большим», в какой бы области они ни работали, выращивали их заботливо, помогали им, когда они нуждаются в поддержке, поощряли их, когда они показывают первые успехи, выдвигали их вперед и т. д… Надо, наконец, понять, что из всех ценных капиталов, имеющихся в мире, самым ценным и самым решающим капиталом являются люди, кадры».

Именно претворение в жизнь этой цели позволило СССР осуществить колоссальный скачок в развитии экономики и социальной сферы, который привёл страну в число мировых лидеров. Развал страны, разгром социалистического наследия привел к тому, что сейчас не хватает квалифицированных рабочих, специалистов среднего звена, инженеров, ученых, врачей, учителей и т.д.

Нехватка учителей – особая проблема. Ведь любой специалист, любая профессия начинается со школьной парты.

В РФ 38 педагогических вузов (к слову, в 1974 году в РСФСР было 94 педагогических института). По данным Минпросвещения, педагогические вузы становятся все популярнее, в прошлом году было подано 385 тыс. заявлений – на 100 тыс. больше. В целом же на педнаправления и специальности российских университетов поступило 725 тыс. заявлений. При этом, если еще семь лет назад по специальности шли работать только 25% молодых педагогов, то сейчас, как утверждает министерство, 80% выпускников устраиваются в школы.

Но по данным Росстата, более половины всех российских учителей – люди в возрасте от 40 до 59 лет. Доля школьных учителей до 35 лет на протяжении последних лет остается почти неизменной – около 23%. Половина молодых учителей увольняются из школы в течение первых пяти лет. Основные причины ухода – высокая нагрузка, низкие зарплаты, большая бюрократическая волокита.

Как отмечают «Вести образования», дефицит педагогических кадров наблюдается в 80% регионов страны. В 40% регионов оклады учителей не превышают половины минимального размера оплаты труда.

Все чаще мы слышим о массовых увольнениях учителей. В 2023 году из российских школ уволилось максимальное за последние семь лет количество учителей – более 193 тысяч, что составляет 14% от общей численности школьных педагогов в РФ. Эта негативная тенденция продолжается. И не удивительно. Агентство «ГородРабот.ру» опубликовало данные об учительских вакансиях в стране за первую половину 2024 года. Эти цифры отличаются от информации Росстата.

Согласно официальным данным, средняя зарплата учителей по стране составляет 55634 руб. Но вакансии говорят о другом – средняя предлагаемая учителям зарплата составляет 30000 руб.

Но даже эти данные, по словам члена совета Межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» В.Луховицкого, не отражают реального положения дел в образовании: «Говорить о 30 тысячах – смешно, потому что оклад учителя, то есть стоимость его работы за ставку часов во многих регионах меньше МРОТ. Сейчас люди радуются, когда им платят за их ставку 18–20 тысяч рублей. Они считают это очень большими деньгами. 30 тысяч значат, что человек берет 1,5–2 ставки. Московскую зарплату тоже надо делить примерно на 1,5 раза, потому что московские учителя тоже работают по полторы–две ставки. Так же, если рабочего заставить работать на заводе не 7 часов, а 14 и за это платить ему хорошую зарплату».

По данным различных исследований, учителя в среднем трудятся по основному месту работы 27 часов в неделю, что составляет 1,5 ставки. Дополнительно занимаются репетиторством 38% учителей, преподаванием на онлайн–платформах – 26,5%.

Согласно данным Росстата, с 2013–2014 учебного года по 2022–2023 учебный год число учащихся на одного учителя выросло с 13 до 20, что означает рост интенсивности труда более чем в 1,5 раза.

Эксперты отмечают, что особенностью профессии учителя в современной России является наличие значительных объемов неоплачиваемой работы, механизмов неформального принуждения к выполнению дополнительных обязанностей. И это является еще одной причиной увольнений учителей.

Еще одна причина увольнений – бюрократическая нагрузка. 30 июля 2024 года ГД приняла сразу во втором и третьем чтениях законопроект, направленный на снижение документационной нагрузки на педагогических работников. Но мнение самих учителей о принятом законе далеко от оптимизма. Как они подчеркивают, «Мы приветствуем попытки законодательно ограничить бессмысленную для педагогов работу по подготовке отчетов для внешних организаций, но обращаем внимание, что большинство запросов на формирование отчетов поступает в образовательные организации не из внешних инстанций, а из учреждений системы управления образованием, в частности, от Рособрнадзора (мониторинги «обученности» детей и педагогов, ВПР, PISA и т.д.), Министерства просвещения РФ, региональных министерств и муниципальных учреждений управления образованием».

И вот здесь кроется самая главная проблема нашего образования. «Реформы», направленные на разрушение когда–то лучшей в мире системы образования, осуществлялись на деньги Всемирного банка либеральной командой, которые и сейчас продолжает свою деятельность.

Бывший министр Фурсенко, заявивший в 2007 году, что «недостатком советской системы образования была попытка формировать человека–творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя», до сих пор является помощником президента. Асмолов, который в 2000 году откровенно радовался тому, что «мы видим прекрасную, умную, всепобеждающую наглость родителей и наглость детей, которые начинают качать свои права и требовать от школы, чтобы она готовила дитя к жизни и карьере. А не лепила из него то, что нужно Великому Отцу. И я, забыв о скромности, бью себя кулаком в грудь и горжусь тем, что был причастен к тому, что это произошло… Поколение, воспитанное школой, ориентированной на развитие личности, готово в случае чего поменять профессию, город и страну», и сейчас является членом различных экспертных советов по образованию. Калина, известный своей деятельностью по слиянию и «оптимизации» московских школ и других образовательных учреждений, включая школы–интернаты, спецшколы для детей–инвалидов и трудных детей, школы для одарённых детей, реализует госполитику профессионального развития работников образования в Министерстве просвещения.

Как отметил председатель Всероссийского общества защиты прав граждан в сфере образования В.Панин, «Так называемые реформаторы образования, некоторые из которых сейчас открыто позволяют себе антироссийские высказывания, фактически заложили бомбу под всю систему обучения в нашей стране, – говорит эксперт. – Это целая сплочённая команда, в которой каждый играет строго отведённую ему роль. Фурсенко, Адамский, Асмолов, Калина, Кузьминов, Фрумин, Болотов и другие своими реформами фактически вогнали систему образования в глубокую кому. В результате обучение наших детей ведётся в урезанном и искажённом виде, и это не может не угрожать национальной безопасности страны. Сейчас самое время поставить окончательную точку в этом вопросе. По сути, называя вещи своими именами, господ модернизаторов нужно самих денацифицировать и русифицировать. Всё происходящее сейчас в образовании антинародно и идёт вразрез с интересами государства».

Как справедливо было замечено, «Сегодня «доктора в штатском» отвечают на недоумения по поводу деятельности Министерства обороны и ряда частных компаний. Не пора ли и Минпросвещению, к которому накопилось масса вопросов, занять место в этой живой очереди?»

Кстати, один из вопросов будет касаться обеспечения школ учебниками. В 2023 году цена на учебники резко выросла. Расходы регионов на учебную литературу выросли в полтора раза, в ряде регионов возник дефицит учебников. ФАС возбудила два дела против издательства «Просвещение», которое контролирует 82% рынка учебной литературы, по признакам установления монопольно высоких цен на учебники. Максимальная санкция за подобное правонарушение – штраф до 5 млн. рублей.

В том же 2023 году издательство выплатило рекордные дивиденды – более 26,5 млрд. рублей, как отметил Forbes, благодаря росту цен на учебники. В 2011 году издательство «Просвещение» было приватизировано. В 2021 году по 25% акций получили Сбербанк, РФПИ и ВЭБ.РФ. По оценке Forbes, в 2022 году, то есть до роста цен на учебники в 2023 году, ее чистая рентабельность равнялась 56% – в разы больше (!), чем у других книжных издательств, и существенно выше (!), чем у «Газпрома» и «Норильского никеля» в их самые удачные годы.

Накопившиеся проблемы России диктуют необходимость изменения подходов к сфере образования. Решить перечисленные задачи удастся только при аннулировании либеральной «реформы» образования.

Усилия «реформаторов»–разрушителей привели к снижению качества и доступности образования, его коммерциализации, уходу из школы многих педагогов, натаскиванию школьников к ЕГЭ, перманентным изменениям в ФГОС и т.д.

И до сих пор в образовательной политике сохраняется курс на уничтожение традиционной школы и нивелирование роли педагога в обучении и воспитании детей.

До сих пор доля расходов на образование составляет около 3,5% от ВВП, вдвое ниже необходимого для успешного экономического развития.

КПРФ не раз вносила в ГД законопроекты, направленные на повышение оплаты труда учителей. Учитель должен получать столько, сколько ему положено по указу президента от 7 мая 2012 года, работая на одну ставку. При этом зарплату надо приравнивать к средней по стране, чтобы уменьшить разрыв в оплате труда. Но законопроекты постоянно отклонялись провластным большинством.

Как подчеркнул депутат ГД от фракции КПРФ О.Смолин, «Ситуация с образованием в стране остаётся удручающей. Системные проблемы не решаются, а отрасль хронически недофинансируется. А это значит, что мы будем наблюдать за продолжением углубления кадрового кризиса».

Современное ситуация в стране со всей очевидностью доказывает, что решить все накопившиеся и обострившиеся проблемы возможно только при реальном отказе от взятого в 90–е годы прозападного либерального социально–экономического курса.

И сегодня уже все здравомыслящие люди понимают, что только на путях социальной справедливости и социализма возможно построить общество и государство во имя и благо человека и гражданина!

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.
Читайте также
Торжественное собрание в Ногинске
Коммунисты Ногинска провели торжественное собрание, посвященное 107 годовщине Великой Октябрьской социалистической революции.

Делегация Московского областного отделения ЛКСМ РФ приняла участие в слете комсомольского актива ЦФО
Комсомольцы Подмосковья приняли участие в слете комсомольского актива Центрального Федерального округа в городе Людиново Калужской области.

СВОих не бросаем
Добровольцы Дмитровского городского комитета КПРФ вернулись из очередной поездки на СВО.




 
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
 
                
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
В.И. Кашин: «Два актуальных законопроекта в сфере ветеринарии приняты Госдумой в первом чтении»

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
Заявление Бюро Московского областного отделения КПРФ в поддержку совхоза им. Ленина

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам
Н.И. Васильев выступил на X (октябрьском) Пленуме ЦК КПРФ

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
Зампред Мособлдумы Константин Черемисов: Сельскому населению постоянную заботу

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Депутаты-коммунисты региональных парламентов Александр Наумов и Леонид Зюганов наметили совместные мероприятия в работе

Сергей СТРЕЛЬЦОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Сергей Стрельцов: сельские территории незаслуженно обделены вниманием


 





 

 

 

контакты

Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Телефоны МК КПРФ:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57

*******

Все данные

ГК КПРФ
в Московской области:
 
  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда