Выступление на заседании Государственной Думы при обсуждении проектов бюджетов на 2010 год и на период 2011-2012 годы Пенсионного фонда, фондов социального и медицинского страхования 21 октября 2009 года)
Однако из представленных материалов видно, какой огромной разрушительной силы нанесен удар по нашей экономике кризисом, а вернее пагубной политикой правительства, которое с настойчивостью, достойной лучшего при-менения, следует все тем же курсом либеральных реформ, погружая экономику страны в сырьевую бездну. Если в целом по развитым странам падение ВВП составило 2-3%, то в России оно превысило все 12%. Даже не учитывая инфляцию, основные показатели федерального бюджета отброшена к 2006-2007 году. Львиная доля финансовых резервов исчерпана. В 2010 году прекращает свое существование Резервный фонд. Правительство изо всех сил старается сдержать нарастание социального протеста путем раздачи подачек из оскудевшей казны. А с другой стороны готовится к подавлению назревающего неизбежного социального протеста, наращивая финансовую поддержку силовых органов - МВД и органов безопасности.
Предлагается приостановить с 1 января 2010 года действие статьи 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и статьи 4 Федерального закона от 8 декабря 2008 г. № 203-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам медико-психологической реабилитации военнослужащих", предусматривающих медико-психологическую реабилитацию военнослужащих. Действие статьи 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предлагается приостановить в части привлечения средств Фонда социального страхования Российской Федерации для предоставления путевок детям военнослужащих. Кроме того, Правительством Российской Федерации разрабатывается проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому с 2010 года полномочия по осуществлению оздоровления и отдыха детей будут переданы субъектам Российской Федерации на их нищие бюджеты.
По сути, урезаны все социальные статьи бюджета. Сокращены расходы на образование более чем на 14 млрд. рублей, на здравоохранение - на 15,5 млрд. рублей, на культуру - на 6,5 млрд. рублей, на социальную политику - на 2,7 млрд. рублей. Социальная сфера в основном финансируется из региональных бюджетов, которые секвестрируются от 20 до 35%.
Пенсионный фонд располагает огромными финансовыми средствами. На 2010 год бюджет фонда составит величину соизмириму с расходной частью фе-дерального бюджета - почти 4,7 трлн. рублей. Это почти на 1,5 трлн рублей больше текущего года. Грамотное распоряжение этими средствами могло бы существенно пополнить казну. Бездумная раздача кредитов наоборот поставила в кризисное положение фонд. Именно поэтому государство вынуждено из федерального бюджета трансфертом пополнить пенсионный фонд суммой в 2,5 трлн. рублей. Но что будем делать дальше, когда окончательно сдуется так называемая "подушка безопасности". А такая опасность вполне реальна: в 2010 году заканчиваются средства в Резервном фонде, к 2012 году в Фонде нацио-нального благосостояния останется всего лишь 430 млн. рублей. Фонд мог бы сам себя поддерживать, если бы вместо кредитов средства были бы размещены, например, в Сбербанке, который обеспечивает доходность вкладов 10-12% годовых. По крайней мере, это хотя бы компенсировало инфляционные потери, гарантируя финансовую устойчивость фонда.
Надо заметить, что в пенсионном ведомстве не все хорошо даже не с ал-геброй, а с простой арифметикой. Например, в законопроекте записано, что в среднем пенсии увеличатся за год на 25%, а на самом деле всего на 21,4%, трудовая пенсия - на 25,8%, а в действительности - только на 21,9%, страховая честь трудовой пенсии по старости военных пенсионеров - на 24,4%, а в реальности - 21% и т.д. Непонятно, зачем это сделано. Зачем эта фальсификация? Для красоты восприятия? Но пенсионеру от красоты цифр здоровья не добавиться, и в холодильнике продуктов тоже.
К сожалению в Пенсионном фонде не нашлось места поддержке тех пенсионеров, которые живут в регионах с тяжелыми климатическими условиями, Север, Сибирь, Дальний Восток. Здесь пенсионеры несут дополнительные расходы, однако в пенсионном обеспечении это никак не обозначено.
Наша фракция выступала и выступает за то, чтобы пенсия ветеранов была не ниже прожиточного минимума. Но не того минимума, которое подразумевает правительство, минимума физического выживания, а такой суммы средств, которая бы обеспечивала достойное существование старшего поколения. Пенсионеру надо ведь не только что-то есть и купить лекарство, заплатить коммунальные услуги, но и иметь приличную одежду, возможность отдохнуть, посетить родных и близких и т.д. Сегодня для маломальски приличного существования необходимо минимума 12-15 тысяч рублей, т е. в 2 раза больше того, что предлагает правительство. Конечно, чтобы повысить таким образом пенсию, другие социальные выплаты, нужны другие доходы федерального бюджета, го-раздо большие, чем представило правительство. И у государства для этого есть все возможности, но нет у правительства реальной программы увеличения доходов государственной казны. Хотя для этого требуется всего лишь политическая воля реализовать предложения, о которых постоянно говорят коммунисты и которые не находят поддержки правительства. Для этого необходимо вернуть в государственную собственность природные богатства, чтобы они работали на все общество, а не на кучку олигархов, вернуть государственную монополию на производство алкогольной и табачной продукции, прекратить вывоз капитала за рубеж и т.д.
Все сказанное в значительной мере относится и к фонду социального страхования, и к фонду обязательного медицинского страхования.
С самых высоких трибун много слов произносится о государственной демографической политике. Ну какая же это демографическая политика, если по-собие по уходу за ребенком составляет 1,5 тысячи рублей в месяц? Что можно купить сегодня на эту сумму? Десяток подгузников. Фракция КПРФ давно предлагает установить это пособие в размере не ниже 3 тысяч рублей. Как можно говорить о здоровье детей, если на детской оздоровительной компании собираемся сэкономить 19 млрд. рублей?
У нас в стране ежегодно умирает около 2 млн. человек, а расходы на погребение в бюджете рассчитаны только на 114 тысяч. Что же остальным гражданам делать, у кого умерли родственники? И в то же время тратится более 15 млрд. рублей на содержание только аппарата фонда социального страхования. Такой бюджет можно назвать не иначе как бюджет умерщвления народа.
Стоит ли удивляться после этого, что качество медицинского обслуживания ухудшается при неизменном росте этих услуг. Даже по официальным данным стоимость медицинских услуг в текущем году выросла на 11%. Дорогостоящие медицинские услуги для большинства населения остаются недоступными, а для получения бесплатной помощи требуется преодолеть огромные очереди. Растет алкоголизация населения, все большее число людей, особенно молодежи захватывает наркомания, возвращаются многие болезни, о которые, казалось, уже забыли. Только по причине алкоголизма ежегодно умирает 30-40 тысяч человек. Смертность от туберкулеза также практически достигла такого же уровня. На 1 августа 2009г. численность населения составила 141,9 млн. человек и с начала года уменьшилась на 31,5 тыс. человек. В целом по стране превышение числа умерших над числом родившихся составило 1,2 раза. При этом вызывает удивление, что финансирование дефицита фонда медицинского страхования в 5 млрд. рублей планируется осуществить за счет остатков средств бюджета фонда по итогам 2009 года. Получается, что экономим на здо-ровье людей, недоплачиваем инвалидам, детям, пенсионерам, учащимся, студентам, а в это время страна продолжает вымирать. Остается позорно низкой заработная плата медицинских работников, что толкает их на всякого рода ухищрения, чтобы выживать. При этом административные расходы на содержание Фонда в 2010 году составят 298,6 млн. рублей. Даже председатель Правительства В.Путин недавно публично возмутился избыточными расходами на содержание чиновничества. В частности он заявил: "Объем неэффективных расходов в образовании и здравоохранении достиг 147 млрд. рублей. Значи-тельная часть денег была проедена, а не потрачена, например, на поощрение специалистов или на закупку оборудования…"
Представленные бюджетные документы не обещают народу и стране никаких перемен к лучшему – ни в экономике, ни в социальной сфере. На ближайшие три года сохраняется все та же сырьевая ориентация. Президент Медведев в своей статье «Вперед, Россия!» правильно задает вопрос: «Должны ли мы и дальше тащить в наше будущее примитивную сырьевую экономику..?» Конечно, не должны. Но кто прислушивается к словам президента? Президент говорит: Негативные демографические тенденции должны быть замедлены и остановлены. Повышение качества медицинского обслуживания, стимулирование рождаемости, безопасность на дорогах и производстве, борьба с пандемией алкоголизма, развитие физической культуры, массового спорта должны стать и стратегическими, и при этом повседневно решаемыми государствен-ными задачами. Но где отражение этих намерений президента в представленных документах? Его нет! Власть действует по принципу известной басни И.Крылова «Лебедь, рак и щука»: " …Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду..." Согласья во власти нет: один руководитель выступает против сырьевой экономики, а другой по всему миру разъезжает, распродавая энергоносители и другое невосполнимое сырье. Итог басни известен: воз с поклажей не сдвинулся с места. Это неизбежно ждет и Россию, если не произойдет смены обанкротившегося курса и его вдохновителей. Терпение на-рода не безгранично! И вряд ли в такой ситуации помогут подкормленные силовые структуры или подтасовки на выборах в органы власти.